• Преподавателю
  • Другое
  • Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

Итак, тема гражданственности — одна из главных в творчестве Анны Ахматовой. Эволюционируя от интим- но-лирической поэзии к поэзии, которая вбирает в себя традиции пушкинской гражданственности, способности откликаться на все происходящее вокруг, Ахматова постепенно приходит к синтезу лирического и гражданского начала, к философии, в которой на первом месте стоит чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.      Творчество Ахматовой — уникальное явление. Соединив в себе проникновенный ли...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края


Учебно-методическая разработка внеаудиторного мероприятия

по дисциплине

«Литература»

на тему:

«Гуманизм на войне. Лирика Великой Отечественной войны»







Автор: методист, преподаватель русского языка и литературы

к.с.н. Сайханова Л.И.

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)






г. Лабинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Цель и задачи

Основная часть (Сценарий мероприятия)

Библиографический список

3

4

5

28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наша страна переживает настоящий подъём патриотического движения. Что очень показательно, этот подъём стал ответом на ситуацию в Украине, где националистическое движение приняло многие характерные черты фашизма. Данная ситуация показывает, что, несмотря на то, что Великая Отечественная война окончилась почти 70 лет назад, она по-прежнему необыкновенна важна не только для ветеранов, но и для их потомков, для всех россиян. Народ, уже победивший фашизм, не может оставаться равнодушным к повторению этой опасности. Нам, россиянам, нужно помнить о цене победы и о тех, благодаря кому мы можем жить.

Однако даже самая жестокая и кровавая война в истории человечества не смогла заставить наш народ утратить человечность. Героизм русских солдат шёл рука об руку с гуманизмом.

Данная разработка может оказать существенную методическую и практическую помощь преподавателям при подготовке и проведении мероприятий, посвященных лирике Великой Отечественной войны.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Цель: углубить знания обучающихся о лирике Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие:

1) дать обучающимся представление о разнообразии художественных тенденций в лирики ВОВ (одическая, элегическая, психологический натурализм);

2) вызвать у обучающихся читательский интерес к литературе ВОВ;

3) продолжить формировать у обучающихся навыки анализа лирического произведения (через индивидуальную подготовку к мероприятию: обучающиеся работают с лирическими текстами, готовят для выступления небольшие комментарии): анализ сюжета; анализ образа лирического героя.

Развивающие:


1) развивать коммуникативные навыки обучающихся (выразительное чтение стихотворений, организация устных монологических высказываний);


2) развивать эмоциональную сферу через восприятие лирических произведений;

3) сформировать представление о духовной атмосфере военного времени.


Воспитательные:


1) воспитывать чувство патриотизма;


2) формировать интерес к истории своей страны.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ


Вступительное слово преподавателя: «Ребята, мы начинаем мероприятие, посвященное лирике Великой Отечественной войны.

Литература отражает историю, живет атмосферой. Во время войны происходит всплеск лирики, так как она позволяет высказаться, выплеснуть эмоции и чувства. Именно это нужно человеку во время жизненных потрясений. А война, конечно же, является потрясением для человека».

1-ый ведущий: «22-го июня 1941 года весь Советский Союз потрясло сообщение по радио. Диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан объявил о нападении фашистской Германии на Советский Союз».

2-ой ведущий: «Несмотря на то, что начало войны не было неожиданностью, ведь в 30-ые годы в стране царила атмосфера предгрозья, на человека обрушилось неведомо страшное. Происходящее было всеобщей трагедией».


1-ый ведущий: «Беда объединила людей. Еще в 1937 году Алексей Толстой написал статью «Родина!». Толстой восстановил связь между настоящим, советской действительностью, и историческим прошлым, от которого официальная идеология призывала отречься».

Обучающийся: «Что такое Родина? Это - весь народ, совершающей на данной площади своё историческое движение. Это - прошлое народа, настоящее и будущее. Это - его своеобразная культура, его язык, его характер, это - цепь совершаемых им исторических скачков, узлов его истории. К этому народу принадлежу я. Это - моя Родина».

2-ой ведущий: «Люди должны чувствовать, помнить и знать свои корни. Во время войны образ родины в лирике выходит на первый план. В 1942 году Дмитрий Кедрин написал стихотворение «Аленушка».

(читает стихотворение Д. Кедрина «Аленушка»).

АЛЕНУШКА


Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

(9 октября 1942)


«Поэт использует фольклорные образы для утверждения национального самосознания, которое начинается с осознания своих корней. Образы, появившееся около 10 веков назад, не умерли и сегодня. Это знак несокрушимости России».

1-ый ведущий: «Другой образ родины в стихотворении Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Обучающийся: (читает отрывок из стихотворения К. Симонова наизусть, демонстрируется фото К. Симонова).

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

«Лирический сюжет открытия стихотворения - открытие человеком родины. Картина отступления - передается стыд, ощущения вины солдата перед женщинами, вынужденными оставаться под властью немцев. Настроение героя «дождливое», сумрачное, тяжелое.
Возникающий традиционный образ дороги вводит мотивы горя, ухода, прощения, слез. Создается ощущение сосущей тоски. Тяжело оставлять врагу «деревни с погостами». Погост хранит прошлое человека: там те, кто дорог человеку».

