Программа по исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Данная программа предназначена для вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность. Она является универсальной, то есть подходит для любого учебного предмета. Программа функционирует с 2007 года, наблюдается положительная динамика. В программе есть тематическое планирование, прилагается небольшой список достижений учащихся, занимающихся по даннйо программе.
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Название проекта

«Исследовательский клуб «Поиск»






Руководитель проекта:

Некрасова Светлана Марьяновна,

МБОУ «СШ№ 4 г. Онеги»








Информационная карта проекта

Название проекта

Исследовательский клуб «Поиск»

География проекта

Регионы РФ

Цели и задачи проекта

Цель проекта: подготовить молодых и талантливых исследователей для России путем вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования творческой личности;

  • организовать интеллектуальное общение детей посредством ПК (чаты, видеоконференции);

  • развить межпредметные умения и навыки с помощью ИКТ;

  • привлечь общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества

Краткое содержание проекта

Проект предусматривает раскрытие и развитие интеллектуальных способностей и склонностей личности. Участники клуба «Поиск» формулируют научные и социальные проблемы, ищут способы их преодоления. Ребята, увлеченные поисковой и исследовательской деятельностью, объединяются в одну команду, находятся среди своих единомышленников.

Приоритетные направления в деятельности клуба:

  1. Гражданско-патриотическая направленность.

  2. Конкретика рассматриваемых экологических и экономических проблем.

  3. Использование информационных и коммуникативных технологий для исследований.

Программа обучения (теория) рассчитана на 1 год, ее участниками являются школьники в возрасте от 14 до 18 лет. Программа содержит три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

  • имеет огромный научный диапазон;

  • обеспечивает развитие личностных качеств учащихся;

  • предусматривает использование разных видов информации: научные журналы, Интернет, специализированные книги и справочники, результаты деятельности других учащихся;

  • самостоятельная исследовательская деятельность учащихся является приоритетной в программе;

  1. Разработка Положения об исследовательском клубе «Поиск» (2007 г.)

  2. Разработка программы исследовательского клуба «Поиск» (2007 г.)

  3. Утверждение Положения об исследовательском клубе «Поиск» (2008 г.)

  4. Реализация проекта. (С 2007 г. и по настоящее время).

  5. Обобщение полученных по проекту достижений.

Эффективность проекта:

  • повышение мотивации к проектной и исследовательской деятельности;

  • развитие межкультурной компетенции школьников;

  • формирование активной гражданской позиции;

  • реализация принципов индивидуализации;

  • оптимизация внеурочной деятельности

Для организации методической поддержки (сбор, анализ и обобщение опыта) для школ, чьи ученики занимаются в исследовательском клубе, запланировано проведение ежемесячных совещаний методического объединения, семинаров. Так же организован сбор и создание коллекции (инкубатор идей) лучших исследовательских работ, выполненных учащимися клуба «Поиск». Идет работа по созданию районного клуба «Поиск».

В перспективе - налаживание международного сотрудничества в рамках рассматриваемого проекта.

Сроки выполнения проекта

С 2007 года по настоящее время

Бюджет проекта

Общая стоимость проекта - 150000 (в год)

Папка документов.

1. Обоснование актуальности и важности проекта.

Внеурочная деятельность имеет огромные возможности для самореализации личности ребенка. Изучение нерешенных проблем образовательного процесса, потребностей в сфере организации познавательной деятельности учеников и их родителей, мнений учителей по вопросам совершенствования процесса обучения позволило сделать вывод о необходимости разработки целостной программы исследовательской деятельности в школе. Именно проектная и исследовательская деятельность способствует формированию четкого мировоззрения, личностному росту. Подростки многого могут достичь, если попадают в руки к талантливым, неравнодушным педагогам. Возникла идея помочь ребятам, которые имеют активную гражданскую позицию, готовы заниматься внеурочной детальностью, мечтают повышать свой интеллектуальный уровень. Суть проекта в создании на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги» исследовательского клуба «Поиск», в котором ребята занимаются научными изысканиями, учатся общаться, работать с Интернет-ресурсами. Работа в команде дает школьникам возможность не только разрабатывать проекты, реализовывать их на территории МО «Онежский муниципальный район», но и шанс реально заработать, предлагая свой проект представителям бизнеса.

