• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»











Методические рекомендации

по организации и проведению лабораторных и практических работ

(в том числе семинаров)


по дисциплине «Экономика»


специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»
















Воронеж 201__г


Рассмотрено ПЦК

______________________

Протокол № ____

от «____» ____________2015 г.

Председатель ПЦК

______________/Ф.И.О/

Утверждаю

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

«___» ____________ 2015 г.

Котюх Е.С.

/ Ф.И.О /



Согласовано

Научно-методический совет

ГБПОУ ВО «ВЮТ»

Протокол № ___

от «___» ______________2015 г.

Председатель научно-методического совета

Аскоченская А.А.

/ Ф.И.О /




Разработчик:

Санчаева Н.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ»




Пояснительная записка

Предлагаемые методические рекомендации подготовлены на основе рабочей программы по дисциплине «Экономика», для студентов в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)».

При подготовке к практическому занятию должны быть выполнены теоретические задания по соответствующей теме. Предложенные практические ситуации предполагают принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Для эффективного решения профессиональных задач необходимо осуществлять поиск и использование дополнительной статистической и правовой информации с использованием информационно-коммуникационных технологий. Выбор методов и способов выполнения профессиональных задач должен быть обоснован. Полученные результаты необходимо сопровождать обстоятельными выводами. Правильность решения проверяется преподавателем на практических занятиях или в процессе индивидуальной беседы.

Предложенный перечень литературных источников не является исчерпывающим, так как в настоящее время идет процесс активного реформирования страховой сферы. В связи с этим от студентов требуется самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.







Практическое занятие №1

Факторы производства и факторные доходы

Цель: закрепление теоретических знаний на практике, структуризация факторных доходов.

Содержание работы: выполнение практических заданий

Инструктивная карта

Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки

Вариант 1

1. Экономика

а. Труд, земля, капитал, предпринимательство

2. Факторы производства

б. Нужда в необходимом для жизни

3. Средства труда

в. Процесс создания жизненных благ

4. Производство

г. Деятельность людей, обеспечивающая

материальные условия жизни

5. Потребности

д. Созданные людьми вещи, с помощью

которых создаются экономические блага

Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки

Вариант 2

1. Предметы труда

а. Целесообразная деятельность

удовлетворяющая какие- то потребности

2. Услуга

б. Хозяйственный кругооборот в обществе

3. Ресурс

в. Вещи, подвергаемые обработке в процессе

труда

4. Общественное производство

г. Возможность удовлетворить потребность

5. Факторы производства

д. Труд, земля, капитал, предпринимательство

Методические рекомендации

При выполнении данных заданий Вам необходимо вспомнить определения термина «Экономика», средства и предметы труда, характеристику потребностей и.т.д.



Практическое занятие №2

Выбор и альтернативная стоимость

Цель: научиться применять полученные теоретические знания при решении практических задач

Содержание работы :решение задач по альтернативной стоимости, разработка практических ситуаций по расчету альтернативной стоимости

Инструктивная карта

Задание 1. Для того, чтобы добраться из пункта А в пункт В на самолете, требуется 1 ч, а на поезде - 5 ч. Предположим, что цена авиабилета составляет 100 долл., а железнодорожного билета - 60 долл. Какое средство передвижения выберет человек, который зарабатывает:

5 долл. в час;

10 долл. в час;

12 долл. в час.

Поясните свой ответ.

Задание2. У студента есть несколько часов свободного времени, которое может быть потрачено либо на подготовку к занятиям, либо на просмотр фильма, либо на уборку квартиры. Студент считает, что важнее всего сейчас подготовиться к занятиям, менее важно - посмотреть фильм и еще менее важно - сделать уборку.

Найдите альтернативную стоимость: подготовки к занятиям; просмотра фильма; уборки квартиры.

Изменится ли альтернативная стоимость подготовки к занятиям, просмотра фильма и уборки квартиры, если у студента станет больше свободного времени? Объясните ответ.

Задание3. Допустим, что у фирмы, производящей бумагу и карандаши, есть несколько вариантов производства:


Бумага, кол-во пачек


0


3


5


7


9


10


Карандаши, кол-во коробок


12


11


9


7


4


0

Постройте границу производственных возможностей для этой фирмы. Укажите область неэффективных вариантов производства и область недостижимых вариантов производства. Выполняется ли для этой фирмы закон возрастания альтернативной стоимости?

Рассчитайте, чему равна альтернативная стоимость: 1) расширения производства карандашей с 9 до 11 коробок; 2) расширения производства бумаги с 7 до 9 пачек; 3) производства третьей пачки бумаги; 4) производства шестой коробки карандашей.

Задание4. Экономика страны выпускает молоко и пшеницу. В этом году было произведено 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пшеницы. Альтернативные издержки производства 1 тыс. т молока составляют 5 тыс. т пшеницы.

Найдите максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%. Проиллюстрируйте графически.

Какие причины могут вызвать сдвиг границы производственных возможностей в сторону расширения? Объясните с помощью примеров.

Задание5. На тропическом острове живут 5 человек, каждый из которых одинаково хорошо умеет ловить рыбу и собирать кокосы. Каждый обитатель острова может в течение дня либо собирать кокосы (не более 20 шт. в день), либо ловить рыбу (не более 10 шт. в день).

Постройте границу производственных возможностей для экономики острова (достижимую за 1 день). Имеет ли эта кривая стандартную форму?

Рассчитайте альтернативные издержки сбора 1 кокоса и ловли 1 рыбы. Какой товар будет цениться дороже в этой экономике?

Пусть теперь островитяне изобрели приспособление, позволяющее собирать по 25 кокосов в день. Изменятся ли от этого граница производственных возможностей и альтернативная стоимость производимых продуктов? Какие выводы можно сделать о влиянии технического прогресса на цены товаров?

Задание6. Пусть в экономике некой страны производятся кофе и бананы, причем максимально возможный выпуск кофе составляет 20 тыс. т в год, а бананов - 80 тыс. т в год. Кривая производственных возможностей для этой страны представляет собой отрезок прямой линии.

Чему равны альтернативные издержки производства кофе и бананов?

Каков максимально возможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т бананов?

Методические рекомендации

Для решения задач по этой теме необходимо знать:


  • что такое альтернативные издержки, уметь их рассчитывать и применять данное понятие для анализа экономических ситуаций;


  • что такое граница производственных возможностей и как она строится, уметь объяснить смысл точек на графике;


  • в чем состоит закон возрастающих альтернативных издержек, в каких условиях он действует.

Практическое занятие (Семинар) №3

Типы экономических систем

План

  1. Охарактеризуйте основные параметры рыночной экономики

  2. Перечислите отличительные особенности традиционной экономической системы.

