• Преподавателю
  • Другое
  • Организация работы школьного психолого-медико–педагогического консилиума в условиях образовательного учреждения

Организация работы школьного психолого-медико–педагогического консилиума в условиях образовательного учреждения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях образовательного учреждения.


Жаворонок Юлия Сергеевна, учитель,

ГБОУ школа-интернат пгт. Ильского

Краснодарского края


В настоящее время большое внимание уделяется созданию в образовательном учреждении условий для полноценного личностного развития обучающихся (воспитанников) в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

Под психолого - медико - педагогической службой понимается многоуровневая организационная система, объединяющая основные структурные элементы, которые обеспечивают эффективную психолого-педагогическую и социальную помощь всем субъектам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов, различных форм собственности. В состав Службы входят: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов и другие категории работников

образовательных учреждений всех типов и видов, различных форм

собственности.

Трехуровневая система психолого - медико - педагогического сопровождения ребенка:

III уровень - центральная ПМПК

II уровень - территориальная ПМПК

I уровень - школьный ПМПк

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения (педагогов и психолога) по координации своих действий, выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику, воспитаннику.

Консилиум создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. ПМП консилиумы создаются в образовательных школах и дошкольных учреждениях. Имеют право привлекать необходимых специалистов на договорной основе при необходимости. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум создается для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, особенно, имеющих проблемы в обучении и воспитании, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с медицинской, логопедической и психологической службами ОУ, методическими объединениями специалистов, педагогическим советом ОУ и всеми звеньями учебно - воспитательного процесса.


  1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико - коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

  2. Медико-психолого-педагогический консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, учителей, специалистов данного образовательного учреждения по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на территориальную писхолого - медико - педагогическую комиссию или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в случае необходимости или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребёнка.

  3. Диагностическая функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателям, родителям, педагогам (рекомендации), и программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.

  4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно - воспитательные условия.

  5. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

  • выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы;

  • формирование у обучающих адекватной оценки педагогических явлений в целом и проблем детей;

  • комплексное воздействие на личность ребёнка;

  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

  • социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

  • охрана и укрепление соматического и психологического здоровья, профилактическое пролечивание и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка.

В задачи консилиума входят:

  • организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;

  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в учреждении) диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации;

  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;

  • выявление резервных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций учителям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей;

  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;

  • выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;

  • обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию деятельности, коррекцию недостатков эмоционально - личностного развития;

  • утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ОУ;

  • определение путей интеграции детей в классы (группы),работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;

  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень учебной успешности, а также подробного заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию или ПМП комиссию.


ПМП сопровождение ребенка имеющим, определенный образовательный маршрут


  • ПМПк /консилиум/ образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов ПМПк с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о динамике ( неблагоприятной или недостаточной ) развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты ПМПк /консилиума/ пытаются добиться положительной динамики развития ребенка.

  • При наличии показаний (при подозрении на несоответствие структуры психофизического развития ребенка условиям, которые может обеспечить данное образовательное учреждение) ПМПк /консилиум/ оформляет коллегиальное заключение на ребенка и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК

  • В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется ПМПк /консилиумом/ в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний - не реже одного раза в год.

  • Повторное обращение в ПМПК по поводу детей с неблагоприятной динамикой развития обычно, инициируется ПМПк /консилиумом/ образовательного учреждения, другими учреждениями и ведомствами, непосредственно работающими с ребенком, самими родителями (законными представителями). При обязательном согласии родителей.



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА И ДОКУМЕНТАЦИЯ.


  • Работа осуществляется на основе Положения о ПМПк в конкретном учреждении.

  • Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника.

  • Заседания консилиума подразделяются на плановые (не реже одного раза в полугодие) и внеплановые. Проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное рассмотрение проблем детей с отклонениями в развитии. Совещание специалистов ПМПк может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью.

    • Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами ПМПК не реже раза в квартал.

Организация заседаний проводится в два этапа. На первом, подготовительном, этапе осуществляется сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании.

На втором, основном, этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребёнок и его родители.

  1. На период подготовки заседания ПМПк и последующей реализации рекомендаций назначается ведущий специалист: учитель, проводящий коррекционно-развивающее обучение или ведущий внеурочную специальную (коррекционную) работу.

Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

  1. По данным обследования каждым специалистом, участвовавшим в обследовании и коррекционной работе с ребёнком, составляется представление (заключение) на ребёнка и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические и педагогические), которые предоставляются на заседание консилиума.

  2. Процедурная схема заседания включает следующее:

    • организационный момент;

    • заслушивание характеристики, представлений (заключений) специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов консилиума;

    • собеседование с родителями (законными представителями);

    • собеседование с ребёнком;

    • постановка педагогического диагноза;

    • обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

    • выбор оптимальных для данного ребёнка образовательных программ;

    • выработка рекомендаций;

    • разработка программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.