2. Сбор и анализ информации.

МОУ «СОШ №4 г. Онеги» имеет огромный опыт по организации учебно-исследовательской деятельности. Ежегодно учащиеся представляют свои работы на Балтийском научно-инженерном конкурсе, конференции одаренных детей «Intel. Династия. Авангард», где титульным спонсором является компания «Intel». Ребята становятся победителями и призерами областных конференций «Юность Поморья», конкурса проектов по энергосбережению «ШПИРЭ», конкурса водных проектов старшеклассников, Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов «Сименс» и т.д. О значимости полученных по проекту результатах свидетельствует тот факт, что руководитель дважды был признан лучшим учителем РФ в рамках ПНП «Образование», а также присвоение педагогу медали (от фонда Б. Н. Ельцина «Знание») «Подвижнику просвещения», звания «Почетный работник образования и науки РФ». Районная и областная пресса систематически докладывает об очередных успехах юных исследователей, 4 учащиеся клуба внесены в Ломоносовскую энциклопедию «Одаренные дети России». Выпускники клуба учатся в престижных ВУЗах Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе, в МГУ им. М. В. Ломоносова. Программа предусматривает максимальное раскрытие и развитие способностей и склонностей личности. Воспитательный процесс становится более эффективным для ученика, более комфортным, так как происходит учет индивидуально-типологических особенностей личности. Участники клуба по исследовательской работе «Поиск» учатся формулировать научные проблемы, искать способы их преодоления. Ребята, увлеченные поисковой деятельностью, могут объединиться в одну команду, быть среди своих единомышленников.

3. Программа действий, которую предлагает данная команда.

Приоритетные направления в деятельности клуба:

  1. Социальная и гражданско-патриотическая направленность.

  2. Конкретика рассматриваемых экологических и экономических проблем.

  3. Внедрение информационных и коммуникативных технологий

- цель и задачи проекта

Цель проекта:

подготовить молодых и талантливых исследователей для России путем вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования творческой личности;

  • организовать интеллектуальное общение детей посредством ПК (чаты, видеоконференции);

  • развить межпредметные умения и навыки с помощью ИКТ;

  • привлечь общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества

Сроки реализации проекта.

С 2007 года проект реализуется ежегодно.

Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми автором методами.

Проект рассчитан на школьников от 14 до 18 лет. Программа содержит три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по 2 часа) в разных формах: коллективные и индивидуальные. Программа реализуется с 1 октября по 31 мая (68 часов за 1 год) текущего года. Наполняемость группы от пяти до пятнадцати человек.

Методы:

  • привлечение специалистов;

  • проведение акций;

  • организация и проведение исследовательской конференции;

  • открытие инкубатора исследовательских проектов и работ;

Проект «Исследовательский клуб «Поиск» обладает следующими отличительными особенностями:

  • огромный научный диапазон;

  • развитие личностных качеств учащихся;

  • использование разных видов информации: научные журналы, Интернет, специализированные книги и справочники, результаты деятельности других учащихся;

  • самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся приоритетна в программе;

  • ярмарка исследовательских работ и проектов на исследовательских конкурсах, конференциях различных уровней;

  • непосредственное участие школьников в реализации проектов

План реализации проекта:

1. Разработка Положения об исследовательском клубе «Поиск» (2007 г.)

  1. Разработка программы исследовательского клуба «Поиск» (2007 г.) Приложение 2.

  2. Утверждение Положения об исследовательском клубе «Поиск»

(2008 г.) Приложение 1.

  1. Реализация проекта. (С 2007 г. и по настоящее время).

  2. Обобщение полученных по проекту достижений. Приложение 3.

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках

территории.

1. Создание программы (2007 г.)

2. Получение экспертной оценки по проекту (2007-2008 г.г.)

4. Реализация проекта.

- кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта.

1. Учителя высшей категории (химия, физика, экология, биология, экономика).
2. Внедрение проекта по программе клуба 1 час в неделю.

3. На ряде предметов естественного цикла (физика, химия, биология, экология, экономика)

4. Учителя участники проекта успешно прошли следующие курсы:

· Intel - обучение для будущего;

· Пользователь ПК.

