• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Профессионально – нравственное становление личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки

Статья Профессионально – нравственное становление личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Д.Елдынова

Профессионально - нравственное становление личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки

Педагогическая профессия является таким видом человеческой деятельности, которая требует от работников совершенно определенных нравственных качеств - человечности, ответственности, активной гражданской позиции, терпимости, способности к сопереживанию и даже к самопожертвованию, что в современных школах, к слову, становится сегодня редкостью. Развитие нравственной сферы, теперь уже спроецированной на педагогическую деятельность, это одна из задач нашего колледжа.

Рассматривая проблему профессионально- нравственного становления личности будущего педагога в процессе обучения, нужно сказать, что содержание цикла психолого - педагогических дисциплин располагает возможностями для решения такой задачи.

Эта работа начинается уже со 2 курса на первых уроках педагогики при изучении темы «Педагогическая профессия, её роль в современном обществе», «Возникновение и развитие педагогической профессии в различные исторические периоды», «Педагогическая деятельность, её компоненты», «Роль и место педагога в век информационного общества», «Повышение требований общества к педагогу на современном этапе».

Дальше идут темы о профессиональной компетентности педагога, профессиограмме. И на этих уроках обязательно мы говорим о личностных качествах педагога, вспоминаем, как проявлялись эти качества у тех учителей, кто учил второкурсников в школе. Студентам нравятся эти темы, они, всё ещё скучающие по своей школе, начинают рассказывать о различных эпизодах школьной жизни, когда их учитель им помог, проявил интерес, поддержал, простил что-то, называют, какие у педагога проявились качества личности…И когда все находятся на пике своих эмоций, я останавливаю студентов и говорю: «Но я ведь вас просила назвать профессиональные качества, а вы говорите о личностных». И вот этот момент-он очень красивый-в аудитории на какой-то миг наступает тишина и видно по глазам, как происходит процесс осмысления того важнейшего факта, что в личности учителя совпадают и личностные, и профессиональные качества. Например, толерантность - это личностное качество любого цивилизованного человека, но именно в профессии учителя оно приобретает статус профессионального. Другие качества так же. Для большинства студентов это открытие. На этапе рефлексии они так и говорят. Перечисляем профессионально - нравственные качества личности учителя и я вижу, что их набор далеко неполон, беден и этот перечень выстраивается с трудом.

Опыт подсказывает, что не стоит на начальном этапе перечислять эти качества, так как осмысление их, глубина, понимание сущности придет не в этот момент, а позднее, когда студенты познакомятся с педагогическим наследием педагогов-классиков, услышат их высказывания. Например, Монтень считал ум и нравственность воспитателя более ценными, чем его ученость. Его рекомендации содержат в себе призыв учитывать душевные склонности ребенка, При этом воспитатель должен быть достаточно демократичен, соединять в себе строгость с мягкостью, должен полностью отказаться от насилия и принуждения. По мнению «учителя учителей» А. Дистервега хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей. А каким примером служит жизнь и тв-во В.А.Сухомлинского, современных педагогов… Этот учебный программный материал служит стимулом для осмысления и приобщения студентов к профессионально-нарвственной культуре.

Примечательно, но не только уроки педагогики имеют профессионально-нарвственную направленность. В ответах на вопрос, на каких учебных предметах вы развиваете в себе профессионально-нравственные качества, студенты сказали, что на всех, так как им все педагоги говорят о возможных затруднениях учеников, и как учитель должен реагировать, как помочь ученику, как побудить в нем желание познавать, что предпринять вместо наказания.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что профессионально-нравственное становление происходит в системе и непрерывно, что обеспечивает к 4 курсу максимальное приближение к ожидаемому результату - более глубокому и осмысленному пониманию профессионально-нравственной культуры педагога. Сравнивая ответы студентов 2 и 4 курса, мы в этом убеждаемся. Вот послушайте, что говорят наши студенты. Им задан вопрос: какие профессионально-нравственные качества входят в структуру личности учителя? Какие у вас уже развиты? (ФРАГМЕНТ ВИДЕОДИСКУССИИ)

Мы видим, что в процессе обучения профессионально- личностное становление происходит на всех уровнях-содержательном, организационном, деятельностном, рефлексивном. Усиление нравственной компоненты в содержании и процессе взаимодействия обеспечит успешность проблемы профессионально-нравственного становления будущего педагога.

© 2010-2022