  3. Какие основные черты отличают административно- командную экономику?

Требования к ответу студента.

Студент должен:

  1. Раскрыть понятие «Рыночная экономика», охарактеризовать ее особенности; отметить достоинства и недостатки рыночной экономики

  2. Охарактеризовать систему традиционной экономики, привести примеры стран с традиционной экономической системой; отметить недостатки данной экономической системы

  3. Сформулировать особенности командно-административной экономической системы, отметить положительные и отрицательные стороны системы.

Блицопрос (да/нет)

  1. В командной экономике все проблемы организации хозяйственной жизни решают центральные органы управления.

  2. Элементы традиционной экономической системы сохраняются сегодня лишь в остальных странах.

  3. Рыночная экономическая система не встречается в чистом виде.

  4. В рыночной системе экономический субъект самостоятельно решает главные экономические проблемы.

  5. Частная собственность - признак традиционной экономики.

  6. Критерием распределения производственных благ в традиционной экономике выступают деньги.

  7. Административно - командная система базируется на государственной собственности.

  8. Современные экономики - это смешанные экономические системы.

  9. В плановой экономике существует свобода потребителя.

  10. В традиционной экономической системе религиозные и культурные ценности выше экономических.

Практическое занятие (Семинар) №4

Собственность. Конкуренция

План

  1. Что такое собственность? Что подразумевается под «присвоением», «отчуждением»?

  2. Объясните тезис: «Собственность реализуется экономически». Что это значит? Приведите соответствующие примеры.

  3. Кто может быть субъектом собственности и что может быть объектом собственности? Какие типы собственности Вы знаете? В чем их основные различия?

  4. Какие основные формы собственности существуют в современной рыночной экономике

Требования к ответу студента.

Студент должен:

  1. Сформулировать понятие собственности, раскрыть ее функции.

  2. Уметь приводить примеры проявления форм собственности.

  3. Классифицировать типы собственности, знать принципиальные отличия форм собственности.

Изобразите схематически:

1.Общая долевая собственность


2.Система отношений собственности

3.Частная собственность

4.Общая совместная собственность


5.Типы присвоения


Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки:

Вариант 1

1. Монополия

А. Общественная инфраструктура.

2. Олигополия

Б. Право на использование или продажу изобретения.

3. Трест

В. Рынок, на котором есть только один продавец.

4. Монополистическая конкуренция

Г. Рынок, на котором господствует несколько крупных продавцов.

5. Легальная монополия

Д. Рынок, на котором большое число продавцов предлагают сходные товары с индивидуальными признаками.

6. Патент

Е. Большая корпорация или объединение корпораций, контролирующих рынок.

Вариант 2

1. Чистая монополия

А. Монополия по закону использует патенты, торговые знаки, авторские права

2. Монопсония

Б. Монополия имеет редкие ресурсы или важные для общества виды хозяйства

3. Легальная монополия

В. На рынке действует один продавец

4. Патент

Г. На рынке действует один покупатель

5. Естественная монополия

Д. Свидетельство о праве на созданное изобретение

6. Неценовая конкуренция

Е. Рынок, на котором несколько крупных продавцов

7. Олигополия

Ж. Соперничество монополистов отдельных разновидностей продукта

8. Монополистическая конкуренция

З. Соперничество в области качества, технического превосходства товаров

Практическое занятие №5

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

Цель: научиться применять знания Excel при решении экономических задач, производить расчеты дефицитного бюджета.

Содержание работы: решение задач на расчет семейного бюджета, использование программы Excel для решения задач по бюджету семьи.

Инструктивная карта

Задание 1. Пройдет немного времени, и Вы создадите семью. Встанет вопрос об экономном ведении хозяйства. И здесь пригодится ваш друг «Компьютер». При изменении дохода и расхода Вы всегда будете знать точную сумму накопления.

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ

Решение: ( Рассматриваются вопросы ввода данных, изменения размера, объединение ячеек, автосумма, ввод формул )

Задание2.

Семья Костенко

Папа (работает): зарплата 10 000 руб., написал книгу и получил гонорар 10 000 руб.

Мама (работает): зарплата 6 000 руб., получила премию- 3 000 руб

Бабушка (пенсионерка): пенсия 1000 руб., выиграла в лотерею 500 руб.

Сын (студент): стипендия 800 руб., участвовал в проекте и получил 2 000 руб.

Дочь (школьница)

Собака Жучка: нашла клад стоимостью 5 000 руб.(нашедшему вклад полагается 25% от его стоимости.

У семьи есть вклад в банке - 10 000 руб под 12% годовых и 20 акций по 500 руб. с дивидендом 20%.

На текущие покупки тратили 5000 руб в месяц, на коммунальные услуги - 600, транспорт и лечение - 2000 руб в месяц.

Купили телевизор за 8000 руб. и компьютер за 5000 руб.

Отдых всех членов семьи обошелся в 10000 руб.

Налоги составляют 15% от доходов.

Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ

/ Ячейки B9 и D9 заполняются с помощью автосуммы ∑, в ячейку F9 вводится формула /



Практическое занятие №6

Рациональный потребитель

Цель: рассмотреть мотивы поведения потребителей в разных экономических системах

Содержание работы: решение задач

Инструктивная карта

Задание1. Задание для семьи с низким уровнем доходов.

Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.

1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает на 10 % (1000руб. + 100 руб.).

2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни.

Задание2. Наташа потребляет в месяц 2 кг мяса по цене 15 руб. за 1 кг и 5 кг хлеба по цене 2 руб. за 1 кг. Предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия для нее равна:


а)3\4 б)5\12 в)5\2 г) 2\15

Задание 3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг 200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до райцентра на автобусе (стоимость билета - 10 руб. в одну сторону).

Методические рекомендации

Покупательские мотивы:

- Рациональные- стремление сэкономить деньги, желание получить гарантии качества покупки

- Эмоциональные- чувства превосходства и желание быть лучше других, желание сделать приятное своей семье, чувство комфорта, желание облегчить свою жизнь, развлечение, желание подражать кому-либо.

Практическое занятие №7

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Цель: рассмотреть рыночный механизм на примере конкретных ситуаций, применять полученные теоретические знания на практике

Содержание работы: выполнение тестового задания, решение ситуационных задач.

Инструктивная карта

Задание 1. Выберите правильный ответ

№ п\п

Вопрос

Варианты ответа

1

Горизонтальная кривая спроса является совершенно неэластичной

1) Верно

2) Неверно

2

Перемещение по кривой спроса будет происходить в случае:

1) Изменения ожиданий потребителя

2) Снижения цены на взаимозаменяемый товар

3) Изменения цены данного товара

4) Изменения предложения товара

3

Цена товара будет падать, если:

1) имеется его избыток на рынке;

2) текущая рыночная цена выше равновесной;

3) количество предложения товара превышает количество спроса на него по текущей цене;

4) все вышеуказанные факторы верны;

5) все вышеуказанные факторы неверны.