Повышают навыки ИКТ - технологий на очных и дистанционных курсах АО ИППК РО Архангельской области.

  • критерии оценки эффективности проекта

  • повышение мотивации к проектной и исследовательской деятельности;

  • развитие межкультурной компетенции школьников;

  • формирование активной гражданской позиции;

  • реализация принципов индивидуализации;

  • оптимизация внеурочной деятельности

  • предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

Результаты проекта:

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать, проектировать исследование;

  • обрабатывать и анализировать результаты;

  • формулировать выводы исследования;

Учащиеся должны овладеть:

  • навыками применения основных методов исследования;

  • выбором методики проведения исследования;

  • навыками проведения практической работы по исследованию.

Методический комплект для осуществления программы «Поиск».

  1. Разработки по организации исследовательской деятельности учащихся (Курс «Очевидное - невероятное»).

  2. Разработки коллег в рублике «Исследовательская деятельность школьников» (Портал по исследовательской деятельности учащихся).

  3. Разработки тематических игр.

  4. Лекционный материал на основе работы по поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Перспективы внедрения проекта:

Планируется создание районного исследовательского клуба «Поиск». Предполагаются следующие подходы организации в нем учебного процесса:

1. Учащиеся используют компьютер на занятии и в школе, и дома. При выдаче на дом факт выдачи компьютера городским членам клуба фиксируется в специальном журнале.

2. Формирование лабораторных навыков, теоретических основ проведения исследования, обработки результатов (в том числе статистическая обработка результатов эксперимента) проводится в химической и биологической лабораториях (для городских школьников в реальном режиме, для школьников из района путем проведения видеоконференций. Контроль полученных результатов и их обсуждение осуществляются посредством социальных серверов в вечернее время.

3. Редактирование текстов исследовательских работ (с использованием текстовых редакторов) проводится в школе (для городских), дома для школьников из района (через общение по электронной почте);

4. Организация общения в группах с использованием чатов и видеоконференций.
5. Словари, справочники по физике, химии, биологии используются для поиска механизма реакций, пояснения проводимых физических экспериментов.
6. Обсуждение промежуточных результатов исследования путем общения посредством программы Skype, электронной почты.

7. Контроль на каждом этапе исследования путем использования Контакта, программы Skype, электронной почты.

8. При возникновении сложностей при пояснении проведенного исследования - использование электронных образовательных ресурсов. Что дает возможность ребятам проанализировать свои умения, навыки.

На занятиях в школе используются сайты он-лайн тестирования и CD диски, учитель выстраивает индивидуальную траекторию коррекции знаний для каждого учащегося.

9. Работа с сайтом researcher.ru помогает ребятам при оформлении результатов исследования;

10. Работа с сайтом school-collection.edu.ru -позволит просмотреть фрагменты экспериментов, получить информацию о механизме протекания реакций и т.д.

11. Для повышения мотивации ребята знакомятся с разными исследовательскими конкурсами, конференциями, на которых они могут представить свои работы.

baltkonkurs.ru; intel.festivalnauki.ru/; science

award.siemens.ru/

12. Использование e-mail для переписки. Создание совместных проектов (с числом участников 2-3 человека). spareworld.org/ Посредством этого сайта ребята включаются в создание международных проектов по энергосбережению, участвуют в совместных мероприятиях и виртуально, и в реальном мире, учатся вести научную дискуссию.

13. К концу обучения на курсе ребята готовят свою работу к публичной защите. Основные тезисы по работе представляют в программе PowerPoint. 14. Проведение Интернет-конференции.

В процессе работы данные виды деятельности будут корректироваться.

  • ресурсное обеспечение проекта

Для организации методической поддержки (сбор, анализ и обобщение опыта) для школ, чьи ученики занимаются в исследовательском клубе, запланировано проведение ежемесячных совещаний методического объединения, семинаров. Так же организован сбор и создание коллекции лучших исследовательских работ, выполненных учащимися клуба «Поиск». Ведутся переговоры по организации международного сотрудничества в рамках проектной и исследовательской деятельности.

Программное обеспечение:

  • ПО из комплекта «Первая помощь»

  • Электронные энциклопедии: «Кирилла и Мефодия» на 10 дисках, энциклопедия этикета и др.

