Система работы учителя информатики Коробкиной М. В

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы учителя информатики
МОУ «Меретская СОШ» Сузунского района Новосибирской области

Коробкиной Марии Владимировны




Школа не должна научить на всю жизнь.

Школа должна научить учиться всю жизнь!

Я преподаю информатику в школе первый год, но над информационной грамотностью учащихся и педагогов работаю уже несколько лет, применяя традиционные методы обучения и проектную технологию как вид творческой деятельности детей. Это элективные курсы для 9-11 классов («Основы компьютерной грамотности», «Мир Internet и создание web-сайтов», «Создание учебных проектов с помощью Microsoft Office», «В мире современной техники») и кружок «Занимательный компьютер» для 4-7 классов. В связи с расширением материально-технических возможностей школы (президентская программа компьютеризации сельских школ 2000 года, Приоритетный национальный проект «Образование», а также инициатива «Наша новая школа»), возникла приятная проблема: быстро и эффективно осваивать новую компьютерную технику. Другая проблема заключалась в том, чтобы, открыв доступ к ресурсам Интернета всем и каждому желающему ученику школы, научить детей базовым умениям: получения, сохранения, обработки и использования информации в учебных целях. Технологически с этими задачами я справилась: большинство обучающихся школы теперь могут выполнять необходимые действия в Word, Power Point, Publisher, Paint.

Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, достаточно быстрая смена поколений технических и программных средств обучения вынуждают учителей информатики вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса.

При «подаче» тем прикладной информатики, связанных с изучением информационных технологий, у каждого учителя свой подход. Мною разработана и успешно используется педагогическая технология изучения тем информатики в процессе домашней работы учащихся. Поэтому описание системы работы представляется по двум направлениям деятельности:

  1. Мультимедийная презентация - информационная технология, являющаяся одним из современных средств обучения.

При изучении большинства тем теоретической информатики я часто использую мультимедийные информационные технологии. Мною разработано около 40 презентаций к урокам, мероприятиям, классным часам.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Применение компьютерных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. В целях развития личности нужна иная тактика предъявления учебного материала: она должна способствовать развитию мышления и познавательной активности, обеспечивать индивидуальную траекторию учения. В данном контексте наглядность предполагает непрерывное присутствие преподавателя, либо непосредственно управляющего процессом восприятия и переработки информации, либо виртуально - через организацию и структуру учебного материала с учетом психологических особенностей восприятия компьютерной информации. Компьютерная наглядность выступает как средство отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого.

Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point - мастер создания презентаций. Урок с презентацией превращается в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация становится своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.

Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает возможность для:

  • информационной поддержки;

  • иллюстрирования;

  • использования разнообразных упражнений;

  • экономии времени и материальных средств;

  • построения канвы урока;

  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;

  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

  • повышение интереса к изучению предмета;

  • возрастание мотивации к учебе.

Главными же достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия. Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие учителя и ученика, ученика и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Организую учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Мой опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;

  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую я ставлю перед собой. Тем не менее, моя практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  • При изучении и закреплении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  • Для проверки знаний. Компьютерное тестирование - это средство качественного контроля знаний.

  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам

  • Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов.

При создании презентаций мною обязательно соблюдаются все важные требования к её дизайну: подбор цветовой гаммы и шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий "читабельность" текста; тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство; продуманная анимация; высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Здесь имеет место методический приём «делай как я»: во время просмотра компьютерной презентации на уроке учащиеся получают представление о возможностях программы PowerPoint и, сами того не подозревая, учатся грамотно оформлять слайды. Приобретённый опыт помогает учащимся представлять достойные работы на конкурсах.

Использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации к учению и развития творческих способностей.

Для достижения поставленных целей на уроке мной регулярно применяются такие продуктивные и творческие общие методы обучения как частно-поисковый и исследовательский. Они реализуются через словесно-наглядно-практические частные методы. Методы обучения осуществляются предметными, практическими, интеллектуальными и эмоциональными средствами обучения. Наряду с компьютерами на уроках систематически используются и другие технические средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска. При подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности активно используются ресурсы сети Интернет, сканер, цифровой фотоаппарат. На уроках используются фронтальная, индивидуальная и парная формы организации обучения.

С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что разнообразит ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления школьников провожу динамические паузы, чередую виды деятельности, слежу за осанкой учеников, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.

С момента подключения Internet в школе контролирую и учитываю посещения учащимися сети Internet , о чем свидетельствует журнал учета использования Интернет. Все учащиеся на первом занятии в компьютерном классе подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия ПК

Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.


