Сергей Есенин-певец родной природы

 Литературная гостиная поможет дополнить знания учащихся новыми сведения о жизненном и творческом пути Сергея Есенина, проявить  интерес к изучению русской литературы в целом и творчества Сергея Есенина в частности, воспитать любовь к литературе, музыке; воспитать бережное отношение к отечественным культурным ценностям. Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. От чудесных стихов о степных раздольях до тревожных раздумий поэта о судьбах России. Внеклассное мероприятие относится к ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ


«ЕСЕНИН - ПЕВЕЦ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»


ЦЕЛЬ: дополнить знания учащихся новыми сведения о жизненном и творческом пути Сергея Есенина, развивать интерес к изучению русской литературы в целом и творчества Сергея Есенина в частности, воспитывать любовь к литературе, музыке; воспитывать бережное отношение к отечественным культурным ценностям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

В-1.Время Есенина - время крутых поворотов в истории России. От чудесных стихов о степных раздольях до тревожных раздумий поэта о судьбах России. Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к родине. Давно стали крылатыми есенинские строки:

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою»

В-2. Что подразумевал Сергей Есенин под словом Родина? Вообще, что является для человека Родина?

Если родина - это поля, цветы, родные, животные, то мы можем смело назвать Сергея Есенина поэтом родной земли!

Родина для человека начинается с того места, где он родился.

В-1. ЕСЕНИН Сергей Александрович 21 сентября (3 октября) 1895,

с. Константиново Рязанской губернии

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина - духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки.

Чтец. «Бабушкины сказки»

В-2. В 1904 году, когда Сергею исполнилось 9 лет, он на­чал учиться в этой школе.

Небольшая деревянная школа стояла среди села недалеко от дома. Она была разделена на две по­ловины: одну половину занимали учителя - Иван Мат­веевич и Лидия Ивановна Власовы, муж и жена, во вто­рой половине размещались друг против друга два клас­са- маленький и большой. В большом обычно занима­лись первый и третий классы вместе, в маленьком зани­мались второй и четвертый. После революции учились в две смены. Переоборудовали под класс помещение, ко­торое раньше было учительской кухней.

В-1.Учился Есенин хорошо, но за ша­лости в третьем классе был оставлен на второй год. Окончил он школу в 1909 году и за отличную успевае­мость был награжден похвальным листом. Этот похваль­ный лист много лет висел на стене в застекленной раме.

В-2.С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.

В-1.После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

В-2.С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют - стихотворение «Береза»).

Чтец. Стихотворение «Береза»

Чтец. «С добрым утром!»

Чтец. «Вот уж вечер»

В-1. Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.

В-2. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

В-1. Первый сборник стихов Есенина - «Радуница» (1916) - восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем, свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

В-2. В стихах поэта складывается особый есенинский стиль: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Вот некоторые из них:

Чтец.«Пороша»

Чтец. «Поёт зима, аукает»

В-1.Не забывает поэт и о своих близких:

Дедушка с Сергеем спали на печке. Из окна на печ­ку светила луна.

- Дедушка, а кто это месяц на небе повесил?

Дедушка все знал и, не задумываясь, отвечал.

- Месяц? Его туда Федосий Иванович повесил.

- А кто такой Федосий Иванович?

- Федосий Иванович сапожник, вот поедем с тобой во вторник на базар, я тебе покажу его - толстый такой.

Часто Сергей напевал припев одной из детских песе­нок, которую пел ему дедушка:

Нейдет коза с орехами,

Нейдет коза с калеными.

Чтец. Стихотворение «Дед»

В-2. Дед Фёдор Андреевич Титов был умный, общительный и довольно зажиточный человек. В молодости он каждое лето уезжал на заработки в Питер, где нанимался на баржи возить дрова. Проработав несколько лет на чужих баржах, он приобрёл в конце концов свои и стал получать от них приличный доход.

Семья у дедушки была довольно большая: жена Наталья, дочь Татьяна - мать поэта и три сына - дяди Есенина: дядя Ваня, дядя Саша и дядя Петр.

Дедушка был человеком с большим размахом, любил повеселиться и погулять. Возвращаясь из Пите­ра, он устраивал гулянье на несколько дней. Ведрами выставлялось вино - пей сколько хочешь и кто хочет. И пьет и гуляет чуть не все село.

Игра на гармонях, пес­ни, пляски, смех не смолкали иной раз по неделе. Но потом, когда отгуляет, дедушка начинал подсчитывать каждую копейку

В-1. Мать С.Е Сенина была единственной девочкой в доме Тито­вых и поэтому была любимицей. Она была стройна, кра­сива, лучшая песенница на селе, играла на гармони, умела организовать весёлую игру.

Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела, и каждое стихотворение на свой лад. С поразительно тонкой музыкальной чуткостью под­бирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и мы только диву давались ее творческой изобретательности…

Чтец. «Письмо матери»

В-2. Очень дружен был Сергей Есенин со своей сестрой Шурой. Когда он приезжал домой, родные не могли нарадоваться его приезду.

Из воспоминаний сестры Шуры:

«Помню, как Сергей ходил легкой, слегка покачивающейся походкой, немного наклонив свою кудрявую голову. Красивый, скромный, тихий, но вместе с тем очень жизнерадостный человек, он одним своим присутствие" вносил в дом праздничное настроение.