Цифровые образовательные ресурсы по химии: mmc.berdsk-edu.ru/metod/kurzavaya/p78aa1.html
физике: tichonova.21413s24.edusite.ru/p36aa1.html

экологии:school-collection.edu.ru/collection/?interface=teacher&subject=28

экономике:edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=303&min=10&orderby=dateD&show=10&fids[]=2670&bcp_reg_required=ok
4. Сетевое обучающее, диагностирующее, контролирующее ПО от различных разработчиков.

5. Социальные сервисы сети Интернет.

6. Программы общения в реальном времени (Skype).
7. Электронные практикумы, виртуальные лаборатории, мультимедийные

учебные пособия.

Бюджет проекта. Общая сумма проекта - 150000 рублей

Имеющаяся сумма - 22200 рублей

Запрашиваемая сумма - 127800 рублей

1. Оплата труда.

1.1 Оплата труда постоянных работников.

Должность по проекту, ФИО

Оплата труда, руб./мес.

Занятость в проекте, часов в месяц

Имеется, руб.

Требуется, руб.

Руководитель клуба «Поиск»

Некрасова С. М.

2400

10

600

1800

1.2 Оплата труда привлеченных консультантов.

Должность

(вид работ)

Стоимость, руб.

Кол-во мес., шт.

Имеется, руб.

Требуется, руб.

Консультирование по проекту

4500

1-3

0

4500

1.3 Отчисления с фонда оплаты.

Единый социальный налог

% отчислений, в мес.

Имеется,

руб.

Требуется, руб.

Всего,

руб.

Отчисления с ФЗП постоянных сотрудников



13



78



234



312

Отчисления с ФЗП привлеченных сотрудников



13



0



585



585

Итого


78

819

897

2. Прямые расходы.

Наименование затрат

Имеется в год, руб.

Требуется в год, руб.

Всего в год, руб.

Канцелярские расходы

2000

10000

12000

Командировочные расходы

12000

25000

37000

Использование информационных ресурсов

1000

2500

3500

Оргтехника

0

14700

14700



Программа по исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Приложения к проекту.

Приложение 1. Положение о клубе «Поиск»

5. Основные направления деятельности:

  • интеллектуально - познавательное (на основе усвоения и передачи знаний в различных сферах интеллектуальной деятельности);

  • информационное (поиск, обработка, передача информации);

  • образовательное (на основе образовательной программы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся);

  • творческое (участие в конференциях, конкурсах).

6. Виды деятельности:

6.1 Познавательная (получение информации), эвристическая деятельность (получение новых знаний при общении с коллегами, членами жюри на исследовательских конференциях).

6.2 Ценностно - ориентированная деятельность.

6.3 Творческая деятельность.

6.4 В своей деятельности Клуб руководствуется федеральными законами, международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, решениями отделов Управления образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги», настоящим Положением.

  1. Деятельность Клуба.

7.1 Деятельность Клуба предполагает следующие формы:

  • индивидуальная работа под руководством научного руководителя (учителя);

  • заседание секций;

  • заседание Клуба;

  • дни науки;

  • конференции;

  • олимпиады

7. 2 Руководитель Клуба составляет и обсуждает с членами Клуба план работы, ведет необходимую документацию, анализирует деятельность членов Клуба, проводит занятия, координирует деятельность Клуба.

7. 3 Члены Клуба обязаны отчитаться о своей работе. Формами отчетности могут быть:

  • исследовательские работы с публичной защитой;

  • реферативные работы с публичной защитой;

  • публикации в газетах и (или) научных журналах.

7.4 Результаты деятельности Клуба отражаются в местной прессе.

8. Права и обязанности членов Клуба.

8.1 Права и обязанности членов Клуба как участников образовательного процесса определяются Уставом образовательного учреждения.

Члены Клуба имею право:

  • на охрану жизни и здоровья;

  • на тактичное, доброжелательное и уважительное отношение со стороны взрослых участников образовательного процесса;

  • вносить предложения в план деятельности Клуба;

  • пользоваться бесплатно учебными помещениями, химической лабораторией, оборудованием, инвентарем;

  • участвовать в учебно - познавательных мероприятиях.

