МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Где и как найти работу?»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лениногорский политехнический колледж»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Где и как найти работу?»





Профессия: 30.20 «Автомеханик».

Специальность: «Слесарь по ремонту автомобилей».


Разработал: мастер п/о Бакчина Н. В.



г. Лениногорск, 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ.






Ведение.

  1. Подросток на рынке труда.

  2. С чего начать поиск работы.

  3. Анкета гражданина, ищущего работу.

  4. Куда обращаться при поиске работы.

  5. Что предлагают работодатели.

  6. Итак, на государство или на хозяина?












Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг;

образованный - тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми,

просвещенный - тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме



Введение.


Выбор профессии - один из серьезнейших шагов, стоящих перед молодежью. От того, насколько адекватно он совершен, отвечает ли выбранная профессия способностям, интересам и склонностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Тем не менее, осмысленно и осознанно совершить этот выбор весьма сложно.

Социально полезный труд является важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, а в ряде случаев и основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка.

Новое поколение россиян заботится о поиске работы гораздо больше, нежели их сверстники, вступавшие во взрослую жизнь еще пять-десять лет назад. В то же время, в последнее десятилетие доля подростков в составе рабочей силы на официальном рынке труда была весьма незначительной: не более трех процентов от общей численности занятого населения. К тому же общие экономические условия в стране обусловили сокращение спроса предприятий на молодых работников.

Постараемся ответить на вопрос: почему и зачем подросток идет работать?

Пример зарубежных стран свидетельствует, что первый опыт работы еще в школе или сразу после ее окончания оказывает, как правило, сильное влияние на будущую трудовую деятельность молодых '' людей. Исследования, проведенные в середине 90-х годов в Германии и США, показывают, что уровень занятости выпускников спустя год и спустя пять лет у тех, кто в последний год обучения в школе работал, был выше по сравнению с теми, кто только учился. Практически везде на Западе легальный труд подростка, дающий возможность заработать карманные деньги, приветствуется. Наличие заработанных честным трудом денег напрямую влияет на самооценку подростка. Это позволяет ему трезво взвешивать свои возможности и потребности, не бояться финансовых трудностей. Самостоятельно заработанные деньги - это право на самостоятельный выбор жизненной позиции и жизненного пути.

Значительное число подростков совмещают работу с учебой. Это позволяет молодым людям компенсировать снижение доходов семьи, одновременно приобретая практический трудовой опыт. Вместе с этим появляется возможность устанавливать контакты, которые впоследствии, во время поиска работы с полным рабочим днем, могут оказаться весьма полезными. При выборе профессии логичным выглядит желание подростка заранее познакомиться с будущей специальностью, своевременно убедиться в правильности и обоснованности сделанного выбора. Работа на производстве позволяет молодому человеку изнутри увидеть свою будущую профессию.

Отвечая на вопрос "Почему ты ищешь работу?", подростки указывают на желание иметь карманные деньги, заработанные собственным трудом, стать независимым, расширить круг общения; получить опыт работы по будущей специальности; немаловажный фактор для многих - трудное материальное положение в семье.

Труд развивает дисциплину и творческие способности подростков, стимулирует становление их личности, вырабатывает чувство ответственности, инициативность, позволяет ребятам почувствовать свою независимость от родителей.

В то же время нередко желание подростка поработать носит весьма абстрактный характер. Многие затрудняются дать ответ на вопрос "Кем ты хочешь работать?", "Какую работу ты можешь выполнять?", "Какую заработную плату ты хочешь получать?". Отсутствие у молодежи ясной цели снижает эффективность усилий по поиску работы.

Отмечают восемь основных факторов, определяющих выбор профессии:

  1. позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

  1. позиция сверстников:

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

  1. позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

  1. личные профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

  1. способности и их проявления:

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

  1. притязание на общественное признание;

  2. информированность о той или иной профессиональной деятельности;

  3. Склонности.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

У подростков очень мало свободного времени и далеко не все правильно воспринимают как само понятие "работа", так и собственные обязательства перед работодателем. В большинстве своем юноши и девушки не готовы к серьезной конкуренции за рабочее место. Имея желание найти работу, они, зачастую, не знают, куда следует обратиться и что предложить, на какую работу и заработную плату можно рассчитывать.

