• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

Данная программа предназначена для работы по внеурочной деятельности по развитию интеллектуальных способностей. Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков: -       развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) — 102 ч; -       учимся работать с информацией (8 класс) — 34 ч. В процессе освоения содержания программы её результативность предпола...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Восточный

муниципального района Большечерниговский Самарской области

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ пос. Восточный

_________ П.А. Кугушев

« ___ »___________ 20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Развитие познавательных способностей учащихся»



Автор-составитель:

Семёнова И.В., учитель информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ пос. Восточный







2013 год

Пояснительная записка


Цель данной программы - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия дня овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

  • развитие психических познавательных процессов:

  • мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 102 ч;

  • учимся работать с информацией (8 класс) - 34 ч.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

  • правила сохранения информации, приёмы запоминания.

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.


Методические особенности организации занятий.


Формирование обобщённых умений предметного характера, т. е. специальных умений, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития универсальных учебных действий в этих условиях решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Одним из путей формирования общеучебных умений и способов деятельности является организация специального предметно-ориентированного тренинга, построенного на материале курсов физики химии, математики, биологии и других предметных областей. Основной целью таких занятий является формирование надпредметных умений, т. е. учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебнокоммуникативных и др. Среди них важное место занимают учебно-интеллектуальные умения, т. е. освоение учащимися приёмов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализа, аналогии, установления причинноследственных связей, поиска закономерностей и др. Но вербальный интеллект нельзя развить в отрыве от содержания обучения. Поэтому мы ведём речь о предметно-ориентированном тренинге, т. е- системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета.

Система занятий предметно-ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.



Структура занятий курса

Предметно-ориентированный тренинг - это система развивающих занятий по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Занятия, направленные на развитие приёмов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.

Содержание занятий способствует развитию аналитикосинтетических способностей, формированию таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

Формы занятий разнообразные: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся. Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмов мыследеятельности занятие включать следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку, оценку эксперта (диагностику) коррекцию.

Мотивация вообще является важным условием успешности любого вида деятельности, так как способствует активизации познавательной деятельности, Мотивация будет устойчивой, если она ориентирована на успех, новоизменения в мышлении приобретение новых умений, способов деятельности. Направленность на достижение успеха стимулирует активность личности ребёнка. Сохранению устойчивой мотивации способствует соблюдение следующего принципа:

по мере того как ребёнок овладевает какими-то навыками, приобретает новые умения, задания должны медленно и неуклонно усложняться.

Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определённых этапах занятий. Оно необходимо для планирования действий в соответствии с уровнем развития ребёнка. Для осуществления целеполагания можно воспользоваться словами эпиграфа, предваряющего каждое занятие, а также результатами интеллектуальной разминки или дидактического тренинга, которые наглядно показывают, что освоено учеником на данном этапе и над освоением каких общеучебных умений нужно поработать.

Каждое занятие ориентировано на формирование определённых учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений, т. е. на достижение конкретной цели. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания и др.

Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому особенно важно научить учащихся осуществлять самоанализ при выполнении заданий диагностических тренингов, интеллектуальной разминки, других заданий; постоянно проводить самоконтроль, сверяя свой вариант ответа с ответами других учеников; осуществлять самооценку успешности освоения различных умений и видов деятельности, осмысливать полученные знания, собственные приращения в освоенных умениях, новообразования в мышлении: не знал узнал, не умел - научился, не понимал понял и т. д.

Для создания ситуации успеха на занятиях предметноориентированного тренинга большое значение имеет оценка учителя, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. При этом нужно иметь в виду, что на первых порах важно поощрять саму деятельность школьников, а не её результат) а также сравнивать результаты одного и того же учащегося только с самим собой. Не меньшую роль играет взаимооценка, особенно при работе в паре или в группе, так как важно адекватно оценивать себя и других, учиться друг у друга.

Необходимым элементом занятий является этап диагностики, который осуществляется через диагностические тренинги. Ученик имеет возможность осуществлять самопроверку и самоанализ своих достижений и выявить уровень освоения тех или иных умений.

