• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Использование программного обеспечения интерактивной доски Elit Panaboard software

Методическая разработка Использование программного обеспечения интерактивной доски Elit Panaboard software

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Использование программного обеспечения интерактивной доски Elit Panaboard software


Министерство образования Республики Башкортостан

Методическая разработка Использование программного обеспечения интерактивной доски Elit Panaboard software


ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический колледж






Использование программного обеспечения интерактивной доски (elit Panaboard software) в развитии творческого

потенциала студентов










Пухова Любовь Кимовна,

преподаватель






2011


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ психологических основ формирования творческого потенциала и организации учебной деятельности студентов с использованием средств интерактивной доски ……………………………………………………………….5

  1. Психологические основы формирования творческого потенциала личности……………………………………………………………………………………..5

  2. Организация учебной деятельности студентов с использованием программного обеспечения интерактивной доски…………………………………….8

Выводы по Главе 1…………………………………………………………………12

Глава 2. Развитие творческого потенциала студентов на примере освоения программного обеспечения интерактивной доски…………………………………..13

2.1. Методические рекомендации по использованию программного обеспечения интерактивной доски (elit Panaboard book) для развития творческого потенциала студентов……………………………………………………………………………13

Выводы по Главе 2..………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………….20

Введение


В современном интегрированном сообществе студенты уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: преподаватели, друзья, семья. Информационные технологии распахивают окна в широкий мир. Студенты получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально, что позволяет развиваться им творчески. Совместная работа стимулирует студентов к ознакомлению с разным программным обеспечением в процессе работы над проектом, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Защита выполненных творческих заданий и проектов, обсуждение промежуточных результатов в группе, дискуссии обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения одногруппников. Огромное море информации в Интернете открывает возможность подбора необходимого материала для создания своих творческих работ, в дополнение к имеющемуся в учебнике, в справочниках. Освоение новых программ, таких как программное обеспечение для интерактивной доски (elit Panaboard software), становится для студентов чрезвычайно важным и открывает перспективы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Однако в методической литературе недостаточно описания организации учебной деятельности, связанной с овладением технологии работы с программным обеспечением интерактивной доски, влияющей на развитие творческого потенциала студентов. Поэтому выбранная тема является актуальной и практически значимой.

Объект исследования: - деятельность преподавателя информатики, направленная на развитие творческого потенциала студентов.

Предмет исследования: - процесс обучения с использованием программных средств интерактивной доски для развития творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования: - использование мультимедийных средств интерактивной доски способствует развитию творческого потенциала и информационной культуры студентов.

Цель исследования: - выявление возможностей использования мультимедийных средств интерактивной доски для развития творческого потенциала студентов.

На основании поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

2. Проанализировать возможности освоения программного обеспечения интерактивной доски в учебном процессе с целью развития творческого потенциала студентов;

3. Разработать рекомендации по использованию программного обеспечения интерактивной доски (elit Panaboard book) для развития творческого потенциала студентов.




Глава 1. Анализ психологических основ формирования творческого потенциала и организации учебной деятельности студентов с использованием средств интерактивной доски


  1. Психологические основы формирования творческого потенциала личности

Природа творчества недостаточно определена и представлена многообразием подходов, точек зрения. С психологической точки зрения, творчество определяется сложным системным взаимодействием различных психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, мотивация и др.); на уровне личности проявляется свойствами: независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность к творчеству и др. Изучение информационных аспектов творчества способствует пониманию творчества как информационного процесса, движения, изменения, порождения новой информации под влиянием социально - культурных, личностных факторов, выступающего внутренним планом предметной, материально выраженной творческой деятельности. Возможность информационной интерпретации творческого процесса открывает перспективы поддержки творчества новыми информационными ресурсами, технологиями.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности. При исследовании проблемы творческого развития, прежде всего, встает вопрос о его критериях.

Творческое развитие происходит в том случае, если человек безоценочно относится к жизни. То есть жизненные ситуации не воспринимаются им как хорошие или плохие: к ним не прикладываются оценочные критерии. При таком понимании способность к творчеству (в лаборатории одаренности Психологического института введено понятие «творческость») рассматривается как личностная характеристика. Анализируя научную литературу, приходим к выводу, что основными критериями творческости являются следующие личностные особенности:

- высокая самооценка;
- открытость новым идеям;
- устойчивость к неопределенности;
- независимость;
- настойчивость;
- умение чувствовать проблему;
- гибкость.

Совокупность этих характеристик является составной частью положительной Я-концепции.