Итак, вот первые вопросы, которые необходимо прояснить подростку, желающему найти работу:

• чем подросток может заинтересовать работодателя;

• с чего начинается поиск работы;

• каковы способы поиска работы.


  1. ПОДРОСТОК НА РЫНКЕ ТРУДА.

Итак, молодой человек решил найти работу. Он оказался на рынке труда. Ему еще только предстоит приобрести опыт трудовых отношений. Что нужно знать, чтобы добиться успеха?

Познакомимся с основными принципами организации рынка труда. Экономическая теория учит, что любой рынок базируется на трех основных элементах: цене, соотношении спроса-предложения, и конкуренции. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - люди - собственники и поставщики одного из факторов производства - труда. Таким образом, люди, которые хотят иметь работу и активно ее ищут, обеспечивают предложение на рынке труда.

Молодой человек предлагает свой труд. Труд - это товар. Чтобы товар приобретался на рынке, он должен быть полезен для покупателя (в данном случае - для работодателя); покупатель должен ценить этот товар. Основная задача любого работника - найти на рынке потребителя своего труда.

Что 14-ти или 17-летний подросток может предложить работодателю? У молодого человека есть желание поработать, к тому же он обладает и некоторыми профессиональными навыками. Например, он умеет набирать текст на компьютере, владеет иностранным языком, разбирается в технике, интересуется фото - и видеосъемкой, увлекается резьбой по дереву, у него много других интересов. Но это еще не означает, что он обладает достаточной квалификацией и сможет самостоятельно выполнить порученную ему работу. Надо определить, что именно юноша или девушка может выполнить хорошо или даже лучше других - тех, кто тоже хочет работать, кто умеет то же, что и они; и является, таким образом, их конкурентами на рынке труда.

Как правило, у подростка неполное среднее, среднее общее или начальное профессиональное образование. Он только готовится изучить интересующую его профессию.

Работа ему необходима недалеко от дома, так как нет времени на длительные разъезды по городу. Молодой человек должен совмещать работу с учебой, и он может посвятить работе не более 10-15 часов в неделю.

Как видим, ценность труда подростка, а значит и его заработная плата, зависит от очень многих факторов. По всем законам рынка, размер заработной платы молодого человека определяется количеством и качеством его труда, квалификацией и профессиональной подготовкой.

Если юноши и девушки хотят в будущем добиться успеха в профессиональной деятельности, они должны знать, что для этого потребуется и на что надо обратить особое внимание. На наш взгляд, наиболее важными являются:

  • качественное образование;

  • владение компьютером;

  • знание иностранного языка (лучше - английского);

  • здоровый образ жизни;

  • общая эрудиция, кругозор, начитанность;

  • коммуникабельность, обаяние, сообразительность;

  • внешний вид, вкус, опрятность;

  • наличие дополнительных навыков.

  • Задача подростка состоит в том, чтобы реально определить, что он может и умеет делать. И главное - предложить свои знания, навыки и умения тому работодателю, которому они нужны.


  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОИСК РАБОТЫ?

Верный ответ на вопрос "Зачем я иду работать?" поможет определить пространство поиска и обозначит основные характеристики желаемого рабочего места (содержание работы, должность, график работы, заработная плата).

Работа может быть временной (например, на один месяц) или постоянной (более шести месяцев).

Заработная плата может выплачиваться в виде:

• оклада (постоянная сумма заработной платы);

• оклада и премии (в зависимости от результатов работы);

• оклада и процента (% от стоимости заключенного с клиентом договора);

• % от сделки;

• сдельно (в соответствии со стоимостью выполненной работы).

В первом случае, величина "чистого" оклада, как правило, больше, чем во втором и в третьем, когда он устанавливается вместе с премией или процентом от сделки. Однако общая сумма заработной платы может оказаться выше, если будут выплачиваться значительные премии или проценты от стоимости заключенных договоров. Гибкая система оплаты призвана мотивировать работника к достижению наиболее высоких результатов в своей деятельности.