  1. Воспитание детей через практическую деятельность с последующей трансляцией их опыта общественно-значимой социальной активности.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы - помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

У меня 4-летний опыт работы классным руководителем. Главный вывод, который я сделала для себя: можно и нужно говорить о гражданственности, патриотизме, социальной ответственности, нравственном и физическом совершенствовании. Однако, нет ничего более эффективного, чем личное участие в социально-значимой деятельности. Не менее важно в наше время донести эту информацию до всех участников учебно-воспитательного процесса: с помощью школьной газеты, презентаций, видеофильмов, показанных на родительских собраниях, классных часах.

Моя главная воспитательная задача - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.

Мною разработана программа воспитательной работы классного коллектива «Путь к успеху» (сроком на 5 лет.) В ходе реализации данной программы совместно с детьми провожу открытые мероприятия, классные часы, игры, тренинги, акции и т.д. (Приложение 1)

Результативность моей работы подтверждает следующая таблица: (Приложение 2)

Год

Уровень

Название

Участники

Результат

2009

Всероссийский

"Моя малая Родина" - сайт о селе Мереть

педагог

Диплом участника

2008

Муниципальный

"Вожатый года-2008"

педагог

Диплом II степени

2010

Школьный

"Самый классный классный!"

педагог

Диплом за победу в номинации "Мы много знаем о войне"

2011

Районный тур Всероссийского конкурса

"С любовью к России мы делами добрыми едины"

педагог

Диплом участника

2008

Всероссийский

"Лучший сайт образовательного учреждения"

педагог

Благодарственное письмо

2011

Муниципальный

Фестиваль педагогических идей

педагог

Сертификат участника

2009

Муниципальный

«Мой виртуальный музей»

педагог

Участие

2011

Муниципальный

Фестиваль творчества педагогических коллективов ОУ Сузунского района

педагог

Диплом участника

2010

Региональный

"Школьные годы чудесные" - создание видеоролика о школе

1

Диплом участника

2010

Всероссийский

"Слово об учителе" Всероссийского Интернет-проекта "Учитель нашей новой школы"

1

Сертификат участника

2010

Региональный

"Питайся правильно - будешь здоров!" - создание сайта о правильном питании

1

Участие

2010

Всероссийский

"Инфознайка-2010"

4

Три I места в районе

2011

Всероссийский

"Инфознайка-2011"

12

Три I места в районе

2011

Всероссийский

"Найди свой ответ в WWW-2011"

1

I место в районе

2011

Муниципальный

"Детство без границ"

10

Активное участие

2011

Региональный

Олимпиада по мультимедийным технологиям

1

Диплом участника



Имею благодарственное письмо Главы Сузунского района за каждодневный и добросовестный труд и активную жизненную позицию (2009)

Я постоянно повышаю свою квалификацию. Проходила курсы: «Формирование межличностных отношений в детских и подростковых коллективах», «Организация и ведение мониторинга процесса модернизации образования», «ИКТ в деятельности учителя-предметника», «Формирование единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения средствами ИС «Дневник.RU». (Приложение 3)

Кроме того, в 2011 году закончила университет по специальности менеджер.

Работаю над темой самообразования «Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу через работу с дополнительными источниками информации», я строю свои занятия с учетом возрастных и психологических особенностей. Работаю в соответствии с современными требованиями. Широта знаний в области ИКТ позволяет мне использовать методы активного обучения и повышать эффективность урока, а значит, качество знаний учащихся. Уровень успеваемости по информатике 100%, а процент качества знаний - 78%.

Поскольку информатизация затрагивает все области современной жизни общества, я считаю своим долгом внести свой вклад в развитие ИКТ-компетентности окружающих меня людей. Обучить работе в Интернете каждого в школе, кто в этом нуждается, поделиться знаниями о работе в наиболее востребованных пользовательских программах, и, как конечная цель, сделать использование компьютера необходимым средством в развитии личности.

Для этого я выбрала два направления в своей деятельности: работа с учителями и работа с детьми.

1. Несколько лет провожу семинары по ИКТ для учителей-предметников, сообщаю о новых ЦОРах по предметам, активизирую пополнение медиатеки в школе. С 2007 года я вместе с моими единомышленниками провожу обучение учителей предметников азам компьютерной грамотности. По графику индивидуальных консультаций работаю с учителями школы, веду учет использования компьютерного кабинета для учебных целей. Я планирую в этом учебном году организовать творческий конкурс среди учителей «Лучший урок с использованием ИКТ».

2. С 2007 года в нашей школе работает компьютерный класс с подключением к Интернету, в котором помимо уроков информатики дети активно работают во второй половине дня: готовят презентации, рефераты и доклады, выпускают школьную газету. Можно сказать, что технология развивающего обучения работает и тогда, когда ребенок «проводит время» у компьютера.

Мое педагогическое кредо: быть всегда в постоянном процессе саморазвития. Помнить об одном из определений понятия «обученность»: «Обученность - результат прошлого опыта и, с другой стороны, - цель предстоящего обучения».

7



© 2010-2022