Через красоту души к красоте движения

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9



Заседание клуба любителей танца



Руководители: Боровкова Е. А.

Шишканова Н. Ю.


Мичуринск-2008 г


Тема: «Через красоту души к красоте движения».

Цели: знакомство с историей хореографического искусства, способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, воспитание культуры общения между обучающимися.

Технические средства: ансамбль скрипачей, магнитофон, костюмы.

Ход мероприятия:

Учитель. Ребята, я рада вас видеть в этом уютном зале нашей родной школы на заседании клуба любителей танца. Сегодня чудесный день, не так ли?

Посмотрите вокруг и вы увидите столько прекрасных и удивительных вещей. Ну, скажем, чудесный весенний день, красивая обстановка, красивые костюмы, доброжелательные гости. И так можно продолжать до бесконечности. В самой, что ни на есть обыденной обстановке мы всегда можем найти красивые вещи, которые поднимают настроение. И потому тема нашего разговора будет посвящена миру красоты.

Вам никогда не хотелось разгадать тайну понятия «красота»? Ведь еще древние греки ломали головы над тем, что общего у прекрасного облака и прекрасной лошади, прекрасного дерева и прекрасной девушки.

Так в чем же заключается чудодейственная сила красоты? В чем причина ее воздействия на ум и душу человека. Ответы на эти вопросы мы получим, совершив небольшое путешествие в мир красоты, в мир красоты движени Мы продолжаем знакомиться с историей танцевального искусства.

Ученик. Мысленно перенесемся, с вами в Древнюю Грецию на склоны лесистого

Геликона, где у чистых вод Кастальского родника, Апполон, один из великих богов Олимпа, водит хоровод с девятью музами. Вот Клио - муза истории, а рядом муза трагедии - Мельпомена. Но внимание привлекает другая, одетая в голубовато-зеленые одежды, с шарфом через плечо. Она легко и непринужденно ступает по воздуху - это Терпсихора. Когда Апполон берет в руки кифару и начинает. играть, все вокруг замирает, даже боги забывают о раздорах, даже великий орел Зевса складывает свои крылья, закрывая свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота. Боги танцуют под звуки кифары.

Танец Муз.

Ученик. Я - Апполон, я Зевса сын, я предводитель нежных муз и покровитель всех искусств.

Ученик. Мы юные и прекрасные музы - дочери Зевса и Мнемосины, постоянные спутницы Апполона.

Калеопа - муза эпической поэзии.

Эрата - муза любовных песен»

Мельпомена - муза трагедии.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танца.

Клио - муза истории.

Урания - муза астрономии.

Полигимния - муза священных гимнов.

Клио. О, великий Апполон, покровитель муз, скажи, что есть «красота» и почему ее так обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?

Мельпомена. Что же это за таинственное покрывало - красота, о силе которой люди слагают сказки, песни, легенды?

Талия. Не призрак ли это, ни мираж, как будто бы фея укрыла все прекрасные предметы своим покрывалом, прозрачным для взгляда и непроницаемым для человека.

Апполон. О, красота! Немеркнущий огонь, что движет солнце и светила. Ему поклоняются боги. Подвластно красоте зло отступает, любовь побеждает.

Однажды, знаменитый скульптор Пигмалеон, влюбленный в свое искусство, сотворил великолепную статую - Галатею. Так звали изображение девушки, выполненной из слоновой кости. Галатея была столь прекрасна, что Пигмалеон влюбился в нее. Но статуя была холодна и безжизненна. Пигмалеон обратился к богам с мольбой, они сжалились над несчастным художником. Боги вдохнули душу в его творение и подарили Пигмалеону счастье земной любви. Так прекрасная форма, соединясь с душой обрела жизнь, а значит и любовь.