Возможный режим работы:

• обычный (полный рабочий день, например, для подростка в возрасте 16 лет- с 10 до 16 часов);

• сменный (по четкому графику, например, один день через два);

• свободный (работник сам определяет время своей работы);

• неполный рабочий день (например, каждый день по 2 часа).

Ответив на вопрос: "Чего я хочу?" и имея, таким образом, четкое понимание, что следует искать, найти необходимое гораздо легче.

Следующий шаг - это ответ на вопрос: "Что я могу?" От того, насколько ваши желания совпадают с вашими же возможностями, зависит эффективность усилий по поиску работы.

По мере знакомства с рынком труда подросток будет приобретать все более реальные представления о ситуации на нем. Сейчас же его основная задача - сформировать четкое представление о себе как о потенциальном работнике и уметь изложить это в преддверии встречи с работодателем.

Наиболее простая форма самопрезентации - анкета гражданина, ищущего работу. Как правило, такие анкеты заполняются в государственных центрах занятости, кадровых агентствах или непосредственно при собеседовании у работодателя.

Итак, молодому человеку предлагается ответить на следующие вопросы:

3. АНКЕТА ГРАЖДАНИНА, ИЩУЩЕГО РАБОТУ:

1. Фамилия, имя и отчество: их надо указывать полностью.

2. Дата рождения.

Указывается не только год рождения, но и число, и месяц.

3. Гражданство, родной язык.

Часто задают вопрос "Что имеется ввиду?". В большинстве случаев речь идет о стране, где человек живет, и о языке, на котором он разговаривает.

4. Семейное положение.

Этот вопрос часто встречается в анкетах. Многие ребята при ответе на него пишут: "хорошее", "нормальное", "сын", "дочь". Однако, здесь предполагается иной социальный статус, анкета рассчитана уже на взрослых людей. Поэтому варианты ответов на вопрос таковы: "не замужем", "замужем" - для девушек, "холост", "женат" - для юношей. Если в анкете есть вопрос о количестве детей в семье, то имеется ввиду количество детей у человека, заполняющего анкету, а не число его братьев и сестер.

5. Домашний адрес, телефон.

Желательно (помимо названия улицы, номера дома и квартиры) указывать округ проживания и ближайшую станцию метро. Это связано с тем, что есть немало вакансий, где место проживания имеет существенное значение. В этом случае работодатель должен иметь наиболее полную информацию при рассмотрении той или иной кандидатуры на соответствующее рабочее место.

6. Образование.

Этот вопрос нередко вызывает затруднения у школьников. Ответить на него нужно так:

• начальное (если подросток еще не закончил девять классов);

• неполное среднее (если подросток уже закончил девять классов);

• среднее (для тех, кто закончил одиннадцать классов);

• начальное профессиональное (если молодой человек учится в техникуме, ПТУ или колледже);

• среднее специальное (если юноша или девушка уже завершили обучение в среднем специальном учебном заведении);

• неполное высшее (3-5 курс института).

7. Место учебы.

Если молодой человек учится или учился в школе, училище, колледже, институте, то надо указать название учебного заведения, класс (в школе), курс, факультет и специальность (в училище, колледже, институте), год поступления и год окончания, или написать буквы "нв" -"настоящее время". Если подросток учился на каких-либо курсах, об этом тоже надо написать.

8. Трудовая деятельность (когда, где, кем молодой человек работал, какую заработную плату получал, причина увольнения).

9. Дополнительная информация.

Ваши наиболее ценные качества, как работника: знание компьютера, иностранного языка, водительские права, готовность к ненормированному рабочему дню, способность к быстрому освоению нового.

10.Требуемая должность и желаемая заработная плата.

Большинство подростков ставят в тупик вопросы "Кем вы хотите работать?" и "Сколько вы хотите получать?", при этом существует разрыв между потребностями подростков и представлениями о своих возможностях, а также между представлениями о рынке труда и реальным положением дел на нем. Например, ответ на вопрос о зарплате по самым различным профессиям показывает, что уровень зарплаты по всем профессиям завышен более, чем на порядок. Это указывает на необоснованно высокие потребности школьников и сложившееся представление о легкости получения денег, а также на незнание реалий оплаты труда по большинству профессий. Не совсем совпадают запросы и потребности - у подростков достаточно завышенные запросы: при незначительном опыте работы и невысоком уровне знаний и навыков они стремятся получить высокую заработную плату.