Курс развивающих занятий создаёт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

К преимуществам специально организованных занятий по формированию надпредметных умений и способов деятельности относятся прежде всего достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На каждое занятие отводится 1 ч в неделю.

Методическими особенностями проведения занятий являются следующие:

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной упор делается на развитии внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

З. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

4. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

5. Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.

Познавательный аспект предполагает:

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

  • освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;

  • освоение методов решения изобретательских задач.

Развивающий аспект включает в себя деятельность, направленную на:

  • развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, на обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами;

  • развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать. синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения;

  • развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков;

  • развитие двигательной сферы: овладение мелкой моторикой, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.

В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся:

1. Разминка (3-5 мин). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

Интеллектуальная разминка - это система заданий (10 - 15), которая направлена на проверку уровня усвоения определённых мыслительных приёмов и быстроты реакции ребёнка. Она всегда проводится в начале занятия.

2. Диагностический тренинг - это система упражнений или упражнение, которые позволяют провести диагностику уровня освоения определённых мыслительных приёмов с самопроверкой результатов. Диагностический тренинг может быть совмещён с тренингом психических познавательных процессов: памяти слуховой, зрительной, внимания, восприятия, воображения.

Используемые на этом этапе упражнения не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Для разгрузки учащихся, снятия напряжения необходимо чередовать познавательную деятельность с упражнениями для отдыха.

но и с закрытыми глазами.

3. Логико-поисковые задания (25 мин) составляют основной комплекс упражнений, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности. На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка, биологии, физики и других наук. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ученик, который не совсем успешен в усвоении учебного материала, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логических поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

4. Весёлая переменка (3 мин). Это может быть динамическая пауза, минутка юмора, минутка для размышления.

Динамическая пауза представляет собой физкультминутку в составе занятия и развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Минутка юмора, где сообщается об интересных ситуациях в жизни учёных, знаменитых людей, способствует снятию нервного напряжения.

Минутка для размышления включает интересную и полезную информацию «Это интересно знать, «Это полезно знать».

5. Решение творческих нестандартных задач (5 - 7 мин). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые есть в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, т. е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежания и старательности.

6. Мозговая гимнастика (2 мин). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, улучшаются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

7. Информационный блок включает в себя информацию, позволяющую ученику правильно выполнять приёмы мыследеятельности.

8. Рефлексия. Рефлексивная деятельность - очень важный компонент любого занятия, она позволяет ребёнку осмыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в необычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником.

Организуя деятельность учащихся, необходимо продумывать структуру занятия так, чтобы все дети были вовлечены в деятельность и каждый ребёнок в процессе был услышан, поощрён, замечен учителем. Этого можно добиться, широко используя групповые методы и коллективную мыслительную деятельность.

Для достижения наилучшего эффекта при организации и проведении занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

  • использование доступного и знакомого для учащихся предметного материала, для того чтобы при отработке основных приёмов мыслительной деятельности не возникало препятствий в виде непонимания содержания научных понятий. Вместе с тем необходимо помнить, что на этих занятиях именно способы интеллектуально-познавательной деятельности выступают основным объектом формирования;

  • проведение занятий на уровне повышенного интереса, что позволяет сделать учащихся активными участниками интеллектуального тренинга, создать положительный эмоциональный фон занятий. С этой целью широко используются игровые методики. Активное участие учащихся в интеллектуальном тренинге является условием успешного освоения основных мыслительных операций;

  • рефлексия выполняемых интеллектуально-познавательных действий. Осознание учащимися характера и основных этапов выполняемых действий позволит детям переносить сформированные интеллектуальные умения на иное содержание и успешно применять полученные навыки в учебной деятельности;

  • оптимальное использование индивидуальных, групповых и коллективных методов при поиске и обсуждении решения задач. Это в значительной мере способствует формированию коммуникативной культуры, а также обеспечивает взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.

Обучение должно быть победным, поэтому особую роль при проведении занятий играют одобрительные реплики, стимулирующие работу ребят и вселяющие в них уверенность в своих силах. Подавляющее большинство детей, как правило, стараются работать на таких занятиях изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тому, кто послабее, поддержать и вдохновить, вселить уверенность в то, что все препятствия преодолимы.