Терпсихора. О, Апполон, дозволь мне, Терпсихоре, музе танца, показать тебе, как раскрывается душа человека в танце, как огонь, горящий в его сердце, наполняет танец жизнью и заставляет людей радоваться и смеяться, грустить и плакать. Апполон. Так пусть огонь красоты озаряет ваши сердца, освещает ваши души, наполняет ваши движения силой, энергией красоты.

Учитель. Мы начинаем наш разговор о самом возвышенном, самом волнующем из всех видов искусств - танце. Именно в нем наиболее полно и ярко находят отражение настроение и эмоции исполнителя, раскрывается внутренний мир человека. А начнем мы с того, что наиболее близко и дорого сердцу каждого русского человека-русского народного танца.

Ученик. В жизни древних славян народные традиции, праздники играли немаловажную роль. Окончание полевых работ, возвращение с охоты и из военных походов, значительные события в семейном быту отмечались очень торжественно. На этих праздниках танцы занимали не последнее место. Простейшим из них был хоровод.

Ученик. Хоровод-это круг. Водили его под музыку или песню. В хороводах и хороводных песнях находят отражение различные стороны повседневной жизни русского человека.

Ученик. Если в западных странах «бранль» или «фарандола» были первыми общественными танцами, то в России эту роль выполняли хороводы и различные виды русской народной пляски.

Ученик. Вот, например, что пишет немецкий публицист и учёный Иоганн Беллерман. «Русский национальный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного...Красота танца заключается не в искусном положении ног, но в том, что в пляске участвует голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, всё тело».

Ученик. Подражая движению солнца, хоровод начинал двигаться в левую сторону. В медленных хороводах движения были плавные, они подчёркивали величавость русской девушки, про которую говорили: « выступает, будто пава», «плывёт как лебёдушка».

Ученик. Красота хоровода нашла своё отражение многих русских писателей Пушкина, Некрасова. Вот, например, что об этом писал Гавриил Державин в стихотворении «Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский!

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российские

Под свирелью пастушка?

Как, склоняясь главами, ходят

Башмаками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят

Как их лентами златыми

Чёлы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат?

Как сквозь жилки голубые,

Льётся розовая кровь,

На ланитах огневые ямки врезала любовь?

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка - души львины

И орлов сердца разят?

Исполняется хоровод.

Учитель. Посмотрев хоровод, мы убедились, как вырисовывается характер русского человека, величие и широта души, как ярки и красивы костюмы девочек. Русский народ создал много танцев, они разнообразны по - своему содержанию, композиции и ритмическому рисунку. Но все это разнообразие, по словам Гоголя «выросло из русского характера, из его образа жизни и занятий».

Звучит «Менуэт» Л. В. Бетховена.

Учитель. Это менуэт. И наш огонь красоты, отправляется в эпоху менуэта.

Ученик. «Менуэт» -- один из самых популярных танцев XVI -XVII веков. Он возник из французского крестьянского «бранля». Родиной его считают Бретань. Свое название он получил от французского слова «па меню», что в переводе означает маленькие шаги. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, «менуэт», в первоначальной форме, был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение «менуэта» отличалось изяществом и грацией, что ни мало способствовало ее быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Ученик. Любимым танцем королевского двора «менуэт» становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. «Менуэт» был популярным танцем не только при французском дворе, он исполнялся и в России на ассамблеях Петра I.

Исполняется менуэт.

Звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», исполняет ансамбль скрипачей школы.

Учитель. Ребята, я поняла, что вы все узнали эту музыку - это вальс, король танцев. И сейчас менуэт передает эстафету вальсу.

Ученик. Величественно красивы придворные танцы 15-17 веков. Расшитые золотом костюмы, пышные парики. Но меняется эпоха и на смену придворным танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, доступные и близкие общественным кругам. На их место пришёл вальс - король танцев. Глава о вальсе - одна из самых замечательных и важных страниц в истории танцевального искусства. Слово вальс вошло в употребление с середины 18 века. Слово вальс означает - кружиться, скользить. Красота танца передаётся в лёгком кружении пар.

