• Преподавателю
  • Другое
  • Воспитание талерантнасти у детей младшего школьного возраста в Поликультурном пространстве

Воспитание талерантнасти у детей младшего школьного возраста в Поликультурном пространстве

"Выдержка из материала: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через ср...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Араптан Т.Д.

воспитатель, Усть-Элегестинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие "толерантность" стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия [1].

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

На сегодняшний день постановка проблемы развития толерантности в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом, особенно актуально это для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях[4].

Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Именно в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно [2].

Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности, а что же делать детям, которые воспитываются в специальных (коррекционных) учебных заведениях, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Кто заложит и воспитает в них качества толерантной личности?

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути ребенка. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть [3].

В связи с актуальностью данной проблемы мною разработано занятие для детей младшего школьного возраста, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Усть-Элегест, я очень надеюсь, что это первый маленький шаг по лестнице к толерантной личности, личности которая обладает искусством жить в мире разных людей и идей, способностью иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей...

Практическая значимость моего занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах. (см.Приложение 1)



Список использованной литературы:

1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

2. Батрак А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: ГИМНЦ, 2010.

3. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002.

4. Социология: основы общей теории: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003.


























Приложение 1



Министерство образования, науки и молодежной политики

ГОУ Республиканская спец(коррекционная) школа-интернат VIII вида

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Усть-Элегест

Воспитание талерантнасти у детей младшего школьного возраста в Поликультурном пространстве


Конспект занятия по толерантности

на тему:

Воспитание талерантнасти у детей младшего школьного возраста в Поликультурном пространстве





Разработала: воспитатель

I категории

Араптан Т.Д.


Усть-Элегест

2013г.

Цели: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения; формирование потребности в искреннем и доверительном общении.

Материалы: запись тихой спокойной музыки, листки бумаги, карандаши.

Ход занятия

Приветствие (дети заходят в класс (зал) и рассаживаются на свои места).

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.

Основная часть

16 ноября - Международный день толерантности.

- А вы знаете, что такое толерантность?

(ответы детей)

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..

Дети: - С приветствия.

Игра «Давайте поздороваемся».

Дети встают и под звучащую музыку здороваются друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.

- Задание понятно?

Итак, начали…

- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.

Воспитатель: Скажите, дети, что такое «уважение»? (Ответы детей)

Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.

Воспитатель: Скажите, ребята, что нам даёт уважительное отношение друг к другу? Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

Воспитатель: А сейчас давайте немного расслабимся.

Упражнение «Почувствуем друг друга» (звучит тихая спокойная музыка)

Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей?

Воспитатель: Ребята, а каким должен быть человек, чтобы его уважали?

Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?

Задание: Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас уважали?

- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

- Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете..

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. И каждый из вас нам нужен!

Заключительная часть

Воспитатель: Дети вы поняли, что такое толерантность? (Ответы детей)

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

- Ребята, большое спасибо вам за сегодняшнюю работу, я надеюсь, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!

Спасибо всем! До новых встреч!

© 2010-2022