Структура занятий может быть разнообразной, но обязательным условием является их проведение на уровне повышенного интереса. С этой целью в занятия включаются развивающие игры, интеллектуальные разминки, в ходе которых решаются творческие и логические задачи, тренинг внимания, памяти, рубрики «Это полезно знать», «Подумай и ответь».

Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, особенно тем, кто испытывает заметные трудности в различных видах учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установлении связей между явлениями, выражении своих мыслей.

При организации и проведении занятий активно используются развивающие игры. Игровая деятельность способствует развитию мышления учащихся, формированию основных мыслительных операций.

Диагностика интеллектуального развития учащихся


Оценку влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательной и мотивационной сфер учащихся мы осуществляем по следующим критериям:

  • динамика уровня интеллектуального развития ребёнка;

  • динамика уровня обученности;

  • динамика уровня сформированности учебно-информационных, учебно-исследовательских умений.

В 5 и 6 классах в течение года тестирование проводится дважды: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.

Все задания теста закрытые, т. е. требующие выбора одного из четырёх ответов, который ученик считает наиболее правильным. При проведении тестирования ученики должны получить подробную инструкцию от учителя. Инструкция включает в себя следующую информацию:

  • тест состоит из 15 заданий с выбором ответа;

  • только один из четырёх ответов правильный, поэтому нужно выбрать тот ответ, который кажется наиболее точным;

  • на выполнение теста даётся 40 мин;

  • за выполнение теста оценка ставиться не будет, этот тест позволит учителю выбрать такие формы работы на уроке, которые позволят каждому ученику получить прочные знания; при обучении каждый получит помощь учителя в том объёме, который ему необходим;

  • сначала надо внимательно прочитать вопрос, потом мысленно ответить на него и только после этого выбрать правильный среди предложенных ответов;

  • простые и более сложные вопросы перемешаны, поэтому, если сразу не можешь выбрать ответ, приступай к другому заданию; после выполнения последнего задания, если осталось время, снова попробуй найти ответ на пропущенные вопросы.

Эту инструкцию можно дать на предыдущем перед тестированием занятии и, выбрав один из вопросов промежуточного теста, показать на примере, как нужно действовать. Для удобства работы тест размножается по количеству детей в классе.

При проверке теста оцениваются следующие интеллектуальные умения: осведомленность, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. По ключу определяется коэффициент по каждой позиции. Анализ результатов теста позволяет выяснить общие для всего класса проблемы. Их решение и должно быть приоритетным: выбор форм и методов работы на занятиях должен обеспечить развитие именно этих интеллектуальных умений школьников.

Каждый из обучающихся отвечает на вопросы теста. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все умения, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимального возможного.

Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребенка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/ 3 от максимального балла или выше, соответствует норме.

5 класс, 2 занятие - диагностическое тестирование

1. Какие вещества люди обычно используют в качестве топлива?

А. Медь и железо

Б. Нефть и уголь.

В. Нафталин и нашатырный спирт.

Г. Медь и олово.

2. Где в организме человека происходит переваривание пищи?

А. В желудке.

Б. В поджелудочной железе.

В. В печени.

Г. В селезёнке.

3. Ученик составил группу из слов: РЫСЬ, ТИГР, ПУМА, …

Помоги подобрать ещё одно слово.

А. Волк В. Кошка.

Б. Заяц Г. Шакал.

4. Какое слово нужно исключить из предложенного списка?

А. Шумовка. В. Кастрюля

Б. Дуршлаг Д. Топинамбур

5. Из шести одинаковых кубиков сложили фигуры, изображённые на рисунке.



Какое из приведённых ниже утверждений ты считаешь правильным?

А. Обе фигуры имеют одинаковые массы и одинаковые объёмы.

Б. Обе фигуры имеют одинаковые массы и разные объём,

В. Обе фигуры имеют разные массы и одинаковые объёмы.

Г. Обе фигуры имеют разные массы и разные объёмы.

6. По какому признаку тела разбиты на группы?