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является основной в человеческой жизни.
Как и всякая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации. Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления необходимо овладение культурными нормами.
Овладение этими нормами - гарантия того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных пределах, не принося обществу вреда и не разрушая его основ. К тому же культурно выработанные средства самореализации представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.

Если процесс личностного развития завершается усвоением культурно заданных образцов, то это ведет личность к тупику - к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом личностного роста, за которым следует свободное и гибкое развитие средств для выражения собственной индивидуальности, то это открывает человеку практически безграничные возможности для личностного роста.

Человеческие чувства представляют собой субъективную оценку объективных событий. Всякая реакция человека на жизненные обстоятельства эмоционально окрашена, и именно это делает реакции индивидуальными. Не будь этой эмоциональной окрашенности, не было бы и собственно переживания, и реакции человека ничем не отличались бы от реакций запрограммированного компьютера.

Но переживание чувства и его выражение - разные вещи. Для того чтобы выражение чувства могло стать проявлением индивидуальности человека, оно должно быть адекватным - то есть соответствовать ситуации, и в первую очередь - самому чувству. А именно этого зачастую и не происходит. Такое несоответствие между испытываемым чувством и его выражением лежит в основе многих внутренних конфликтов.

Палитра человеческих эмоций широка и разнообразна. Однако вся она построена на базовых эмоциональных переживаниях, количество которых ограничено и которые даны человеку как биологическому существу для его выживания. Человека же учат испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания. Тем самым закладывается основа для внутренних конфликтов, поскольку общественные нормы в области эмоциональных переживаний часто противоречат собственной реакции организма. В результате человек обучается стереотипам эмоционального реагирования на события, которые не соответствуют его истинному отношению к этим событиям.

В таких условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к чему-либо, ни о каком творчестве говорить не приходится. Постоянно подавляя свои эмоции и чувства, человек не может вырасти в творческую личность. А творчество - это, прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования, своих творческих находок в овладении нового опыта.

Считается, что студент достаточно автономная личность. Он уже обладает определенной самостоятельностью, развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Он умеет учиться, им усвоены основные социальные нормы. Чувство взрослости приводит к появлению потребности в новых средствах самовыражения, в том числе и новых творческих находок.

Интерес к собственным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения своих творческих находок другими людьми.

1.2. Организация учебной деятельности студентов с использованием программного обеспечения интерактивной доски


Важное условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения интеллектуальных сил. Есть великая «формула» К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «…сначала я открываю истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Таким образом, «…человек добираясь до потолка своих возможностей и постепенно повышая его выше и выше, встает на путь становления творческой стороны интеллекта, развития изобретательского и исследовательского таланта» (Герасимова Л.С., лицей №1, г. Стерлитамак). Помочь в этом студенту должен преподаватель. Но научить творчески, мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к своему делу.

Современным требованием к организации образования является повышение степени личной ответственности обучаемого. В связи с этим одной из целей преподавания является целенаправленное влияние на развитие потребности способности личности к самовыражению. В юношеском возрасте наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд. Поэтому любой урок должен начинаться с положительного эмоционального настроя на работу.

На уроках:

  • преподаватель излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос (например, при анализе учебной литературы по той или иной теме дисциплины «Методика обучения информатике»);

  • преподаватель побуждает студентов сделать сравнения, сопоставить приемы работы в разных программных средах, сделать обобщения и выводы (например, при сравнении приемов работы с программами elit Panaboard book, Word, Publisher или Paint);

  • перед студентами ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждений (например, при решении задач по информатике);

  • преподаватель определяет проблемные теоретические и практические задания (например, проекты для интерактивной доски).

Общение происходит в форме диалога или полилога.

Формы работы могут быть разные:

  1. Проверка домашнего задания, тестирование и обсуждение после тестирования ответов студентов с использованием инструментов (маркеров) интерактивной доски;

  2. Изучение нового материала - в форме урока-демонстрации с использованием инструмента «слайд-шоу PP» интерактивной доски, в форме эвристической беседы, где поощряется и поддерживается активность и инициативность студентов;

  3. Обобщение и систематизация знаний - где используются различные таблицы (табличное обобщение) с краткими и лаконичными записями, использованием инструментов «затенения экрана» (ширмы), «экранной лупы» и «подсветки экрана»;

  4. Закрепление полученных навыков и контроль знаний и умений при создании мини-проектов для интерактивной доски по различным темам дисциплины;

  5. Самообразование через создание страниц интерактивной книги (elit Panaboard book) с помощью «Вложений» (закладок на новую, интересную, познавательную, актуальную информацию из Интернет, с возможным звуковым сопровождением).

