• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Роль профессиональной подготовки в формировании личности студента

Доклад на тему: Роль профессиональной подготовки в формировании личности студента

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Роль профессиональной подготовки в формировании личности студента»

В развитии образования заложена надежда на будущее возрождение нашей страны. Задачей среднего профессионального образования является подготовка не узких специалистов в какой-то области, а людей творческих, способных действовать в нестандартных условиях, принимать адекватные решения, способные к изменению и развитию. В этой связи значение профес-сиональной подготовки студентов трудно переоценить. Действующее Поста-новление Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ" определяет направления работы СПО в области профессио-нальной ориентации.
Задачей системы профориентации является, обеспечение гармоничного сочетания интересов человека и потребностей общества. Объективно суще-ствующее противоречие между потребностями общества в специалистах оп-ределённых профессий и относительно стихийно складывающейся направ-ленностью старшеклассников обуславливает необходимость в профессио-нальной ориентации молодёжи. С другой стороны, необходима помощь мо-лодёжи в осознании своих способностей, в анализе своей пригодности к ка-кой-то профессии, в поиске призвания, которое конкретизируется в опреде-лённом виде деятельности.
Процесс формирования профессиональной пригодности специалиста обуславливается закономерностями трудовой деятельности, социальной по своей природе и зависящей от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств.
Процесс формирования профессиональной пригодности специалиста включает в себя профориентацию, профотбор, профподготовку и профадап-тацию. Данная работа проводится и на машиностроительном отделении ШПК. В основе построения системы профессиональной пригодности специа-листов лежит психологический анализ и прогнозирование, данные которых используются для разработки профессиограмм, разработки требований к личностным качествам человека, разработки модели деятельности и модели подготовки будущего специалиста.
Целью профессионального отбора является установление наибольшего соответствия между индивидуальными особенностями человека и качествен-ным своеобразием будущей деятельности. В процессе профотбора необходи-мо, во-первых, выявить и оценить профессионально важные качества в структуре личности: направленность ведущих мотивов, знания, навыки и умения, профессионально важные психические процессы, свойства высшей нервной деятельности. Во-вторых, исходя из данных психологического ана-лиза деятельности, сформулировать требования к личностным качествам специалиста и разработать приёмы выявления этих качеств.
Существует две точки зрения на формирование профессиональной при-годности. Согласно первой, профессиональная пригодность понимается, как скрытая в человеке особенность, которую можно раскрыть, используя соот-ветствующие методические приёмы и средства диагностики. Человек изуча-ется с точки зрения профессии, в отрыве от его психологических свойств. Вторая точка зрения основана на том, что профпригодность создаётся в дея-тельности, а деятельность постепенно в различном индивидуальном режиме формирует профпригодность.
При высокой степени мотивации к деятельности недостаточно развитое свойство, которое может достигнуть уровня, необходимого для успешного выполнения деятельности. Второй путь - компенсация недостаточно выра-женного компонента в структуре личности. Таким образом, в зависимости от степени адекватности структуры личности, условиям деятельности сущест-вует совокупность приёмов и способов приспособления к объективным тре-бованиям труда - индивидуальный стиль.
Главная задача среднего специального учебного заведения в подготов-ке специалистов - формирование личности будущего профессионала и фор-мирование профессиональной подготовленности, которые складываются из базовой и практической частей образования. Знания, обеспечивающие теоре-тическую базу, дают возможность выпускнику колледжа квалифицированно разбираться в новых для него проблемах. Выпускники средних специальных учебных заведений, получившие по базовым дисциплинам хорошую подго-товку, адаптируются в новых условиях деятельности успешнее. Чем более узкие задачи имеет специалист, тем реже он прибегает к сфере теоретических знаний, и чем неопределённее задачи, чем менее они алгоритмизированы, тем большая роль должна отводиться теоретическим дисциплинам и фунда-ментальным знаниям.
