- Преподавателю
- Другое
- Статья Разновидности делового письма
Статья Разновидности делового письма
Раздел | Другое |
Класс | 12 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Закирова С.И. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация. Рассматривается классификация деловых писем. Дается пояснение видам деловых писем.
Ключевые слова. Деловые письма, классификация деловых писем, коммерческая корреспонденция.
Разновидности деловых писем
Вся деятельность организации, предприятия, фирмы связана с документацией. Документ - это деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу [1].
Документация разнообразна по выполняемым ею функциями, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации. Специалисты выделяют некоторые факторы, которые позволяют разделить документы на типы и виды.
Существует не менее пяти видов классификации деловых писем, в основе которых лежат различные классификационные признаки:
1) по функциональному признаку деловые письма можно разделить на две группы:
- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).
2) по структурным признакам деловые письма делятся также на две группы:
- регламентированные (стандартные) - письма, решающие типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуемые в виде стандартных синтаксических конструкций.
- нерегламентированные - деловые письма, представляющие собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического повествования или этикетного текста.
3) по тематическому признаку проводится условное разделение, на деловую и коммерческую корреспонденцию. Принято считать, что переписка, касаемая экономических, правовых, финансовых и всех других форм деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией, а переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.
4) по признаку адресата деловые письма делятся: на обычные и циркулярные. Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов.
5) по композиционным особенностям деловые письма делятся: на одноаспектные и многоаспектные. Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, один вопрос, а многоаспектное - несколько. Также многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения и предложения [3].
Деловые письма подразделяются на следующие виды:
Письмо-просьба. В таком письме излагается какая-либо просьба, при этом подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении. Сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо составляется при отправке адресату документов или материальных ценностей. Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу.
Письмо-сообщение. В таком деловом письме дается какая-либо информация, которая не требует ответа или подтверждения со стороны.
Письмо-подтверждение. Содержит сообщение о получении какого-либо отправления, о том, что ранее составленный документ остается в силе, подтверждает факт либо действие.
Письмо-напоминание. Такое письмо направляется в тех случаях, когда нет возможности получить ответ с помощью телефонных переговоров или личных встреч.
Письмо-приглашение. Пишется в том случае, когда одна организация хочет пригласить другую организацию на какое-либо торжество или мероприятие. В таком деловом письме необходимо указывать время, место и дату проведения мероприятия.
Письмо-благодарность. В данном виде делового письма выражается благодарность за выполнение какого-либо рода деятельности.
Гарантийное письмо. Составляется с целью подтверждения определенных обязательств и адресуется организации, либо отдельному лицу
Инициативное письмо. Письмо, требующее ответа. Большая часть таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату о решении каких-либо вопросов [3, 4].
В последнее время большой интерес повысился к коммерческой корреспонденции. С помощью этого типа документа можно установить и поддержать деловые отношения. Важно уметь вести коммерческую переписку [1].
Коммерческие письма составляют, когда заключают коммерческие сделки. Успех сделок зависит от того, насколько грамотно и убедительно составлено письмо.
К коммерческой корреспонденции относятся письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-ответ, письмо-претензия.
Письмо-запрос - это документ, который представляет собой обращение лица или организации с просьбой дать подробную информацию о товаре и направить предложение на поставку товара. Когда нет возможности лично или по телефону решить этот вопрос, применяют письма-запросы.
В содержание коммерческого запроса входят наименование товара (услуг) и условия, на которых автору запроса желательно получить товар. Запрос такого типа входит в группу контрактных документов и используется в операциях по подготовке и заключению сделок [1].
При составлении письма-запроса могут быть использованы следующие стандартные выражения:
Просим выслать нам предложение на поставку…
Просим Вас сообщить нам, можете ли Вы…
Будем весьма признательны, если Вы сообщите нам…
Обращаемся к Вам с просьбой выслать нам предложение..
Мы заинтересованы в срочной поставке…
Желательно, чтобы поставка была произведена в течение… и др. [1]
Ответ на запрос составляется в случае, если продавец не может сразу выслать покупателю предложение. Письмо-запрос может содержать следующую информацию:
- о принятии запроса к рассмотрению;
- о выяснении возможностей поставки товара, интересующего покупателя;
- об отказе поставить товар, интересующий покупателя;
- об изменении условий запроса;
- об обещании направить предложение на поставку товара, интересующего покупателя [1].
В случае если продавец может сразу удовлетворить просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет предложение (оферту) [2].
Предложение (оферта) - это заявление продавца, экспортера, который желает заключить сделку с указанием её конкретных условий. В предложении указываются наименование предлагаемого товара, количество и качество товара, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условии поставки в зависимости от характера товара [1].
При составлении предложения используются следующие стандартные модели:
В ответ на Ваш запрос от… мы предлагаем Вам…
Цена … составляет…
Товар будет поставляться в … квартале текущего года…
Платеж производится через… (указание банка) и др. [1]
Ответ на предложение может содержать согласие на условия предложения. Принятием предложения является выдача заказа или заключение контракта. Если покупатель не согласен с условиями предложения или не заинтересован в закупе товара, он откланяет его принятие [1].
Письмо-претензия (рекламация) - коммерческий документ, который представляет собой предъявление претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков [2].
Рекламация должна содержать:
- основания для предъявления претензии;
- доказательства - ссылки на нормативные акты, документы;
- конкретные требования стороны, предъявляющей претензию.
Рекламация предъявляется в письменном виде и должны быть приложены документы, которые подтверждают рекламацию и имеют полную доказательную силу обеих сторон и в определенный срок.
В ответе на рекламацию сообщаются:
- претензия принята к рассмотрению;
- претензия удовлетворяется полностью или частично;
- денежная оплата произведена;
- претензия откланяется полностью или частично [1, 2].
Новым видом делового письма сегодня является электронная деловая переписка. Электронная почта - совершенно особый вид коммуникаций XXI века. Она позволяет общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п. и представляет как огромные возможности, так и большие трудности из-за специфики ведения электронной переписки. С точки зрения вышеперечисленной классификации электронные письма почти ничем не отличаются от своих обычных предшественников - бумажных писем [3].
На что обратить внимание при деловой переписке:
- важный момент для любого делового письма - обращение к конкретному лицу, с правильным написанием ФИО, должности, названия фирмы;
- независимо от того, пишете вы электронное деловое письмо или бумажное - оно должно быть на бланке фирмы со всеми реквизитами;
- этика, корректность и уважение - единственно допустимый тон для деловых писем.
- письмо должно быть выдержано в сухом, деловом стиле - лучше избегать эмоциональных оборотов из обычной речи [5].
Деловое письмо, написанное с учетом этих нюансов, произведет лучшее впечатление о своем отправителе. А в мире бизнеса это поможет открыть нужные двери.
Деловые письма подготавливают заключение сделок, важные встречи, содержат служебную информацию, претензии, предложения и т.д., т.е. при помощи деловой корреспонденции, представляющей собой письменный диалог юридических лиц, решаются важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности организаций. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении стационарных и мобильных телефонов, пейджеров, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции официальной передачи информации вне зависимости от способа передачи - телефакс, электронная почта, обычное почтовое отправление.
Используемая литература:
-
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи:? Учебное пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Изд. 28-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 539 с. - (Высшее образование).
-
Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - Уфа: Издательство БашГАУ, 2004. - 149 с.
-
evrovektor.com/article/Vidy-delovogo-pisma-Trebovanija-k-napisaniju
-
grandars.ru/college/pravovedenie/pismo.html
-
womanadvice.ru/vidy-delovyh-pisem#ixzz409zBvWTR