Эта каждодневная работа позволяет студентов, склонных к логическим рассуждением, нестандартно мыслящих, предлагающих неожиданные, оригинальные идеи, «схватывающих все на лету», инициативных привлечь к научно-исследовательской деятельности, к выполнению творческих работ. Эти студенты в меньшей мере, чем их одногруппники, нуждаются в помощи преподавателя. Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания, широко используют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи (М.Коул, С.Пейперт, А.В. Беляева и др.)

При освоении материала с помощью творческих работ студенты не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают свой творческий потенциал.

Возможности, развития творческой деятельности в информационно-образовательной практике определяются соответствием основных дидактических свойств новых информационных технологий необходимым условиям творческой деятельности. В частности, обеспечиваемая новыми информационными технологиями широта, открытость, доступность культурно-образовательного пространства способствует творческой свободе, инструментальной независимости творчества; автоматизация рутинных операций деятельности приводит к своеобразному разделению труда между человеком и техникой, закрепляет за человеком роль творца, высвобождает его ресурсы для творчества.

Интерактивность способствует развитию коммуникативных умений, навыков, реализует "живое" функционирование, что является важным условием творчества как индивидуального процесса. Возможности новейших современных программных интерфейсов стимулируют самовыражение, развивают чувство уникальности, виртуальность, создает универсальную среду творческого самовыражения личности.

Развитие творческой деятельности средствами новых интерактивных и мультимедийных технологий - основа творческого образования в условиях информационного общества. Понимание творческого потенциала образования требует комплексного подхода к его модернизации.

Среди новых информационных технологий, используемых для развития творческого потенциала, следует перечислить: мультимедийные, гипертекстовые, графические, ГИС - технологии, виртуальная реальность. Важным условием организации информационно-образовательной практики является, включение технологий в процесс развития способностей личности и его творческой индивидуальности, которая обеспечивается образовательной деятельностью, и дает основу для творчества.




Выводы по Главе 1


Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Важное условие развития творческих способностей вытекает из характера творческого процесса, который требует максимального напряжения интеллектуальных сил.

Считается, что студент достаточно автономная личность. Он уже обладает определенной самостоятельностью, развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Он умеет учиться, им усвоены основные социальные нормы. Чувство взрослости приводит к появлению потребности в новых средствах самовыражения, в том числе и новых творческих находок. В связи с этим одной из целей преподавания является целенаправленное влияние на развитие потребности способности личности к самовыражению.

Помочь в этом студенту должен преподаватель. Общение может происходить в форме диалога или полилога: преподаватель побуждает студентов сделать сравнения, сопоставить приемы работы в разных программных средах, ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждений, определяет проблемные теоретические и практические задания.

Интерактивность способствует развитию коммуникативных умений, навыков, реализует "живое" функционирование, что является важным условием творчества как индивидуального процесса. Возможности новейших современных программных интерфейсов (например, elit Panaboard book) стимулируют самовыражение, развивают чувство уникальности, виртуальность, создает универсальную среду творческого самовыражения личности.


Глава 2. Развитие творческого потенциала студентов на примере освоения программного обеспечения интерактивной доски

2.1. Методические рекомендации по использованию программного обеспечения интерактивной доски (elit Panaboard book) для развития творческого потенциала студентов

Выполнение творческих заданий. Для развития творческого потенциала студентов можно использовать следующие виды творческих заданий с использованием программного обеспечения интерактивной доски:

  • оформление титульной страницы интерактивной книги, поздравительной открытки, рекламного объявления; афиши, этикеток с использованием «Галереи» программы elit Panaboard book;

  • создание отдельных страниц книги elit Panaboard book для внеклассных мероприятий, на которых планируется использование интерактивной доски («Час занимательной информатики», «Компьютер и здоровье», ребусы и кроссворды);

  • разработка презентаций учебного характера и по любой интересующей теме, средствами программы elit Panaboard book со звуковым сопровождением и гиперссылками;

  • разработка проектов по отдельным учебным темам различных дисциплин для интерактивной доски;

  • моделирование задач практической направленности средствами elit Panaboard book (создание электронных учебников с видео-вставками по различным дисциплинам).

Создание мини-проектов. Наибольший интерес вызывают творческие задания, в которых для всех студентов выдаются одинаковые задания, но благодаря индивидуальности каждого, они создают многообразие мини-проектов. Полученные результаты поражают своим разнообразием.

Работая с программным обеспечением интерактивной доски, студенты создают визитные карточки и открытки, тесты с гиперссылками и страницы интерактивного учебника. Работы, выполненные в одном приложении, повторяются в другом. Так, визитные карточки и открытки повторяются в редакторе PhotoShop, мультимедийном приложении Power Point или программном обеспечении elit Panaboard book. Но с изменением технологии, меняются и возможности, меняются и сами работы студентов. Они становятся более зрелыми и более интересными.