4

Какой из следующих факторов будет смещать кривую предложения товара «А» влево?

1) уменьшение зарплаты рабочих, производящих товар А;

2) рост стоимости оборудования, при помощи которого изготавливается товар А;

3) технологические улучшения производства товара А;

4) ситуация, в которой объем спроса превышает объем предложения товара А.

5

Если имеющиеся ресурсы могут использоваться для производства как товара «А», так и товара «В», то следовательно А и В являются:

1) а) товарами-заменителями в производстве;

2) б) взаимодополняющими товарами в производстве;

3) в) товарами-заменителями в потреблении;

4) г) взаимодополняющими товарами в потреблении;

5) д) нормальными товарами.

6

Если и спрос, и предложение увеличиваются в одинаковом соотношении, то:

1) цена растет, объем реализации увеличивается;

2) б) цена падает, и объем реализации увеличивается;

3) в) цена и объем реализации не изменятся

4) г) цена будет расти, и объем реализации может или вырасти или упасть;

5) д) цена уменьшится, и объем реализации либо вырастет, либо сократится.

7

Цена выше равновесной цены может привести к следующим последствиям:

1) дефициту;

2) инфляции;

3) равновесию рынка;

4) избытку предложения.

8

На рынках цена равновесия определяется:

1) решением покупателей;

2) решением правительства;

3) решением производителей;

4) спросом и предложением.

9

Причиной сдвига кривой спроса может быть все, кроме:

1) ажиотажного спроса

2) увеличения доходов покупателей

3) уменьшение цены товара

4) изменение моды.

10

Если эластичность спроса по цене 2,5, а спрос увеличился на 10%. то процентное увеличение цены составит:

1) 10%

2) 5%

3) 4%

4) 3%

5) 2%

11

Если рост цены на товар на 1% вызывает рост предложения на 1,2%, то это предложение:

1) эластично;

2) неэластично;

3) обладает единичной эластичность;

4) абсолютно эластично;

5) абсолютно неэластично.

12

Одновременный рост предложения на 12% и спроса на 40% приведет к:

1) снижению цены и увеличению количества товаров;

2) установлению стабильной цены и увеличению количества товаров;

3) снижению цены и уменьшению количества товаров;

4) росту цены и увеличению количества товаров;

5) установлению стабильного количества и снижению цены.

Задание2. Задача о величине спроса.

Определите количественную зависимость спроса от рыночной цены. При этом важно иметь в виду, что о количественном изменении спроса судят по показателю его объема. Объем спроса - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за определенную цену. Количественную зависимость спроса от уровня цен можно представить следующим образом. Допустим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл.1).

Таблица 1. Шкала спроса.

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т.

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2

Какие выводы вытекают из анализа данных таблицы 1?

Какая проявляется пропорциональная зависимость объёма спроса от рыночной цены товара: прямая или обратная?

Задание3. .Графическая задача.

Изобразите кривую спроса, которая выражает количественную зависимость объёма спроса от цены товара (используя данные таблицы 1). Сформулируйте закон спроса.

Заданеи4. Задача о величине предложения.

Укажите количественную зависимость предложения от рыночной цепь. Для определения такой зависимости используется показатель объема предложения. Объем предложения - это количество товара, которое продавцы желают продать по определенной цене.

Количественную зависимость объема предложения от уровня цен можно представить на следующем примере. Предположим, на местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это наглядно видно на условном примере в шкале предложения (табл.2).

Таблица 2. Шкала предложения.

Цена 1 кг яблок, руб.

Продавцы готовы продать, т.

20

25

15

15

13

9

10

6

8

4

5

2

Какое заключение можно сделать после рассмотрения таблицы 2? Какая проявляется пропорциональная зависимость объёма предложения от цены товара: прямая или обратная?

Методические рекомендации

Кривая предложения- это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ

Практическое занятие №8


Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Цель: закрепить теоретические знания на практике, произвести расчеты производительности труда.

Содержание работы: выполнение практических заданий, решение задач.

Инструктивная карта

Задание1. Заполните следующую таблицу «Классификация факторов, влияющих на производительность труда»

Классификационный признак

Группы факторов

По своей природе

По степени воздействия на результат

По отношению к объекту исследования

По зависимости от коллектива

По степени распространенности

По времени действия

По характеру действия

По свойствам отражаемых явлений

По своему составу

По уровню соподчиненности (иерархии)

По возможности измерения влияния


Задание2. Решите задачи

  1. На сколько процентов изменится показатель производительности труда в плановом периоде, если за отчетный период продукции выработано на сумму 2500тыс.руб. Численность работающих составляла 1350 человек, в плановом периоде объем вырабатываемой продукции должен возрасти на 6% численность останется без изменения.



  1. Определить показатели производительности труда: среднегодовой, среднедневной и среднечасовой, если за год продукции выработано на сумму 10000 тыс.руб., среднесписочная численность рабочих - 380 человек, количество рабочих дней в году 204, эффективная продолжительность рабочего дня - 8 ч.



  1. Общий объем трудозатрат на годовой выпуск продукции (ДСП) - 650000 нормо - часов. Плановый объем выпуска ДСП -220000куб.м. Фактические трудозатраты на выпущенную продукцию - 645000 чел.-ч. Фактически выпущено плит - 195000 куб.м. Определить плановую и фактическую трудоемкость 1 куб.м плит. Сделать вывод

Методические рекомендации

Выработка на одного рабочего за отчетный период составит: В = Q / N

Рост производительности труда : ∆В= Вп-В, где Вп=объем вырабатываемой продукции/ численность работающих

Часовая выработка рабочего : Вч= Вдн/прод.раб.дня

Трудоемкость продукции представляет собой затраты живого труда на производство единицы продукции, и может быть найдена по формуле: Тр = Т / Q



Практическое занятие №9

Издержки. Выручка

Цель: производить классификацию издержек, знать зависимость постоянных издержек от объема производства.

Содержание работы: выполнение практических заданий, решение ситуационных задач

Инструктивная карта

Задание1.

Верно/неверно

Верно

Неверно

Экономические издержки меньше бухгалтерских

Бухгалтерские издержки включают неявные издержки

Неявные издержки - плата поставщикам ресурсов

Переменные издержки существуют при нулевом объеме вы
пуска

Общие издержки равны сумме переменных и постоянных

Форма кривой средних общих издержек зеркально отражает форму кривой среднего общего продукта

Средние постоянные издержки постоянно увеличиваются

Динамика долгосрочных средних общих издержек объясняется за
коном убывающей отдачи

Отрицательный эффект масштаба в основном объясняется трудностями управления крупным производством

Доход фирмы - денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции

Задание2.

