- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности Робототехника 7-8 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности Робототехника 7-8 классы
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меркулова Г.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ольховатская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
ШМО классных руководителей МКОУ Ольховатская СОШ
От « 28 » августа 2015 г. Протокол № 1
Утверждаю
Директор МКОУ Ольховатская СОШ
____________ Н.И. Бердник
Приказ от « 28 » августа 2015 г. № 45/2 - О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «3d моделирование»
для учащихся 7-8 классов
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа подготовлена
учителем информатики и ИКТ
Г.В. Меркуловой
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «3d моделирование» в 7-8 классах разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897.
2. Учебного плана МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Выбор данной программы по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
В структуру программы включены следующие разделы:
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
-
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания на ступени основного общего образования.
-
Содержание учебного курса «3d моделирование» в 7-8 классах
-
Тематическое планирование занятий в 7-8 классах
-
Система оценки достижения планируемых результатов
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «3d моделирование» на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Курс «3d моделирование» основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс «3d моделирование» основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта
Отбор содержания проведен с учетом изучения фундаментальных основ информатики, формирования информационной культуры, развития алгоритмического мышления, реализованности в полной мере общеобразовательного потенциал этого курса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «3d моделирование» строится с учетом следующих содержательных линий:
Содержание структурировано в виде разделов:
-
информация вокруг нас;
-
информационные технологии;
-
информационное моделирование;
-
алгоритмика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание предмета представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения как основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Содержание курса «3d моделирование» обеспечивает преемственность по отношению к начальной, основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, физики, химии, биологии курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часов для изучения курса «3d моделирование» в классах из расчета 1 часа в неделю в течение всего года.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение «3d моделирование» в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
Сформировать умения строить модели по схемам;
-
Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
-
Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
-
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
-
Развитие мелкой моторики;
-
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе.
Задачи обучения:
-
приобретение навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
освоение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики на ступени основного общего образования
Изучение курса ««3d моделирование» в 7-8 классах направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Прогнозируемые результаты:
Знание интерфейса Blender; понятие трехмерного объекта; виды и преобразование трёхмерных объектов и групп объектов; виды стандартных и расширенных архитектурных объектов; методы создания и назначения материалов; виды, настройка и правила расстановки источников света; общие сведения об анимации; создание и настройка съёмочных камер; визуализация сцены; Rendering; эффекты окружающей среды (взрывы, огонь, туман); спецэффекты с системами частиц; понятия стиля, цветовой гаммы, композиции, пропорциональности, функциональности и эргономичности; этапы создания интерьера; моделирование предметов интерьера и техники.
Учащиеся будут уметь:
Создавать трёхмерные объекты различной степени сложности и сложные трёхмерные сцены; создавать сложные пользовательские материалы; визуализировать объекты и сцены с освещением и материалами; создавать простую и сложную анимацию; создавать спецэффекты с системами частиц; создавать реалистичные макеты интерьеров и экстерьеров, моделировать предметы интерьера и техники.
6. Содержание внеурочной деятельности «3d моделирование» в 7-8 классах
Вводные занятия. Правила поведения и ТБ. Установка программного обеспечения. Интерфейс, особенности ПО. Вхождение в 3D моделирование. Настройка принтера.
Обзор возможностей создания трехмерных моделей. Знакомство с программой Repetier-Host, правила управления моделями (выбор из каталога).
Преобразование цифровой модели. Настройка печати, обзор параметров. Печать.
Изучение настроек с расширенными параметрами. Выбор пластика для принтера. Создание трехмерной модели.
Правила поведения и ТБ. Этап нарезки. Настройка принтера. Замена сопла.
Настройка печати, установка параметров. Печать трехмерной модели.
Установка более сложных параметров. Разработка и подготовка проектной модели.
Изготовление контрольной детали.
Вращение, масштабирование и выравнивание. Трёхмерная визуализация.