  3. Результаты обследования и динамического наблюдения фиксируются дефектологом (психологом) в Протоколе первичного обследования ребёнка.

  4. Коллегиальное Заключение специалистов ПМПк содержит обобщённую характеристику структуры психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и Программу специальной коррекционной помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

  5. Протокол первичного обследования, Представления, Заключения и Рекомендации специалистов, коллегиальное Заключение и Программа специальной коррекционной помощи являются составной частью Журнала комплексного динамического наблюдения за ребёнком ( ведётся дефектологом (психологом) - членом ПМПк).

Первоочередные коррекционные задачи и выбор оптимальных путей их решений также фиксируются в Журнале комплексного динамического наблюдения за ребёнком.

  1. Заключения и Рекомендации специалистов, коллегиальное Заключение и Программа специальной коррекционной помощи ребёнку доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме.

  2. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в ОУ) осуществляется по Заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

  3. При отсутствии в ОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребёнка, а также при необходимости углубленной диагностики, для разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого -медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

  4. При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального Заключения ПМПк выдаётся родителям (законным представителям), копии Представлений (Заключений) специалистов направляются только по почте или сопровождающим представителем ПМПк.

В другие учреждения и организации копии Представлений (Заключений) специалистов и копия коллегиального заключения ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

14. На основании проведённого обследования детей класса, анализа диагностических работ специалисты Консилиума разрабатывают Программу фронтальной коррекционно-развивающей работы с классом.

15. В конце учебного года на заседании Консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы; медик, психолог и логопед составляют Заключения, педагоги - Психолого-педагогическую характеристику на каждого ребёнка, вырабатываются Рекомендации на лето.

СОСТАВ КОНСИЛИУМА


  1. Консилиум является объединением носителей психолого- педагогической, родительской, медицинской, правовой культуры.

  2. В состав постоянных членов консилиума по приказу руководителя образовательного учреждения вводятся заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра, учителя, имеющие опыт коррекционный работы, приглашенные специалисты.

  3. Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.

В функции специалистов консилиума входит предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагогов и воспитанников).

4. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени по индивидуальному плану работы, составленному в соответствии с реальным запросом на обследование детей.

Специалистам может быть установлена доплата, размер которой в соответствии со ст.32 и ст.54 «Закона об образовании РФ» определяется ОУ самостоятельно. Ассигнования, необходимые для оплаты труда специалистов ПМПк, планируются заблаговременно.

5. Руководство деятельностью консилиума осуществляет заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, что гарантирует статус консилиума, придаёт его рекомендациям предписывающий характер и обеспечивает подключение к выполнению решений консилиума всех нужных учебно-воспитательных сил и средств ОУ. Руководитель консилиума осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, обеспечивает преемственность в работе педагогов, учителей, логопеда, психолога, семьи и школы, организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы консилиума.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребёнка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Руководитель отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашаемых на заседание, он же координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума; может осуществлять режиссуру заседаний консилиума.

  1. Обследование ребёнка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учётом реальной возрастной психофизической нагрузки ребёнка.

  2. Врач информирует о состоянии здоровья ребёнка, его возможностям; по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам (психоневрологу, детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т.д.). В ходе консилиума даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка.

  3. В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития ученика, разработка Программ фронтальной коррекционно-развивающей работы; ведение документации консилиума ( журнала комплексного динамического наблюдения за ребёнком).

  4. В обязанности практического психолога входит: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи учителям - логопедам, учителям в оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, вскрытии проблем самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоциональной сферы; обеспечение подхода к ребёнку с оптимистической гипотезой перспектив его дальнейшего развития; построение совместной программы действий, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития и разработка коррекционных программ индивидуального развития ребёнка.

  5. Социальный педагог представляет информацию о социально-педагогической ситуации в семье, микрорайоне, помогают отследить содержание досуга семьи и ребёнка, дают характеристику неблагополучным семьям, состоящим на учёте. Активно участвуют в собеседовании с детьми и родителями, знакомят семьи и специалистов с деятельностью своих организаций. Планируют реабилитирующие мероприятия по защите интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные ил учебно-воспитательные условия.

  6. Специалисты- консультанты приглашаются по мере необходимости для непосредственного наблюдения за детьми и помощи в принятии правильного решения.

  7. Учитель даёт ребёнку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении, активно участвует в собеседовании с родителями и самим воспитанником; составляет программу фронтальной коррекционно-развивающей работы со своим классом; планирует индивидуальную работу с учащимися.


© 2010-2022