8.2 Члены Клуба обязаны:

  • регулярно посещать занятия Клуба;

  • безукоризненно соблюдать охрану труда;

  • овладевать навыками научной и практической деятельности;

  • участвовать в мероприятиях, проводимых Клубом;

  • уважать права, честь и достоинство членов Клуба, окружающих.

9. Организация образовательного процесса.

9.1 Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги».

  1. Занятия в Клубе ведутся согласно разработанной и утвержденной программе.




Приложение 2. Программа исследовательского клуба «Поиск».

Пояснительная записка.

Задача развития творчества у ребенка стоит в настоящее время на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве. Достижение этой цели неразрывно связано с организацией внеучебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. У каждого ребенка есть способности и таланты. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Целью исследовательской деятельности является получение нового знания о нашем мире. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, выдвижение гипотезы, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Перед учителем поставлена нелегкая задача-формирование гармонически развитой творческой личности.

Изучение опыта работы с одаренными детьми, потребностей в сфере организации познавательной деятельности талантливых учеников, мнений родителей и учителей по вопросам совершенствования процесса обучения позволило сделать вывод о необходимости разработки целостной программы исследовательской деятельности в школе.

Актуальность данной программы заключается в максимальном раскрытии и развитии одаренности посредством вовлечения в исследовательскую деятельность (с учетом индивидуально-типологических особенностей личности). Ребята учатся формулировать научные проблемы, искать способы их преодоления, вести научную дискуссию. Данная образовательная программа дополнительного образования детей способствует формированию творчества ребенка, его мировоззрения, личностному росту.

Программа рассчитана на 68 часов, ее участниками являются ученики 10 и 11 классов. Программа содержит три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в разных формах: коллективные и индивидуальные. Программа реализуется с 1 октября по 31 мая. Наполняемость группы от пяти до пятнадцати человек (в соответствии с Уставом образовательного учреждения). Результаты своей деятельности учащиеся представляют на конференциях и конкурсах школьного, районного, областного, российского, международного уровня. (Программа Некрасова С.М. Элективные курсы по исследовательской деятельности в области химии / С. Некрасова //Исследовательская работа школьников. - 2007. (№4). - С. 23.).

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

  • имеет огромный научный диапазон;

  • обеспечивает развитие личностных качеств одаренных учащихся;

  • предусматривает использование разных видов информации: научные журналы, Интернет, специализированные книги и справочники, результаты деятельности других учащихся;

  • самостоятельная исследовательская деятельность учащихся является приоритетной в программе;

Теоретическая база.

Методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников проанализированы в трудах отечественных педагогов В.П. Вахтерова, Н.И. Новикова, Б.Е. Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.

Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н. Поддьяковым, А.И.Савенковым.

Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О. И. Митрош, В.П. Ушачевым. В основу моей программы вложена идея О. Холмза: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».

Используемые образовательные технологии в работе клуба.

1. Информационно-коммуникативные технологии.

2. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская).

3. Технология развивающего обучения (Л. Г. Петерсон).

4. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А. А. Востриков).

5. Здоровьесберегающие технологии.

6. Исследовательская деятельность.

Приоритетные направления в деятельности клуба.

1. Внедрение информационных и коммуникативных технологий.

2. Проектная и исследовательская деятельность.

Цели программы:

создание условий для формирования творческой личности, социоориентированной к информационным возможностям современных технологий, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • развить интерес учащихся к исследовательской деятельности;

  • развить межпредметные умения и навыки с помощью ПК;

  • развить творческие способности одаренных учащихся путем вовлечения в исследовательскую деятельность;

  • организовать интеллектуальное общение одаренных детей, занимающихся исследовательской деятельностью посредством ПК (чаты, видеоконференции);

  • привлечь общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества;

  • создать условия для формирования личности ребенка

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать, проектировать исследование;

  • обрабатывать и анализировать результаты;

  • формулировать выводы исследования;

Учащиеся должны овладеть:

  • навыками применения основных методов исследования;

  • выбором методики проведения исследования;

  • навыками проведения практической работы по исследованию.

Учебно - тематический план.

