- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда
Рабочая программа учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быкова Н.Л. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, Сварщик
Разработчик: Быкова Наталья Львовна, зам. директора по ОД ГОАУ НПО ЯО ПЛ-33п. Семибратово
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
8
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 190631.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №555 от 20.05.2010, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:
190631.01 Автомеханик
190631.02 Слесарь по ремонту автомобилей
190631.03 Контролер технического состояния автомототранспортных средств
190631.04 Оператор заправочных станций
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
поиска работы и трудоустройства
-
уметь:
-
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
-
анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда;
-
планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда, используя методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
-
составлять и оформлять собственное резюме и портфолио;
-
успешно проходить собеседования;
-
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
-
адаптироваться на рабочем месте для закрепления на работе.
-
знать:
-
способы и методы эффективного поведения на рынке труда Ярославской области;
-
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
-
этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
-
понятие, структуру, составление резюме и портфолио;
-
технологию приема на работу;
-
понятие, виды, формы и способы адаптации;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Создание мультимедийной презентации «Моя профессиональная карьера»
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Цели и задачи изучения дисциплины.
1
2
Раздел 1.
Рынок труда Ярославской области
3
2
Тема 1.1 Сущность, типология, структура рынка труда. Рынок труда Ярославской области
Содержание учебного материала:
1
Сущность, типология, структура рынка труда. Трудовые ресурсы и их классификация. Особенности современного рынка труда. Характеристика рынка труда Ярославской области и конкретного населенного пункта. Особенности регулирования рынка труда Ярославского региона государством. Государственная политика в сфере занятости. Активные формы получения занятости.
Тема 1.2. Понятие вакансии и возможности трудоустройства
Понятие вакансии и возможности трудоустройства. Конкурентоспособное поведение. Источники информации о вакансиях на рынке труда. Трудоустройство с учетом разных форм собственности. Возможные варианты трудоустройства. Освоение алгоритма принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства.
Практическая работа:
№1 Дискуссия «Кто является успешным на рынке труда?»
2
Самостоятельная работа:
- поиск в Интернете (в т.ч. в программе АИСТ), СМИ, банке вакансий Государственной службы занятости, возможных вакансий по своей будущей профессии
-творческий проект «Знакомьтесь - это я!»
- посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости
2
Раздел 2.
Профессиональные компетенции и профессиональная карьера
7
3
Тема 2.1. -2.2 Сущность и структура деятельности.
Профессиональные компетенции
Профессиональная карьера
Содержание учебного материала
1
Сущность и структура деятельности. Потребности и возможности деятельности. Технологии основных форм деятельности человека. Понятие и сущность профессиональной деятельности: типы профессий, характеристика профессии, профессия, специальность, должность, квалификация, профессиональный проект. Технология профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности.
Понятие о профессиональных компетенциях как важной составляющей профессиональной деятельности. Компетенции, выделенные Советом Европы.
Понятие о профессиональной карьере. Компоненты профессиональной карьеры. Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности. Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста. Критерии успешной профессиональной деятельности.
1
Практическая работа:
№2 Деловая игра «Анализ профессиональных компетенций автомеханика»
1
№3 Деловая игра «Как построить свою профессиональную карьеру»
2
№4 Урок- семинар «Формирование позитивного профессионального "образа-Я" современного сварщика»
1
№5 «Способы формирования позитивного самовосприятия и самопрезентации»
1
№6 «Взаимопрезентация»
Самостоятельная работа обучающихся:
- Анализ построения карьеры по своей профессии
- Составление краткого плана своего собственного карьерного роста
- Выполнение коллажа «Позитивный профессиональный имидж автомеханика»
2
Раздел 3.
Стратегия и тактика поиска работы
5
3
Тема 3.1
Способы поиска работы. Технология приёма на работу
Содержание учебного материала
1
Способы поиска работы. Телефонные звонки по объявлению и поисковые. Техника ведения телефонных разговоров.
Технология приема на работу.
Практические занятия:
№7 «Ролевые игры, связанные с отработкой ходов поиска работы»
2
№8 «Ролевые игры, связанные с отработкой техники телефонных разговоров»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление собственного резюме
- оформление портфолио сварщика, автомеханика
-посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости
3
Раздел 4.
Эффективное деловое общение
5
3
Тема 4.1
Деловое общение
Техника активного слушания
Понятие о конфликтах
Содержание учебного материала
Понятие о деловом общении. Психологический анализ ситуаций делового общения (на основе теории Э.Берна).
Взаимопонимание в разговоре. Техника активного слушания. Невербальное поведение и внешний вид. Понятие о рефлексии.
1
Понятие о конфликтах. Динамика конфликтов. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Практические занятия:
№9 «Тренинг навыков делового общения»
№10 «Упражнения на эффективное взаимодействие»
1
№11 «Отработка навыков эффективного взаимодействия в ситуации трудоустройства»
1
№12 «Конфликтные ситуации при трудоустройстве»
№13 «Конфликтные ситуации на рабочем месте: с работодателем, в коллективе, с клиентом»
№14 «Возможные стратегии поведения»
№15 « Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление документов по трудовым правоотношениям (заявление на прием на работу, трудовой договор, должностные инструкции)
- разработка содержания рекомендательного письма
3
Раздел 5.