Ученик. Широкой популярности вальса способствовала музыка. Мелодия как бы канонизировала движения и ритмы. Утвердившись первоначально в деревнях, вальс стал чаще исполняться на городских танцевальных вечерах и балах. И, наконец, занял самое видное и почётное место. Но в городе его танцевали более сдержанно и мягко. Всемирно известны вальсовые мелодии Моцарта, Шуберта, Глазунова, Чайковского, Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделавшего королём танцев, и сам стал королём вальса. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город где Иоганн Штраус создал свои бессмертные творения.

Ученик. Быстро растущая популярность вальса способствовала тому, что его стали воспевать поэты, Евгений Боратынский описывает завораживающую красоту этого танца в стихотворении «Бал».

Глухая полночь. Строем длинным

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным

Пылает тысячью огней

Обширный зал; толпа гостей;

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают...

Исполняется вальс.

Учитель. Огонь красоты отправляется в lXX век

Ученик. «Полька» - этот танец пришел к нам из Чехии. В 1 половине lXX века ее привез во Францию чешский хореограф Иозеф Неруда, и в Париже полюбился этот веселый, незатейливый танец. Увлечение «полькой» было настолько велико, что на некоторое время она вытеснила из моды знаменитый вальс.

Исполняется «полька».

Ученик. Популярность «польки» так велика, что на ее основе до сих пор создаются композиции в союзе с танцевальными традициями других народов. Каждый народ вкладывал в этот танец радость, оптимизм и жизнелюбие, стремился отразить в нем свои лучшие национальные, неповторимые особенности. Поэтому, несмотря на общность отдельных элементов, все «польки» отличны друг от друга по характеру и манере исполнения.

Учитель. А сейчас выступят самые маленькие любители танца.

Ученик.

Проходит время за веком век

Рождён весёлым был человек

Менялись моды и ритмы тоже

Но мы без танца

Прожить не можем.

Проходит время за веком век

Всегда в заботах жил человек

Но в светлый праздник и в час досуга

Весёлый танец был лучшим другом.

Проходит время за веком век

Пусть между нами растает снег

И пусть на нашей большой планете

Танцуют дети и солнце светит.

Исполняется «Улыбка».

Развитие современной хореографии знаменуется тем, что творческие поиски ведутся во многих направлениях. Создаются новые, оригинальные композиции в современных ритмах. Они являются продолжением новой музыкально- танцевальной культуры, возникшей на рубеже XX века.

Исполняется «Хип-хоп».

Умению слушать и понимать образный язык музыки и танца, легко и непринужденно двигаться, получать удовольствие от красоты движений - всему этому учит «рок-н-ролл».

Исполняется «Рок-н-ролл».

Танец неразрывно связан с музыкой и все ее изменения находят свое отражение при исполнении современных танцев. Они требуют спортивности и значительных хореографических знаний. Ведь танец состоится лишь в том случае, если ему сопутствует красота.

Исполняются «Малинки».

Учитель. Моя экскурсия в мир красоты движений подошла к концу. Так что же это за чудо, красота, что живёт с нами рядом? Её нельзя потрогать рукой, но её можно увидеть и услышать. Она имеет душу и сердце. Только любовь позволяет ощутить красоту, только красота создаёт настоящее искусство.

Огонь красоты передается Апполону.

Апполон. Пусть золотые струны моей кифары наполняет мир чарующей музыкой. Встаньте, юные, прекрасные лиры, в светящийся хоровод!

Пусть красота и гармония наполняют весь мир. Остановитесь перед красотой, и она осветит всю вашу душу, весь ваш мир своим светом.

Учитель. Дорогие ребята, вам понравилось наше заседание?

А что же нового вы сегодня узнали?

А какие именно танцы вам больше всего понравились и чем?

Чему вы научились?

Наше заседание закончено, всем большое спасибо! Следующая наша встреча будет посвящена танцам разных стран и народов, которая состоится в конце апреля.

До новых встреч!


© 2010-2022