Рабочая программа учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эффективное поведение на рынке труда























2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, Сварщик

Разработчик: Быкова Наталья Львовна, зам. директора по ОД ГОАУ НПО ЯО ПЛ-33п. Семибратово





СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эффективное поведение на рынке труда

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 190631.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №555 от 20.05.2010, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

190631.01 Автомеханик

190631.02 Слесарь по ремонту автомобилей

190631.03 Контролер технического состояния автомототранспортных средств

190631.04 Оператор заправочных станций

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

поиска работы и трудоустройства

  • уметь:

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда;

  • планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда, используя методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;

  • составлять и оформлять собственное резюме и портфолио;

  • успешно проходить собеседования;

  • предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;

  • адаптироваться на рабочем месте для закрепления на работе.


  • знать:


  • способы и методы эффективного поведения на рынке труда Ярославской области;

  • сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;

  • этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;

  • понятие, структуру, составление резюме и портфолио;

  • технологию приема на работу;

  • понятие, виды, формы и способы адаптации;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Создание мультимедийной презентации «Моя профессиональная карьера»


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи изучения дисциплины.

1

2

Раздел 1.

Рынок труда Ярославской области

3

2

Тема 1.1 Сущность, типология, структура рынка труда. Рынок труда Ярославской области

Содержание учебного материала:



1

Сущность, типология, структура рынка труда. Трудовые ресурсы и их классификация. Особенности современного рынка труда. Характеристика рынка труда Ярославской области и конкретного населенного пункта. Особенности регулирования рынка труда Ярославского региона государством. Государственная политика в сфере занятости. Активные формы получения занятости.

Тема 1.2. Понятие вакансии и возможности трудоустройства

Понятие вакансии и возможности трудоустройства. Конкурентоспособное поведение. Источники информации о вакансиях на рынке труда. Трудоустройство с учетом разных форм собственности. Возможные варианты трудоустройства. Освоение алгоритма принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства.


Практическая работа:

№1 Дискуссия «Кто является успешным на рынке труда?»



2

Самостоятельная работа:

- поиск в Интернете (в т.ч. в программе АИСТ), СМИ, банке вакансий Государственной службы занятости, возможных вакансий по своей будущей профессии

-творческий проект «Знакомьтесь - это я!»

- посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости



2

Раздел 2.

Профессиональные компетенции и профессиональная карьера

7

3

Тема 2.1. -2.2 Сущность и структура деятельности.

Профессиональные компетенции

Профессиональная карьера

Содержание учебного материала

1

Сущность и структура деятельности. Потребности и возможности деятельности. Технологии основных форм деятельности человека. Понятие и сущность профессиональной деятельности: типы профессий, характеристика профессии, профессия, специальность, должность, квалификация, профессиональный проект. Технология профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности.

Понятие о профессиональных компетенциях как важной составляющей профессиональной деятельности. Компетенции, выделенные Советом Европы.


Понятие о профессиональной карьере. Компоненты профессиональной карьеры. Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности. Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста. Критерии успешной профессиональной деятельности.

1

Практическая работа:


№2 Деловая игра «Анализ профессиональных компетенций автомеханика»

1

№3 Деловая игра «Как построить свою профессиональную карьеру»

2

№4 Урок- семинар «Формирование позитивного профессионального "образа-Я" современного сварщика»

1

№5 «Способы формирования позитивного самовосприятия и самопрезентации»

1


№6 «Взаимопрезентация»

Самостоятельная работа обучающихся:

- Анализ построения карьеры по своей профессии

- Составление краткого плана своего собственного карьерного роста

- Выполнение коллажа «Позитивный профессиональный имидж автомеханика»



2

Раздел 3.

Стратегия и тактика поиска работы

5

3

Тема 3.1

Способы поиска работы. Технология приёма на работу

Содержание учебного материала

1

Способы поиска работы. Телефонные звонки по объявлению и поисковые. Техника ведения телефонных разговоров.

Технология приема на работу.


Практические занятия:


№7 «Ролевые игры, связанные с отработкой ходов поиска работы»

2

№8 «Ролевые игры, связанные с отработкой техники телефонных разговоров»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление собственного резюме

- оформление портфолио сварщика, автомеханика

-посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости



3

Раздел 4.

Эффективное деловое общение

5

3

Тема 4.1

Деловое общение

Техника активного слушания

Понятие о конфликтах

Содержание учебного материала


Понятие о деловом общении. Психологический анализ ситуаций делового общения (на основе теории Э.Берна).

Взаимопонимание в разговоре. Техника активного слушания. Невербальное поведение и внешний вид. Понятие о рефлексии.

1

Понятие о конфликтах. Динамика конфликтов. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций.


Практические занятия:


№9 «Тренинг навыков делового общения»

№10 «Упражнения на эффективное взаимодействие»

1

№11 «Отработка навыков эффективного взаимодействия в ситуации трудоустройства»

1

№12 «Конфликтные ситуации при трудоустройстве»

№13 «Конфликтные ситуации на рабочем месте: с работодателем, в коллективе, с клиентом»

№14 «Возможные стратегии поведения»

№15 « Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление документов по трудовым правоотношениям (заявление на прием на работу, трудовой договор, должностные инструкции)

- разработка содержания рекомендательного письма



3

Раздел 5.