К отцу и матери он относился всегда с большим уважением. Мать он называл коротко - ма, отца же называл папашей. И мне было как-то странно слышать от Cepгея это «папаша», так как обычно так называли отцов деревенские жители, и даже мы с Катей звали отце папой».

Чтец.«Ах, как много на свете кошек»

Чтец. «В этом мире я просто прохожий»

В-1. В 1918 году Есенин переезжает в Москву. Знакомится со многими писателями и поэтами. Однажды М.Горький, встретившись с Есениным, попросил прочитать его стихи о собаке.

Чтец. «Песнь о собаке»

В-2. Но Сергей Есенин не только стихи писал о собаке, жалость у него вызывали как домашние, так и дикие животные.

Чтец. «Корова»

Чтец. «Лисица»

В-1 Читая стихотворения Сергея Есенина о животных, появляются слёзы, однако у поэта плачут не только люди и животные, у него может плакать и метель при виде любимой девушки.

Чтец. «Плачет метель, как цыганская скрипка»

В-2. Действительно, много ли надо поэту, чтобы написать такие красивые стихи. Сам поэт отвечает, что «…много не надо. Просто нужно попросить удачи, и тогда каждый труд будет оценен по достоинству».

Чтец. «Каждый труд благослови, удача!»

В-1. С.Есенин видел красоту везде и всюду, и всегда. Будь то лето, весна или осень он всегда подмечал тонкости природы и её особенности.

Чтец. «Спит ковыль»

В-2. Когда весной появлялась первая трава, поэт был одурманен весной.

Когда выпадал первый снег, ясно были видны спелые ягоды рябины. Ну, а осенью поэт с замиранием наблюдал, как кружилась золотая листва.

Чтец. «Сыплет черёмуха снегом»

Чтец. «Покраснела рябина»

Чтец. «Закружилась листва золотая»

В-1. Мы не ошибёмся, если скажем, что почти в каждом стихотворении Есенина говорится о природе. Давайте ещё раз послушаем, как красиво поэт пишет о природе.

Чтец. «Черёмуха»

Чтец. «Нивы сжаты, рощи голы»

В-2. Если у С.Есенина в стихотворении песенки поёт ручей, то сейчас я вам предлагаю прослушать песню на слова поэта С.Есенина.

Давайте представим, что мы цветы и передадим впечатления поэта о цветах.

Чтец. «Цветы»

В-1. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз - в Константиново.

В-2. Едва ли не накануне отъезда, около 6 октября, Есе­нин читал стихи в небольшой узкой комнате литератур­ных сотрудников «Бакинского рабочего». Народу было много. Сидели на стульях, столах, подоконниках, стояли в дверях. А Есенин, ни на кого не глядя, облокотившись на редакционный стол, совсем тихо, вполголоса читал свои недавно написанные стихи.

В-1. Раньше я никогда не слышал (вспоминает друг В.Мануйлов), чтобы он читал так, замкнувшись в себе, как бы только для себя. Тут были и уже знакомые нам, недавно напечатанные стихи, но они звучали как-то иначе, по-новому. Ни озорства, ни улыбки уже не было.

В-2. В комнате стояла настороженная тишина. Никто бы не решился прервать Есенина каким-нибудь вопросом. Конечно, никто по окончании чтения не аплодировал. Мы не понимали причины глубокой депрессии Есенина, но все чувствовали, как ему трудно, в каком он состоя­нии.

В-1. Когда молча расходились, один из молодых журнали­стов обратился к Сергею Александровичу и стал в неумеренно восторженных выражениях сравнивать его с Пушкиным. Есенин не на шутку рассердился:

Да ты о Пушкине понятия не имеешь! Пушкин был один из самых образованных писателей в Европе. Языки знал. Работать над стихами умел. А что я? Ко­нечно, талантливый человек. Но невежественный. Работать над стихами так и не научился. До Пушкина мне, брат, далеко.

В-2. Есенин любил Пушкина больше всех поэтов в мире. И не только его поэзию, прозу, драматургию, он любил Пушкина-человека. Это был самый светлый, самый доро­гой его идеал. Есенин ценил Тютчева, Фета, Полонского.

И еще любил Есенин Лермонтова. Самым любимым стихотворением Лермонтова в последние годы было «Завещание» («Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть...»). Есенин, слегка перефразировав известные слова Лермонтова « Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!», повторил их в своем стихотворении «Сыпь, тальянка, звонко сыпь, тальянка, смело!..» (1925):

Пусть она услышит, пусть она поплачет.

Ей чужая юность ничего не значит.

Чтец.«Сыпь, тальянка, звонко сыпь, тальянка, смело!..»

В-1. Когда поэт уезжал с Кавказа, он написал стихотворение «Прощай, Баку!» Ему очень тяжело было уезжать, т.к. работалось поэту действительно хорошо.

Чтец. «Прощай, Баку!»

«Прощай, Баку!»

В-2. Сегодня мы поговорили обо всём, что называется родной землёй, родиной. И было бы недостаточно полно наше представление о поэте Есенине, если мы бы не сказали, что Сергей Есенин очень любил свою родину, любил её, писал о ней, читал о ней.

Отрывок из кинофильма «Есенин»

Чтец. «Поэт»


© 2010-2022