Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья отражает опыт работы "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвест...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Буравлёва Лариса Ивановна


Воспитатель ГККП Детский сад «Сказка»

г. Ерейментау, Акмолинская обл.






Использование мнемотехники в работе

с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы - не исключение, уровень развития их речи, детей нашего сада также требует большого внимания.

К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

В работе с детьми дошкольного возраста я использую мнемотехнику.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Овладение приемами работы с мнемосхемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на
развитие основных психических процессов ( памяти, внимания, образного мышления),развитие связной речи.

Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

В работе с детьми я использую карты - схемы на различные темы:

"Расскажи о нашем городе"

"Ждем гостей, день рождения"

"Что умеют наши мамы?"

"Для чего нужна вода"

"Что бывает осенью (зимой, весной, летом)?"

"Как животные прячутся от стужи"

"Что мы делаем в детском саду" и др.

Мнемосхемы, мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;

  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В своей группе в речевом уголке я выставляю мнемосхемы для заучивания стихотворений (в соответствии с временами года).

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемосхемы к стихотворениям: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".

Предлагаю Вашему вниманию тексты стихотворений о месяцах года и мнемосхемы к ним, выполненные мною.

ОСЕНЬ - KҮЗ

СЕНТЯБРЬ - ҚЫРКҮЙЕК


  1. Пришел сентябрь с красками,

  2. Коснулся листьев ласково,

  3. И деревце простое

Вдруг стало золотое.

  1. Принес сентябрь зонтики,

  2. Полил из тучки дождиком,

  3. И выросли на кочке

Красивые грибочки.

  1. Просил детей заботливо,

Ходить по лужам в ботиках.

  1. И с грустью добрый друг

Отправил птиц на юг.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста


ОКТЯБРЬ - ҚАЗАН


  1. В октябре, в октябре

  2. Частый дождик на дворе.

  3. На лугах мертва трава,

  4. Замолчал кузнечик.

  5. Приготовлены дрова

  6. На зиму для печек.





Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

НОЯБРЬ - ҚАРАША

  1. Яблони и сливы

Голые стоят.

  1. Выглядит уныло

Наш осенний сад.

  1. За окном то дождик,

То колючий снег.

  1. Грустно и уныло

На душе у всех.

  1. Потерялось солнце

В небе ноября,

  1. Но не будем злиться

На него мы зря.

  1. Приготовим лыжи,

Санки и коньки -

  1. Ждут нас очень скоро

Зимние деньки.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ЗИМА - ҚЫС

ДЕКАБРЬ - ЖЕЛТОҚСАН


  1. Рано утром в декабре

  2. Первый снег уж на дворе.

  3. Расчищаем мы дорожки

  4. В теплой меховой дорожке.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ЯНВАРЬ - ҚАНТАР


  1. Навалил январь нам снега.

  2. Будем прыгать в снег с разбега.

  3. Слепим мы снеговика,

  4. Не хватает колпака.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ФЕВРАЛЬ - АҚПАН


  1. Пришел февраль в конце зимы.

  2. Холодный он, но рады мы:

  3. Ведь очень скоро снег сойдет,

  4. Подснежник нежный расцветет.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ВЕСНА - КӨКТЕМ

МАРТ - НАУРЫЗ


  1. Стали черными дороги.

  2. Солнце греет горячо.

  3. Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

  1. По нему еще на лыжах

Пробегают смельчаки.

  1. Спит он сладко и не слышит,

  2. Как смеются ручейки.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

АПРЕЛЬ - СӘУІР


  1. Веселый, ласковый апрель

  2. Звенит по лужицам капель.

  3. И радуются птички:

  4. Стрижи, скворцы, синички.

  5. И греет солнышко сильнее,

  6. Повсюду травка зеленеет.

  7. Зимы, мороза больше нет !

  8. Привет, весна, тебе, привет!

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

МАЙ - МАМЫР


  1. Наступает месяц май.

  2. Птицы радостно запели

Возвратившись в милый край.

  1. Зацвели, зазеленели

Все деревья и кусты.

  1. Снова пчелки полетели

За нектаром на цветы.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ЛЕТО - ЖАЗ

ИЮНЬ - МАУСЫМ


  1. Тепло, июнь, начала лета.

  2. Иду я по лугу с цветком.

  3. В наряды летние одеты,

  4. Порхают бабочки кругом.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

ИЮЛЬ - ШІЛДЕ


  1. Сенокос идет в июле.

  2. Где - то гром ворчит порой.

  3. И готов покинуть улей

  4. Молодой пчелиный рой.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

АВГУСТ - ТАМЫЗ


  1. Август - месяц летний, зрелый урожай.

  2. Запасем на зиму овощей и хлеба.

  3. Скоро мы услышим звуки птичьих стай

  4. И с тоской найдем их на свинцовом небе.

Статья Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.


© 2010-2022