Рабочая программа ОП. 03 Менеджмент, специальность 080114

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебной дисциплины: ОП.03 Менеджмент

код, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

по программе углубленной подготовки







Москва

2014 г.


РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

профессиональных дисциплин

Протокол № 1

от «30» 08 2013г.

Методист ГБОУ СПО КМБ №4

__________ / /

подпись Ф.И.О.





РАЗРАБОТАНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта

по специальности среднего

профессионального образования

080114 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

(углубленная подготовка),

примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент»













УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

________________ / Антипенко Л.В./


«02» сентября 2013г.







Составитель: Емченова Маргарита Николаевна,

преподаватель высшей категории, ГБОУ СПО КМБ №4





Рецензенты:______________________________________________________









СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание программы учебной дисциплины 6

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины 10

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11




1. Паспорт программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовая подготовка),

входящей в укрупнённую группу специальностей 080000 Экономика и управление.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

  • анализировать организационные структуры управления;

  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

  • применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;

  • принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

  • учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

  • методы планирования и организации работы подразделения;

  • принципы построения организационной структуры управления;

  • основы формирования мотивационной политики организации;

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

  • внешнюю и внутреннюю среду организации;

  • цикл менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

  • систему методов управления;

  • методику принятия решений;

  • стили управления, коммуникации, принципы делового общения




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

в том числе:


практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

Итоговая аттестация в форме - зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент (по отраслям)


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

1

1,2

Менеджмент: понятие, цели, задачи. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента.

Тема 1 Общие сведения о менеджменте

6


Тема 1.1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Содержание учебного материала

4

1,2

Понятие и сущность менеджмента. Цели, задачи и основные функции менеджмента. Организация как система управления. Эволюция управления: школы управления. Подходы к изучению управления: процессный, системный, ситуационный. Менеджмент в микро- и макроэкономике

Самостоятельная работа обучающегося:

2

3

Подготовка доклада:

- Практические предпосылки возникновения менеджмента

- Менеджмент как наука и искусство

Тема 2 Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации

19


Тема 2.1.


Основные принципы построения организационных структур

Содержание учебного материала

4

1,2

Миссия организации. Цели организации и их характеристики. Классификация целей. Органы управления. Основные принци­пы построения организационных структур. Типы структур управления. Основные методы проектирования организационной структуры предприятия

Самостоятельная работа обучающихся:

3

3

Подготовка доклада: Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно масштабная; Масштаб управляемости по Д. Вудворд Построение схем по теме: Методы проектирования организационных структур

Практическое занятие

2

3

№1 Сравнительный анализ различных структур

Тема 2.2.

Внутренняя среда организации

Содержание учебного материала

2

1,2

Понятие о стратегическом анализе. Внутренняя среда организации. Элементы внутренней среды предприятия

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка доклада на тему Элементы внутренней среды предприятия

Тема 2.3.

Внешняя среда организации

Содержание учебного материала

2

1,2

Внешняя среда организации. SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-подход к анализу внутренних ресурсов

Практическое занятие:

2

3

№2 Подготовка доклада: Цикл менеджмента. Подготовка к практическому занятию

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Подготовка сообщений, докладов на тему «Факторы внешней среды предприятия: среда прямого и косвенного воздействия»

Тема 3 Цикл менеджмента

58


тема 3.1.

Основные составляющие цикла менеджмента

Содержание учебного материала

2

1,2

Содержание процесса управления. Основные функции управления. Основные составляющие цикла менеджмента, их характеристика.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка сообщений, докладов на темы: «Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль)», «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»

Тема 3.2.

Планирование в системе менеджмента

Содержание учебного материала

4

1,2

Планирование в системе менеджмента. Стратегическое (перспективное) планирование. Анализ альтернатив, выбор, реализация и оценка стратегии. Тактическое и текущее планирование. Основные этапы. Реализация текущих планов

Практические занятия:

2

3

№ 3 Составление миссии организации

Тема 3.3.

Мотивация и потребности

Содержание учебного материала

2

2

Мотивация и факторы мотивации: заработная плата, рабочая среда, стабильность, собственное развитие, полезность работы и интерес к работе. Индивидуальная и групповая мотивации. Корпоративная культура. Потребности. Теория потребностей А. Маслоу. Делегирование в менеджменте

Практическое занятие:

2

3

№ 4 Исследование мотивации достижения

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка сообщений, докладов на темы: «Первичные и вторичные потребности», «Потребности и мотивационное поведение»

Тема 3.4.