Собеседование с работодателем
4
3
Тема 5.1. Собеседование с работодателем
Содержание учебного материала
Структура собеседования. Порядок прохождения собеседования. Самопрезентация. Технология ответов на вопросы. Основные вопросы, задаваемые работодателем на собеседовании.
1
Практические занятия
№16 «Составление собственного списка ходов поиска работы каждым обучающимся»
1
№17 «Как обойти «подводные камни» при собеседовании»
№18 «Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- вербальные и невербальные способы саморегуляции
3
Раздел 6.
Адаптация на рабочем месте
6
3
Тема 6.1. Адаптация на рабочем месте
Содержание учебного материала
Понятие об адаптации на рабочем месте, ее формах и способах.
1
Практические занятия
№19 Дискуссия «Преимущества и проблемы, связанные с началом работы. Почему можно потерять работу?»
1
№20 Ролевая игра «Мой первый рабочий день».
1
№21 Дискуссия «Что нужно знать и как себя вести, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы».
1
№ 22 Тренинг «Постановка профессиональных и жизненных целей»
1
№23 Защита презентации «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей рынка труда Ярославской области и своего населенного пункта
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- написание мини - сочинения
- составление модели своей будущей профессиональной карьеры
3
Итоговое занятие
Анкетирование по завершении курса. Дифференцированный зачет
1
Всего:
32+16
48
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося;
- рабочее место преподавателя;
- профориентационная система «ПРОФИ-III» (психодиагностическая программа)
Технические средства обучения:
- компьютер и мультимедиапроектор, доступ обучающихся к сети Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.
-
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.
-
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.
-
Шеламова Г.М. Культура делового общения при турдоустройтсве. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.
-
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Дополнительные источники:
-
Андреева Н. Детектор лжи, или Как обойти «подводные камни» на собеседовании. - М.: Вершина, 2009г.
-
Бельская Н.Н. программа тренинга для подростков «Мой характер и профессия»\\ Журнал практического психолога. - 1999.- №12.
-
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 1995.
-
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.- Обнинск, 1993.
-
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992.
-
Прощицкая Е.Н. - Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991.
-
Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. - М.: МГУ, 1995.
-
Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М., 1997
-
Шевчук Д.А. Как устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. - М.: РОСБУХ, 2010г.
-
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации\ под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб., 2001.
-
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2009.
-
Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2009.
-
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2009.
-
Грецов А. Психологические тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2009.
-
Резак Д. при участии Томсон Д. и Холгрен-Резак Г. Связи решают все. Бизнес-сказка о Царевне-лягушке. Пер. с англ. А.В. Каменко. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010г.
-
Добротворский И.Л. Технологии успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: Академия, 1996.
-
Зиверт Х. Подготовка к тестированию. Как преодолеть тесты на профессиональную пригодность. М.: Просвещение, 1997.
-
Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. М.: Педагогика, 1993.
-
Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М.: Просвещение, 1986.
-
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», 2006.
-
Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. - М.: «Дело и сервис», 2003
-
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с. - (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)
-
Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.
-
Катлип С.М. Паблик рилейшнз: теория и практика. 8-е изд. М., СПб.: "Вильямс", 2000.
-
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 368 с.
-
Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.
-
Шметткамп М. Управление проектами: краткий курс. - М.: «Дело и сервис», 2005.
Электронные ресурсы:
-
job.ru
-
rabota.ru
-
kcst.bmst.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь самостоятельно анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда, находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства
устный опрос
уметь выстраивать план реализации карьеры
проект карьерного плана
уметь составлять и оформлять собственное резюме и портфолио
презентация оформленного резюме, портфолио
уметь составлять ответы на возможные вопросы работодателя
тренинг с элементами рефлексии
уметь предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве
тренинг с элементами рефлексии
уметь организовывать диалог по телефону, владеть навыками телефонного общения
тренинг с элементами рефлексии
знать способы поиска работы и трудоустройства
устный опрос
уметь составлять проект собственной профессиональной карьеры
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
уметь использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
уметь планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда
устный опрос
уметь уточнять и корректировать профессиональные намерения
устный опрос
уметь обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства
устный опрос
знать проблемы труда в современных социально-экономических условиях Ярославской области
устный опрос
владеть информацией о возможностях социальной защиты населения на рынке труда региона
устный опрос
знать сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технологии делового общения
тестирование
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности
тестирование
знать понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения
тестирование
знать понятие «профессиональная компетенция»
тестирование
понимать сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности
тестирование
владеть информацией о системе профессионального непрерывного образования, роли постоянного повышения квалификации
устный опрос
владеть навыками самопрезентации
тренинг с элементами рефлексии
владеть технологией приема на работу
тренинг с элементами рефлексии
иметь представление о понятие, видах, формах и способах адаптации на рабочем месте
устный опрос
знать основные этапы проектирования профессиональной карьеры
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
владеть технологией презентации проекта
презентация проекта «Моя профессиональная карьера»