«Методы и приемы используемые на уроке при работе с детьми ОВЗ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Средняя школа № 5 имени Бауыржана Момышулы отдела образования г. Костанай»





выступление на педагогическом совете



Тема: «Методы и приемы используемые на уроке при

работе с детьми ОВЗ»















Подготовила: Медебаева Д.М.


2016 год

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, нам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии.

Конечно, учитель - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени.

Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

В своем плане урока я использую второй вариант т.е в общий план урока включаю задания.

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

Каждый этап занятия я обязательно фиксирую, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями

Методы и приемы используемые на уроке

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения поставленных задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья - это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;

  • с дисфункцией речи;

  • с патологией опорно-двигательного аппарата;

  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  • дети с сложными нарушениями развития.

Как же нужно формулировать задание для детей ОВЗ

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Обычно я использую карточки и пежде чем дать зачитываю задание сама.

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

3.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка я

1.Стараюсь отмечать хорошее поведение, а не плохое.

2.Стараюсь не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Использую промежуточную оценку, т.е. можно подойти и поверить, похвалить и сказать, что на данном этапе он выполнил работу на «4», или наоборот, что нужно немного постараться.

6.Разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за переделанную работу).

7. Часто использую систему оценки: зачет-незачет.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. На уроках я часто использую систему взаимоконтроля. Так же часто на уроках проводиться работа в группах, что позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих одноклассников.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения определенных заданий /чаще всего составление диалога/.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - это наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернулись. Кто-то должен отдать им и любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети заслуживают поддержки и помощи. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.





© 2010-2022