  1. Заполните пропуски в таблице, отражающие зависимость результативности производства от объема используемого труда.


Объем труда L

Объем ввыпуска Q

Предельный продукт труда MPL

Средний продукт труда APL

1



1 000

2


1 000


3

2 790



4


610


5



770

2. Бухгалтер Вшей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. Сумеете ли Вы восстановить остальные?

Q

AFC

VC

AC

MC

TC

0






10



20



20






30




11

390

40


420




50

2


14



3. Гражданин Н., отказавшись от должности инженера с окладом 50 тыс. у.е. в месяц, организовал фирму, используя для этого личные сбережения в сумме 150 000 у.е., кроме того, был привлечен кредит в размере 500 000 у.е., который был использован на покупку оборудования. Годовой процент за кредит составляет 20 %. Кредит по вкладам граждан 12 %. Какова величина экономических и бухгалтерских издержек?

Методические рекомендации

Виды издержек:

Альтернативные, явные, неявные, предельные, бухгалтерские, постоянные, переменные, валовые, средние.

Бухгалтерские издержки включают прямые издержки и косвенные издержки (накладные расходы, амортизация, % по заемным средствам)

Практическое занятие №10

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Цель: познакомить учащихся с правилами заполнения трудовых договоров, основаниями прекращения трудовых договоров.

Содержание работы: оформление трудового договора в зависимости от его вида.

Инструктивная карта

Задание: составить трудовой договор

Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приёме на работу. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения.

Методические указания

1. Заполните бланк трудового договора.

2. Ответьте на вопросы тестового контроля.

Бланк трудового договора.

Трудовой договор

_______№_______

_______________

о приеме на работу

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ф. и. о.)

1.Организация___________________________________________________________________________________________________в лице _____________________________________

(ф. и. о., должность)

именуемая в дальнейшем «Организация», и гражданин _____________________________

______________________________________________________________________________

(ф. и. о.)

именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем.

2. Работник__________________________________________________________________

(ф. и. о.)

принимается на работу _________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

на должность_________________________________________________________________

(наименование должности)

по квалификации______________________________________________________________

(разряд)

3. Договор является: договором по основной работе

договором по совместительству

(нужное подчеркнуть)

4. Вид договора: - на неопределенный срок;

- на определенный срок;

- на время выполнения определенной работы.

5. Срок действия договора

начало работы_____________________________________________

окончание работы_________________________________________

6. Срок испытания - без испытания

_____________________________________________________________

(продолжительность испытательного срока)

7. Работник должен выполнять следующие обязанности:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Организация обязана организовать труд работника, создать условия для безопасного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату

9. Особенности режима рабочего времени:

- неполный рабочий день________________________________________

- неполная рабочая неделя ______________________________________

- почасовая оплата________________________________________________

10. Работнику устанавливается:

- должностной оклад (тарифная ставка)__________________руб. в месяц

- надбавка (другие выплаты)_________________________________________________________________________________

11. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью:

-основной_______________________________________________

-дополнительный______________________________________

12. Другие условия договора, связанные со спецификой труда__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Работник Организация

(Работодатель)

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

Адрес:____________________________________________________________________________________________________________

_________________________ Наименование Подпись

должности

____________________________________________________________________________________________________________________

(паспортные данные) _____________________________________________Печать

Подпись _________________________________Расшифровка_________________________________

подписи

Тестовый контроль знаний.

Выберите правильные ответы.

ТЕСТ 1.

1. Трудовые договоры могут заключаться:

а) на неопределенный срок;

б) на определенный срок;

в) бессрочный договор.

2. Если сезонный работник решил досрочно расторгнуть трудовой договор, то он обязан в письменной форме предупредить об этом работодателя за:

а) 2 календарных дня;

б) 3 календарных дня;

в) 4 календарных дня.

3. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив работодателя за:

а) 1 месяц;

б) 1 неделю;

в) 2 недели.

4. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора:

а) паспорт;

б) трудовую книжку;

в) справку о жилплощади

5. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, устанавливается испытательный срок:

а) 2 недели;

б) 1 месяц;

в) не устанавливается.

Вопросы для самоконтроля

Перечислите существенные условия трудового договора.

Назовите дополнительные условия трудового договора.

Назовите виды трудового договора.

На какой срок заключается трудовой договор?

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

Что является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника?

В течение, какого срока работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации?

Как оформляется приём на работу?

Для кого не устанавливается испытательный срок при приёме на работу?

Общие основания прекращения трудового договора.



Практическое занятие (Семинар) №11

Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

План

Виды безработицы и их классификация

Условия возникновения скрытой безработицы

Перечислите признаки проявления структурной безработицы

Расскажите о социальных последствиях безработицы

Цели и задачи профсоюзов

Блиц-опрос (да/нет)

  1. Полная занятость означает полное отсутствие безработных.

  2. Циклическая безработица связана со снижением уровня экономической активности.

  3. Естественная норма безработицы постоянна.

  4. Фрикционная безработица рассматривается экономистами как совершенно недопустимое явление.

  5. Теряющие работу шахтеры из-за вытеснения угля газом и атомной энергией составят циклическую безработицу.

  6. По Закону РФ « О занятости населения в РФ» безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  7. Превышение фактического уровня безработицы сверх естественного уровня на 1% означает отставание ВНП фактического от ВНП потенциального на 2,5%.

  8. Согласно классической теории, безработица есть результат несовершенства рыночного механизма.

  9. Экономисты полагают, что циклическая безработица не представляет собой серьезной проблемы.

  10. Уровень безработицы = Число безработных / Все население.

Требования к ответу студента.

Студент должен:

  1. Уметь характеризовать виды безработицы, приводить ее примеры

  2. Знать признаки скрытой безработицы и формы ее проявления

  3. Перечислить социальные последствия безработицы в стране

  4. Обозначить цели, задачи и функции профсоюзов.





Практическое занятие (Семинар)№12

Банковская система. Финансовые институты. Банковские операции и сделки

План

  1. Понятие банковской системы: виды банков и их функции.

  2. Центральный банк: функции, инструменты и методы

  3. Операции коммерческих банков: пассивные и активные банковские операции

Требования к ответу студента.

Студент должен:

  1. Раскрыть суть банковской системы, перечислить функции коммерческих банков. Охарактеризовать небанковские кредитно-финансовые институты.

  2. Дать понятие «Центральный банк», перечислить его функции, методы и инструменты.