2-ой ведущий: «Созвучной нравственному настроению людей была песня «Священная война» В. Лебедева-Кумач». Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

(Звучит песня «Священная война», идут кадры с плакатами и фотографиями военных лет).


1-ый ведущий: «Начало коренного перелома в ходе войны было положено Сталинградской битвой (17 июня 1942 - 2 февраля 1943). 28 июля 1942 г. вышел приказ наркома обороны № 227 «Ни шагу назад!». Выполнение этого приказа давалось тяжело.

Страшное ощущение ненависти к врагу, пришедшему на мою землю, заполнило сердце каждого воина. Убить врага - значит защитить Родину. Таковы условия войны».
Во время чтения стихотворений показывают плакаты


Обучающийся: (читает стихотворение «Бей врага!» Веры Инбер)

Сын, тебя я под сердцем носила.
Я тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой
Я теперь заклинаю тебя:

Бей врага! Над твоей головою
Вьется русского знамени шелк.
Каждый недруг, убитый тобою,
Это родине отданный долг.

Бей врага раскаленным металлом,
Обращай его в пепел и дым,
Чтобы с гордостью я восклицала:
«Это сделано сыном моим!»

Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!
Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

Обучающийся: Михаил Светлов «Итальянец» (фрагмент )

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Рассею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Обучающийся: Константин Симонов «Если дорог тебе твой дом…» (фрагмент )

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,-
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!


Обучающийся: «Человек на войне ожесточается. Это неизбежное последствие той ситуации, в которой оказывается воин - если не ты будешь убивать, то убьют тебя, будут топтать твою землю, осквернять твой дом. Так оправдывает жестокость воина А. Сурков в стихотворении 1941 года».


Обучающийся: (читает стихотворение наизусть).

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

1-ый ведущий: «Война подвергает человека опасности озверения. Убивать - значит защищаться. Другого выхода нет. Но нельзя опускаться до уровня фашистов. Человек должен оставаться человеком, сохраняя верность своим идеалам, своим понятиям о добре и зле. Об этом стихотворение «Ущербная совесть» Иона Дегена.


Обучающийся: (читает стихотворение «Ущербная совесть» Иона Дегена)

Шесть «юнкерсов» бомбили эшелон
Хозяйственно, спокойно, деловито.
Рожала женщина, глуша старухи стон,
Желавшей вместо внука быть убитой.

Шесть «юнкерсов»... Я к памяти взывал.
Когда мой танк, зверея, проутюжил
Колонну беженцев - костей и мяса вал,
И таял снег в крови, в дымящих лужах.

Шесть «юнкерсов»?
Мне есть что вспоминать!
Так почему же совесть шевелится
И ноет, и мешает спать,
И не дает возмездьем насладиться?
(Январь 1945 г. )

«Воину неспокойно после совершения акта возмездия. У него есть совесть и душа. Он не зверь. Звериная ненависть, охватившая его, противна ему. Он сам себе не может объяснить и оправдать свой поступок, но понимает ужасную неправильность сделанного».

2-ой ведущий: «Оставаться человеком - вот подвиг повседневности во время войны. Об этом «Февральский дневник» Ольги Берггольц, оставшейся в осаде Ленинграда».

Обучающиеся зачитывают фрагменты из «Февральского дневника» Ольги Берггольц, на экране демонстрируется её фотопортрет.


Обучающийся:

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик - это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
- Товарищи, мы в огненном кольце.

А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.


Обучающийся:


О древнее орудие земное,
лопата,
верная сестра земли!
Какой мы путь немыслимый с тобою
от баррикад до кладбища прошли.

Мне и самой порою не понять
всего, что выдержали мы с тобой…
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
мы выдержали испытанье боем.

И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руки в пламенные раны,
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.

Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
что в сотни раз почетней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…

Обучающийся:


Я никогда героем не была,
не жаждали ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила,

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что как роса сияла эта радость,
угрюма озаренная войной.

1-ый ведущий: «Человек на войне подвергался тяжелому психологическому и психическому испытанию. Поэты военных лет вскрывали это внутреннее психологическое испытание».


Обучающиеся: поют песню «Дороги» на стихи Л. Ошанина и музыку Островского.


Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами -
степями,
полями,-
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится
А кругом земля дымится -
Чужая земля!

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями
степями,
полями -
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья.
...Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Обучающийся: « Тяжело человеку, идущему в бой, но еще труднее ожидание. О моральных испытаниях стихотворение «Перед атакой» С. Гудзенко.


Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год -
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.


(1942 г.)


2-ой ведущий: «Герой боится смерти. Ему кажется, вот-вот смерть настигнет, что он один, как магнит притягивает мины. Он наблюдает, как умирают окружающие - друг и лейтенант. Смерть прошла мимо - это главное. Герою тяжело признаваться самому себе в таких мыслях. Человеку от природы присуще чувство самосохранения. Человек рожден для жизни и всегда стремится сохранить ее. Это естественное чувство любого. Бой промелькнул словно миг, так как он уже в таком состоянии, когда не осознает происходящее. И уже после человек начинает анализировать случившееся».