Переходя от технологии графики к мультимедиа, студенты выполняют проект «Туристические фирмы», который включает несколько слайдов и рассказывает о виртуальной турфирме, маршрутах, услугах и т.д. Особое внимание уделяется единству стиля, соответствию цветовой гаммы, содержательной части. При защите мини-проекта студент представляет его, а остальные принимают участие в обсуждении. Обсуждение работ удовлетворяет потребности в поддержке и одобрении, в стремлении к общению и оценке своих творческих находок.

Участие в творческих мини-конкурсах (на занятиях). По результатам работ, как правило, проводится творческий конкурс. Чтобы работы отличались друг от друга, студентам необходимо приложить немало усилий. Роль преподаватели при таком варианте обучения очень важна. Он должен не только владеть технологией работы с приложением, но и обладать творческими способностями. Критерии оценки таких работ вырабатываются в процессе анализа их творений.

Следующая важная ступень развития творческих способностей студентов это участие в различного уровня олимпиадах и конкурсах, в том числе и эвристических, а также проводимых совместно с фирмой Panasonic. Это стимулирует студентов к поиску новых решений, самостоятельности в выборе технологий, развивает умение анализировать содержание и оформление работы, сопоставлять ранее намеченное с результатами своей деятельности. А внешняя экспертиза их творений дает возможность проявить себя в полной мере и публично огласить результаты. Факт востребованности вызывает у студента повышенное чувство ответственности. Активный поиск, умение анализировать и отбирать информацию, вести эксперимент дает возможности для развития профессионального роста будущего специалиста и направлено на развитие творческого потенциала.

Участие в олимпиадах и конкурсах вне колледжа (внешняя экспертиза). Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения. Плоды творчества могут оказаться доступными и востребованными. Колледж предоставляет такую возможность самовыражения в процессе подготовки и проведения студентами пробных уроков с использованием интерактивной доски на учебной и преддипломной практике, участия в конкурсах и различного вида олимпиадах проектов, созданных студентами для интерактивной доски. Результаты проходят внешнюю экспертизу через общественное признание.

Применение метода проектов в развитии творчества является скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений студентов по информатике. Часть уже имеет опыт работы в различных областях информатики и с различными программными средствами. Для другой части необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами, так как при создании своего проекта они должны иметь хотя бы поверхностные знания по использованию тех или иных программ. А почему поверхностно, потому что во время создания своего проекта, студенты, пытаясь прочувствовать возникшую проблему, в сотрудничестве между собой начинают углублять свои знания в данной области.

Создание тематических и итоговых проектов. Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • тематические - это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;

  • итоговые - это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких студентов, выполняемые на протяжении длительного периода времени (конкурсные проекты).

На уроках информатики перед студентами ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Студент может выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности студентов.

Так, на занятиях по информатике студенты «Дошкольного отделения» создают мини-проекты с использованием программного обеспечения интерактивной доски по различной, представляющей для них интерес, тематике, связанной с будущей профессией. А студенты отделения «Информатика» создают мини-проекты в своей области интересов или по заказу преподавателей других дисциплин (например, химии). При этом преподаватель информатики обязательно демонстрирует студентам другого отделения наиболее удачные проекты, тем самым подталкивая их к самовыражению и достижению лучших результатов своей деятельности.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Но нужно помнить, что нельзя получить высокого результата применения предмета информатики в развитии творческого потенциала у студентов, не обеспечив получение основ образования в этой области.

В современных условиях возможности творческого развития на различных учебных предметах значительно усиливаются, если в основу учебного процесса положить принцип личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного подхода. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать творческие возможности той или иной дисциплины, служит метод проектов в силу присущих ему интегративных свойств: он объединяет обучение в сотрудничестве и индивидуальную работу. Этот тезис подтверждается и многолетним исследованием, проведенным В. В. Копыловой. Она пишет, что использование метода проектов «способствует воспитанию духовности, нравственности, таких личностных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, ответственность».

Положительные результаты дает использование метода проектов в творческом развитии студентов т.к. при этом происходит интеграция в различные среды (социальные, языковые, культурные и т.д.), социализация личности, приобретение ими культурных традиций своего народа, развитие коммуникативной компетенции во всех видах деятельности. Все это придает развитию творческих способностей личностно-ориентированный характер.

Использование информационных ресурсов Интернета. В основе этого методического приема лежит стремление студентов к овладению новыми техническими средствами передачи информации и, прежде всего компьютером и компьютерными сетями.