  3. Сформулировать понятия « кредитные операции», «Ссудные операции», «Депозитные операции». Охарактеризовать пассивные и активные банковские операции. Дать определения терминам «лизинг», «факторинг».

Тестовое задание

1. Назовите функции денег.

А) мировые деньги;

Б) средство обращения;

В) средство платежа;

2. Уравнение И.Фишера определяет, что денежная масса зависит от:

А) скорости обращения денег;

Б) уровня цен;

В) объема сделок;

Г) золотовалютных резервов.

3. Эмиссию наличных денег в Российской Федерации монопольно осуществляет:

А) Министерство финансов и экономического развития;

Б) Федеральное казначейство;

В) Центральный банк;

Г) Федеральная резервная система.

4. Если Центральный банк предполагает увеличить предложение денег, то он может:

А) выполнять операцию по покупке ценных бумаг на открытом рынке;

Б) снизить учетную ставку;

В) нет правильного ответа.

5. Покупательная способность денег в условиях инфляции:

А) не изменяется;

Б) может и повышаться, и снижаться;

В) прямо пропорциональна темпу инфляции;

Г) снижается.

6. Денежная масса увеличивается за счет:

А) выпуска государственных облигаций;

Б) эмиссионного покрытия дефицита госбюджета;

В) увеличения золотого запаса государства;

Г) продажи валюты иностранных государств.

7. количество денег в обращении в течении нескольких дней увеличилось, если:

А) кто-то взял взаймы некоторую сумму у своих друзей;

Б) начался сезон отпусков;

В) предприятие задержало выплату зарплаты.

8. Ценность современных денег определяется:

А) золотым запасом страны;

Б) уровнем цен;

В) абсолютной ликвидностью.

Г) количеством денег находящихся в обращении.

9. Уравнение Фишера показывает, что:

А) ценность бумаг прямо пропорциональна их количеству;

Б) мера стоимости денег не зависит от их количества в обращении;

В) количество обращающихся денег находится в прямой зависимости от имеющейся товарной массы;

Г) сумма товарных цен находится в прямой зависимости от обращающейся денежной массы.

10. предложение денег увеличится, если:

А) бизнесмен занял крупную сумму наличных денег под 5% ежемесячно;

Б) Центробанк представил займ коммерческому банку;

В) Центробанк продал краткосрочные государственные обязательства на открытом рынке ценных бумаг.

Методические указания

При выполнении тестового задания необходимо учесть, что в вопросах имеется по несколько вариантов ответа.

Практическое занятие (Семинар) №13

Роль государства в экономике. Общественные блага

Цель: систематизация знаний по теме, отработка навыков практической работы

Содержание работы: выполнение практических заданий

Задание 1. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

ПРИМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А)

развитие государственного сектора в экономике

1)

прямое

Б)

увеличение налогов

2)

косвенное

В)

уменьшение нормы обязательных банковских резервов

Г)

расширение государственных заказов

Д)

понижение учётной ставки банковского процента

Задание2. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1)

развитие системы экономического образования в средней школе

2)

антимонопольное законодательство

3)

кредиты, предоставляемые государством фирмам

4)

вручение государственных наград за производственные успехи

5)

налоговая политика

6)

содержание государственного аппарата

Задание3. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Задание4. Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. <…>

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого - ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

<…>

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства.

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)

1. Как авторы характеризуют современную экономическую систему? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической системы.

2. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст.

Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения экономических проблем?

3. Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырёх примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

4. Авторы подчёркивают, что в расходах государства значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая, что «общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

Задание5. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка

1) социальное обеспечение населения

Б) организация работы общественного транспорта

2) производство общественных благ

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

Практическое занятие №14

Налоги. Система и функции налоговых органов. Виды налогов и методика их расчетов

Цель: отработать навыки заполнения декларации, научиться применять теоретические знания на практике.

Содержание работы: выполнение практических заданий, заполнение деклараций по форме 3 НДФЛ

Инструктивная карта

Составьте классификацию налогов в зависимости от следующих признаков.

Налоги:

По экономическому содержанию/……………………………………

По принадлежности к уровням налоговой системы ……………………………..

По субъекту налога……………………………………………………………..

По объекту налогообложения …………………………………………………….
По источнику уплаты ………………………………………………………………

По способу уплаты …………………………………………………………………

Соедините понятие из левой колонки с его характеристикой из правой.

1

Налогообложение

а) Налоговая ставка данного налога не зависит от

величины налоговой базы

2

Прогрессивный налог

б) Налог на разницу между ценой товара и стоимостью

промежуточного продукта

3

Пропорциональный налог

в) Налог на товар или процесс, устанавливаемый в виде

надбавки к цене

4

Регрессивный налог

г) Вид налогов, которые взимаются с отдельных товаров в

силу их высокой доходности

5

Налог на добавленную стоимость с высоких доходов и меньшей - с низких

д) Налог, предполагающий взимание большей ставки налога

6

Налог

е) Механизм перераспределения доходов

7

Акциз

ж) К ним относятся: налог на прибыль организаций, НДФЛ,

транспортный налог

8

Преференции

з) Инструмент воздействия на процесс общественного

воспроизводства через товарный рынок

9

Прямые налоги

и) Исключение из общего правила, вводимое с целью

стимулирования определенных видов деятельности

10

Косвенные налоги

к) Налог, который отражается в большей степени на

населении с низкими доходами, и в меньшей - на

получающих высокий доход

11.

Фискальная политика

л) Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,

направленный на осуществление функций государства

12.

Налоговая льгота

м) Особые льготы, предоставляемые одним государством

другому (без распространения на другие страны) на началах взаимности или в одностороннем порядке; чаще всего имеют вид скидок с таможенных пошлин

13.

Тариф

н) Импортная пошлина

Решение задач


  1. Определить сумму налога, которую гражданин Петров А.А. должен уплатить в бюджет. В 2006 г. Петров А.А. получил доход в виде заработной платы в сумме 60000 руб. Кроме того, он получил доход в сумме 200000 руб. от продажи автомобиля, находившегося в его собственности 2 год

2. Работнику организации, имеющему одного ребенка в возрасте до 18 лет, ежемесячно начисляется заработная плата в размере 6 500 руб.

Требуется:

Определить размер стандартных налоговых вычетов и налоговую базу за период январь-декабрь.

Определить сумму НДФЛ за указанный период.

Заполнение налоговой декларации по форме 3 НДФЛ

Методические рекомендации

Образец заполнения декларации по форме 3 НДФЛ

(Для возврата налога при покупке жилья; Для возврата налога при покупке жилья и ипотеке; Для возврата налога по расходам на обучение; Для возврата налога по расходам на лечение)

Практическое занятие (Семинар)№15

Государственный бюджет. Государственный долг

Цель: разобрать структуру бюджетов всех уровней, сопоставить расходы и доходы бюджета

Содержание работы: выполнение тестовых и практических заданий.