Раздел и тема

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

Раздел 1. Подготовительный этап.

Тема 1.1 Значение научной работы.

3

2

1

Самостоятельная работа

Тема 1.2 Виды и формы исследования

5

2

3

Беседа

Самостоятельная работа

Тема 1.3 Правила исследовательской деятельности.

6

3

3

Собеседование

Самостоятельная работа

Тема 1.4 Методы обработки результатов исследования

6

3

3

Беседа

Самостоятельная работа

Тема1.5 Планирование собственного исследования

4

2

2

Тест

Беседа

Раздел 2. Основной этап исследования.

Тема 2.1 Постановка и анализ проблемы исследования.

4

2

2

Самостоятельная работа


Тема 2.2 Выдвижение гипотез

2

1

1

Самостоятельная работа

Тема 2.3 Постановка цели исследования.

3

1

2

Самостоятельная работа

Тема2.4 Сбор информации по проблеме исследования.

7

2

5

Беседа

Самостоятельная работа

Тема 2.5 Выбор методик исследования.

3

1

2

Беседа

Самостоятельная работа

Тема 2.6 Проведение эксперимента, опроса, тестирования.

6

1

5

Самостоятельная работа

Тема 2.7 Обработка результатов эксперимента.

4

2

2

Беседа

Самостоятельная работа

Тема 2.8 Оформление исследования.

5

3

2

Беседа

Раздел 3. Заключительный этап.

Тема 3.1 Презентация результатов своего исследования.

6

2

4

Беседа

Самостоятельная работа

Тема 3.2 Самооценка.

2

1

1

Беседа

Тема 3.3 Анализ деятельности клуба.

2

1

1

Беседа

Тест

Итого

68

29

39

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1. Подготовительный этап.

Введение. Предмет и значение. Предметом деятельности являются методика и техника эмпирического исследования, прежде всего в области естественных наук, методики сбора научных данных. Значение деятельности дисциплины обусловлено тем, что методики сбора данных являются важным моментом исследования.

Раздел 2. Основной этап деятельности.

Особенности, структура научного исследования. Научная гипотеза, научный факт. Структура, этапы исследования и задачи, решаемые на этапах исследования. Постановка и анализ проблемы исследования, выдвижение гипотезы, логический план, программа исследования. Формулировка проблемы исследования, анализ истории и состояния проблемы, определение позиции исследователя по отношению к проблеме как условия и предпосылки выдвижения основной гипотезы. Логический план исследования как способ проверки истинности или ложности основной гипотезы. Примеры наиболее типичных планов эксперимента. Сбор данных исследования. Наблюдение и другие методы исследования. Опрос, анкетирование, беседа, химический эксперимент, качественный и количественный анализ, органический синтез. Эксперимент в научной школе.

Раздел 3. Заключительный этап.

Самооценка, правила самооценки. Презентация результатов эксперимента, правила проведения успешной презентации.

Методический комплект для осуществления программы.

  1. Разработки по организации исследовательской деятельности учащихся (Курс «Очевидное - невероятное», Некрасова С. М.)

  2. Разработки коллег в рублике «Исследовательская деятельность школьников» (Портал по исследовательской деятельности учащихся).

  3. Разработки тематических игр (Некрасова С. М.)

  4. Лекционный материал на основе работы по поисковой и исследовательской деятельности учащихся (Некрасова С. М.)

Приложение 3. Результативность проекта.

Год

Муниципальный

Региональный

Федеральный







2007

«Марш парков»

1 м.

«Юность Поморья»

1 м. «Химия»

3 м. «Медицина


«Патриоты Отечества»

1 м.

Конкурс экологических проектов

1 м.

Конкурсе экологических проектов «Каким я хочу видеть свой город…»

2 место

Конкурс водных проектов старшеклассников призер

Конкурс молодежных экологических проектов «Энергия и среда обитания» 1 тур

Эколого - краеведческая конференция школьников в национальном парке «Паанаярви» 3 лауреата

XVI Открытая научно - практическая конференции учащихся. 3 м., 4 м.

Балтийский научно - инженерный конкурс

2 Звезды Даринского

XIV Всероссийские Чтения им. В. И. Вернадского

2 лауреата приз «Наука и жизнь»

Северо - Западный конкурс творческих работ. 3 место.