1

2

3

Кнопка

Гвоздь

Ножницы

Карандаш

Стол

Полка для книг

Тетрадь

Газета

Журнал


А. 1 и 2 - твёрдые, 3 - мягкие.

Б. 1- маленькие, 2 и 3 - большие.

В. 1 и 3 - лёгкие, 2 - тяжёлые.

Г. 1 - из металла, 2 - из дерева, 3 - из бумаги.

7. Какие из следующих веществ лучше всего растворяются в воде?

А. Мрамор.

Б. Сахар.

В. Растительное масло.

Г. Яичная скорлупа.

8. Мальчик собрал электрическую цепь из батарейки и лампочки. Какое тело вы выберете, чтобы замкнуть цепь и зажечь лампочку?

А. Кусок мела.

Б. Карандаш.

В. Стеклянную палочку.

Г. Гвоздь.

9. Рассмотрите внимательно рисунок и подберите недостающую фигуру.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

10. Исключите лишнее слово в каждой группе слов, приведённых ниже.

А. Ботинки, перчатки, тапочки, туфли, носки.

Б. Кричать, смеяться, сидеть, улыбаться, хмуриться.

В. Мама, бабушка, папа, дочь, сестра.

Г. Пантера тигр, лен, леопард, зебра, гепард.

11. Что можно встретить и на Земле, и на Луне?

А. Животных.

Б. Растения.

В. Воздух

Г. Камни.

12. Ученик получал задание выяснять, как влияет на рост растений солнечный свет. Как ему лучше выполнить это задание?

А. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое поставить в тёмное место и не поливать.

Б. Одно растение поставить на окно, а другое поставить в тёмное место. Оба растения поливать одинаково.

В. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.

Г. Оба растения поставить в тёмное место и оба поливать.

13. Найдите закономерность и впишите в скобки недостающее слово.

ПОЛЮС (ЛЮСТРА) ТРАМВАЙ.

МИКРОФОН (……… ) АРЬЕРГАРД.

14. Найдите недостающее число в ряду: 5, 11, 17, …

А. 19. В. 23.

Б. 21. Г. 25.

15. В каком порядке надо расставить фразы, приведённые ниже, чтобы показать круговорот воды в природе?

1. Река несёт воду, выпавшую в виде дождя, в море.

2. Из тучи идёт дождь.

З. Ветер переносит облака на сушу.

4. Вода испаряется и собирается в тучи (облака).

А. 1 - 2 - 3 - 4.

Б. 2 - 1 - 3 - 4.

В. 4 - 1 - 2 - 3.

Г. 4 - 3 - 2 - 1.

5 класс, 34 занятие - итоговое тестирование

1. Для жизни человека необходим кислород. В каком органе человека кислород выделяется из воздуха?

А. В носу.

Б. В сердце.

В. В лёгких.

Г. В желудке.

2. Подберите недостающую фигуру.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

3. Ученика попросили составить группу из четырёх слов, объединив их по какому-либо признаку. Три слова он написал: стол, стул диван. Помогите ему выбрать четвёртое слово.

А. Тарелка. Б. Шкаф.

В. Ложка. Г. Карандаш.

4. Продолжите перечень слов: арбуз, абрикос, ананас, …

А. Мандарин. Б. Банан.

В. Апельсин. Г. Лимон.

5. По какому признаку понятия объединены в группы?

1

2

3

Вода

Керосин

Спирт

Камень

Железо

Дерево

Кислород

Азот

Водород

А. 1 и 2 - то, что человек использует в своей жизни.

Б. 1 - жидкости, 2 - твёрдые тела, 3 - газы.

В. 2 - встречаются очень часто, 1 - встречаются редко, 3 - встречаются очень редко.

Г. 1 и 2 - можно потрогать, 3 - нельзя потрогать.

6. Из пяти одинаковых кубиков сложили фигуры, изображённые на рисунке.

Какое из приведенных ниже утверждений ты считаешь правильным?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А. Массы фигур одинаковы, а объёмы различны.

Б. Массы фигур различны, объёмы одинаковы.

В. Массы фигур и объёмы одинаковы.

Г. Массы фигур и объёмы различны.

7. Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?

А. Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.

