Программа Выпиливание, выжигание

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Выпиливание, выжигание» составлена на основе различных дополнительных программ и предназначена для обучающихся 7-14 лет. Существует множество программ и элективных курсов по выпиливанию и выжиганию. Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована для новичков в этом деле. Детям прививается интерес и любовь к труду и ручному творчеству.Структура программы предусматривает использование некоторых разделов школьного курса образо...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Шекснинского муниципального района

«Шекснинский дом детского творчества»











Дополнительная общеразвивающая программа

«Выпиливание, выжигание»



Направленность - художественная

Возраст обучающихся - 7-14 лет Срок реализации программы - 1 год

Составитель программы - педагог дополнительного образования,

Владимиров Алексей Николаевич.





п. Шексна

2014 г.




Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая программа составлена (разработана) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей), Положением о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ БОУДОД ШМР «Шекснинский дом детского творчества», утверждённым приказом директора от 01.09.2014 № 75.

Выпиливание и выжигание - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Не­сложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений материалов, доступность работы позволяют заниматься выпили­ванием и выжиганием обучающимся с I по VII классы, возрастной категории 7-14 лет.

Цель программы - развитие творческих способностей учащихся в процессе включения их в трудовую, художественную деятельность по изготовлению и оформлению изделий из дерева.

Задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к труду и ручному творчеству;

  • научить детей основным приемам изготовления поделок в технике выжигания и выпиливания;

  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающему, самостоятельность и аккуратность;

  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Актуальность программы:

Занятия в детском объединении по выпиливанию и выжиганию древесины, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной об­работке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры.

Занимаясь выпиливанием лобзиком, выжиганием и художественной обработкой древесины обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Новизна программы:

Данная программа является подготовительной и позволяет выявить детей, способных к этому виду деятельности для дальнейшего обучения. Она ориентирована в первую очередь на мальчиков. В ходе обучения и трудовой деятельности у детей формируется эстетического восприятие окружающей действительности; происходит социальная адаптация. Создавая изделия, имеющие как культурную, так и материальную ценность, дети проникаются уважением к мастерам своего дела, к культуре и обычаям русского народа. Программа составлена с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся.

Программой так же предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя и электролобзика и других машин для работ по дереву.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Программа ориентирована на детей в возрасте 7 - 14 лет. Данная программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю в течение учебного года). Нормативный срок освоения данной программы - 1 год.

Формы и режим занятий.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.

Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся выполняют работу в специальной одежде.

Формы обучения:

- фронтальная - подача учебного материала всему коллективу обучающихся

(лекционный тип занятия);

- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднений, без уменьшения активности обучающихся и при содействии выработке навыков самостоятельной работы, поисково-творческие и исследовательские виды деятельности;

- групповая - работа выполняемая бригадой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в групповой работе почти всем членам кружка.

Режим занятий:

Длительность занятий: 40 мин - с 1-го класса (7-14 лет) - 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрен 10 мин. перерыв в процессе занятия между академическими часами, физкультминутки. Между занятиями - перемена (14.00 - 14.40, 14.50 - 15.30, 15.40 - 16.20, 16.30 - 17.10). Такое распределение времени позволяет детям приходить в удобное для них время, учитывая занятость в других объединениях.

Особое внимание во время занятий следует уделять знанию и точному соблюдению всеми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждом занятии уделять 5-10 мин. на повторение правил безопасности в работе с электровыжигателем. Проветривать помещение. Через каждые 15-20 мин. устраивать небольшие перерывы для отдыха, чтобы не уставали глаза.

Ожидаемые (планируемые результаты).

В плане формирования личностных качеств детей - это развитие трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, усидчивости, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

В плане формирования умений и навыков обучающиеся должны освоить приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть неболь­шие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важ­ным этапом в работе объединения является выполнение школьниками комплексных коллективных работ. Обучающиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орна­менты симметричные и несимметричные, выполненные по народ­ным мотивам.

Каждый кружковец по итогам работы должен представить одну из работ на выставке детского творчества, по желанию принять участие в районных и областных конкурсах детского творчества.

Учебно-тематический план.

п/п

Название разделов и тем.

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Введение.

2

2

Вводное занятие. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.

2

2

Раздел 2. Выпиливание лобзиком.

22

4

18

2.1. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления).

4

4


Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

2


Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

2

2.2. Выпиливание по внешнему контуру.

8

8

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

4

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.

4

2.3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

10

10

Приемы выпиливания по внутреннему контуру

2

Инструменты для создания отверстий, приемы работы.

2

Выпиливание по внутреннему контуру.

3

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

3

Раздел 3. Выжигание, выполнение задания по образцу.

16

2

14

Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.

2


Выжигание по внешнему контуру.

6

Отделка точками и штрихованием.

4

Рамочное выжигание.

4

Раздел 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию.

