Возможности диалогического обучения для стимулирования и развития учащихся

Возможности диалогического обучения для стимулирования и развития учащихся.«Технология диалогического обучения – это для учителя ключ к успеху и творчеству; для ученика - интересный и понятный урок; для образования - реализация развивающего обучения.» Почему необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств?Как научить ребенка умению участвовать в диалоге, какими средс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

Егоровская Н.В.

Возможности диалогического обучения для стимулирования и развития учащихся.


Почему необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств?

Именно в диалоге мы учимся выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. В процессе диалога человек учиться произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Жизнь- это постоянный диалог между матерью и младенцем, отцом и ребёнком, прародителями и внуками. По мере взросления круг диалогового общения расширяется, появляются новые участники. Для любого человека, как взрослого, так и для ученика, необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Личность учащегося развивается успешнее в том случае, если педагог строит процесс обучения таким образом, что активен не только он, а со временем становятся активными и учащиеся.

Диалог - это не просто бытовой ситуативный разговор или содержательное общение. Для диалога характерно сотрудничество, совместное решение интеллектуальной задачи, а не изолированная работа мысли человека. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учиться вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь.

Как научить ребенка умению участвовать в диалоге, какими средствами и методами, вот непростая задача для педагогов.

Учитель должен не просто давать готовые знания или идеи, быть «энциклопедией знаний», а направлять ученика, чтобы эти знания он добывал сам. Чтобы слово сам - было приоритетным словом для него. Сам работал над своим образованием, сам прогрессировал, сам достигал и постигал.

В процессе обучения английскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это взаимный, «act» - действовать. Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время используются следующие формы групповой работы: «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребёнку не только выразить своё мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнёра по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

В своей практике для развития речи учащихся через диалог на уроках английского языка я использую интенсивные методы Китайгородской Г.А. Где одним из важных принципов является ролевая игра, где речевое общение происходит на фоне социального взаимодействия. Например, беседа пациента и доктора, покупателя и продавца. Невозможно представить работу в группах без диалога, а чтобы диалог состоялся, ученики должны овладеть определённым количеством наиболее часто употребляемых словосочетаний. Создав среду приближенной к естественной, учитель дает ученику хороший мотив к изучению языка.

Креативные возможности диалогического обучения реализуются в методе подсказки. Так в системе Ш.А. Амонашвили «рассеянный» учитель делает ошибки на доске, «не понимает», «не догадывается». Его «ошибки» являются специально спланированными обучающими действиями, с целью возникновения диалогового обучения.

Песни, стихи, сказки на иностранном языке являются одной из любимых детьми форм занятий. Помимо самого процесса выполнения, который включают в себя коллективное творчество и сотрудничество, само содержание песен сказок, стихов может способствовать развитию у детей эмоциональной гармонии с одноклассниками, чувства единения и умения работать в группах.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог - это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.

«Технология диалогического обучения - это для учителя ключ к успеху и творчеству; для ученика - интересный и понятный урок; для образования - реализация развивающего обучения.» gym21.ru/


© 2010-2022