• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование ключевых компетенций на примере межшкольного сетевого проекта «Компьютерная фантазия»

Статья Формирование ключевых компетенций на примере межшкольного сетевого проекта «Компьютерная фантазия»

В публикациях  текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отражена главная цель образования – «формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования». На основе главных целей общего образования определяются следующие группы ключевых компетенций, ра...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций на примере
межшкольного сетевого проекта «Компьютерная фантазия»

В последнее время в сфере образования происходят инновационные процессы, которые требуют обновления, корректировки целей, направлений и в содержании и методах обучения.

Одним из наиболее развивающегося направления и обновления образования является компетентностный подход, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

В публикациях текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отражена главная цель образования - «формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования».

На основе главных целей общего образования определяются следующие группы ключевых компетенций, разработанные А. В. Хуторским: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.

Ориентируясь на главные цели образовании, в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цели, а именно: вовлечь каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс, создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, саморазвития, воспитать целостную личность, формируя и развивая у школьников ключевые компетенции и творческие способности через проектную деятельность.

Проектная деятельность, базирующаяся на компетентностно - ориентированных образовательных технологиях, относится к числу наиболее эффективных средств формирования ключевых компетенций учащихся.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться, которые характерны и для метода проектов. Таким образом, можно говорить, что проектное обучение способствует формированию, развитию и совершенствованию ключевых образовательных компетенций школьников.

Рассмотрим на примере межшкольного проекта «Компьютерная фантазия» формирование ключевых компетенций учащихся.

Название проекта: « Компьютерная фантазия»

Учебный предмет: информатика и ИКТ

Участники проекта: одна команда со школы из числа учащихся 7-9 классов в количестве 6 человек и педагог - руководитель

Цели проекта:

  • Привлечь учащихся к поиску новых идей, взглядов, средств для изменения внешнего вида различных устройств компьютерной техники.

  • Дать возможность учащимся различных школ проявить творчество и фантазию.

  • Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную проектную деятельность.

  • Использовать возможности компьютерных технологий как эффективного инструмента для проявления творческой активности, дизайнерских способностей.

Участие в проекте: индивидуальное, групповое.

Итоговая работа учащихся: создание творческого продукта (презентации, буклета, визитки)

Этапы проекта:

  1. Организационный этап «Знакомство».

На данном этапе участники проекта знакомятся с темой, целями, с критериями оценивания итоговых работ проекта. Знакомство с учащимися партнёрской школы, заполнение регистрационной карточки. Обсуждение проекта с партнерами. Создание визитных карточек участников проекта в свободной форме, или используя сетевые сервисы Google. Обмен визитками, оценивание. Каждая школа оценивает визитки участников партнерской школы по пятибалльной системе и выявляет победителей по трем местам. При оценивании учитывается сложность выполнения, оригинальность, индивидуальность, творческая фантазия.

  1. Подготовительный этап «Ориентировка».

Определение и выбор программных средств для выполнения заданий. Составление плана работы над проектом.

  1. Творческий этап «Компьютерная фантазия».

Используя различные графические редакторы нарисовать различные устройства компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок итд). При оценивании учитывается сложность выполнения, оригинальность, индивидуальность, творческая фантазия. Обмен работами для выявления победителей на этом этапе. Участники проекта каждой школы делятся на две группы и образуют смешанные пары между школами, в итоге получается две смешанные группы. Заполняется регистрационная карта каждой группы. На данном этапе участники должны совместными усилиями сочинить сказку, где героями являются устройства компьютера. Каждая группа даёт название сказке, пишет начало сказки из 5 предложений и отправляет для продолжения сказки половине своей группы по электронному адресу. Вторая половина группы добавляет продолжение сказки из 5 предложений и отправляет обратно своей половине группы. Работа выполняется в текстовом редакторе, используя для оформления все возможности компьютера. Итогом работы является красочно оформленная сказка, состоящая из 20 предложений. (Размер шрифта 12, шрифт Times New Roman)

  1. Интеллектуальный этап « Знаток информатики».

Каждая школа - участник проекта составляет один кроссворд или тест, используя учебник информатики. Количество вопросов 15-20. Учитывается фантазия, оригинальность, красочное оформление. В назначенный день школы отправляют по электронной почте выполненные работы друг другу. Каждый участник проекта индивидуально отвечает на вопросы кроссворда или теста в течение 1 недели, и отправляет обратно для проверки. Итогом этапа является выявление в каждой школе победителя «Знатока информатики».

  1. Заключительный этап « Итог».

Подведение итогов проекта. Обмен мнениями между школами в чате. Рефлексия. Награждение победителей дипломами, участников сертификатами. Выставление оценок.

Рассмотрим, какая деятельность может быть организована для развития и формирования ключевых компетенций участников данного проекта.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

При выполнении заданий проекта умение формулировать собственные цели,

умение принимать решения, брать ответственность на себя, способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию учетом общих требований.

2. Общекультурные компетенции.

Владение элементами художественно-творческих компетенций при проектировании и оформлении дизайна визитной карточки, текста сказки, кроссворда или теста.

3. Учебно-познавательные компетенции.

Составляют план действий, анализируют свою деятельность, оценивают начальный и конечный результат своего труда, оформляют свои работы с применением компьютерных технологий и представляют их на современном уровне.

4. Информационные компетенции.

Участники проекта получают навыки по работе с различными устройствами, источниками информации. Производят поиск, анализ, систематизацию и отбор нужной информации для решения поставленных целей проекта. Учатся применять информационные и телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет, чат).

5. Коммуникативные компетенции.

Уметь представить себя, владеть стилевыми приемами оформления визитной карточки, уметь вести дискуссию, сотрудничать и работать в группе. Владеть способами взаимодействия с удаленными собеседниками.

6. Социально-трудовые компетенции.

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности. Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта. Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Знать правила техники безопасности, правильно организовать свое рабочее место, распределить силы. Создать условия для самопознания (диалог в режиме on-line) и самореализации (создание собственного продукта, публикация работы, получение признания и авторитета в сетевом сообществе).

Таким образом, в процессе проектной деятельности создаются условия для раскрытия способностей каждого ученика, формирования ключевых компетенций, помогающие ученику стать успешной личностью, который умеет достигать поставленных целей, воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.

Литература:

  1. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" на сайте интернет журнала «Эйдос»: eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года emf.sar.ru/new/node/416
    Статья Формирование ключевых компетенций на примере межшкольного сетевого проекта «Компьютерная фантазия»

© 2010-2022