- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ОП. 03 Менеджмент, специальность 080114
Рабочая программа ОП. 03 Менеджмент, специальность 080114
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Емченова М.Н. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: ОП.03 Менеджмент
код, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
по программе углубленной подготовки
Москва
2014 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
профессиональных дисциплин
Протокол № 1
от «30» 08 2013г.
Методист ГБОУ СПО КМБ №4
__________ / /
подпись Ф.И.О.
РАЗРАБОТАНА
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности среднего
профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
(углубленная подготовка),
примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
________________ / Антипенко Л.В./
«02» сентября 2013г.
Составитель: Емченова Маргарита Николаевна,
преподаватель высшей категории, ГБОУ СПО КМБ №4
Рецензенты:______________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
-
Структура и содержание программы учебной дисциплины 6
-
Условия реализации программы учебной дисциплины 10
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
1. Паспорт программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовая подготовка),
входящей в укрупнённую группу специальностей 080000 Экономика и управление.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-
анализировать организационные структуры управления;
-
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-
применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;
-
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; знать:
-
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-
методы планирования и организации работы подразделения;
-
принципы построения организационной структуры управления;
-
основы формирования мотивационной политики организации;
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-
внешнюю и внутреннюю среду организации;
-
цикл менеджмента;
-
процесс принятия и реализации управленческих решений;
-
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-
систему методов управления;
-
методику принятия решений;
-
стили управления, коммуникации, принципы делового общения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
86
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
57
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
29
Итоговая аттестация в форме - зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент (по отраслям)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание учебного материала
1
1,2
Менеджмент: понятие, цели, задачи. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента.
Тема 1 Общие сведения о менеджменте
6
Тема 1.1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента
Содержание учебного материала
4
1,2
Понятие и сущность менеджмента. Цели, задачи и основные функции менеджмента. Организация как система управления. Эволюция управления: школы управления. Подходы к изучению управления: процессный, системный, ситуационный. Менеджмент в микро- и макроэкономике
Самостоятельная работа обучающегося:
2
3
Подготовка доклада:
- Практические предпосылки возникновения менеджмента
- Менеджмент как наука и искусство
Тема 2 Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации
19
Тема 2.1.
Основные принципы построения организационных структур
Содержание учебного материала
4
1,2
Миссия организации. Цели организации и их характеристики. Классификация целей. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления. Основные методы проектирования организационной структуры предприятия
Самостоятельная работа обучающихся:
3
3
Подготовка доклада: Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно масштабная; Масштаб управляемости по Д. Вудворд Построение схем по теме: Методы проектирования организационных структур
Практическое занятие
2
3
№1 Сравнительный анализ различных структур
Тема 2.2.
Внутренняя среда организации
Содержание учебного материала
2
1,2
Понятие о стратегическом анализе. Внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды предприятия
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка доклада на тему Элементы внутренней среды предприятия
Тема 2.3.
Внешняя среда организации
Содержание учебного материала
2
1,2
Внешняя среда организации. SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-подход к анализу внутренних ресурсов
Практическое занятие:
2
3
№2 Подготовка доклада: Цикл менеджмента. Подготовка к практическому занятию
Самостоятельная работа обучающихся:
2
Подготовка сообщений, докладов на тему «Факторы внешней среды предприятия: среда прямого и косвенного воздействия»
Тема 3 Цикл менеджмента
58
тема 3.1.
Основные составляющие цикла менеджмента
Содержание учебного материала
2
1,2
Содержание процесса управления. Основные функции управления. Основные составляющие цикла менеджмента, их характеристика.
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка сообщений, докладов на темы: «Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)», «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»
Тема 3.2.
Планирование в системе менеджмента
Содержание учебного материала
4
1,2
Планирование в системе менеджмента. Стратегическое (перспективное) планирование. Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии. Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов
Практические занятия:
2
3
№ 3 Составление миссии организации
Тема 3.3.
Мотивация и потребности
Содержание учебного материала
2
2
Мотивация и факторы мотивации: заработная плата, рабочая среда, стабильность, собственное развитие, полезность работы и интерес к работе. Индивидуальная и групповая мотивации. Корпоративная культура. Потребности. Теория потребностей А. Маслоу. Делегирование в менеджменте
Практическое занятие:
2
3
№ 4 Исследование мотивации достижения
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка сообщений, докладов на темы: «Первичные и вторичные потребности», «Потребности и мотивационное поведение»
Тема 3.4.