Фундаментальные науки всё более глубоко проникают в сферу инже-нерных и прикладных знаний и потому играют не только функциональную роль в обеспечении понимания специальных учебных дисциплин, но и вы-полняют функцию развития нужных качеств.
Технологический анализ деятельности будущих специалистов СПО позволил выделить свойства личности, являющиеся профессионально важ-ными для обучения и деятельности. Это, прежде всего, профессиональная направленность - самое существенное в характеристике личности человека, то, от чего зависит общее направление его жизни, знаний и умений, творче-ской деятельности. Важны также сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные и волевые свойства. Они проявляются и развиваются в ходе профессионального обучения, как деятельности особого рода, так как вне деятельности нет развития личности. Уровень развития этих свойств имеет различную степень влияния на успешность профессионального обучения и деятельность специалиста. Однако, важнейшим фактором, определяющим успешность формирования профессиональной пригодности, является устой-чивость профессиональной направленности специалиста, в основе которой лежат потребности человека, его социальная природа, накладывающая отпе-чаток на мотивацию.
Направленность в целостной структуре личности, занимая ведущее по-ложение, является интегральным выражением её мотивационной сферы. По-буждающий компонент направленности в конкретизированном виде выража-ется в перспективах, потребностях и интересах, оценочный же её компонент - преимущественно в мировоззрении, убеждениях и идеалах. Профессиональ-ная направленность проявляется в целях, которые будущий специалист ста-вит перед собой на период обучения и деятельности. Например, ориентация на такие ценности, как лучшее освоение будущей профессии, овладение про-фессиональным мастерством, создание новых, более совершенных алгорит-мов деятельности.
Установлено, что часто в начале обучения у студентов не выявляется устойчивого интереса к будущей профессии, к профессиональному обуче-нию. Однако, по мере учёбы в колледже, появляются более устойчивые мо-тивы, как средство достижения другой цели - получения среднего профес-сионального образования, в результате социального и собственного волевого принуждения. Появляется интерес к профессии, потребность в деятельности, стремление к достижению высоких результатов учёбы, интерес к самому процессу учёбы. Направленность, являясь ведущим компонентом в структуре личности, оказывает влияние на все её структурные образования: способно-сти, психические процессы, чувства, эмоции. Именно благодаря направлен-ности, устойчивым мотивам в процессе профессионального обучения у сту-дентов формируются соответствующие способности: происходит взаимо-влияние направленности и способностей, приводящее к их соответствию, осуществляющееся через деятельность (в данном случае - учебную).
Профессиональное обучение в колледже включает в себя и профессио-нальную мотивацию - интерес к самому процессу приобретения новых зна-ний и умений, увлечение содержательной стороной изучаемых дисциплин. Учёба - не просто средство для формирования профпригодности, но и удов-летворение познавательной потребности. Следует отметить, что запрос об-щества к подготовке специалистов со средним специальным образованием постоянно меняется. То есть те требования, которые предъявляются к абиту-риенту сегодня, могут оказаться морально устаревшими завтра. Это порож-дает необходимость постоянного отслеживания, с одной стороны - требова-ний общества к подготовке специалистов, и с другой стороны - остаётся зло-бодневным выявление профессионально важных качеств. Особенно насущ-ными стали эти проблемы в последнее время, когда коренным образом ме-няются требования общества к подготовке специалиста.
Грамотная деятельность в области профподготовки будущих специа-листов, позволит студентам получить знания и умения, необходимые для ус-пешного решения профессиональных задач и выработать способы компенса-ции недостаточно выраженных, профессионально важных свойств. Кроме то-го, с помощью профподготовки формируются отношения личности, интерес к будущей профессии, мотивы к профессиональной деятельности, уровень притязаний и адекватная самооценка, присущие людям творческим, способ-ным принимать креативные решения и способным к изменению и саморазви-тию.
Литература



Подготовила мастер п/о

Молодцова Т.В.

© 2010-2022