- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине ОП. 07 Основы экономики
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП. 07 Основы экономики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова С.Ф. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии __ОГСЭ(2)_______________________________
Председатель ЦК __________/___Гришина Н.Ю_/
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 292 от 28.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Специальность
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
углубленная подготовка
Разработчики:
Данилова С.Ф., преподаватель
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего профессионального образования и является частью программы подготовки специалистов среднего звена .
Учебная дисциплина ОП.07 Основы экономики относится к общепрофессиональному циклу.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа направлена получение студентами теоретических знаний и практических навыков по экономике фирм и предприятий, представления об их роли в национальной экономике, о механизмах функционирования и организации производственного процесса.
1.2. Требования к результатам освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям
Результатом освоения данного профессионального модуля является освоение студентами следующих компетенций, практического опыта, знаний и умений:
Результаты освоения
Основные показатели
оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Обучающийся изучает техническую литературу, и современные научные разработки в области будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельно организует собственные приемы обучения, в том числе в рамках исследовательской деятельности (занимается в кружках технического творчества,
принимает участие в научно-практических конференциях и т.п.)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обучающийся планирует свою деятельность в рамках заданных (известных) технологий.
Определяет стратегию решения проблемы, разбивает поставленную цель на задачи.
Проводит текущий контроль реализации плана деятельности.
Проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
.
.
Обучающийся делает выводы и принимает решения в условиях неопределенности.
Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая на соответствие (несоответствие) эталонной ситуации.
Определяет показатели результативности деятельности в соответствии с поставленной задачей
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
.
Обучающийся планирует информационный поиск.
Владеет способами систематизации информации.
Интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Обучающийся использует IT-технологии как средство повышения эффективности собственной деятельности и профессионального саморазвития.
Планирует информационный поиск.
Осуществляет обмен информации с использованием современного оборудования и программного обеспечения, в том числе на основе сетевого взаимодействия.
ОК 6. . Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями..
.
Обучающийся обучает членов группы (команды) рациональным приемам по организации деятельности для эффективного выполнения коллективного проекта (лабораторной работы, исследовательской работы и т.п.)
Распределяет объем работы среди участников коллективного проекта (лабораторной работы, исследовательской работы и т.п.).
Справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы (команды).
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
.
Обучающийся обучает членов группы (команды) рациональным приемам по организации деятельности для эффективного выполнения коллективного проекта (лабораторной работы, исследовательской работы и т.п.)
Распределяет объем работы среди участников коллективного проекта (лабораторной работы, исследовательской работы и т.п.).
Справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы (команды).
Проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
Осознает степень персональной ответственности за результат выполнения заданий, прогнозирует последствия принятого решения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обучающийся осознает и восполняет недостаток информации, освоенных умений и усвоенных знаний в процессе реализации деятельности
Самостоятельно организует собственные приемы обучения, в том числе в рамках исследовательской деятельности (занимается в предметном кружке, принимает участие в научно-практических конференциях и т.п.)
Анализирует внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, свойства психики) для решения профессиональной задачи
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Готовность к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования
-Планирует и организует деятельность по наладке, регулировке и проверке электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
-Представляет сущность и значение основного капитала ( в т.ч. технологического и энергетического оборудования)
ПК 1.3 Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
-Анализирует показатели эффективности использования оборудования, основных фондов
ПК 1.4 Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования
-Разрабатывает график проведения ТО и ТР электромеханического оборудования
ПК 2.1 Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
-Рассчитывает трудоемкость работ
-Применяет методы повышения производительности труда
ПК 2.2 Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
-Воспроизводит этапы управленческой функции контроль
ПК 2.3 Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
-Воспроизводит классификацию ресурсов, затрат
ПК 3.1 Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
-Различает виды планов
-Проектирует структуру производственного участка
-Планирует работу конкретного структурного подразделения
ПК 3.2 Организовывать работу коллектива исполнителей
-Владеет формами и методами управления персонала
- Применяет функции менеджмента
ПК 3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей
-Анализирует вклад каждого члена коллектива исполнителей
- Анализирует технико-экономические показатели работы исполнителей
ПК 4.1 Участвовать в проектировании и изготовлении нового электрического и электромеханического оборудования.