«Голос ребенка - 2007» 1 м.








2008

«Марш парков».

1 место, 3 место

«Юность Поморья»

1 место в секции «Химия. Медицина»

2 место в секции «Экология»


Конкурса юношеских работ им. М. В. Ломоносова, лауреат

Эколого - краеведческая конференция школьников в национальном парке «Паанаярви», лауреаты

«Юность Поморья»

3 место в секции «Химия»

Конкурс научно - исследовательских работ им. М. В. Ломоносова, 4 участника

Областная акция «Наши ветераны», 1 тур

V областной конкурс исследовательских работ учащихся им. М. В. Ломоносова, 2 финалиста

Открытый региональный конкурс «Наследие Поморья»

участник

Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета 2007»

4 лауреата

Балтийский научно - инженерный конкурс

3 место, Звезда Даринского

XVII Открытая конференция учащихся .

3 место, 2 специальных диплома

Российский конкурс проектов по энергосбережению «Сименс»

1 тур

Всероссийский конкурс «Голос ребенка - 2008»

лауреат

Открытая конференция учащихся «Закон и порядок»

победитель 1 тура








2009

«Юность Поморья»

1, 2, 3 м. «Химия. Физика»

2 м. «Экология»

1 м. «Медицина»

1 м. «Биология»

Конкурс экологических проектов, 1 м.

Конкурс соц. проектов, 3 м.

«Я выбираю жизнь», 2 м.

«Я гражданин» 3 м.

Эколого - краеведческая конференция «Паанаярви», лауреаты

«Юность Поморья»

3 м. «Химия»

Конкурс экологических проектов «Человек на Земле»

1 м.

Региональный этап «Энергия и среда обитания » , 1 м.

Конкурс исследовательских работ учащихся им. М. В. Ломоносова

Инкубатор молодежных проектов

Конкурс водных проектов старшеклассников, призер

«Человек на земле», 2 м.

XVIII Открытая конференция 2 м., 3 м.,2 спец. диплома

Балтийский конкурс

2 лауреата и 2 спец. премии

Грант от фонда Д. Зимина одаренным детям, 2 гранта

«Intel. Династия. Авангард», 3 м., спец. диплом

«Энергия и среда обитания»

финалист

Конкурс «Сименс»

1 м. СЗФО, 3 м. РФ

Международный конкурс «Энергия будущего -2009 финалист






2010

«Юность Поморья»

1, 1, 2 м. «Химия. Физика»

2 м. «Экология»

1 м. «Биология»

1 м. Медицина»

1 м. «Общ. науки»

Конкурс экол. проектов

1, 2 м.

Конкурс соц. проектов

1,2 м.

Конкурс мультимедийных проектов

2 м.

Конкурс водных проектов Победитель

Эколого - краеведческая конференция «Паанаярви»

лауреаты

Региональный этап «Энергия и среда обитания», 2 м.

«Юность Поморья»

3 м. «Химия»

3 м. «Физика»

2 м. «Экономика»

Конкурс им. М. В. Ломоносова

Конкурс мультимедийных презентаций «Человек и природа», 4 м.

«Северные просторы», 1 м.

Конкурс от «Бинар», 3 м.

Конкурс водных проектов

финалист

Балтийский конкурс 2 лауреата и 2 спец. премии

«Intel. Династия. Авангард»

спец. диплом

«Энергия и среда обитания»

финалист

Грант от фонда Д. Зимина одаренным детям

1 грант

XIX Открытая конференция учащихся.

3 м., 3 м., 3 м., спец. диплом

Конкурс им. Д. И.Менделеева

финалист

Конкурс «Сименс», лауреат

2011

«Юность Поморья»

1, 2м. «Химия. Физика»

3 м. «Биология. Экология»

3 м. «Экономика»

Конкурс мультимедийных проектов

2 участника

Районная читательская конференция «Любо говорить о Ломоносове»

4 победителя

Районный конкурс «Мой 18 век»

победитель

Конкурс водных проектов (региональный этап) победитель

Областная экологическая конференция «Экология моего края»

6 лауреатов

Региональный этап «Энергия и среда обитания», 1,1, 3,3 м.