1-ый ведущий: «Как же духовно самосохраниться на войне? Человек должен преодолевать себя. Для этого необходимо быть мужественным. Понимаешь, что каждая минута может быть последней, и сохраняешь самообладание».

Обучающийся: «В стихотворении Григория Глазова герой преодолевает себя и вслед за ним идут другие. Солдаты уничтожают свой страх, иначе нельзя, иначе не выдержишь».

(читает фрагмент из стихотворения Г.Глазова «Мы, вымокшие, злые, ждем сигнала»)

Я поднимаюсь.

Медленно.
Вполроста.
Я делаю свой первый трудный шаг.
Но отрываться от земли не просто:
последний страх заныл в моих ушах.

Но вслед за мною -
двое,
трое,
десять...
За ними -
рота огневой дугой.
Бежим, как будто ничего не весим,
травинка не пригнется под ногой.

И втоптан в землю сапогом пехоты
страх, прижимавший нас к земле собой.
Земля моя,
ты выиграешь бой:
в атаке в рост поднявшиеся роты -
высокий бруствер над твоей судьбой!

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

1-ый ведущий: «Люди духовно сохраняли самих себя, преодолевая свой страх и ожесточение, благодаря мужеству и опоре на интимно-личностные святыни. Да они сражались за родину. Но что Родина для человека? Боролись не за товарища Сталина, не за великую империю, а за свой дом, за родную семью - за отца, за мать, за жену, за детей. Это то, без чего жизнь человека бессмысленна. Это то, ради чего человек живет на земле».


2-ой ведущий: Так стихотворение К. Симонова «Жди меня», написанное поэтом не для печати, стало дорого каждому солдату».


(трое обучающихся читают по одной строфе из стихотворения «Жди меня» К. Симонова)

Обучающийся:


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.


Обучающийся:


Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Обучающийся:


Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

«Выражая свои собственные переживания, поэт задел душу каждого, ведь все испытывали нечто подобное. Стихотворение Симонова переписывали и носили возле груди. Каждый наделся, что дома его ждут, и что он вернется домой».

1-ый ведущий: «Разговор о любви является одним из способов сохранения гуманизма. Любовь помогает жить и выживать».

Звучит песня «Темная ночь» на стихи В. Агатова и идут кадры из кинофильма «Два бойца»


Обучающийся: «В стихотворении В. Агатова умение ждать оценивается как нравственное качество. Это подвиг женщины, свершение которого дает силы двум. Это спасение человека».


Обучающийся: «Перед лицом смерти человек обращается к своим святыням. Он вспоминает о том, за что готов умереть. Важным становится образ матери. В 1945 году М. Максимов написал стихотворение «Мать».


Жён вспоминали на привале, друзей - в бою.
И только мать не то и вправду забывали,
не то стыдились вспоминать.

Но было, что пред смертью самой
видавший не один поход
седой рубака вскрикнет: "Мама!"
...И под копыта упадёт.

2-ой ведущий: «Война несет боль и горе. Есть безысходное горе. Это утрата любимых людей».


Обучающийся: (читает фрагменты из стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Сойдутся вновь друзья подружки
Но не сойтись вовеки нам
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам
Он пил солдат слуга народа
И с болью в сердце говорил
Я шел к тебе четыре года
Я три державы покорил
Хмелел солдат слеза катилась
Слеза несбывшихся надежд
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия (методическая разработка семинарского занятия по дисциплине Основы философии)

«Стихотворение М. Исаковского свидетельствует о безвозвратно утерянной надежде на счастье, на жизнь. Война погубила всю семью героя, оставив ему «медаль за город Будапешт». Как же жить человеку дальше?»

Обучающийся: «В поэме П. Антокольского «Сын» выражается боль отца, потерявшего сына на войне».


(читает фрагмент из поэмы «Сын» П. Антокольского)

Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.

Ты в ней остаёшься. Один. Отрешённый
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешённый.
На веки веков восемнадцатилетний.

О, как далеки между нами дороги,
Идущие через столетья и через
Прибрежные те травяные отроги,
Где сломанный череп пылится, ощерясь.

Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолёты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребённых.

1-ый ведущий: «Огромное количество людей погибло на войне. А. Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1945-1946) реализовал обращение мертвого к живым. Погибший солдат оставляет завещание тем, кто остался жить».

Обучающийся: (читает фрагмент из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»)


Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу...
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

2-ой ведущий: «Война проводит человека через тяжелые испытания. Война испепеляет души. На войне трудно выжить, но еще труднее выжить и остаться человеком»

1-ый ведущий: «Мы должны всегда помнить об этой войне. Закончим наше мероприятие словами Р. Рождественского (Реквием):


Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!»

Библиографический список:


  1. Вся история в одном томе / Авт.-сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. М.: «Родин и компания», - 2000.

  2. Идет война народная... Стихи о Великой Отечественной войне: М: «Детская литература», - 2013 (Серия «Школьная библиотека»)

  3. Песенник. Малиновый звон. М., «Газета», - 1992.

  4. Стихи Великой Отечественной. М: «Московское книжное издательство», - 2004.



© 2010-2022