-Определяет стоимость проектирования и изготовления нового электрического и электромеханического оборудования
-Планирует показатели эффективности внедрения нового оборудования
ПК 4.2 Участвовать в испытаниях нового электрического и электромеханического оборудования.
-Определяет стоимость испытаний нового электрического и электромеханического оборудования.
ПК 4.3 Вести отчётную документацию по испытаниям электрического и электромеханического оборудования.
-Составляет смету затрат на испытательные работы.
Должен знать :
-
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность
-Классифицирует организации по организационно-правовой форме
-Воспроизводит классификацию предприятий по различным признакам
-
основные технико-экономические показатели деятельности организации
-Приводит определение понятий: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность
-
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации
-Выбирает методы расчета показателей: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность
-
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования
-Определяет состав основных и оборотных средств
-Владеет методами амортизации основного капитала
- Воспроизводит материалы статей 256-259 налогового кодекса РФ
-Оценивает показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности для повышения эффективности использования основных средств
-Оценивает показатели коэффициентов оборачиваемости, длительности оборотов для повышения эффективности использования оборотных средств
-
основные принципы построения экономической системы организации
-Строит организационную структуру предприятия
-Строит производственную структуру предприятия
-
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях
-Различает методы ценообразования
-Классифицирует виды цен
-
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения
-Анализирует маркетинговую информацию
-Перечисляет функции менеджмента
-Обозначает принципы делового общения
-
формы организации и оплаты труда
-Воспроизводит понятие и формы оплаты труда
-Определяет формы оплаты труда
-
способы экономии ресурсов, энерго-и материалосберегающие технологии
- Воспроизводит понятие экономии
-Делит на категории ресурсы организации
-Делает выводы об эффективности использования ресурсов
-
основы организации работы коллектива исполнителей
-Имеет представление о функциях управления : планирование, организация, мотивация, контроль
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
-Воспроизводит понятие менеджмента и принципы управления
-Определяет формы стимулирования труда
-
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
-Определяет состав материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации и рассчитывает их эффективное использование
-
основы планирования, финансирования и кредитования организации
-Перечисляет виды планов
-Дает понятие финансовой и кредитной организации
-Понимает принципы кредитования организации
-
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
-Иллюстрирует современное состояние и перспективы развития отрасли
-
общую производственную и организационную структуру организации
-Строит организационную структуру предприятия
-Строит производственную структуру предприятия
Должен уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию
-Использует Интернет-ресурсы, периодические издания
-Применяет нормативно-правовую базу
- определять организационно-правовые формы организации;
-Выбирает подходящую ОПФ для организации
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- Рассчитывает себестоимость продукции
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев
- Оформляет первичную документацию
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)
- Рассчитывает показатели: производительность, трудоемкость, численность, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость, численность, текучесть кадров, выручка себестоимость, прибыль , рентабельность
1.3. Виды учебной работы и объем часов
Вид учебной работы
Объем часов
по учебному плану
Обязательная учебная нагрузка
41
в том числе:
теоретическое обучение
31
практические занятия
10
Самостоятельная работа
20
Промежуточная аттестация проводится в форме:
по ОП.07 Основы экономики − дифференцированного зачета.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Наименование разделов,
МДК и тем
Содержание учебного материала
Домашнее задание
( в соотв. с п.3.2.)
Объем
часов
Раздел 1.
Экономика и ее роль в жизни общества
Тема 1.1.
Организация как субъект хозяйствования
Теоретическое обучение
Предприятие как субъект хозяйствования.
Классификация предприятий, организационно -правовая форма
ОИ-4 гл.2,
конспект
2
2
Самостоятельная работа
Анализ структуры предприятия.
Пояснит.
записка
4
Тема 1.2.
Среда организации.
Теоретическое обучение
Микро и макросреда предприятия
ОИ-1 гл.1
п. 1.1
2
Самостоятельная работа
Подготовка реферативного сообщения по теме «Объединения предприятий»
доклад
4
Раздел 2.