Интересны данные опроса, проведенного журналистами газеты "Аргументы и факты" среди московских школьников - выпускников на тему "Джентльменский набор молодого человека, стремящегося к успеху-2001" (АиФ №16, апрель 2001 г.). Знание нескольких иностранных языков, престижное высшее образование многие отнесли в середину списка, а на первых позициях оказались следующие факторы:

  • московская прописка, проживание в столице или поблизости от нее;

  • наличие связей, денег и богатых родителей;

  • умение выкрутиться из любой ситуации;

  • вызывающий доверие внешний вид;

  • умение пускать пыль в глаза

  • знание законов (на предмет их обхождения);

  • умение скрывать свои истинные намерения от коллег;

  • умение играть в любимую игру начальника.

11. График работы (обычный, сменный, свободный, неполный рабочий день).

Когда речь идет о поиске постоянной работы, требующей высокой квалификации, умение подать себя имеет особое значение. Рассмотрим еще один способ самопрезентации - резюме. Это нечто среднее между автобиографией, анкетой и послужным списком. Отличительной особенностью резюме является то, что оно составляется с целью получить работу по конкретной специальности, и вся содержательная часть его должна продемонстрировать работодателю, что вы обладаете всеми качествами, принципиально необходимыми для того, чтобы занять выбранную вакансию. Работодатель должен увидеть, что из всех возможных кандидатов именно вы наилучшим образом подходите на эту работу. Резюме отсылается работодателю или в кадровое агентство.

Структура резюме такова:

1. Личные данные - фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, телефон, адрес электронной почты.

2. Предложение. Обычно в этот пункт вписывается наименование той вакансии, на которую претендует кандидат. Обладателям нескольких профессий рекомендуется указать ту, которой они владеют лучше всего, а потом - все остальные.

3. Образование. Основное и дополнительное, с указанием специальности в соответствии с документом об окончании каждого учебного заведения.

4. Иностранный язык. Указать уровень владения.

5. Компьютер. Уровень владения. Необходимо указать типы программ, с которыми вы умеете работать.

6. Опыт работы. Указываются время (месяцы, годы) и место работы, должность, описывается содержание выполняемой работы. Можно вспомнить, где и когда вы выполняли работу, аналогичную той, на которую претендуете сейчас.

7. Дополнительная информация. Сюда нужно включить сведения, которые, с вашей точки зрения, привлекательны для потенциального работодателя (деловые качества, водительские права и т. п.).

Резюме должно быть напечатано. Бумага и качество печати должны быть наилучшими из доступных вам. Лучше, если резюме помещается на одной странице. Указанная информация должна соответствовать действительности, ошибки, в т. ч. стилистические, недопустимы.

Составляя резюме, руководствуйтесь теми требованиями к работнику, которые предъявляет работодатель. Задача состоит в том, чтобы заинтересовать работодателя.

Если вас пригласили на собеседование, значит вам это удалось. Теперь нужно подготовиться к встрече.

Необходимо иметь четкое представление, что это за организация и на какую вакансию вас приглашают, где она находится и как туда проехать.

Надо ясно понимать, какую работу вы хотите получить и каковы ваши условия. Можно прорепетировать беседу: представьте, какие вопросы вам будут задавать, попросите родителей или друзей сыграть роль работодателя. Надо подумать, с чего начать рассказ о себе, если вас попросят это сделать, не задав уточняющих вопросов. Помните, что работодателя в первую очередь интересуют профессиональные качества, умения и навыки.

Необходимо заранее продумать, какую информацию вы хотели бы получить во время встречи. Поставьте перед собой цель узнать как можно больше об условиях труда, о своих должностных обязанностях, о перспективах, о льготах, о предоставляемых ресурсах. Важен вопрос о зарплате. Выясните заранее, на какую зарплату вы можете рассчитывать с вашим уровнем знаний, умений и навыков, и назовите среднюю заработную плату. Сравните ее с прожиточным минимумом, своим семейным положением, заработной платой своих родителей.

