Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы на тему: «Проектная деятельность учащихся

как средство повышения эффективности обучения»

В современном обществе приветствуется имидж успешного человека. Во-первых, это человек, ведущий здоровый образ жизни, без вредных привычек, презентабельно выглядящий и, конечно компетентный во многих сферах жизни. Задача современной школы вырастить из малыша-первоклассника такую успешную личность. Личность, обладающую ключевыми компетентностями:

- коммуникативной;

- информационной;

- социальной;

- предметной.

На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком.

В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные - это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.

Опираясь на эти работы, для себя я определила: что такое учебный проект.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитиетворческихспособностей;

  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

  • формированиечувстваответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Технология проектной деятельности

Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.

I. Проблемно-целевой этап:

На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.

V. Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта - выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из общего списка, предложенного ниже. К нимотносятся:

  1. Рефлексивныеумения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умениевыдвигатьгипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Навыкиоценочнойсамостоятельности.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • уменияколлективногопланирования

  • умениявзаимодействовать с любымпартнером

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Менеджерскиеумения и навыки:

  • умениепроектироватьпроцесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  1. Коммуникативныеумения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

  • умениевестидискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умениенаходитькомпромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  1. Презентационныеумения и навыки:

  • навыкимонологическойречи

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистическиеумения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулась на своих уроках:

  • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

  • низкий уровень мотивации обучения.

Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь мне пришла проектная технология.

Также метод проектов очень часто я использую и на элективных курсах. На сегодняшний день у меня один элективный курс «Компьютерная графика».

Примеры проектов

Исследовательский проект.

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения - учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Информационные проекты.

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, его анализе, обобщении и распространении информации. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

1. Тема : «Газета»

Учебный предмет: любой образовательный предмет.

Продолжительность: учебный год

Участник: учащиеся 8-11 классов.

Цель: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

Продукт: Выпуск очередного № газеты.

Публичная презентация: Выпуск лучших проектов, как приложение к школьной газете «Ровесник».

Ход проекта: распределение обязанностей в паре - выбор редактора и оформителя;

определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;

отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;

Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты на ПК.

Творческие проекты

Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они могут продемонстрировать весь свой креатив, фантазию.

1. Тема: «Это интересно»

Учебный предмет: любая образовательная область

Продолжительность: четверть

Участник: учащиеся 9 класса

Цель: Создание мультимедийной презентации

Продукт: компьютерная презентация «Это интересно»

Публичная презентация: классный час

Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся выбирают тему, подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.

2. Тема: «Мир вокруг меня»

Учебный предмет:в рамках электива «Компьютерная графика»

Продолжительность: внеклассная работа

Цель: Создание рисунка, обработка фотографии

Продукт: рисунок, созданный в любом графическом редакторе, обработанная фотография

Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся выбирают графический редактор, тему. Оформляют, распечатывают готовые работы.

Социальные проекты

Особенно большое значение имеют социально-значимые проекты. Они содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы не только его участников, но и ближайшего социума.

1. Тема: «Реконструкция школьного корта»

Учебный предмет: основы проектирования

Продолжительность:один год

Участник: учащиеся 10-11 классы

Цель:Повышение социальной активности молодежи посредством создания открытой спортивной площадки.

Продукт:реконструкция старой площадки и проведение районного спортивного праздника.

Публичная презентация: соревнования между учащимися и жителями села.

Ход проекта:Для выполнения проекта учащиеся подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.

2. Тема: «Районная спартакиада «Спорт - это жизнь!»»

Учебный предмет: основы проектирования

Продолжительность:один год

Участник: учащиеся 10-11 классы

Цель:провести районную Спартакиаду между учащимися школ района

Продукт:районная спартакиада «Спорт - это жизнь!»

Ход проекта: Для выполнения проекта учащиеся подбирают информацию, иллюстрации по выбранной теме. Оформляют презентации, учитывая все необходимые критерии оценивания.

Результативность.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Можно отметить повышение качества обучения по классам

Год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качество

73%

74%

78%

80%

83%

Вывод

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Учитель проектной деятельности Кондрашина Татьяна Александровна


© 2010-2022