Капитал предприятия
Тема 2.1.
Основные фонды
Теоретическое обучение
Основные фонды и износ основных фондов.
Показатели использования основных фондов
ОИ-2 гл.7,
ЭИ-3
2
2
Практические занятия
Расчет показателей использования основных фондов
доклад
2
Тема 2.2
Оборотные средства
Теоретическое обучение
Состав и структура оборотных средств.
ОИ-5 п.2.2
2
Раздел 3.
Кадры предприятия и оплата труда
Тема 3.1.
Персонал и производительность труда
Теоретическое обучение
Рынок труда . Классификация персонала. Производительность труда.
ОИ-4 гл.8, ДИ-4 гл.9
2
Практические занятия
Расчет показателей производительности труда
Решение задач, конспект
2
Самостоятельная работа
Провести анализ современного состояния рынка труда (в форме доклада)
доклад
4
Тема 3.2
Оплата труда на предприятии
Теоретическое обучение
Формы и системы оплаты труда.
Планирование фонда заработной платы.
ОИ-2 гл.10, конспект
2
2
Практические занятия
Расчет заработной платы.
Решение задач
2
Раздел 4.
Себестоимость, прибыль и рентабельность
Тема 4.1
Затраты на производство и реализацию продукции
Теоретическое обучение
Понятие и виды затрат.
Себестоимость. Калькулирование себестоимости.
ОИ-4 гл.10, конспект
2
2
Практические занятия
Расчет затрат и себестоимости производства изделия.
Решение задач, конспект
2
Самостоятельная работа
Подготовить расчет себестоимости производства образца
расчет
6
Тема 4.2
Прибыль предприятия и рентабельность
Теоретическое обучение
Прибыль предприятия и рентабельность.
Ценообразование и ценовая политика предприятия
ОИ-4 п.11.2, ОИ-5 п. 4.2
2
2
Практические занятия
Расчет прибыли и рентабельности.
конспект
2
Самостоятельная работа
Подготовить конспект по теме : «Тарифы на энергоносители »
ОИ-3 гл.6
2
Раздел 5.
Анализ финансовых и технико-экономических показателей
Тема 5.1
Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Теоретическое обучение
Понятие эффективности деятельности предприятия.
Бизнес-планирование.
ОИ-4 п.13-п.14
2
1*
Знаком * обозначаются часы теоретического обучения, которые могут быть скорректированы (сокращены) в педагогической нагрузке на учебный год, при этом соответствующие дидактические единицы переносятся в содержание других учебных занятий или на самостоятельную работу, не нарушая содержания модуля в целом.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
технических средств обучения:
-
магнитно-маркерная доска;
-
рабочее место преподавателя и обучающихся;
-
учебная доска;
-
наглядные пособия;
-
комплект учебно-методической документации;
-
технические средства (компьютеры, мультимедиа-система, калькуляторы для расчетов).
3.2 Требования к минимальному информационному обеспечению обучения
ОИ - Основные источники учебной литературы (печатные издания и/или электронные ресурсы), имеющиеся в библиотеке колледжа и изданные за последние 5 лет:
-
Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2013.
-
Котерова, В.П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014 г.
-
Самсонов, В.С. Экономика предприятий и отрасли: учебник для студ. Учреждений высш. образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2014 г.
-
Экономика организации (предприятия): Учебник для ср.спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013 г.
-
Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс/ А.М. Лопарев. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013 г.
ДИ - Дополнительные источники (печатные издания, электронные ресурсы):
-
Гражданский кодекс РФ .
-
Налоговый кодекс РФ.
-
Трудовой кодекс РФ.
-
Экономика организации (предприятия): учебное пособие /В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко.-3-е изд.: - М.: КНОРУС, 2010 г.
-
Экономика отрасли (машиностроение): учебник. - М.: ФОРУМ :ИНФРА-М, 2007 г.
Электронные источники:
-
window.edu.ru / - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
http: //50.economicus.ru/
-
http: // hsemarco.narod.ru/