Есть несколько правил, придерживаясь которых можно хорошо проявить себя:

  • не опаздывать;

  • выглядеть аккуратно; одеться в соответствии с обстановкой (придерживаться делового стиля);

  • следить за своими жестами: избегать суетливых, развязных или слишком экспрессивных движений;

  • следить за речью: не употреблять слова-паразиты;

  • не источать резких, а тем более неприятных запахов;

  • смотреть собеседнику в глаза; впрочем, не сводить с него глаз тоже не стоит.

Таким образом, на первом этапе поиска работы молодой человек должен определить:

  • Зачем ему нужна работа (самостоятельность, зарабатывание денег, опыт трудовой деятельности, установление новых контактов, попытка профессионального самоопределения и т. д.)

  • Какая ему нужна работа (содержание, должность, график работы, зарплата).

  • Что он может предложить работодателю (охарактеризовать себя как участника рынка труда, научиться заполнять анкету, составлять резюме, уметь ясно излагать все это при встрече с работодателем).


  1. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ПРИ ПОИСКЕ РАБОТЫ?

Определив предмет поиска, можно начинать двигаться в заданном направлении.

показывают, что молодые люди скорее склонны полагаться на личные связи или прямое обращение к работодателям. Большинство подростков ищут работу с помощью знакомых и родственников, по связям и объявлениям, и лишь незначительная часть (менее 10%) - через биржи труда и печатные СМИ. Сегодня существуют другие, более эффективные способы поиска работы: обзор рекламных газет и журналов с объявлениями работодателей, поиск работы через Интернет, обращение в центры труда и занятости, использование услуг негосударственных кадровых агентств, посещение молодежных ярмарок вакансий. Рассмотрим некоторые из этих способов более подробно.

Рекламные газеты и журналы. Это наиболее распространенный и эффективный из способов самостоятельного поиска работы. В Москве сегодня существует большое количество специализированных изданий: "Работа сегодня", "Работа для Вас", "Приглашаем на работу", "Где учиться и работать?", "Работа и зарплата", "Есть работа!", "Биржа труда", "Из рук в руки", "Из первых рук". Купить их можно в газетных киосках и у станций метро. Часть изданий распространяется бесплатно. В связи с большим тиражом и соответствующим охватом населения, заинтересовавшую вас информацию надо отрабатывать в день выхода издания. Работать надо с объявлениями, где предъявляемые требования максимально совпадают с вашими возможностями. Не завышайте, но и не занижайте свои характеристики. Необходимо приобрести навыки делового общения по телефону и навыки самопрезентации.

Интернет. Во многом этот способ аналогичен работе с изданиями, только объем доступной Вам информации значительно больше. В Интернете можно найти информацию о том, какие специальности сегодня пользуются спросом, сколько стоит та или иная профессия на рынке труда, как составлять резюме, как вести себя на собеседовании, там есть адреса и телефоны кадровых агентств, там же размещают информацию о вакансиях наиболее крупные печатные издания и кадровые агентства. В базе данных резюме можно разместить информацию о себе.

Всю информацию можно искать самостоятельно через ключевые слова (работа, вакансии, трудоустройство, биржа труда и т. п.) при помощи поисковых систем Rambler, Yandex, Апорт, Ау, Starts.

Если у вас дома нет компьютера, вы можете воспользоваться услугами Интернет-салонов, Интернет-кафе. Разобраться, что, где и как искать, вам помогут консультанты. Плата за возможность поработать в сети вполне доступная.

Наиболее эффективен поиск работы через Интернет для программистов, а также для специалистов, для которых "умение работать в Интернет" входит в набор основных требований, предъявляемых работодателем.

В то же время существуют сайты, где размещена полезная информация не только для опытных профессионалов, но и для молодежи, впервые ищущей работу, в том числе для подростков, не имеющих профессиональной квалификации и желающих работать в свободное от учебы время или в период каникул. Один из них - это сайт psp.labor.ru Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива".

Кадровые агентства. Данный способ поиска работы заключается в том, что вы рассылаете свое резюме в агентства, занимающиеся подбором персонала, и сотрудники агентств рассматривают это резюме, когда появляется подходящая вакансия.

