- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа объединения Школа вожатского мастерства
Образовательная программа объединения Школа вожатского мастерства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тараканова Е.Н. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Фокинский центр детского творчества
Утверждено:
Решением педсовета
От________________
Протокол № __
ДИРЕКТОР ЦДТ
Халютина Г.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 11 -13 лет
Выполнила: Тараканова Е.Н.
г.Фокино 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………….3
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………5
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………..12
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………..17
-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ……………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебного курса данной программы является освоение детьми психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых им для работы в качестве вожатых с младшими школьниками (учащимися начального звена).
Задачи:
-
Познакомить детей с различными формами досуга.
-
Формирование умений у вожатых организации работы с младшими школьниками.
-
Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей.
-
Создание условий для успеха интеллектуального, эмоционального и нравственного самовыражения личности младшего школьника.
-
Содействовать сохранению и развитию наставничества над детьми.
На современном этане развития общества очень важно сохранить все лучшее, что накоплено в деле организации детского отдыха в детском и молодежном движении: инновационные методики, идеи, приемы и формы работы, вдохнуть в них новое содержание, новую жизнь в соответствии с требованиями духа того времени, в котором мы живем.
Ещё долее значимым, существенным для всех поколений молодежи и российского общества является сохранение и развитие отечественной традиции, активного участия школьников в деле воспитания, шефства, наставничества над детьми, которые в этом особенно нуждаются и очень этого ждут.
Вожатый - увлекательная, очень нужная и интересная профессия.
Данная программа предлагает взглянуть на личность вожатого, как на лидера детского коллектива, и рассмотреть его деятельность с учетом подходов теории управления, психологии, педагогики, освещая при этом аспекты формирования и развития детских коллективов, а также особенности возрастной психологии детей и подростков.
Основными формами проведения занятий являются: лекции: практикумы; организационно-деятельные и сюжетно-ролевые игры.
Планируемые результаты:
1 год обучения:
В результате изучения основ вожатского мастерства обучающиеся должны знать:
1. Правовой социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права.
2. Психолого- педагогические особенности работы с детьми школьного возраста.
З. Проблемы личностного общения, возникновение и преодоление межличностных и групповых конфликтов.
Уметь:
-
С помощью педагога организовывать и проводить воспитательную работу с учетом возрастных особенностей школьников.
2 год обучения:
Знать:
-
Методические и управленческие основы деятельности вожатого.
Уметь:
1.Самостоятельно проводить мероприятия по сценариям различной направленности.
2. Самостоятельно проводить мероприятия с учетом возрастных особенностей детей.
Обучение завершается учебными сборами, в ходе которых учащиеся проходят итоговую аттестацию в форме индивидуального зачета
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия
4
1
3
2.
Развитие речи у детей и речевая культура
27
9
18
3.
Этикет
18
6
12
4.
Познай себя
51
17
34
5.
Сделай себя сам
48
16
32
6.
Знакомство с ШВМ
27
9
18
7.
Секреты вожатского мастерства
75
25
50
8.
Игровой практикум для начинающего вожатого
93
31
62
9.
Копилка вожатого
21
7
14
Всего часов за первый год обучения (с ноября по май): 148 часов
Всего часов за второй год обучения: 216 часов
1 год обучения
Вводные занятия
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ. Знакомство учащихся с понятием «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы. Знакомство вожатых с классами.
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ.
2
1
1
-
Понятие «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы.
2
1
1
Развитие речи у детей и речевая культура
Определение понятия «речь». Богатство языка. Формирование культуры речевого общения. Требования к правильной речи вожатого. Выполнение различных речевых упражнений с вожатыми.