«Юность Поморья»

2 м. секция «Экономика»,

3 м. секция «Химия»

Конкурс им. М. В. Ломоносова

1 победитель заочного тура, участник очного тура

Региональный конкурс «Подрост»

2 участника

Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

2 победителя

Северо-западный финал Всероссийского конкурса проектов «Шаг в будущее»

2 обладателя премии молодежного жюри


Балтийский конкурс 2 лауреата и 2 спец. премии,

Звезда Даринского

«Энергия и среда обитания»

2 поощрительных диплома (4 место)

XX Открытая конференция учащихся.

2 м., 3 м., 3 м., 4 спец. диплома

64 Международная студенческая конференция РГАУ СХТА

2 м.


Конкурс «Сименс», участники


Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

участники

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»

2 лауреата



Муниципальный

Региональный

Федеральный

2012

23 человека

«Юность Поморья»

ПОБЕДИТЕЛЬ

«Будущее Поморья в руках молодых», 4 уч.

«Марш парков», уч.

экологические акции



20 человек

Конкурс водных проектов (региональный этап) ПОБЕДИТЕЛЬ

Областная экологическая конференция «Экология моего края» 6 лауреатов

Региональный этап «Энергия и среда обитания», 1,1, 2, 3,3 м.

«Юность Поморья», 2 участника

Конкурс им. М. В. Ломоносова, 3 ПОБЕДИТЕЛЬ (з/т)

Региональный конкурс «Подрост»2 уч.

Всероссийский конкурс «Моя страна - моя Россия», 2 ПОБЕДИТЕЛЯ

20 человек

64 Международная студенческая конференция РГАУ СХТА 2 м.

Балтийский конкурс Звезда Даринского

2 лауреата

«Энергия и среда обитания»

2 поощрительных диплома (4 место)

Конкурс «Сименс», участники

Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

3 место, премия Президента РФ,

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», 1 лауреат

«Ученые будущего», 1 з. лауреат

2013


25 человек

«Юность Поморья»

Кучинские чтения, 2 участника

Конкурс презентаций «Край, в котором я живу», 2 участника

Конкурс проектов «Моя малая родина»

2 победителя

20 человек

Конкурс водных проектов (региональный этап) ПОБЕД

Областная экологическая конференция «Экология моего края», 6 лауреатов

Региональный этап «Энергия и среда обитания», 2, 3,3 м.

«Юность Поморья», 2 участника

конкурс им. М. В. Ломоносова, 3 победителя заочного тура, 3 участника очного тура

егиональный конкурс «Подрост», 2 уч.

Всероссийский конкурс проектов «Моя страна - моя Россия» 2 победителя

20 человек

Балтийский конкурс 2 лауреата

«Энергия и среда обитания»

2 поощрительных диплома (4 место)

Конкурс «Сименс», участники

Конкурс социальных проектов «Сименс», ПОБЕДИТЕЛЬ

Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

Участники,

Международный фестиваль детского творчества «Южный полюс», 1 лауреат

2014


25 человек

конференция «Юность Поморья», 2 ПРИЗЕРА

конференция, посвященная 1 мировой войны,

конференция «Юность Поморья» 2 победителя

«Я Исследователь»

(призер)

21 человек

Областная экологическая конференция «Экология моего края», 5 лауреатов

«Юность Поморья», 2 уч.

конкурс им. М. В. Ломоносова, 1 ПОБЕД

Региональный конкурс «Подрост», 2 уч.

конкурс водных проектов (победитель)

региональный конкурс «Подрост», 2 уч.

региональный этап «Моя страна - моя Россия», 2 победителя

областная экол. конференция (побед., 4 призера)

конференция САФУ по химии и информатике (2 место, спец. диплом)

21 человек

Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

1 лауреат Открытая конференция «Потенциал» 3 призера

Международный фестиваль детского творчества «Апельсин», «Южный полюс», 2 лауреата Балтийский конкурс 1 лауреат

(медаль от учительского жюри)

конкурс «Сименс», 3 участника

всероссийский фестиваль «Апельсин», 1 лауреат








Программа по исследовательской деятельности в образовательном учрежденииПрограмма по исследовательской деятельности в образовательном учреждении


© 2010-2022