• Преподавателю
  • Другое
  • Деятельность молодого педагога по реализации основных направлений воспитания и социализации учащихся БОУ «Тарская СОШ № 5» в условиях введения ФГОС ООО

Деятельность молодого педагога по реализации основных направлений воспитания и социализации учащихся БОУ «Тарская СОШ № 5» в условиях введения ФГОС ООО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность молодого педагога по реализации основных направлений воспитания и социализации

учащихся БОУ «Тарская СОШ № 5»

в условиях введения ФГОС ООО


Манжесова М.Н., учитель биологии

БОУ «Тарская СОШ № 5»

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития школьников и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учеников, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Воспитывать ребенка как гражданина и личность одновременно возможно не только на внеклассных и общественных мероприятиях, а в первую очередь, во время учебного процесса. Василий Александрович Сухомлинский писал: "Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть". Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу, которым я и пользуюсь в своей профессиональной деятельности.

При проведении уроков биологии особое место отвожу экскурсиям в природу. Учу детей остановиться, обратить внимание, понаблюдать, как кипит жизнь вокруг. Вместе мы начинаем замечать мельчайшие подробности: где-то в траве муравей тащит гусеницу, беззвучно бабочка присела на яркий цветок, в кронах деревьев шуршат пестрые птицы. Одновременно повторяем особенности строения, физиологии живых существ, выявляем закономерности природных процессов. Затем дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, а я подвожу их к выводу о бережном отношении к природе, к её ресурсам, к личному отношению каждого ребёнка к окружающей среде. Результатом данной работы становится создание учебных проектов по биологии на основе собранного материала и их общественная презентация, а также решение проблемных ситуаций на уроках с обязательной ориентировкой на воспитательный момент, на формирование социальной компетенции. Наиболее удачными считаю проекты: создание газет и коллажей «Находки в природе», «Необычные животные», «Я и природа», «Растения моего края» и другие.

Положительным в своей работе считаю руководство школьным учебно-опытным участком, который помогает мне воспитывать у учащихся интерес к природе; успешно применять полученные знания по биологии, химии, географии в практической деятельности; проводить опытническую работу.

В рамках введения ФГОС основного общего образования занимаюсь с детьми внеурочной деятельностью общеинтеллектуальной направленности (кружок «Хочу все знать, уметь»), которая способствует развитию экологической культуры школьников, их предметных, метапредметных и личностных компетенций через применение различных форм работы с детьми: экскурсии, проекты, опытническая и исследовательская деятельность, работа с дополнительной литературой и создание собственного продукта деятельности, основанного на личных изысканиях, народных традициях и достижениях науки. На занятиях кружка «Хочу все знать, уметь» обучающиеся 5-6 классов разработали экологическую тропинку, которую с успехом продемонстрировали детям младших классов во время посещения летней площадки. Экологическая тропа содержит в себе различные станции, расположенные на территории школы №5, по мере прохождения которых можно ознакомиться с растительным и животным миром, с различными явлениями природы. Обучающиеся кружка сами отвечали младшим школьникам на интересующие их вопросы, приводили аргументы, обязательно говорили о сохранении многообразия родной природы. Кружковцы также занимались проектной и исследовательской деятельностью. Так была создана «Азбука народной мудрости», которая содержит в себе пословицы и поговорки, связанные с животными и явлениями природы. Учащиеся проработали литературные и Интернет источники, отобрали необходимый материал, структурировали его, подобрали иллюстрации, после чего дети представили проект на школьной научно-практической конференции «За страницами школьного учебника».

Считаю, что создание условий для внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО раскрывают для педагогов и обучающихся новые возможности для эффективного процесса воспитания и социализации подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и именно ему мы с педагогами школы, родителями и социальными партнёрами уделяем особое внимание. Происходит это через приобщение детей к духовным ценностям жителей России. Во-первых, на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе, где ребята знакомятся с религиями различных народностей нашей страны, сравнивают, анализируют, учатся быть терпимыми, милосердными друг к другу. Также, педагогические работники школы, и я в том числе, тесно сотрудничаем с представителями Тарской Епархии. В течение 2014-2015 уч. года были подготовлены и проведены мероприятия, направленные на формирование духовно зрелой, социально ответственной личности школьников.

Например, праздник «Пасхальный звон» помог детям приобщиться к православной культуре, поближе познакомиться с традициями русского народа. Ребята с удовольствием участвовали в забавах, играх, характерных для празднования Пасхи. Представители Тарской церкви неоднократно проводили беседы с учащимися разных возрастных групп школы №5 о смысле жития, заповедях Божьих, учили детей основам православной культуры. Приобщение к духовности, к вере дает свои плоды. Возрастает интерес у обучающихся к участию в православных праздниках, дети становятся более самостоятельными и ответственными, активно участвуют в общественных мероприятиях, например, уборка мемориальных комплексов, сбор подарков для воспитанников детского сада №13 в рамках недели Добра, посещение ветеранов ВОВ и оказание им посильной помощи, гастрольные туры с новогодним спектаклем для ветеранов войны и труда, для воспитанников коррекционной школы. Тем самым формируется у обучающихся социальная активность, гражданская позиция. И самое главное дети становятся более толерантными по отношению к себе и окружающим людям.

Во время обучения в школе ребенок проходит важные этапы социализации. Задача педагога - помочь безболезненно и наиболее эффективно пройти этот период. Одна из основных форм организации педагогической поддержки в нашем ОУ - социализация средствами общественной и трудовой деятельности: укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма происходит через участие каждого ребенка в школьном и классном самоуправлении, в деятельности волонтерского отряда «Пять».

Являясь классным руководителем 10 класса, стараюсь правильно формировать у обучающихся творческое отношение к учёбе, труду, социальной деятельности, в большей степени в данном вопросе мне помогает деятельность классного самоуправления. Мои ученики с начала учебного года распределили обязанности по управлению классным сообществом: мэр класса, вице - мэр, ответственные за совет Знание, Порядка, Дисциплины, Спорта, Труда. Каждый учащийся стремился быть ответственным за свою деятельность и принимать решения, строить взаимоотношения со сверстниками, основываясь на определенных нормах поведения, выработанных коллективом родителей, обучающихся, педагогов. Ученики моего класса и я сама являемся участниками волонтерского отряда «Пять», проводим акции, флешмобы, школьные праздники, конференции, занимаемся благоустройством школы и её территории, оказываем помощь детям - инвалидам, пропагандируем здоровый образ жизни среди школьников, развиваем систему добровольного донорства. Активно занимаемся данной работой, так как всё это воспитывает в детях трудолюбие, сознательное, творческое отношение к образованию, труду и жизни, чувство сострадания и милосердия. Результатом данной деятельности также можно считать учащихся - неоднократных победителей различных олимпиад Муниципального уровня, успешных участников и лауреатов городской НПК, а самое главное, я вижу в детях большое желание заниматься социальной практикой, она приносит им удовлетворение, чувство своей значимости.

Уважаемые коллеги! Я как молодой специалист постаралась довести до Вашего сведения основные направления своей работы по обозначенной проблеме диалоговой площадки. Конечно, впереди ещё много работы, но промежуточные результаты уже имеются. Для выявления эффективности проделанной мною работы по воспитанию и социализации обучающихся психологическая служба школы систематически изучает динамику изменений внутри классного коллектива, а также среди обучающихся 5-6 классов, реализующих ФГОС ООО. Следует отметить довольно высокий уровень воспитанности данных школьников, повышение уровня их нравственного развития и социальной активности. Значит, я на верном пути в своей профессиональной деятельности.

© 2010-2022