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Понятие речи и речевой культуры
3
1
2
-
Задачи развития речи у детей
3
1
2
-
Коммуникативная активность вожатого
3
1
2
-
Развитие интонации. Понятие интонации
3
1
2
-
Выполнение упражнений, связанных с правильным формированием интонации
3
1
2
-
Формирование культуры речевого общения
3
1
2
-
Развитие словарного запаса у детей
3
1
2
-
Игры и упражнения с целью формирования правильной речи
3
1
2
-
Итоговое занятие. Закрепление изученного
3
1
2
Этикет
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Понятие «этикет». История его возникновения. Приветствие и обращение
3
1
2
-
Правила поведения в гостях
3
1
2
-
Правила поведения на улице
3
1
2
-
Правила поведения в общественных местах
3
1
2
-
Культура внешнего вида
3
1
2
-
Итоговое занятие
3
1
2
Познай себя
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Знакомство с собой
3
1
2
-
Оценивание себя
3
1
2
-
Сходство и различие наших «Я»
3
1
2
-
Как вы воспринимаете окружающий мир
3
1
2
-
Развитие внимания вожатого
3
1
2
-
Развитие воображения вожатого
3
1
2
-
Мир эмоций вожатого
3
1
2
-
Темперамент
3
1
2
-
Характер
3
1
2
-
Воля и самостоятельность
3
1
2
-
Логика мысли у вожатого
3
1
2
-
Решение различных проблем
3
1
2
-
Потребности вожатого
3
1
2
-
От каждого - по способностям
3
1
2
-
«Я» в общении
3
1
2
-
Богатство вашей личности
3
1
2
-
Итоговое занятие по теме
3
1
2
Сделай себя сам
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Сам себе воспитатель
3
1
2
-
Создание своего имиджа
3
1
2
-
Человек и изобразительное искусство
3
1
2
-
Человек и музыка
3
1
2
-
Человек и поэтическое слово
3
1
2
-
Ваше здоровье в ваших руках
3
1
2
-
Ваши герои
3
1
2
-
Человек и обстоятельства
3
1
2
-
Поверь в себя
3
1
2
-
Воспитание воли
3
1
2
-
Природа и вы
3
1
2
-
Как работать над собой. Перемены к лучшему
3
1
2
-
Ваш досуг
3
1
2
-
Жизнеутверждающий мажор
3
1
2
-
Любовь к окружающим
3
1
2
-
Итоговое занятие
3
1
2
2 год обучения
Знакомство со школой вожатского мастерства
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Что такое ШВМ? Знакомство с учащимися объединения.
3
1
2
-
Кто такой вожатый?
3
1
2
-
Содержание деятельности вожатого
3
1
2
-
Игра «Путешествие на планету знаний». Цели и задачи игры. Методика реализации игры.
3
1
2
-
Маршрут путешествия на планету знаний
3
1
2
-
Гимн, законы, символика путешественника
3
1
2
-
Памятки (затейника, юнкора, почтальона, мудрейшего, спасателя)
3
1
2
-
Оформление классных уголков путешественников
3
1
2
-
Итоговое занятие
3
1
2
Секреты вожатского мастерства
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Этика вожатого. Понятие «этикет». История его возникновения
3
1
2
-
Внешний вид вожатого
3
1
2
-
«Ты» и «Вы» в общении
3
1
2
-
Речевой этикет, или кое-что о вежливости
3
1
2
-
О поведении в общественных местах
3
1
2
-
Вожатый и его манеры
3
1
2
-
Как завоевать друзей или как стать другом для младшего школьника
3
1
2
-
Умение общаться с младшим школьником
3
1
2
-
Развитие коммуникативных умений вожатого
3
1
2
-
Качества значимые для общения
3
1
2
-
Планирование работы вожатого с младшими школьниками
3
1
2
-
Трудности взаимопонимания
3
1
2
-
Агрессия и агрессивность
3
1
2
-
Неуверенность в себе
3
1
2
-
Как стать уверенным
3
1
2
-
Понятие «конфликта»
3
1
2
-
Умей сказать «нет» вредным привычкам
3
1
2
-
Избежание конфликтных ситуаций
3
1
2
-
Разрешение конфликтных ситуаций
3
1
2
-
Как работать над собой
3
1
2
-
Как заинтересовать в работу младшего школьника
3
1
2
-
Выполнение заданий вожатыми
3
1
2
-
Поручение заданий младшим школьникам
3
1
2
-
Помощь классному руководителю
3
1
2
-
Итоговое занятие по теме
3
1
2
Игровой практикум для начинающего вожатого
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Понятие «досуга». Досуг младшего школьника и вожатого
3
1
2
-
Организация досуга вожатыми для начального звена школы
3
1
2
-
Мы люди творческие
3
1
2
-
Понятие «игры». Роль игры в жизни младшего школьника
3
1
2
-
Вся наша жизнь - игра
3
1
2
-
Какие бывают игры
3
1
2
-
Принципы организации игры
3
1
2
-
Этапы организации игры
3
1
2
-
Во что играют в школе
3
1
2
-
Понятие «экологической игры»
3
1
2
-
Деловые игры
3
1
2
-
Ролевые игры
3
1
2
-
Социально-психологические игры
3
1
2
-
Имитационные игры
3
1
2
-
Позиционные игры
3
1
2
-
Проективные игры
3
1
2
-
Соревновательные экологические игры
3
1
2
-
Игры на знакомства
3
1
2
-
Игры «Ледоколы»
3
1
2
-