Студенты имеют высокую мотивацию на овладение техническим средством, предоставляющим широкие возможности коммуникативного общения. Но, как отмечает Е.В.Якушина,

а) «информация в Интернете малодостоверна и хаотична; ее достоверность часто не представляется возможным проверить, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями»;

б) Насколько правильно воспримут получаемую информацию студенты, «будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность».

Одновременно следует отметить высокий творческий потенциал «Всемирной паутины», даже тех ее сайтов, которые доставляют недостоверную информацию. Из всех средств массовой информации и коммуникации только Интернет объединяет в себе одновременное использование всех выявленных нами методических приемов применения средств массовой информации в целях творческого развития личности.

Поэтому на уроках в группах 511 и 514 (5 курс) при изучении дисциплины «ИКТ в образовании» была разработана система творческого развития студентов, основанная на использовании образовательных ресурсов Интернет (в частности сайтов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Началка.ru», «Википедия») как источника знаний и на использовании самих средств передачи информации как средства обучения, воспитания и развития в виде проектов по отдельным темам дисциплины «Информатика», которые впоследствии использовались студентами на преддипломной практике в школах.

На факультативных занятиях по информационным технологиям студентами 21 и 211 групп (2 курс) разрабатывались электронные учебники по химии и информатике, озвученные самими студентами и оформленные гиперссылками на фрагменты видео-уроков, взятых из Интернет. Предлагалась серия эвристических задач, ответы на которые могут быть найдены в сети Интернет. Далее отрабатывались навыки создания страниц elit Panaboard book и представление отчета о проделанной работе. Такие задания вызывали большой интерес у студентов и желание продолжить работу.




Выводы по Главе 2


Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения студентов. Колледж предоставляет такую возможность самовыражения. В современных условиях возможности творческого развития студентов на занятиях по информатике и ИКТ значительно усиливаются, если в основу учебного процесса положить принцип личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного подхода. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать творческие возможности дисциплины, служит метод проектов в силу присущих ему интегративных свойств: он объединяет обучение в сотрудничестве и индивидуальную работу. Для развития творческого потенциала студентов также можно использовать следующие формы и методы организации учебной деятельности с использованием программного обеспечения интерактивной доски такие как: выполнение творческих заданий и создание мини-проектов, электронных учебников, озвученных голосом студента, с использованием информационных ресурсов Интернет, участие в творческих мини-конкурсах (на занятиях), участие в олимпиадах и конкурсах вне колледжа (внешняя экспертиза). Плоды творчества могут оказаться доступными и востребованными.











Заключение


Использование новейших информационных технологий способствует развитию творческого потенциала и информационной культуры среди студентов. При освоении материала с помощью творческих работ студенты не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают личностные особенности: открытость новым идеям, независимость, настойчивость, умение чувствовать проблему, гибкость.

Творчески развитые студенты обладают высокой самооценкой и устойчивостью к неопределенности. Обеспечиваемая новыми информационными технологиями широта, открытость, доступность культурно-образовательного пространства способствует творческой свободе, инструментальной независимости творчества, а автоматизация рутинных операций деятельности приводит к своеобразному разделению труда между человеком и техникой, закрепляет за человеком роль творца, высвобождает его ресурсы для творчества.

Для развития творческого потенциала используются различные информационные технологии: интерактивные, мультимедийные, гипертекстовые, графические и др. С их помощью можно разнообразить различные виды творческих заданий, в которых для всех студентов выдаются одинаковые задания, но благодаря индивидуальности каждого, они создают многообразие проектов. По результатам работ, как правило, проводится творческий конкурс.

Важная ступень развития творческих способностей студентов это участие в различного уровня олимпиадах и конкурсах. Это стимулирует к поиску новых решений, самостоятельности в выборе технологий, развивает умение анализировать содержание и оформление работ, сопоставлять ранее намеченное с результатами своего труда. А внешняя экспертиза их творений дает возможность проявить себя в полном объеме и публично огласить результаты своих проектов.

Путями решения задачи развития творческого потенциала студентов на примере освоения программного обеспечения интерактивной доски могут стать: выполнение творческих заданий (создание отдельных страниц книги elit Panaboard book для внеклассных мероприятий, разработка презентаций учебного характера со звуком и гиперссылками), применение метода проектов (разработка проектов по отдельным учебным темам различных дисциплин для интерактивной доски со ссылками на материал из Интернета для углубленного изучения, моделирование задач практической направленности средствами elit Panaboard book).

Использование данных методических приемов на занятиях по информатике и ИКТ дают возможность говорить о существенном влиянии их на развитие творческого потенциала студентов.

21


© 2010-2022