32

2

30

Эскиз, технический чертеж деталей.

2


Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания.

2

Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания.

2

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

6

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

4

Выжигание рисунка.

6

Сборочные операции, склеивание деталей.

6

Лакирование, подготовка таблички.

4

Раздел 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа).

32

4

28

Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

4


Работа над эскизом творческого изделия.

4

Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия.

4

Изготовление деталей, сборочные операции.

6

Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.

6

Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

4

Роспись и покрытие готового изделия лаком.

2

Подготовка к выставке, оформление работ.

2

Раздел 6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа).

32

4

28

Коллективное посещение выставки. Участие в выставке.

4

Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.

4


Выполнение работы в материале.

14

Контроль качества, сборочные операции.

2

Оформление работы (роспись, выжигание, лакирование).

8

Раздел 7. Заключительные занятия.

8

2

6

Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной работе в летний период.

2


Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

6

Итого

144

20

124

Содержание изучаемого курса.


Раздел 1. Введение (2 ч).

Теория (2 ч).

Вводное занятие. На первом занятии педагог знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят зани­маться, что умеют, знают; какая у детей семья, есть ли в семье традиции, увлечения. Во время беседы выясняется: любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют.

Знакомит с предметом, инструментами, литературой, которая имеется в кабинете, показывает образцы изделий. Проводит инструктаж по технике безопасности.

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Раздел 2. Выпиливание лобзиком (22 ч).

Теория (4 ч).

Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) (4 ч). Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Практика (18 ч).

Выпиливание по внешнему контуру (8 ч). Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (10 ч). Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Раздел 3. Выжигание, выполнение задания по образцу (16 ч).

Теория (2 ч).

Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.

Практика (14 ч).

Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание.

Раздел 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию (32 ч).

Теория (2 ч).

Эскиз, технический чертеж деталей.

Практика (30 ч).

Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.

Раздел 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) (32 ч).

Теория (4 ч).

Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

Практика (28 ч).

Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия. Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.

Раздел 6. Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) (32 ч).

Теория (4 ч).

Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.

Практика ( 28 ч).

Коллективное посещение выставки «Созвездие талантов». Участие в выставке. Выполнение работы в материале. Контроль качества, сборочные операции. Оформление работы (роспись, выжигание, лакирование).

Раздел 7. Заключительные занятия (8 ч).

Теория (2 ч).

Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной работе в летний период.

Практика (6 ч).

Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

Система контроля и оценивания результатов.

После окончания курса обучающиеся должны

знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • понятие лобзика, выпиловочного столика, приспособления для стягивания лобзика;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • приемы выпиливания по внешнему контуру и внутреннему контуру;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам;

  • назначение и устройство электрооборудования (электровыжигателя);

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах;

  • приемы росписи элементов выжженного рисунка;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению.

  • выпиливать лобзиком по внешнему и внутреннему контуру;

  • выполнять отделку шлифованием, подгонять, склеивать и лакировать детали;

  • выполнять подготовку и перевод рисунка на основу;

  • выжигать по внешнему и внутреннему контуру;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять отделку точками и штрихованием;

  • выполнять рамочное выжигание;

  • выполнять эскиз, технический чертеж деталей;

  • создавать орнаменты, органически связанные с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением;

  • работать над эскизом творческого изделия;

  • создавать чертежи и рисунки для выжигания элементов изделия;

  • изготовлять детали, выполнять сборочные операции;

  • шлифовать, выполнять перевод рисунка, выжигать элементы рисунка;

  • выполнять роспись и покрытие готового изделия лаком.

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания и выжигания и выполнять их;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Качество знаний и умений учащихся проверяется через аттестацию. Промежуточная аттестация для детей проводится в виде зачётной работы - изготовления поделки. Дети просматривают журналы, альбомы для раскрашивания и сами выбирают рисунок для выжигания. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка и помочь ему выбрать рисунок по силам. Устанавливается временной промежуток, выдаются расходные материалы.

Критерии выполнения зачётной работы:

  • мастерство и качество выполнения;

  • аккуратность, эстетичность, оригинальность выполнения;

  • использование народных традиций;

  • соответствие представленной работы возрасту ученика;

  • соответствие содержания сформулированной теме;

По итогам аттестации для ребёнка определяется 3 уровня усвоения знаний и умений: индивидуальный, средний, высокий.

Критерии усвоения детьми содержания программы.

Критерии /уровни усвоения ЗУН

Индивидуальный уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Посещаемость.

Пропускает занятия по неуважительной причине

Не пропускает занятия без уважительной причины

Посещает кружок каждый день, пытаясь работать самостоятельно

2

Теоретические знания.

Запоминает не надолго, не умеет пересказать, не помнит точных определений и терминов

Хорошо запоминает, умеет пересказать, объяснить своими словами, знает правила и термины

Запоминает прочно, владеет терминами и понятиями в повседневной жизни, умеет объяснить и научить других.