Собеседование с работодателем

4

3

Тема 5.1. Собеседование с работодателем

Содержание учебного материала


Структура собеседования. Порядок прохождения собеседования. Самопрезентация. Технология ответов на вопросы. Основные вопросы, задаваемые работодателем на собеседовании.

1

Практические занятия


№16 «Составление собственного списка ходов поиска работы каждым обучающимся»

1

№17 «Как обойти «подводные камни» при собеседовании»

№18 «Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- вербальные и невербальные способы саморегуляции



3

Раздел 6.

Адаптация на рабочем месте

6















3

Тема 6.1. Адаптация на рабочем месте

Содержание учебного материала


Понятие об адаптации на рабочем месте, ее формах и способах.

1

Практические занятия


№19 Дискуссия «Преимущества и проблемы, связанные с началом работы. Почему можно потерять работу?»

1

№20 Ролевая игра «Мой первый рабочий день».

1

№21 Дискуссия «Что нужно знать и как себя вести, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы».

1

№ 22 Тренинг «Постановка профессиональных и жизненных целей»

1

№23 Защита презентации «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей рынка труда Ярославской области и своего населенного пункта

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- написание мини - сочинения

- составление модели своей будущей профессиональной карьеры

3

Итоговое занятие

Анкетирование по завершении курса. Дифференцированный зачет

1

Всего:

32+16

48


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия:

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место обучающегося;

- рабочее место преподавателя;

- профориентационная система «ПРОФИ-III» (психодиагностическая программа)

Технические средства обучения:

- компьютер и мультимедиапроектор, доступ обучающихся к сети Интернет



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:



  1. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.

  2. Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.

  3. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.

  4. Шеламова Г.М. Культура делового общения при турдоустройтсве. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.

  5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Н. Детектор лжи, или Как обойти «подводные камни» на собеседовании. - М.: Вершина, 2009г.

  2. Бельская Н.Н. программа тренинга для подростков «Мой характер и профессия»\\ Журнал практического психолога. - 1999.- №12.

  3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 1995.

  4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.- Обнинск, 1993.

  5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992.

  6. Прощицкая Е.Н. - Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991.

  7. Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. - М.: МГУ, 1995.

  8. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М., 1997

  9. Шевчук Д.А. Как устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. - М.: РОСБУХ, 2010г.

  10. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации\ под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб., 2001.

  11. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2009.

  12. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2009.

  13. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2009.

  14. Грецов А. Психологические тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2009.

  15. Резак Д. при участии Томсон Д. и Холгрен-Резак Г. Связи решают все. Бизнес-сказка о Царевне-лягушке. Пер. с англ. А.В. Каменко. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010г.

  16. Добротворский И.Л. Технологии успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: Академия, 1996.

  17. Зиверт Х. Подготовка к тестированию. Как преодолеть тесты на профессиональную пригодность. М.: Просвещение, 1997.

  18. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. М.: Педагогика, 1993.

  19. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М.: Просвещение, 1986.

  20. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», 2006.

  21. Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. - М.: «Дело и сервис», 2003

  22. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с. - (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)

  23. Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.

  24. Катлип С.М. Паблик рилейшнз: теория и практика. 8-е изд. М., СПб.: "Вильямс", 2000.

  25. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 368 с.

  26. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.

  27. Шметткамп М. Управление проектами: краткий курс. - М.: «Дело и сервис», 2005.

Электронные ресурсы:

  1. job.ru

  2. rabota.ru

  3. kcst.bmst.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь самостоятельно анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда, находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства

устный опрос

уметь выстраивать план реализации карьеры

проект карьерного плана

уметь составлять и оформлять собственное резюме и портфолио

презентация оформленного резюме, портфолио

уметь составлять ответы на возможные вопросы работодателя

тренинг с элементами рефлексии

уметь предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве

тренинг с элементами рефлексии

уметь организовывать диалог по телефону, владеть навыками телефонного общения

тренинг с элементами рефлексии

знать способы поиска работы и трудоустройства

устный опрос

уметь составлять проект собственной профессиональной карьеры

выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»

уметь использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности

выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»

уметь планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда

устный опрос

уметь уточнять и корректировать профессиональные намерения

устный опрос

уметь обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства

устный опрос

знать проблемы труда в современных социально-экономических условиях Ярославской области

устный опрос

владеть информацией о возможностях социальной защиты населения на рынке труда региона

устный опрос

знать сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технологии делового общения

тестирование

сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности

тестирование

знать понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения

тестирование

знать понятие «профессиональная компетенция»

тестирование

понимать сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности

тестирование

владеть информацией о системе профессионального непрерывного образования, роли постоянного повышения квалификации

устный опрос

владеть навыками самопрезентации

тренинг с элементами рефлексии

владеть технологией приема на работу

тренинг с элементами рефлексии

иметь представление о понятие, видах, формах и способах адаптации на рабочем месте

устный опрос

знать основные этапы проектирования профессиональной карьеры

выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»

владеть технологией презентации проекта

презентация проекта «Моя профессиональная карьера»



© 2010-2022