- Преподавателю
- Другое
- Урок по культуре общения на тему «Как мы говорим?» (5 класс)
Урок по культуре общения на тему «Как мы говорим?» (5 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тютина О.И. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по культуре общения на тему «Как мы говорим?» (5 класс)
Цели: определить основные факторы, способствующие засорению русского литературного языка, доказать отрицательное воздействие сниженной лексики на человека, воспитывать у учащихся желание бороться за чистоту русской речи.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя. Ребята, как вы относитесь к исследованиям? Обратите внимание на стакан, который находится у меня на столе. Как вы думаете, что в нём? Верно, вода. Сегодня мы будем проводить исследования, изучать мощное энергетическое оружие. Итак, все приготовились к работе? Как вы думаете, что это за оружие?
Слайды 2 - 7. Может быть, это самое мощное энергетическое оружие? Или это?
А какое оружие, на ваш взгляд, самое мощное на Земле?
Слайд 8 Правильно, это слово. А почему слово можно назвать самым мощным энергетическим оружием? (Физическая боль длится минуту, боль душевная, причинённая злым словом, может долго не проходить.) Об этом пишет Вадим Сергеевич Шефнер:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Ребята, как вы понимаете смысл данного стихотворения?
Итак, именно сегодня мы узнаем о воздействии слов на человека.
Слайд 9. Тема нашего урока «Как мы говорим». А эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного русского писателя И.С. Тургенева.
Слайд 10. О чем просит нас классик? Нужно ли, на ваш взгляд, бороться за чистоту русского языка? А кто наш враг? С кем именно необходимо бороться?
-
Работа по теме урока.
-
Слайд 11 Лишние слова. Какие слова называют лишними? Почему они засоряют нашу речь?
-
Сценка с использованием жаргонной лексики. Ребята, как называются эти слова? (Сленг, жаргонная лексика).
-
Слайд 12. Сленг является средством общения большого количества людей, объединённых возрастом.
-
Слайд 13. Посмотрите, как подростки описали на сленге человека. На первый взгляд это кажется смешным, но не разучимся ли мы в будущем понимать друг друга? Что станет с нашим «великим, могучим и прекрасным» русским языком? Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете?
-
Слайд 14. Наш следующий враг - это сквернословие. Посмотрите на его морфемный состав.
-
Слайд 13. Вам приятно слышать бранные слова? А сами вы их произносите? Правильно, такие слова нельзя употреблять в речи. Помните, что слово - мощное энергетическое оружие.
-
Обратим внимание на стакан с водой, который находится у нас на столе. Из чего состоит вода? (Из молекул) А молекулы формируют кластеры, устойчивые сочетания, которые способны хранить информацию.
-
Слайд 15.
-
Учёные доказали, что слова влияет на молекулы воды. Посмотрим фильм о влиянии слов на воду.
-
Слайд 16, 17, 18. А вы что выбираете? Какие кластеры вам нравятся?
-
Ребята, а как человек связан с водой?
-
Слайд 19 - 20. Человек также состоит из воды. Следовательно, слова могут воздействовать и на наше здоровье. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
-
А чтобы мы сегодня после урока чувствовали себя здоровыми, счастливыми, мы проведём сеанс словотерапии. Мы будем говорить друг другу хорошие, добрые слова, из которых дома составим словарик.
-
Слайд 21. Комплименты.
-
Конкурс чтецов. Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили замечательные стихотворения русских писателей о силе слова. Поэтому я объявляю конкурс на самого лучшего чтеца стихотворений. И пусть слова, сказанные великими поэтами, навсегда вам запомнятся. Никогда не забывайте, что слово материально.
-
Подведение итогов конкурса.
-
Подведение итогов урока. Выводы.
Слайд 22.
-
Домашнее задание.
Слайд 23.
Использованные материалы.
-
Как мы говорим? («Круглый стол») (5 класс) // Русский язык. 5 - 9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. - Волгоград: Учитель, 2009. - С. 80 - 87.
-
my.mail.ru/mail/opyt_nsp/video/278/1197.html
-
youtube.com/watch?v=-0JYp8srRpQ