3

Практические умения и навыки.

Понимает, как нужно сделать, но не может сделать без помощи или подсказки. Действия неуверенные, качество поделок не высокое.

Знает, как нужно сделать, делает качественно, успевает по времени.

Работу выполняет быстро, качественно, дополняет свои детали, успевает помогать другим.

4

Творческая активность.

Делает поделки исключительно для себя.

Участвует в конкурсах учрежденческого уровня по предложению педагога.

Проявляет инициативу и участвует во всех конкурсах, имеет призовые места.

Организационно-педагогические условия.

Материально-техническое оснащение:

Для проведения занятий имеется постоянное помещение - кабинет, оборудованное столами, тисками, электрическими розетками, шкафами, дополнительным освещением рабочих мест для выжигания.

Инструменты и приспособления: выпиловочные столики, лобзики, струбцины, шлифовальные бруски, надфили, дрель, сверла по дереву, шило, выжигатели, простой карандаш, линейка, угольник, циркуль, цветные карандаши, кисточки и т.д.

Материалы: бумага, фанера, шкурки, калька копировальная, картон, клей, морилка, лак.

Необходимо учитывать особенности психологии детей младшего и среднего школьного возраста, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Методическое обеспечение программы:

Для решения задач, поставленных в программе, необходимо:

а) использовать различные методические приёмы обучения

б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

в) давать материал в системе, от простого к сложному

г) учитывать местные условия, возможности заготовки материала, национальные традиции

д) сочетать коллективные и индивидуальные формы и способы работы детей на занятиях

Методы обучения (словесные, наглядные, практические) использовать в сочетании. На занятии придерживаться схемы: объявление темы, рассматривание и обсуждение образцов, объяснение нового задания, практическая работа детей, анализ получившихся поделок

Рассматривание и обсуждение образцов.

Использовать образцы, сделанные мастерами, педагогом, другими детьми. Образцы должны быть высокого качества, отличаться богатством и разнообразием декоративной отделки. Использовать так же фотографии, иллюстрации. Демонстрируемый материал должен вызывать у детей чувство восхищения и желания творить самим. Во время обсуждения задавать учащимся конкретные вопросы, добиваться правильных ответов, обращая внимание на развитие речи у детей, обогащение словарного запаса.

Объяснение нового материала.

Выделить на образцах новый элемент, дать ему определение, объяснить на словах выполнение и показать (показ сопровождается словесным объяснением), можно использовать метод пооперационного показа (дети сразу же повторяют за педагогом каждую операцию), рисование схемы на доске, составление и уточнение плана работы.

Индивидуальные консультации используются во время практической части занятия, оказывается помощь, осуществляется взаимный контроль. Необходимо обращать внимание на технику безопасности при работе инструментами.

Практическая работа - это время для самостоятельного творчества, проявления фантазии.

Коллективный анализ поделок приучает кружковцев справедливо и объективно оценивать как свою работу, так и работы товарищей. Важно отметить все положительные моменты в работах каждого, чтоб ребёнок испытал гордость за свой труд, почувствовал себя увереннее, талантливее.

Практическое обучение важно сочетать с получением детьми теоретических сведений. Теория даётся в форме бесед, дискуссий, круглых столов, обсуждений, выставок специальной литературы, во время экскурсий в музей. На занятиях самое подходящее время для теоретической информации - это время когда дети, например, выполняют рисунок. Для закрепления теоретических сведений используются игровые моменты, папки- раскладки, стенды.

Дидактический материал.

Разработки по темам

Альбомы

Выставки

«Инструкции по технике безопасности»

«Рисунки и шаблоны для выпиливания»

«Наши достижения» - действующая экспозиция работ обучающихся.

«Правила работы с инструментами»

«Рисунки для выжигания»

«Алгоритм выполнения и критерии оценивания зачётной работы»

«Приемы росписи элементов выжженного рисунка»

«Готовые поделки»


Список литературы.

Литература для педагога.

1. Научно-методический журнал «Школа и производство» - М.: «Школа-Пресс 1», 2004, 2003.

2. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. - М., 1995.

3. Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Трудовое обучение: 5-7-е классы. - М., 1993.

4. Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М., 1996.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. - М.: «Просвещение», 1986.

6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. "Просвещение" 1981г.

7. Хворостов А.С. Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. М. "Владос" 2002.

8. Расщупкина С. Ю. Выжигание по дереву. М.: «Риполклассик», 2011.

9. Панченко В. В. Выжигание по дереву. Ростов-на Дону «Феликс», 2005.

Литература для детей и родителей.

1. Рихвик Э.В. Мастерам из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. ср. шк. - М.: «Просвещение», 2001.

2. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву.

3. Кузьмин В.Н. Альбом орнаментов. - М.: «Народное творчество», 2006.

















© 2010-2022