• Преподавателю
  • Другое
  • «Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ»

«Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ»

Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные программы в условиях инклю-зивного образования и дошкольных групп ОГКОУ школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ

"Настанет время, когда человечество

победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие,

но гораздо раньше оно победит их социально

и педагогически, чем медицински и биологически"

Л.С. Выготский

Одним из наиболее актуальных направлений в образовании на современном этапе является реабилитация детей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.

Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. Для незрячих детей процесс социализации вызывает много затруднений, так как основными средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух.

К моменту поступления в детский сад большинство детей с нарушениями зрения имеют комплекс проблем. Аффективные нарушения проявляются в изменении настроения, в неадекватных эмоциональных реакциях, трудностях произвольной регуляции поведения. Коммуникативные нарушения сопровождаются склонностью к психической изоляции, аутизации, повышению агрессивности, раздражительности в общении (Л.И. Солнцева, Л.И.Плаксина, И.Г.Кирилова). Поэтому важными задачами педагогов является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, пассивность, конформность, однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляются и без зрительного контроля, они оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.

Современные тифлопсихологи, изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

Поэтому в работе делаю большой упор именно на развитие эмоционально - волевой сферы. Мной в соавторстве с узкими специалистами была разработана и внедрена в учебный процесс рабочая программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников», целью которой является ознакомление детей с эмоциональными состояниями соответствующими возрасту, необходимых для дальнейшего развития личности, а также развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.

Данная программа способствует формированию следующих «жизненных» и «академических» компетенций:

  • развитие представлений о себе и других людях, осознание общности и различий с другими;

  • формирование умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,

выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и

делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских

ситуациях;

  • накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни;

  • овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

  • формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Конечную цель социально - психологической реабилитации инвалидов по зрению сформулировал Т. Руппонен: «Достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристи­ку, отличающую его от других, но не более того».

Результатом работы стало участие слепых детей в праздниках совместно со слабовидящими детьми: исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, успешное участие в соревнованиях, фестивалях и конкурсах, исполнение песен, чтение стихотворений для детей и родителей.

Список литературы:

1.«Психология воспитания детей с нарушением зрения». Денискина В.З., Москва 2004 г.
2. «Коррекционная программа для слепых дошкольников. Коммуникативная деятельность». Автор-составитель В.Е. Боброва. С.-Петербург 1995 г.
3. «Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я - Ты - Мы». Автор - составитель Князева О.Л. Москва 2005 г.
4. «Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы «Лесенка радости». Хухлаева О. В. М.: Издательство "Совершенство», 1998.
6. «Развитие эмоционального мира детей». Кряжева Н.Л. Изд.: «Акадедия развития» 1997.

7. Солнцева Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1967.- С. 6.

8. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.


© 2010-2022