Б. Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать.

В. Одно растение поставить на окно а другое в тёмное помещение. Оба растения поливать одинаково.

Г. Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не поливать.

8. Если на Луне будут построены города, смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами

А. Смогут.

Б. Не смогут, на Луне маленькое притяжение.

В. Не смогут, на Луне нет горючего.

Г. Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

9. В коробке находится смесь деревянных и железных пилок. Как проще всего отделить их друг от друга?

А. Вручную.

Б. Пропустить через воду.

В. С помощью магнита.

Г. Подуть на них.

10. В каждой строке исключите лишнее.

А. Приставка, предлог, суффикс, окончание, предложение

Б. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.

В. Барометр, термометр, компас, азимут.

Г. Очерк, рассказ, сюжет, повесть.

11. Расшифруйте анаграмму, найдите закономерность и исключите лишнее слово

А. АЧТПО

Б. АИДРО

В. ФАГРЕЛТЕ

Г. КТЕВИНЦ

12. Найдите закономерность и впишите недостающие два числа в числовой ряд.

15 16 14 17 13 18 ….

А. 12, 19

Б. 14, 19.

В. 15, 20.

Г. 19, 13.

13. Вставьте слова из трёх букв так, чтобы они были окончанием первого слова и началом второго.

А. КАБ(...)ОШКО

Б. С(...)ОКНО

В. СНА(…)ОВОЙ

14. Какие две из приведённых ниже фраз имеют одинаковый смысл?

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного

4. Не всё то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

А. 3, 5.

Б. 1, 4.

В. 2, 4.

Г. 3, 4.

15. Мальчик выронил из рук шарик. По какой траектории он будет падать?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»


6 класс, 1 занятие - диагностическое тестирование

1. Какое из приведённых веществ не является металлом?

А. Графит.

Б. Алюминий.

В. Сталь.

Г. Ртуть.

2. Ученика попросили составить группу объединив их по некоторому признаку. Три слова он написал: чашка, вилка, нож. Помоги ему выбрать четвёртое слово:

А. Тарелка.

Б. Шкаф.

В. Диван.

Г. Карандаш.

3. Для жизни человеку необходим кислород. Где в организме человека используется кислород?

А. Только в головном мозге.

Б. Только в сердце.

В. Во всех клетках организма.

Г. Только в печени.

4. Вставьте в скобки слово из двух букв так, чтобы оно было окончанием первого и началом второго слова.

А. МАЙ(...)ГАН

Б. ТОП(...)КЕСТР

В. МЫШЬ(..)ОРЬ

Г. ПОС(...)РАНА

5. Когда на небо бывает радуга?

А. Когда идёт сильный дождь.

Б. Когда светит солнце и дует ветер.

В. Когда светит солнце.

Г. Когда идёт дождь и светит солнце.

6. Во время эпидемия гриппа ученикам не рекомендуют ходить в кино, театры и иногда даже в школу. В чём причин таких рекомендаций?

А. Когда ученик выходит из тёплого помещения, он простужается.

Б. В тёплых помещениях, где много людей, душно и трудно дышать.

В. В тёплом воздухе быстро размножаются вирусы гриппа.

Г. Ученики должны больше отдыхать во время эпидемии.

7. Ученик отмечал на графике температуру воздуха в разное время суток. Когда температура воздуха была равна 19 °С?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А. В 9 часов.

Б. В 12 часов.

В. В 13 часов.

Г. В 10 часов.

8. В коробке находится смесь деревянных и железных опилок. Как проще всего отделить их друг от друга?

А. Вручную.

Б. Пропустить через них воду.

В. С помощью магнита.

Г. Подуть на них.

9. Ножницами режут толстый картон. Где его надо расположить, чтобы резать было легче? (Ножницы острые по всей длине.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

10. Комок грязи срывается с велосипедного колеса в том месте, которое показано на рисунке. По какой траектории полетит этот комок вероятнее всего?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

11. Рассмотри рисунок, на котором изображена часть комнаты. Выбери из приведённых высказываний то, которое ты считаешь самым верным.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А. Мальчик читал книги.

Б. Часть книг забыли поставить на полку.