Инструменты для обслуживания. Печать
Подведение итогов. Заключительное занятие. Фотоотчет. Перспективное планирование.
7. Тематическое планирование занятий в 7-8 классах
№
п/п
Наименование разделов, тем
Тип урока
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты (УУД)
План
Факт
1
Введение в моделирование. Техника безопасности и правила поведения. Распределение по компьютерам.
Урок открытия нового знания
1
Личностные результаты:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
Метапредметные результаты:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
-формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
-знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
2
Разновидности трехмерных редакторов. Обзор программы SketchUp. Выбор шаблона.
Урок - диалог
1
3
Особенности приложения SketchUp. Основные элементы окна.
Урок открытия нового знания
1
4
Инструменты SketchUp. Линия и прямоугольнок.
Урок открытия нового знания
1
5
Инструменты SketchUp. Окружность и дуга
Урок открытия нового знания
6
Инструменты SketchUp. Орбита и панорама.
Урок открытия нового знания
1
7
Инструменты SketchUp. Масштаб, рулетка.
Урок отработки умений и рефлексий
1
8
Инструменты SketchUp. Создаем объект.
Урок отработки умений и рефлексий
1
9
Инструменты SketchUp. Заливка и ластик.
Урок отработки умений и рефлексий
10
Инструменты SketchUp. Смещение и перемещение.
Урок открытия нового знания
1
11
Дублирование элементов. Инструмент Копирование.
Урок открытия нового знания
1
12
Управление элементами через меню программы.
Урок открытия нового знания
1
13
Управление элементами через меню программы.
Урок открытия нового знания
1
14
Построение сложных фигур.
Урок открытия нового знания
1
15
Построение сложных фигур.
Урок открытия нового знания
1
16
Построение сложных фигур. Зачетное занятие.
Урок открытия нового знания
1
17
Работа с направляющими.
Урок открытия нового знания
1
18
Объединение объектов.
Урок отработки умений и рефлексий
1
19
Перемещение объектов.
Урок открытия нового знания
1
20
Построение сложных геометрических орнаментов
Урок отработки умений и рефлексий
1
21
Построение сложных орнаментов. Тестовый контроль знаний.
Урок открытия нового знания
1
22
Интернет - сервисы для работы в Sketchup.
Урок отработки умений и рефлексий
1
23
Построение сложных геометрических фигур.
Урок открытия нового знания
1
24
Построение сложных геометрических фигур.
Урок отработки умений и рефлексий
1
25
Знакомство с он-лайн сервисом Tinkercad.
Урок открытия нового знания
1
26
Он-лайн моделирование объектов Tinkercad.
Урок отработки умений и рефлексий
1
27
Знакомство с программой Autodesk 123D design
Урок открытия нового знания
1
28
Моделирование объектов в программе 123D Design
Урок отработки умений и рефлексий
1
29
Моделирование объектов в программе 123D Design
Урок открытия нового знания
1
30
Моделирование объектов в программе 123D Design
Урок отработки умений и рефлексий
1
31
Моделирование объектов в программе 123D Design
Урок открытия нового знания
1
32
3D - печать от настройки до результата.
Урок отработки умений и рефлексий
1
33
3D - печать от настройки до результата.
Урок отработки умений и рефлексий
1
34
Подведение итогов. Фотоотчет.
Урок отработки умений и рефлексий
1
8. Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две - три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка практических умений
Отметка «5»:работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы, практическая работа осуществлена по плану с учетом ТБ, проявлены организационно - трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы, но при этом практическая работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки в практической работе.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделана практическая работа не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе практической работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература (основная и дополнительная)
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 7 и 8 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
-
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
-
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
-
Наборы образовательных Лего-конструкторов:
-
Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
-
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
-
Свободный программный пакет по 3D моделированию и анимации Blender, графический редактор paint net, редактор изображений picasa, игровой движок Unity, киностудия windows live, компьютеры, интерактивная доска и сопутствующие программные продукты.