- Преподавателю
- Другое
- Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буравлёва Л.И. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Буравлёва Лариса Ивановна
Воспитатель ГККП Детский сад «Сказка»
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
Использование мнемотехники в работе
с детьми дошкольного возраста
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи, детей нашего сада также требует большого внимания.
К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
В работе с детьми дошкольного возраста я использую мнемотехнику.
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Овладение приемами работы с мнемосхемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на
развитие основных психических процессов ( памяти, внимания, образного мышления),развитие связной речи.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
В работе с детьми я использую карты - схемы на различные темы:
"Расскажи о нашем городе"
"Ждем гостей, день рождения"
"Что умеют наши мамы?"
"Для чего нужна вода"
"Что бывает осенью (зимой, весной, летом)?"
"Как животные прячутся от стужи"
"Что мы делаем в детском саду" и др.
Мнемосхемы, мнемотаблицы:
-
являются дидактическим материалом по развитию речи;
-
их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-
использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В своей группе в речевом уголке я выставляю мнемосхемы для заучивания стихотворений (в соответствии с временами года).
Мнемосхемы к стихотворениям: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".
Предлагаю Вашему вниманию тексты стихотворений о месяцах года и мнемосхемы к ним, выполненные мною.
ОСЕНЬ - KҮЗ
СЕНТЯБРЬ - ҚЫРКҮЙЕК
-
Пришел сентябрь с красками,
-
Коснулся листьев ласково,
-
И деревце простое
Вдруг стало золотое.
-
Принес сентябрь зонтики,
-
Полил из тучки дождиком,
-
И выросли на кочке
Красивые грибочки.
-
Просил детей заботливо,
Ходить по лужам в ботиках.
-
И с грустью добрый друг
Отправил птиц на юг.
ОКТЯБРЬ - ҚАЗАН
-
В октябре, в октябре
-
Частый дождик на дворе.
-
На лугах мертва трава,
-
Замолчал кузнечик.
-
Приготовлены дрова
-
На зиму для печек.
НОЯБРЬ - ҚАРАША
-
Яблони и сливы
Голые стоят.
-
Выглядит уныло
Наш осенний сад.
-
За окном то дождик,
То колючий снег.
-
Грустно и уныло
На душе у всех.
-
Потерялось солнце
В небе ноября,
-
Но не будем злиться
На него мы зря.
-
Приготовим лыжи,
Санки и коньки -
-
Ждут нас очень скоро
Зимние деньки.
ЗИМА - ҚЫС
ДЕКАБРЬ - ЖЕЛТОҚСАН
-
Рано утром в декабре
-
Первый снег уж на дворе.
-
Расчищаем мы дорожки
-
В теплой меховой дорожке.
ЯНВАРЬ - ҚАНТАР
-
Навалил январь нам снега.
-
Будем прыгать в снег с разбега.
-
Слепим мы снеговика,
-
Не хватает колпака.
ФЕВРАЛЬ - АҚПАН
-
Пришел февраль в конце зимы.
-
Холодный он, но рады мы:
-
Ведь очень скоро снег сойдет,
-
Подснежник нежный расцветет.
ВЕСНА - КӨКТЕМ
МАРТ - НАУРЫЗ
-
Стали черными дороги.
-
Солнце греет горячо.
-
Но в сугробе, как в берлоге,
Марту дремлется легко.
-
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
-
Спит он сладко и не слышит,
-
Как смеются ручейки.
АПРЕЛЬ - СӘУІР
-
Веселый, ласковый апрель
-
Звенит по лужицам капель.
-
И радуются птички:
-
Стрижи, скворцы, синички.
-
И греет солнышко сильнее,
-
Повсюду травка зеленеет.
-
Зимы, мороза больше нет !
-
Привет, весна, тебе, привет!
МАЙ - МАМЫР
-
Наступает месяц май.
-
Птицы радостно запели
Возвратившись в милый край.
-
Зацвели, зазеленели
Все деревья и кусты.
-
Снова пчелки полетели
За нектаром на цветы.
ЛЕТО - ЖАЗ
ИЮНЬ - МАУСЫМ
-
Тепло, июнь, начала лета.
-
Иду я по лугу с цветком.
-
В наряды летние одеты,
-
Порхают бабочки кругом.
ИЮЛЬ - ШІЛДЕ
-
Сенокос идет в июле.
-
Где - то гром ворчит порой.
-
И готов покинуть улей
-
Молодой пчелиный рой.
АВГУСТ - ТАМЫЗ
-
Август - месяц летний, зрелый урожай.
-
Запасем на зиму овощей и хлеба.
-
Скоро мы услышим звуки птичьих стай
-
И с тоской найдем их на свинцовом небе.
В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.