Инструктивная карта

Вариант 1


  1. Что такое бюджет:

а) социально-экономическая программа развития государства;

б) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства;

в) план-прогноз, утвержденный в форме баланса (доходов и расходов) на 1 год.


  1. Что такое консолидированный бюджет:

а) бюджет государства на год;

б) государственный бюджет на год;

в) государственный бюджет на 3 года.

3. Что такое федеральный бюджет:

а) бюджет государства;

б) государственный бюджет;

в) свод бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления.

4. Виды бюджетов:

а) федеральный, консолидированный, оптимальный;

б) чрезвычайный, консолидированный, минимальный;

в) консолидированный, федеральный, максимальный.

5. Классификация бюджетов по звеньям:

а) консолидированный, федеральный, местный;

б) федеральный, бюджет субъектов РФ, местный;

в) консолидированный, федеральный, региональный.

6. Сколько уровней имеет бюджетная система РФ:

а) два уровня;

б) четыре уровня;

в) три уровня.

7. Структура бюджетной системы РФ включает:

а) государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

б) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов РФ; местные бюджеты;

в) консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

8. Бюджетное устройство РФ базируется на:

а) Конституции РФ и Гражданском Кодексе РФ;

б) Конституции РФ и Бюджетном Кодексе РФ;

в) Конституции РФ и Указе Президента РФ.

Задания по теме 1

1.1. Расскажите об истории формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации и мировом опыте.

1.2. Нарисуйте схему структуры бюджетной системы Российской Федерации.

1.3. Определите структуру консолидированного бюджета Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля по теме 1

1. Что такое бюджет как экономическая категория, и в чем выражается специфика бюджетных отношений?

  1. Через какие функции реализуется сущность государственного бюджета как экономической категории?

  2. Что общего и в чем различия между федеральным, региональным и местным бюджетом?

  3. Какие особенности имеет консолидированный бюджет, и для каких целей его составляют?

  4. Охарактеризуйте принципы построения бюджетной системы?

  5. В чем отличие понятий бюджетное устройство и бюджетная система?

Вариант 2

1. Что такое бюджетная классификация РФ:

а) группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицита бюджетов, используемые для составления и исполнения бюджетов;

б) группировка и классификация доходов бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов, обеспечивающих единство бюджетной системы;

в) группировка и классификация расходов бюджетов и государственного долга с присвоением объектам классификации группировочных кодов, обеспечивающих единство расходов в соответствии с международной классификацией МВФ.

2. Что включает структура доходов бюджета:

а) налоговые и неналоговые;

б) налоговые и собственные;

в) налоговые и регулирующие.

3. Бюджетная классификация расходов - это:

а) функциональная, программная, целевая;

б) функциональная, экономическая, ведомственная;

в) экономическая, ведомственная, программная.

4. Экономическая классификация расходов - это:

а) капитальные и целевые;

б) текущие и запланированные;

в) текущие и капитальные.

5. Дефицит бюджета - это:

а) превышение доходов над расходами;

б) превышение расходов над доходами;

в) превышение расходов над собственными доходами.

6. Профицит бюджета - это:

а) превышение расходов над доходами;

б) превышение доходов над текущими расходами;

в) превышение доходов над расходами.

7. Формы бюджетного регулирования в целях его сбалансированности - это:

а) дотации, субвенции, субсидии;

б) дотации, трансферты, секвестр;

в) дотации, секвестр, субсидии.

8. Собственные доходы бюджета - это:

а) налоговые доходы, закрепленные за бюджетом соответствующего уровня полностью;

б) неналоговые доходы, закрепленные за бюджетом соответствующего уровня полностью;

в) доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично на постоянной основе.

9. Регулирующие доходы - это:

а) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней;

б) безвозмездные перечисления из бюджетов нижестоящего уровня в бюджеты вышестоящего уровня;

в) безвозмездные перечисления из бюджетов вышестоящего уровня в бюджеты

нижестоящего уровня.



Задания по теме 2

2.1. Дайте структуру бюджетной классификации Российской Федерации.

2.2. Нарисуйте схему доходов бюджетов РФ.

2.3. Нарисуйте схему государственных расходов бюджетов РФ.

Вопросы для самоконтроля по теме 2

1. В чем сущность бюджетной классификации Российской Федерации?

  1. Что включает в себя бюджетная классификация доходов?

  2. Перечислите состав налоговых и неналоговых бюджетных доходов?

  3. Какие перечисления являются безвозмездными перечислениями?

  4. Виды классификации расходов и их в чем их принципиальное различие?

6. Какие существуют проблемы бюджетной политики в сфере расходов?

Вариант 3

1. Классификация бюджета по уровням - это:

а) федеральные, региональные, местные;

б) консолидированные, субъектов, местные;

в) сводные, региональные, местные.

2. Федеральный бюджет - это:

а) федеральные доходы и расходы;

б) форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций государства;

в) свод доходов и расходов государства.

3. Доходы федерального бюджета - это:

а) налоговые, консолидированные, неналоговые;

б) налоговые, неналоговые, регулирующие;

в) налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления.

4. К налоговым доходам федерального бюджета в том числе относятся:

а) акцизы, транспортный налог, налог на прибыль организаций;

б) налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;

в) налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый социальный налог.

5. К неналоговым доходам федерального бюджета в том числе относятся:

а) доходы от использования имущества, доходы от платных услуг, таможенные пошлины;

б) доходы от использования имущества, единый социальный налог, лицензионные сборы субъекта;

в) доходы от использования имущества, средства от применения мер гражданско-правового характера, субвенции.

6. К расходам федерального бюджета относятся в том числе расходы:

а) на национальную оборону, на социальную политику, местные отраслевые расходы;

б) на национальную экономику, на образование, на охрану окружающей среды;

в) на общегосударственные вопросы, на здравоохранение и спорт, на обслуживание местного долга субъекта.

7. Структура государственного долга:

а) внешний, внутренний;

б) внешний, муниципальный;

в) государственный, внутренний.

8. Способы покрытия дефицита федерального бюджета:

а) денежная эмиссия, субвенции;

б) внешние и внутренние заимствования, секвестр;

в) денежная эмиссия, внешние и внутренние заимствования.

9. Проект федерального бюджета составляют:

а) Правительство РФ, Федеральное казначейство;

б) Правительство РФ, Министерство финансов РФ;

в) Правительство РФ, Министерство по налогам и сборам.