Кадровые агентства бывают двух видов: агентства по трудоустройству (подбирающие работу соискателям и берущие с них оплату за оказанные услуги) и агентства по подбору персонала (подбирающие персонал для работодателей, бесплатно работающие с соискателями, т. е. берущие оплату с работодателей).

Примерный портрет соискателя, имеющего хорошие шансы найти работу через агентства, работающие по заказу работодателя, таков: 25-35 лет, профильное образование в государственном вузе с хорошей репутацией, стаж работы по профилю от 2 лет, желательно знание иностранных языков, европейская внешность, проживание в Москве или ближайшем Подмосковье. Если вы не отвечаете этим требованиям хотя бы в одном пункте, шансы получить работу через агентство резко падают.

Агентства, берущие оплату с соискателя, более заинтересованы в поиске работы для конкретного человека, активнее предлагают варианты трудоустройства, так как от этого зависит доход самого агентства. При этом соискателю надо внимательно относиться к качеству предлагаемых вакансий, важно отличать эффективно работающие агентства от неэффективных и жульнических. Известны случаи, когда бюджет некоторых из них на 90%

складывался из первоначальных взносов за внесение информации о соискателе в базу данных. В реальном же трудоустройстве клиента агентство не заинтересовано.

Из всего вышесказанного видно, что поиск работы через кадровые агентства наиболее эффективен для специалистов в возрасте 25-35 лет, с высшим образованием и опытом работы по профилю.

Координаты агентств и предлагаемые ими вакансии можно найти в справочных изданиях, специализированных изданиях по вопросам трудоустройства, в Интернете.

Центры труда и занятости населения. Государственная политика в области занятости населения предусматривает создание во всех регионах страны центров по трудоустройству, реализующих программу молодежной занятости и профилактики молодежной безработицы.

С 1996 года в Столице успешно работает Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива", основными направлениями деятельности которого являются:

• трудоустройство выпускников школ, средних профессиональных и высших учебных заведений;

• организация временных рабочих мест для учащихся и студентов в свободное от учебы время и в период каникул;

• профессиональная ориентация молодежи, оказание помощи в выборе специальности, обучение технологиям самопрезентации;

• подбор персонала для организаций и фирм;

• создание специальных предприятий для молодых людей, не имеющих

квалификации, в том числе для воспитанников сиротских учреждений;

• поддержка и развитие предпринимательства в молодежной среде.

Ярмарки вакансий. Ярмарки - это возможность непосредственного общения с работодателем. На молодежные ярмарки вакансий приглашаются работодатели, предлагающие рабочие места по программе временного и постоянного трудоустройства подростков и молодежи. Любой молодой человек, пришедший на ярмарку, имеет возможность пообщаться с представителями организаций, получить информацию об интересующих его вакансиях, подобрать работу, оставить информацию о себе в заинтересовавших его фирмах.

  1. ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ РАБОТОДАТЕЛИ?

Посмотрим, какие вакансии для подростков предлагают сегодня московские работодатели. В качестве критерия для классификации возьмем одну из характеристик рабочего места - график, или режим работы. Анализ вакансий, заявок, опубликованных в газетах и журналах, позволяет выделить два вида рабочих мест для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. В первом случае режим работы диктует работодатель, а во втором график работы зависит от самого работника. Кроме этого существуют значительные отличия в содержании работ, форме и размерах оплаты труда.

В первую группу входят вакансии с обычным и сменным режимом работы. Подросткам предлагается работа в должности подсобного рабочего, курьера, официанта, уборщика, фасовщика, упаковщика, грузчика, мойщика машин, ученика (по специальностям токаря, столяра, плотника, фрезеровщика, маляра, сантехника, продавца,

кондитера, швеи, повара). Встречаются вакансии оператора ПК, библиотекаря, секретаря, бармена. Большинство организаций заявляют от 1 до 5 вакансий по каждой специальности. Основная форма оплаты - оклад или оклад и премия.

Ко второй группе относятся вакансии со свободным графиком работы. Это вакансии распространителя, рекламного агента, расклейщика объявлений, менеджера по продажам,

курьера, дистрибьютора, коммивояжера. Среднее количество заявляемых рабочих мест - от 10. Размер заработной платы, как правило, не указывается; иногда называется сумма порядка 300-500 $ (что является всего лишь рекламой, способом привлечения максимального числа соискателей). При такой форме оплаты труда гарантий получения определенной суммы денег нет: многое зависит от активности, коммуникабельности, дара убеждения, выносливости, удачи работника, а также порядочности и чистоплотности работодателя.