Система методов управления

Содержание учебного материала

2

1,2

Система методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки

Практическое занятие:

2

3

№ 5 Управление и типы характеров

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Подготовка сообщения на тему Типы характеров

Тема 3.5

Процесс принятия решения


Содержание учебного материала

4

1,2

Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Методы принятия решений. Уровни принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений

Практическое занятие:

4

3

№ 6 Технология организации «Мозгового штурма». Составление матрицы принятия решений

№ 7 Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка к практическому занятию, изучение техники «мозгового штурма». Составить логико-смысловую схему «Классификация методов управления». Определить психологический климат в коллективе группы. Составление матрицы принятия решений

Тема 3.6.

Коммуникативность и деловое общение

Содержание учебного материала

2

2

Информация в менеджменте и её виды. Коммуникация. Деловое общение. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Этапы и фазы делового общения. Техника телефонных переговоров

Практическое занятие:

4

2,3

№ 8 Составление планов проведения совещаний, переговоров и деловых бесед.

№ 9 Составление матрицы принятия решений. Решение ситуационных задач по теме

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Разработать тестовое задание по теме «Коммуникации». Подготовка доклада на тему: сущность трансакций в менеджменте. Цена и анализ ценовой политики.

Тема 3.7.

Контроль и его виды

Содержание учебного материала

2

1,2

Контроль, его понятие. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррек­ция. Технология и правила контроля. Виды контроля. Общие требования к эффективно поставленному контролю. Характе­ристика эффективного контроля. Итоговая документация по контролю.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Составить диалог телефонных переговоров менеджера ресторана, о заключении договоров на поставку продукции.

Тема 3.8.

Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

2

1,2

Конфликты: природа, типы и причины конфликта. Стресс: природа и причины стресса. Управление конфликтами и стрессами

Практическое занятие:

4

3

№ 10 Решение ситуационных задач, связанных с выходом из заданной конфликтной ситуации. № 11Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка сообщений, докладов, компьютерных презентаций на темы: «Последствия конфликтов», «Взаимосвязь конфликта и стресса», «Решение конфликтных ситуаций», «Взаимосвязь конфликта и стресса»

Тема 3.9.

Руководство: власть и партнёрство

Содержание учебного материала

2

1,2

Власть и источники власти. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть, основанная на авторитете и знаниях; власть, основанная на примере; власть, основанная на законных правах. Методы влияния: убеждение и участие. Лидерство и власть. Стили руководства. Партнёрство. Общие рекомендации по созданию благоприятно­го психологического климата в коллективе

Практическое занятие:

2

3

№ 12 Основное содержание принципов Стивена Кови

Самостоятельная работа обучающихся:

2

3

Подготовка сообщений, рефератов, докладов на тему «Пси­хологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации»

Зачет

2


Итого

86


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Список литературы

Основная учебная литература

  1. Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент, М., Академия, 2010

  2. Косьмин А.Д., Свитецкий Н.З., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум., М., Академия, 2010

  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 5-е изд. ИЦ «Академия», 2007

  4. Мескон М.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М., 2008

Дополнительная литература.

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб.пособие. 2-е изд, перераб. И доп. -М.:Инфра-М, 2007

  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007

  3. Вершигора О.С. Наумов Л.И. Менеджмент. - М.:Гардарика, 2008

  4. Лукашевич В.В. Управление персоналом. Учебн.пособие - М: Деловая литература-Гелан, 2009

  5. Радугин А.А. Основы менеджмента.- М.: Центр, 2007

  6. Ладанов И.Д. практический менеджмент. Ч 1. Менеджер и менеджмент.Ч.2 Менеджерское искусство. - М., 2007

Интернет-ресурсы

1.protekt.gost.ru

2.поисковые системы.

3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение использовать на практике методы планирования и ор­ганизации работы подразделения

Экспертная оценка результатов дея­тельности обучающегося при вы­полнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Умение анализировать организационные структуры управления

Умение проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

Умение применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения

Умение принимать эффективные решения, используя систему методов управления

Экспертная оценка результатов дея­тельности обучающегося при вы­полнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

Умение учитывать особенности менеджмента в области про­фессиональной деятельности

Знание сущности и характерных черт современного менеджмента, истории его развития

Знание методов планирования и организации работы подразделения

Знание принципов построения организационной структуры управления

Знание основ формирования мотивационной политики организации

Знание особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности

Знание внешней и внутренней среды организации

Знание цикла менеджмента

Знание процесса принятия и реализации управленческих решений

Знание функций менеджмента в рыночной экономике: орга­низации, планирования, мотивации и контроля деятельности экономического субъекта



© 2010-2022