Задания по теме 3

3.1. Охарактеризуйте структуру и динамику налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ.

3.2. Расскажите о стабилизационном фонде и дайте формулы его расчета.

3.3. Проанализируйте бюджетную политику погашения и обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга РФ.



Вопросы для самоконтроля к теме 3

1. Федеральный бюджет как экономическая и юридическая категории?

2. Какие изменения в последние годы произошли в структуре налоговых доходов и как они влияют на уровень доходов бюджета?

3. Назовите органы государственной власти, которые являются администраторами доходов федерального бюджета?

4. Какие факторы определяют бюджетную политику в области расходов?

5. Что определяет приоритетные направления бюджетных расходов на среднесрочную перспективу?

6. Какие резервные фонды Вы знаете, и как они формируются?



Практическое занятие №16

Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

Цель: научиться рассчитывать показатели ВВП несколькими методами, применить полученные теоретические знания на практике

Содержание работы: решение задач

Инструктивная карта


  1. Дефлятор ВВП равен 1,5, индекс номинального ВВП равен 0,4. Рассчитайте индекс реального ВВП.

  2. Номинальный ВВП составил в данном году 216 д.е. Дефлятор ВВП равен 1,2 в сравнении с предыдущим годом, когда ВВП составлял 200 д.е. На сколько изменился реальный ВВП в сравнении с предыдущим годом?

  3. Если в данном году домохозяйства израсходовали на текущее потребление 130 млрд. дол., на покупку товаров длительного пользования - 85 млрд. дол., на покупку ценных бумаг - 5 млрд. дол., на услуги - 20 млрд. дол., на покупку жилья - 150 млрд. дол., то потребительские расходы равны:

а) 390 млрд. дол.; б) 385 млрд. дол.; в) 240 млрд. дол.;

г) 235 млрд. дол.; д) 215 млрд. дол.

  1. Если в данном году домохозяйства израсходовали на покупку товаров длительного пользования 700 млрд. дол., на покупку ценных бумаг - 12 млрд. дол., на покупку жилья - 200 млрд. дол., на покупку земли - 30 млрд. дол., на покупку антиквариата - 4 млрд. дол., то инвестиции домохозяйств составляют:

а) 946 млрд. дол.; б) 246 млрд. дол.; в) 242 млрд. дол.; г) 200 млрд. дол.; д) 0.

  1. В экономике страны заработная плата составляет 250 млрд. дол., процентные платежи частных фирм - 15 млрд. дол., арендная плата - 12 млрд. дол., доходы собственников - 60 млрд. дол., чистый факторный доход из-за границы равен (-5) млрд. дол., пособия по безработице - 8 млрд. дол., пенсии - 4 млрд. дол., доходы от продажи акций на фондовой бирже - 10 млрд. дол., прибыль корпораций - 50 млрд. дол., амортизация - 30 млрд. дол., косвенные налоги - 20 млрд. дол., прямые налоги - 35 млрд. дол. ВВП равен:

а) 499 млрд. дол.; б) 464 млрд. дол.; в) 442 млрд. дол.;

г) 414 млрд. дол.; д) нет верного ответа.

Методические рекомендации

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:

  1. как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);

  2. как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования);

  3. как сумма первичных доходов (распределительный метод).

Практическое занятие (Семинар) №17

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

Цель: обобщение теоретических знаний в ходе выполнения практических заданий

Содержание работы: решение задач

Инструктивная карта

Задача № 1.

Предположим, что Аргентина и Бразилия производят только два товара - зерно и сахар, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведёнными в таблице № 1, а предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объёмах производства.

Таблица № 1 - Исходные данные.

Страны

Затраты на выпуск 1 т. зерна

Затраты на выпуск 1 т. сахара

Аргентина

200

150

Бразилия

170

170

Определите на основе теорий абсолютных и относительных преимуществ:

а) в производстве какого товара Аргентина имеет абсолютное преимущество;
б) в производстве какого товара Бразилия имеет абсолютное преимущество;
в) в производстве какого товара Аргентина имеет относительное преимущество;
г) в производстве какого товара Бразилия имеет относительное преимущество;
д) какие товары будут экспортировать и импортировать страны в условиях свободной торговли;
е) в каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на зерно и сахар.

Задача № 2.

Предположим, что Польша и Чехия производят только два товара - телевизоры и компьютеры. Затраты труда на производство данных товаров отражены в таблице № 2. Предельные издержки замещения при любых объёмах производства остаются неизменными. Обе страны используют общую валюту.

Таблица № 2 - исходные данные

Товары

Затраты труда (трудоёмкость),
человеко-часы на единицу выпуска

Польша

Чехия

Телевизоры

10

30

Компьютеры

50

90

Используя теории абсолютных и относительных преимуществ определите:

а) какая страна имеет абсолютное преимущество в производстве телевизоров, а какая - в производстве компьютеров и почему;
б) относительные цены данных товаров в условиях, когда внешняя торговля отсутствует;
в) относительные преимущества, то есть какая страна имеет относительное преимущество в производстве телевизоров, а какая - в производстве компьютеров и почему;
г) направления экспортно-импортных потоков, если страны начнут торговать в условиях свободной торговли;
д) пределы, в которых должно установиться соотношение мировых цен на телевизоры и компьютеры.

Задача № 3.

Предположим, что Германия и Россия производят два товара - теннисные мячи и ракетки. Объёмы выпуска данных товаров на единицу затрат приведены в таблице № 3. Предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объёмах производства.

Таблица № 3 - Исходные данные

Товары

Объёмы производства товаров, шт. на единицу затрат

Россия

Германия

Мячи

50

67

Ракетки

25

100

Исходя из теорий абсолютных и относительных преимуществ определить:

а) абсолютные преимущества;
б) альтернативные издержки производства данных товаров в условиях отсутствия внешне торговли;
в) относительные преимущества для каждой из стран;
г) направления экспорта и импорта, если страны начнут торговать в условиях свободной торговли;
д) пределы, в которых должно установиться соотношение мировых цен на мячи и ракетки в условиях свободной торговли.

Задача № 4.

Рассмотрим производственные возможности Канады и Испании до установления внешнеторговых отношений, которые показаны в таблице № 4. Предположительно, Канада и Испания производят два товара - телевизоры и сыр.

Таблица № 4


Продукт

Производство (единиц в день)

Канада

Испания

Телевизоры (шт.)

8

6

Сыр (кг.)