Система методов управления
Содержание учебного материала
2
1,2
Система методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки
Практическое занятие:
2
3
№ 5 Управление и типы характеров
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Подготовка сообщения на тему Типы характеров
Тема 3.5
Процесс принятия решения
Содержание учебного материала
4
1,2
Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Методы принятия решений. Уровни принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений
Практическое занятие:
4
3
№ 6 Технология организации «Мозгового штурма». Составление матрицы принятия решений
№ 7 Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка к практическому занятию, изучение техники «мозгового штурма». Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Составление матрицы принятия решений
Тема 3.6.
Коммуникативность и деловое общение
Содержание учебного материала
2
2
Информация в менеджменте и её виды. Коммуникация. Деловое общение. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Этапы и фазы делового общения. Техника телефонных переговоров
Практическое занятие:
4
2,3
№ 8 Составление планов проведения совещаний, переговоров и деловых бесед.
№ 9 Составление матрицы принятия решений. Решение ситуационных задач по теме
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Разработать тестовое задание по теме «Коммуникации». Подготовка доклада на тему: сущность трансакций в менеджменте. Цена и анализ ценовой политики.
Тема 3.7.
Контроль и его виды
Содержание учебного материала
2
1,2
Контроль, его понятие. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Технология и правила контроля. Виды контроля. Общие требования к эффективно поставленному контролю. Характеристика эффективного контроля. Итоговая документация по контролю.
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Составить диалог телефонных переговоров менеджера ресторана, о заключении договоров на поставку продукции.
Тема 3.8.
Управление конфликтами и стрессами
Содержание учебного материала
2
1,2
Конфликты: природа, типы и причины конфликта. Стресс: природа и причины стресса. Управление конфликтами и стрессами
Практическое занятие:
4
3
№ 10 Решение ситуационных задач, связанных с выходом из заданной конфликтной ситуации. № 11Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка сообщений, докладов, компьютерных презентаций на темы: «Последствия конфликтов», «Взаимосвязь конфликта и стресса», «Решение конфликтных ситуаций», «Взаимосвязь конфликта и стресса»
Тема 3.9.
Руководство: власть и партнёрство
Содержание учебного материала
2
1,2
Власть и источники власти. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть, основанная на авторитете и знаниях; власть, основанная на примере; власть, основанная на законных правах. Методы влияния: убеждение и участие. Лидерство и власть. Стили руководства. Партнёрство. Общие рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в коллективе
Практическое занятие:
2
3
№ 12 Основное содержание принципов Стивена Кови
Самостоятельная работа обучающихся:
2
3
Подготовка сообщений, рефератов, докладов на тему «Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации»
Зачет
2
Итого
86
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Список литературы
Основная учебная литература
-
Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент, М., Академия, 2010
-
Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум., М., Академия, 2010
-
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 5-е изд. ИЦ «Академия», 2007
-
Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М., 2008
Дополнительная литература.
-
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб.пособие. 2-е изд, перераб. И доп. -М.:Инфра-М, 2007
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007
-
Вершигора О.С. Наумов Л.И. Менеджмент. - М.:Гардарика, 2008
-
Лукашевич В.В. Управление персоналом. Учебн.пособие - М: Деловая литература-Гелан, 2009
-
Радугин А.А. Основы менеджмента.- М.: Центр, 2007
-
Ладанов И.Д. практический менеджмент. Ч 1. Менеджер и менеджмент.Ч.2 Менеджерское искусство. - М., 2007
Интернет-ресурсы
1.protekt.gost.ru
2.поисковые системы.
3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля
Умение анализировать организационные структуры управления
Умение проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала
Умение применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения
Умение принимать эффективные решения, используя систему методов управления
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля
Умение учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Знание сущности и характерных черт современного менеджмента, истории его развития
Знание методов планирования и организации работы подразделения
Знание принципов построения организационной структуры управления
Знание основ формирования мотивационной политики организации
Знание особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности
Знание внешней и внутренней среды организации
Знание цикла менеджмента
Знание процесса принятия и реализации управленческих решений
Знание функций менеджмента в рыночной экономике: организации, планирования, мотивации и контроля деятельности экономического субъекта