В. Книги стоят на полке и лежат на столе.

Г. Ученик делал уроки и положил учебники на стол.

12. Человек стоят на экваторе Земли и выпускает из рук камень - по какой траектории он будет падать?РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А.1.

Б. 2.

В. 3.

Г. 4.

13. Расшифруйте анаграммы и исключите лишнее слово.

А. РАКОЧВА Б. ЛЬБГДОУ

В. ЛУПЕДЬ Г. ЕХРО

14. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и впишите следующие два числа:

А. 16 8 4 ...

Б. 25 21 18 …

В. 15 16 14 17 …

Г. 3 4 6 9 ...

15. Подберите недостающую фигуру.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»


6 класс, 31 занятие - итоговое тестирование

1. Смена дня и ночи происходит на Земле, потому что:

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля вращается вокруг Солнца;

В) ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты;

Г) днём Солнце светит, а ночью нет.

2. Рассмотри рисунок и выбери среди следующих утверждений то, которое ты считаешь самым верным. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А) Ветер сорвал несколько яблок.

Б) На земле и на дереве есть яблоки.

В) Яблоки на дереве уже созрели.

Г) Яблоки на земле гнилые.

3. На рисунке изображён человек (не в масштабе!), находящийся на поверхности Земли. Он выпускает из рук камень. Укажи, по какой линии будет падать этот камень.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А) 1;

В) 3;

Б) 2;

Г) 4.

4. Когда стенку комнаты осветили синим светом, её цвет оказался синим. Какое утверждение верно?

А) Стенка имеет синий цвет.

Б) Стенка либо синяя, либо белая.

В) Стенка белая.

Г) Цвет стенки может быть любым.

5. Продолжи список слов: арбуз, абрикос, ананас …

А) Мандарин. В) Апельсин.

Б) Банан. Г) Лимон.

б. Какой из приведенных объектов не входит в состав Солнечной системы?

А) Галактика. В) Луна.

Б) Планета. Г) Комета Галлея.

7. Ученик проверил на опыте, какие вещества растворяются в воде, и составил такую таблицу.

Вещество

Растворяется в воде

Мел

-

Сахар

+

Мрамор

-

Соль

+

Стекло

-

Сталь

-

Резина

-

Марганцовка

+

Какой вывод можно сделать на основании результатов опыта?

А) Не растворяются в воде только твёрдые тела.

Б) Растворяются в воде только сыпучие тела.

В) В воде растворяются сахар, соль и марганцовка.

Г) В воде растворяются тела только белого цвета.

8. Когда-нибудь на Луне будут построены города. Смогут ли современные автомобили ездить по дорогам между этими городами?

А) Смогут.

Б) Не смогут, на Луне маленькое притяжение.

В) Не смогут, на Луне нет горючего.

Г) Не смогут, на Луне нет воздуха и кислорода.

9. Ученик получил задание изучить влияние полива на рост растений. Как ему лучше выполнить это задание?

А) Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое растение поставить в тёмном помещении и не поливать.

Б) Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое - нет.

В) Оба растения поставить в тёмном помещении и поливать водой.

Г) Одно растение поставить на окно, а другое - в тёмном помещении. Оба растения поливать одинаково.

10. По какому признаку явления разбиты на группы?

1

2

3

Скатывание шарика с горки.

Колебания шарика на нити.

Падение шарика на землю.

Нагревание воды.

Испарение воды. Замерзание воды.

Свечение нити лампы

накаливания.

Горение дров в костре.

Свечение светлячка.

А) В 1-й и 2-й группах явления происходят с одним телом, в 3-й - с разными.

Б) Явления из 1-й группы быстрые, из 2-й и 3-й групп мысленные.

В) Явления в 1-й группе механические, во 2-й - тепловые, в 3-й - световые.

Г) Все они происходят на Земле, и их не надо делить на группы.

11. Найди закономерность и впиши в скобки недостающее слово.

СТАРТ (ШИНА) ФИНИШ

СПОРТ (...) СТОЛ

12. Ученик построил график зависимости температуры воды при нагревании от времени. График изображён на рисунке. Какой была температура воды в начале опыта?РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Развитие познавательных способностей учащихся»

А) 20 °С.