Игры на выявление лидеров
3
1
2
-
Игры на выявление музыкальных способностей
3
1
2
-
Проигрывание игр с младшими школьниками
3
1
2
-
Конкурсы на выявление артистичных и творческих личностей
3
1
2
-
Конкурсные задания
3
1
2
-
Игры с залом
3
1
2
-
Игры на доверие
3
1
2
-
Прикольные игры
3
1
2
-
Игры для общения мальчиков и девочек
3
1
2
-
Простые фокусы
3
1
2
-
Сговорки, считалки
3
1
2
-
Итоговое занятие по теме
3
1
2
Копилка вожатого
Тема курса
Всего часов
Теория
Практика
-
Функции вожатого
3
1
2
-
Общая характеристика детей младшего школьного возраста
3
1
2
-
КТД. Виды КТД
3
1
2
-
Этапы составления мероприятий
3
1
2
-
Коллекция игр
3
1
2
-
Тренинг «Познай себя»
3
1
2
-
«Чему ты научился за год?» Итоговое занятие
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Тема: Вводные занятия
-
Знакомство с учащимися объединения. Инструктаж по технике безопасности. Деятельность ШВМ
-
Понятие «вожатый». Функции вожатого. Роль вожатого в системе самоуправления школы
Тема: Развитие речи у детей и речевая культура
-
Понятие речи и речевой культуры
-
Задачи развития речи у детей
-
Коммуникативная активность вожатого
-
Развитие интонации. Понятие интонации
-
Выполнение упражнений, связанных с правильным формированием интонации
-
Формирование культуры речевого общения
-
Развитие словарного запаса у детей
-
Игры и упражнения с целью формирования правильной речи
-
Итоговое занятие. Закрепление изученного материала
Тема: Этикет
-
Понятие «этикет». История его возникновения. Приветствие и обращение
-
Правила поведения в гостях
-
Правила поведения на улице
-
Правила поведения в общественных местах
-
Культура внешнего вида
-
Итоговое занятие
Тема: Познай себя
-
Знакомство с собой
-
Оценивание себя
-
Сходство и различие наших «Я»
-
Как вы воспринимаете окружающий мир
-
Развитие внимания вожатого
-
Развитие воображения вожатого
-
Мир эмоций вожатого
-
Темперамент
-
Характер
-
Воля и самостоятельность
-
Логика мысли у вожатого
-
Решение различных проблем
-
Потребности вожатого
-
От каждого - по способностям
-
«Я» в общении
-
Богатство вашей личности
-
Итоговое занятие по теме
Тема: Сделай себя сам
-
Сам себе воспитатель
-
Создание своего имиджа
-
Человек и изобразительное искусство
-
Человек и музыка
-
Человек и поэтическое слово
-
Ваше здоровье в ваших руках
-
Ваши герои
-
Человек и обстоятельства
-
Поверь в себя
-
Воспитание воли
-
Природа и вы
-
Как работать над собой. Перемены к лучшему
-
Ваш досуг
-
Жизнеутверждающий мажор
-
Любовь к окружающим
-
Итоговое занятие
2 год обучения
Тема:
Знакомство со школой вожатского мастерства
-
Что такое ШВМ? Знакомство с учащимися объединения.
-
Кто такой вожатый?
-
Содержание деятельности вожатого
-
Игра «Путешествие на планету знаний». Цели и задачи игры. Методика реализации игры.
-
Маршрут путешествия на планету знаний
-
Гимн, законы, символика путешественника
-
Памятки (затейника, юнкора, почтальона, мудрейшего, спасателя)
-
Оформление классных уголков путешественников
-
Итоговое занятие
Тема: Секреты вожатского мастерства
-
Этика вожатого. Понятие «этикет». История его возникновения
-
Внешний вид вожатого
-
«Ты» и «Вы» в общении
-
Речевой этикет, или кое-что о вежливости
-
О поведении в общественных местах
-
Вожатый и его манеры
-
Как завоевать друзей или как стать другом для младшего школьника
-
Умение общаться с младшим школьником
-
Развитие коммуникативных умений вожатого
-
Качества значимые для общения
-
Планирование работы вожатого с младшими школьниками
-
Трудности взаимопонимания
-
Агрессия и агрессивность
-
Неуверенность в себе
-
Как стать уверенным
-
Понятие «конфликта»
-
Умей сказать «нет» вредным привычкам
-
Избежание конфликтных ситуаций
-
Разрешение конфликтных ситуаций
-
Как работать над собой
-
Как заинтересовать в работу младшего школьника
-
Выполнение заданий вожатыми
-
Поручение заданий младшим школьникам
-
Помощь классному руководителю
-
Итоговое занятие по теме
Тема: Игровой практикум для начинающего вожатого
-
Понятие «досуга». Досуг младшего школьника и вожатого
-
Организация досуга вожатыми для начального звена школы
-
Мы люди творческие
-
Понятие «игры». Роль игры в жизни младшего школьника
-
Вся наша жизнь - игра
-
Какие бывают игры
-
Принципы организации игры
-
Этапы организации игры
-
Во что играют в школе
-
Понятие «экологической игры»
-
Деловые игры
-
Ролевые игры
-
Социально-психологические игры
-
Имитационные игры
-
Позиционные игры
-
Проективные игры