С учетом вышесказанного, всем молодым людям, впервые нанимающимся на работу, пригодится следующая информация.

Будьте бдительны, читая объявления в газетах о найме на работу типа "...в офис требуется молодая девушка со знанием английского языка, ПК, коммуникабельная, рабочий день не нормирован, зарплата от 400$..." Может так оно и есть, но, скорее всего, какой-нибудь полу криминальной фирме нужна "девушка для сопровождения". Необходимо посмотреть на работодателя (возможно, у начальника тяжелый характер, работать с ним сложно, поэтому места постоянно освобождаются), точно узнать круг обязанностей. Поступая на работу, необходимо заключить юридически грамотный контракт, оговаривая все до мелочей - от времени пребывания на рабочем месте до мельчайших обязанностей (кто варит кофе, выметает бумажки и ездит по городу с документами как курьер). Отдельно оговаривается оплата каждого дополнительного пункта обязанностей. Все должно быть зафиксировано в договоре. Если же договор с вами заключать отказываются, разворачивайтесь и уходите.

Следует отметить, что в настоящее время очевидна тенденция оттока молодых людей в сферу нерегулируемой занятости, основная доля которой приходится на негосударственный сектор. Рабочие места в нем более доступны для молодежи. Гибкий характер занятости в частном секторе позволяет работнику сочетать трудовую деятельность с учебой. Но эта же гибкость приводит к меньшей надежности рабочих мест, а нередко - к потере работниками своих прав и льгот. Отсутствие опыта делает подростков наиболее уязвимыми во взаимоотношениях работника и работодателя. Во многих случаях права и обязанности сторон ничем и никем не гарантируются.

  1. ИТАК, НА ГОСУДАРСТВО ИЛИ НА ХОЗЯИНА?

Есть одно золотое правило, которое каждый подросток должен помнить, устраиваясь на работу: трудовое законодательство едино как для государственных, так и для частных организаций. И хотя печать у хозяина, как правило, лежит в столе, а не в бухгалтерии или отделе кадров, и кажется, что он в любую минуту может "казнить или помиловать" любого своего сотрудника, это чисто внешнее различие.

Впрочем, одно существенное отличие все же есть. Если кто-то из родственников молодого человека работает на государственном или муниципальном предприятии или в какой-нибудь другой государственной организации, то он не имеет права, согласно Ст. 20 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), делать его своим подчиненным. А вот хозяин может взять к себе в фирму своего родственника. На этом отличия частной и государственной организаций кончаются.

Законы о труде для всех общие и обязательны для исполнения.

«Анализируя рынок труда, - отметил он, - мы видим, что многие молодые люди выбирают профессию не по зову души, не по своим способностям, а просто за тенденцией в моде. Например, не может быть в стране 90% экономистов. Люди потом обращаются к нам за помощью, и мы вынуждены их переучивать на другую профессию, и только тогда они могут претендовать на работу ».

На сегодня актуальными и популярными являются профессии экономиста, юриста, переводчика, финансиста. установки пластиковых окон дешевые безлимитные тарифы. Большая часть школьной молодежи выбирает модную профессию, а потом, получив заветный диплом, не может устроиться на работу по специальности, потому что нет вакансий. Мало кто выбирает профессии автослесаря, фрезеровщика или электросварщика. Все хотят иметь высшее образование и престижную работу, несмотря на способности или знания.

Важную роль в избрании будущей профессии играют родители школьника. Они же и вуз, и факультет посоветуют, мол, слушай нас, мы хорошо говорим. Поэтому и областной (городской) центр занятости проводит такие проф. ориентационные мероприятия, чтобы школьник выбрал себе ту профессию, которую он хочет, а не на которую ему укажут.

Все люди разные. Та профессия, которая подходит для одного человека, может не подходить другой. Но каждый рано или поздно сможет выбрать себе именно ту, которая ему по душе, и которая приносит не только прибыль, но и удовольствие.

© 2010-2022