Б) 0 °С.

В) 40 °С.

Г) 100 °С.

13. Через какое время от начала опыта, описанного в задании 12 температура воды стала равной 60 °С?

А) Через 5 мин. В) Через 15 мин.

Б) Через 10 Мин. Г) Через 20 мин.

14. Вставьте в скобки слог из двух букв, на который заканчивается первое слово и начинается второе.

А) КОТ(..)КА. В) МЕС(..)ВАР.

Б) ШТО(..)КЕТА. Г) ПИХ(..)ЛИЯ.

15. Найдите закономерность и впишите следующие два числа в числовой рад: 15 16 13 19 11 22

А) 9, 25.

Б) 14, 19.

В) 15, 20.

Г) 19, 13.



Ключ к диагностическому тесту для 5 класса

№ вопроса

Осведомлённость

Наблюдательность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразительность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+







2

+


+






3

+



+





4

+



+

+




5


+

+



+


+

6


+

+

+


+



7

+

+



+




8

+

+



+


+


9


+

+

+



+

+

10

++++


++++

++++



++++


11

+




+




12


+

+



+

+


13



+

+


+

+


14






+

+

+

15


+

+




+


Максимальный балл

11

8

11

9

4

5

10

3

Знаком «+» обозначены умения, которые выявляются при правильном выполнении задания. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимально возможного.


Ключ к итоговому тесту для 5 класса

№ вопроса

Осведомлён-ность

Наблюдатель-ность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразитель-ность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+







2



+

+

+

+

+


3

+

+

+






4

+

+

+

+

+




5


+

+



+



6


+




+


+

7


+

+

+

+



+

8

+

+


+

+

+

+

+

9

+

+


+

+




10

++++


++++

++++



++++


11

+


+

+

+


+

+

12



+



+

+

+

13


++++

++++

++++





14



+



+

+


15


+

+

+



+


Максимальный балл

11

14

18

15

5

7

10

5

Ключ к диагностическому тесту для 6 класса

№ вопроса

Осведомлённость

Наблюдательность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразительность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+







2

+


+

+





3

+

+







4


++++

++++

++++





5


+


+

+


+


6


+


+


+



7

+






+

+

8


+



+


+


9

+

+

+


+

+


+

10

+

+

+

+



+


11


+

+



+

+

+

12


+

+

+



+

+

13

+


+

+

+

+

+

+

14



+



+

+

+

15



+

+

+


+


Максимальный балл

7

13

12

11

5

6

9

6


Ключ к итоговому тесту для 6 класса

№ вопроса

Осведомлённость

Наблюдательность

Аналитические умения

Поиск закономерностей

Сообразительность

Методологические умения

Логика

Абстрактное мышление

1

+

+

+





+

2


+

+

+


+

+


3


+



+


+


4

+

+

+



+

+


5



+

+

+

+

+


6

+


+

+


+



7


+

+


+

+


+

8

+

+



+

+

+

+

9


+


+

+



+

10

+

+

+

+


+



11



+

+


+

+

+

12


+

+

+

+

+



13

+

+

+

+

+

+



14

+

++++

++++

++++





15


+

+

+



+

+

Максимальный балл

6

15

16

13

7

9

8

6


Содержание курса

1. Развитие интеллектуальных умений.

5 - 7 классы (102 ч)


1.1. Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие Интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика Интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (родовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональное отношение между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания, дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

1.2. Развиваем творческое мышление.

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

2. Учимся работать с информацией.

8 класс (34 ч)

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково- символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Компьютерный практикум.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
















Учебно-тематический план курса

Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (34 ч)


№ п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игр ы

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания, Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

21-22

Сравнение понятий Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей.

Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов, Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

34

Итоговое тестирование

1





Учимся мыслить творчески. 6 класс (34 ч)


№ п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Диагностическое тестирование

1

2

Классификация понятий. Обобщение и

ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

3

Сравнение понятий

Сравнение понятий.

Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности,

рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

4-5

Выделение существенных признаков

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры

2

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры

2

8-9

Смысловые словосочетания

Смысловые словосочетания. дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры

2

10-11

Синонимы, антонимы

Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры

2

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

2

14-15

Метод контрольных вопросов

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры

2

20

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка

1

21-22

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

2

23-24

Конструирование в пространстве

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры

2

25-26

Постановка и разрешение проблем

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания.

развивающие игры

2

27-28

Разрешение проблемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации.

Методы разрешения проблемных

ситуаций. Практические задания,

развивающие игры

2

29-30

Метод разрешения противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

2

31

Итоговое тестирование

1

32-34

Решение творческих задач

Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися)

3






Методы решения творческих задач. 7 класс (34 ч)


№ п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1-2

Секреты и методы творчества

Как развивать творческие способности. Практические задания, развивающие игры

2

3-4

Поиск закономерностей.

Поиск закономерностей Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Логические цепочки

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия

2

7-8

Логические цепочки. Причинно-следственные связи

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания, развивающие игры

2

9-10

Как решать изобретательские задачи

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя

2

11-12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения

2

13-14

Развитие

воображения

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи

2

15

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие

1

16-17

Изобретательское творчество

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Практические задания, развивающие игры


18-19

Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий

Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов. Практические задания, развивающие игры

2

20

Решение задач методом разрешения противоречий

Приёмы разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», прием «наоборот». Практические задания, развивающие игры

1

21

Решение задач методом разрешения противоречий

Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве, в воздействии. Практические задания, развивающие игры

1

22-23

Творчество и фантастика.

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях

2

24-25

Методы решения творческих задач

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод

2

26

Методы решения творческих задач:

преобразование свойств

Метод преобразования свойств: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

1

27

Методы решения творческих задач:

метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

1

28-29

Методы решения творческих задач:

идеальный конечный результат

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

2

30-31

Методы решения творческих задач:

морфологический ящик

Метод морфологического ящика: сущность метода

2

32-33

Методы решения творческих задач

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач

2

34

Решение творческих задач

Творческие задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися)

1















Учимся работать с информацией. 8 класс (34 ч)

№ п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1-2

Что мы знаем о чтении

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения

2

3

Чтение как способ получения информации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила и Техники быстрого чтения. Тренинг

1

4

Выявление навыков традиционного чтения

Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения

1

5

Компьютерный практикум

Организация поиска информации в компьютерном тексте

1

6-7

Интегральный алгоритм чтения

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием интегрального алгоритма чтения

2

8

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы

1

9-10

Изучающее чтение

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения

2

11-12

Понимание смыслового содержания текста

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания

2

13

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ»

1

14-15

Учимся задавать и

отвечать на вопросы

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания

2

16-17

Поисково-просмотровое чтение

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»


18-19

Конспектирование при чтении

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема. Формы конспектирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся). «Подготовить конспект статьи»

2

20

Учимся готовить сообщение

Работа с текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний. Подготовка мини-сообщений по заданной теме

1

21-22

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах

2

23

Компьютерный практикум

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов

1

24

Компьютерный практикум

Создание нумерованного

и маркированного списка

1

25

Компьютерный практикум

Представление информации с помощью схематической (организационной) диаграммы

1

26

Компьютерный практикум

Представление информации в виде таблицы

1

27

Компьютерный практикум

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу

1

28-29

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический поиск. Каталоги, виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания

2

30-31

Справочник. Работа со справочной литературой

Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания

2

32-33

Компьютерный практикум

Операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, перемещение и сохранение информации)

2

34

Итоговое занятие

Роль информации в жизни человека (тема занятия определяется учителем)

1

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  2. Стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897

  3. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013.

  5. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.

  7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 - 8 классы/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

  8. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

Учебно-тематический план курса

Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (17 ч)


№ п.п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры

1

4

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

1

5

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

1

6

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игр ы

1

7

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

8

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

9

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

1

10

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

1

11

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры

1

12

Сравнение понятий Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

1

13

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

1

14

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей.

Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

1

15

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

16

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов, Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

1

17

Итоговое тестирование

1





© 2010-2022