40

20

Определите, используя теории абсолютных и сравнительных преимуществ:

а) абсолютные преимущества по каждому из товаров;
б) относительные цены данных товаров на внутреннем рынке в условиях, когда внешняя торговля отсутствует;
в) сравнительные преимущества по каждому из товаров;
г) на производстве какого товара выгодно специализироваться Канаде;
д) направления экспортно-импортных потоков, если страны начнут торговать в условиях свободной торговли;
е) пределы, в которых должно установиться соотношение мировых цен на товары в условиях свободной торговли между Канадой и Испанией.

Задача № 5

Турция и Польша производят по два товара каждая - велосипеды и очки. В Турции общее количество затрат труда на их производство составляет 1000 часов, а в Польше общее количество затрат труда, расходуемое на их производство больше, и составляет 1200 часов. В Турции необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа на каждые очки. В Польше - и на велосипед и на очки требуется по 3 часа.

  1. Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для Турции и Польши (при условии, что издержки замещения остаются постоянными).

  2. Подсчитайте относительную цену велосипедов, выраженную через цену очков и относительную цену очков, выраженную через цену велосипеда, в Польше и в Турции.

  3. Сделайте выводы о сравнительных преимуществах и направлениях экспорта и импорта (если страны начнут торговать).

  4. Определите в каком интервале будет располагаться равновесная цена на велосипеды, а также равновесная цена на очки, если страны начнут торговать.

Задача №6

Российские и украинские фермеры производят пшеницу и молоко. Россия на единицу затрат может произвести 60 т. пшеницы или 40 т. молока, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах, а Украина при аналогичных затратах - 30 т. пшеницы или 70 т. молока, или любую их комбинацию в указанных пределах. Предельные издержки замещения остаются постоянными при любых объемах производства.
Определите:
а) в производстве какого товара Россия имеет абсолютное преимущество, в производстве какого - относительное преимущество;
б) в производстве какого товара Украина имеет абсолютное преимущество, в производстве какого - относительное преимущество;
в) каковы направления товаропотоков в случае развития торговли между странами, и в каком интервале будет располагаться равновесная цена на пшеницу, а в каком - на молоко;
г) постройте линии производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Украины.

Методические рекомендации

  1. Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом в производстве того товара, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны.

Абсолютное преимущество- это возможность страны производить какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.

  1. Относительное (сравнительное) преимущество - это способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

  2. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то количество, которое она производит, а относительные (альтернативные) цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства.

Т.о. относительная (альтернативная) цена товара 1, выраженная через стоимость товара 2 составит:

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ, (1)

где Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работи Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ- соответственно издержки на производство товара 1 и издержки на производство товара 2 в рассматриваемой стране.

  1. Если альтернативные издержки (понятие тождественно альтернативной цене) на производство одних и тех же товаров в стране I ниже, чем в стране II, то формула относительного преимущества имеет вид:

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ< Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ, или PМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ< PМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ (2)

где PМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ = Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ- относительная цена (альтернативные издержки на производство) товара i в стране I;
PМетодические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ = Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ- относительная цена (альтернативные издержки на производство) товара i в стране II.
Формула (2) показывает, что страна I имеет относительное (сравнительное) преимущество в производстве товара.

  1. В условиях свободной торговли между странами направление внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства: страны экспортируют те товары, которые производят с меньшими издержками (альтернативная цена данных товаров ниже, чем в странах-партнерах) и импортируют те товары , которые производятся другими странами с меньшими издержками (альтернативная цена данных товаров ниже в странах-партнерах, чем в рассматриваемых странах).

  2. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Согласно данного утверждения, пределы, в которых должно устанавливаться соотношение мировой цены на товар i между страной I и страной II ( в условиях свободной торговли) определяются неравенством:

Poi(эксп)< Pwi< Poi(имп), (3)

где P wi - мировая цена товара i,
Poi (эксп) - относительная (альтернативная) цена товара i в стране-экспортере данного товара;
Poi (имп) - относительная (альтернативная) цена товара i в стране-импортере данного товара.
7. В случае, если заданы объемы производства товаров на единицу затрат, относительная (альтернативная) цена единицы товара 1, выраженная через стоимость товара 2 составит:

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ= Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ, (4)

где Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ, Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ- соответственно возможный максимальный объем производства товара 1 на единицу затрат и возможный максимальный объем производства товара 2 на аналогичную единицу затрат в рассматриваемой стране.





















Критерии оценивания работы на практических занятиях

5 («отлично») - заслуживает студент:

  • обнаруживший глубокое знание учебного материла, почерпнутого не только в лекции, но и в рекомендованной учебной литературе,

  • способный правильно применить полученные теоретические знания к предлагаемым страховым ситуациям;

  • свободно владеющий основными понятиями, экономической терминологией,

  • способный четко, грамотно и последовательно изложить полученные знания;

  • ответивший на дополнительные вопросы по другим разделам и темам данной учебной дисциплины.

4 («хорошо») - заслуживает студент:

  • показавший полное усвоение учебного материала, владение основными понятиями по рассматриваемой теме, но допустивший незначительные неточности в ответе, затруднившийся в четкой формулировке и (или) последовательности изложения ответа;

  • способный применить полученные знания к практическим ситуациям;

  • ответивший на большую часть дополнительных вопросов

3 («удовлетворительно») - заслуживает студент:

  • показавший усвоение лекционного материала в целом, но допустивший отдельные ошибки, неточности в содержании ответа,

  • не достаточно владеющий основными понятиями темы,экономической терминологией,

  • затруднившийся без помощи преподавателя применить полученные знания к практическим ситуациям;

  • не ответивший на большинство дополнительных вопросов.

2 («неудовлетворительно») - заслуживает студент:

  • не способный передать содержание учебного материала, выделить в нем главные моменты;

  • допускающий при ответе существенные ошибки и пробелы в знаниях;

  • не раскрывающий основных понятий заданной темы.






Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы

Основная литература

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/ А.И. Гомола, В.Е Кириллов, П.А. Жанин - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 336с.

  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. 2-е издание, переработано и дополнено - М: Финансы и статистика, 2010. - 400с.

  3. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономика: учебник для вузов. М.: Академический Проект,2010.

  4. Экономическая теория: учебник для колледжей/Г.Б. Казначевская. -Издательство 3-е, дополнительно к переработке - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 346с.

  5. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под редакцией Л.А Чалдаевой. -М.: Издательство Юрайт, 2012- 540с.

Дополнительная литература

  1. Алексейчук Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. - М.: Юрайт. - 2012.

  2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. - М.: Юнити-Дана. - 2010. - 600 с.

  3. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория.- СПб.: Питер.- 2010. - 528 с.

  4. Гайсин Р.С. Экономическая теория: учебник / Под ред. Р.С. Гайсина. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2013.

  5. Исаев В.А. Экономика. Базовый курс. - М.: Изд-во РУДН. - 2011. - 197с.









41


© 2010-2022