-
Соревновательные экологические игры
-
Игры на знакомства
-
Игры «Ледоколы»
-
Игры на выявление лидеров
-
Игры на выявление музыкальных способностей
-
Проигрывание игр с младшими школьниками
-
Конкурсы на выявление артистичных и творческих личностей
-
Конкурсные задания
-
Игры с залом
-
Игры на доверие
-
Прикольные игры
-
Игры для общения мальчиков и девочек
-
Простые фокусы
-
Сговорки, считалки
-
Итоговое занятие
Тема: Копилка вожатого
-
Функции вожатого
-
Общая характеристика детей младшего школьного возраста
-
КТД. Виды КТД
-
Этапы составления мероприятий
-
Коллекция игр
-
Тренинг «Познай себя»
-
«Чему ты научился за год?» Итоговое занятие
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Требования к кабинету
-
Занятия кружка нужно проводить в специальном кабинете. Помещение должно быть достаточно просторным, с хорошим естественным и искусственным освещением и воздушно-тепловым режимом, которые соответствуют гигиеническим требованиям.
-
Материалы и оборудование
- Магнитофон
- Листы бумаги формата А4
- Цветная бумага
- Письменные принадлежности
4.3. Итоговый контроль
Цель: проверить знания, умения и навыки, которые вожатые получили в ходе обучения.
Форма: таблица результатов проведения мероприятий
Анализ мероприятия (тема мероприятия)
-
Дата проведения:
-
Время проведения:
-
Место проведения:
-
Название мероприятия:
-
Цель мероприятия:
-
Задачи:
-
Форма проведения:
-
Составитель мероприятия:
Ведущие мероприятия_______________________________________________________________
Класс, в котором проводится мероприятие__________________________
Классный руководитель класса______________________________________________________
-
Количество учащихся в классе
Атмосфера класса
Дисциплина в классе
Правильность речи вожатых
Артистические способности вожатых
Взаимодействие вожатых с классом
Вовлечение участников в мероприятие
Подготовленность вожатых к мероприятию
Внешний вид вожатого
Выполнение вожатыми заданий для подготовки к мероприятию: медали, жетоны и т.д.
Замечания
Анализ мероприятия классным руководителем:
Итоги мероприятия:
Дата Подпись методиста:
-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Воспитание - специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у неё определенных обществом социальных свойств и качеств. Глубина сущности воспитания состоит во включении ребенка в разнообразные виды деятельности, но овладению различными сторонами общественного опыта, которыми определяется его личностное формирование.
Мера личностного развития зависит не только от самого факта участии его в деятельности, во и от степени познавательной активности, которую он проявляет к этой деятельности, от характера ее направленности.
Воспитательная работа в кружке: проводятся беседы "Как вести себя в общественных местах", ''Нужно ли отвечать за свои поступки", "Как я отношусь к взрослым"; диспуты на темы "Свободно время это попусту проведенное время", "Быть взрослым это не только право, но и обязанность"; походы, экскурсия в природу с целью наблюдения за красотой окружающей среды. А так же в кружке проводятся различные конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, спортивные эстафеты.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Волович А.И. Основы этикета и искусства общения // Воспитание школьников. - 2004.
-
Кузнецова Л. Основы этической культуры // Воспитание школьников. - 1998.
-
Правила этикета: хороший тон: сб. советов и наставлений. - М.: Рипол,1991.
-
Энциклопедия для детей: Страны. Народы. Цивилизации. - Т. 13. - 2003.
-
Горелов И.Н. Нравственное воспитание школьника. - М.: Просвещение, 2002.
-
Медведева П., Шишова А. Новые модели поведения? // Воспитание школьников. - 2003.
-
Дриллема Б., Гудман С. Что внутри человека. М., 1994.
-
Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
-
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
-
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
-
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
-
Селевко Г.В. «Познай себя». М., 2006.
-
Рожков М.И. и д.р. «Познай себя». М., 1993.
-
Волков Б.С, Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
-
Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию. М., 2005.
-
Шмаков С.А. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
-
Игры - обучение, тренинг, досуг/Под редакцией В.В.Петрусинского, 1994.
-
Кочергина Г.Д. Азбука коллективных творческих дел. - Смоленск, 1996.