Учебная единица по менеджменту

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная единица по менеджменту






Учебная единица по менеджменту

Сущность, развитие и характерные черты современного менеджмента


Учебная единица по менеджменту


Тема: Понятие и сущность менеджмента. История, развития, эволюция управленческой мысли.













Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин

Жигунова Н.Ю.













г.Нальчик, 2012г.

IУчебная единица по менеджменту. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов, но, несмотря на это, можно выделить 7 групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

 производство;

 материально-техническое снабжение и сбыт;

 маркетинг;

 финансы;

 кадры;

 инновации (нововведения);

 учет и анализ хозяйственной деятельности.

Задание 1. Выписать все определения.

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Задачи менеджера: координация, руководство, управление, принятие решений.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджера, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных выводов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

Разделение труда- бывает горизонтальное и вертикальное.

ГУчебная единица по менеджментуоризонтальное разделение труда- это разделение работы на отдельные компоненты за счет образования подразделений, которые выполняют специфические задания и добиваются определенных целей.

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту


В

Президентертикальное разделение труда - это координация работы, разделенной на отдельные части в результате вертикального разделения труда

.Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту

Старший вице-президент по трудовым ресурсам

.

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту

Вице-президент по оплате и стимулированию труда

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту

Заведующий отделом труда и зарплаты

Задание 2. В чем отличие горизонтального разделения труда от вертикального.

Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

III. История развития менеджмента, современные подходы в менеджменте.

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов.

Школы/годы

1895

1920

1930

1940

1950

1960

2004

Научное управление

Административная школа

С точки зрения человеческих отношений

С точки зрения науки о поведении

С точки зрения количественных методов

Процессный подход

Системный подход

Ситуационный подход


1)Основателем школы научного управления был Тейлор. Он сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих:

 научный подход к выполнению каждого элемента работы;

 научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

 кооперация с рабочим;

 разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими;

 систематическое использование стимулирования.

2)Классическая (административная) школа. Основатель - Анри Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Файоль разработал 14 принципов управления, которым следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:

 разделение труда;

 полномочия и ответственность;

 дисциплина;

 вознаграждение персонала;

 порядок; и др.

3) Школа человеческих отношений. Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что на поведение человека на работе и на результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами:

 коллектив рассматривается, как особая социальная группа;

 межличностные отношения являются фактором роста фактором роста эффективности и потенциалом каждого рабочего;

 руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

4) Школа поведенческих наук. Основатель - Бернард. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

5) Количественный подход. Достижение точности наук для формализации процесса управления в особенности процесса принятия решений. Количественный подход опирается на экономико-математические методы (математика, статистика, инженерные науки)..

6) Процессный подход.

Учебная единица по менеджменту

Процессный подход рассматривает функции управления, как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех функций, Эти функции объединены связующими процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.

Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. При планировании руководитель должен:

 сформулировать цели;

 определить конкретные задания и работы;

 учесть наличие всех ресурсов в организации.

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту

Учебная единица по менеджменту

Процесс мотивации включает:

 формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

 установление или оценка неудовлетворенных потребностей;

 определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Системный подход - появился вследствие распространения теории систем, которая рассматривает все объекты, как системы. Система - целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целевого. Системы бывают открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно не зависят от среды, окружающей системы. Открытая система характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой.

Ситуационный подход - его сущность заключается в увязке конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями. Успех или неудача этого подхода зависит от того, на сколько правильно определены переменные ситуации, то есть этот подход дал возможность применения науки конкретным ситуациям.

Главной целью менеджмента является -управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

Целью менеджмента является -выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

Основными задачами менеджмента являются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения.

IV.Национальные особенности менеджмента.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.

Американская модель - заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:

 рациональная организация производства продукции;

 снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.

 фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.

Японская модель - результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Маркетинговая модель - определяются следующими моментами:

 ставка на человека самореализующегося;

 фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

 фирма, как открытая система.

Американская модель

Японская модель

Маркетинговая модель

Найм работников на относительно короткое время

Пожизненный найм

Долгосрочный найм

Индивидуальное принятие решений

Коллективное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

Быстрое развитие и продвижение

Медленное развитие и продвижение

Явный точный контроль

Механизмы косвенного контроля

Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями

Способствует развитию специализированной карьеры работника

Способствует развитию неспециализированной карьеры работника

Умеренно-специализированное развитие карьеры работника

Избирательное диверсифицированное отношение к работнику, как к таковому

Целостный подход к работнику, как к личности

Целостный подход, рассматривая семью

Характеристика российской модели управления.

 Создание новых форм организаций, (финансово-промышленные группы, ассоциации, корпорации, холдинги и т.д.).

 Создание малых предприятий.

 Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов.

 Повышение качества и надежности новых изделий.

 Разработка стратегий и тактики борьбы за лидерство.

 Определение приоритетных областей инвестиций.

 Развитие кадрового потенциала.

Задание3 .Какой из перечисленных моделей вы дали бы предпочтение и почему?

Текущий контроль.

1.Менеджер - это:

а).хозяин; б).управляющий; в).предприниматель.

2.Менеджмент - это:

а).управление; б).указание; в).рынок.

3.Что не относится к задачам менеджера:

а).управление; б).принятие решений; в).создание конфликтных ситуаций.

4.Горизонтальное разделение труда:

а).снабжение- производство-сбыт;

б).начальник- заместитель-бригадир;

в).генерал-полковник-майор.

5.Функции менеджмента:

а).спекуляция; б).внешние различия; в).контроль.

6.Основатель школы научного управления был?

а).Элтон Мейо; б).Фредерик Тейлор; в).Анри Файоль.

7.Планирование - это:

а).эксперимент;

б).руководство промышленности;

в).процесс определения целей.

8.Этапы контроля:

а).проверка реального исполнения задач;

б).формулирование целей;

в).определение конкретных задач.

9.Мотивация - это:

а).процесс побуждения других к деятельности, для достижение цели организации;

б).процесс распределения работы среди сотрудников;

в).каждодневный текущий процесс.

10.Закрытая система - это:

а)фиксированные границы;

б).постоянное воздействие с внешней средой;

в).рынок.

11.Сколько пунктов включает в себя процесс мотивации:

а).1;

б).8;

в).3.

12.Целью менеджмента является:

а).выполнение реальной работы;

б).выживание организации;

в).внутренние различия.

13.Какие модели рассмотрены в учебной единице:

а).Американская;

б).Германская;

в).Шведская.

14.Характеристика российской модели управления:

а).создание рабочих мест;

б).создание новых форм организации;

в) понижение качества.

15.Сколько принципов разработал Анри Файоль:

а).14; б).7; в).9.

! Самостоятельная внеурочная работа. Составить кроссворд.

7



© 2010-2022