• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Современный и традиционный урок – сопоставление в свете новых образовательных стандартов

Доклад на тему: Современный и традиционный урок – сопоставление в свете новых образовательных стандартов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный и традиционный урок - сопоставление в свете новых образовательных стандартов

Современная жизнь всё чаще предъявляет человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые госстандартами нового поколения, и урок должен стать новым, современным.

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Но это не значит, что традиционный урок изжил себя.

Попробуем разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе.

На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Структура традиционного урока:

-организационный момент;

-проверка домашнего задания;

-проверка знаний и умений обучающихся;

-постановка цели занятия перед обучающимися;

-организация восприятия новой информации;

-первичная проверка понимания;

-организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

-творческое применение и добывание знаний;

-обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

-контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и обучающимися, оценка знаний;

-домашнее задание к следующему уроку;

-подведение итогов урока.

Проблема данной структуры ( хотя она привычна ) заключается в том, что педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать интерес к проблеме на протяжении всего урока. Учитель работает с обучающимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

Итак, традиционный урок - основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок, как родной человек, в котором все знакомо и понятно, и не хочется ничего нового, другого.

Реально то, что некоторые педагоги не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

Однако, как говорилось выше, современному педагогу необходимы изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку, выпускнику, высоки. Детям интересен педагог, умеющий думать, чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

В новых Стандартах качества образования сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:

-демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

-инициирует действия обучающихся;

-консультирует и корректирует их действия;

-находит способы включения в работу каждого ученика;

-создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;

-применяет развивающие технологии;

-обладает информационной компетентностью.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, аудиозаписи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля.

Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности обучающегося.

В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции - учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:


Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся тему

Учитель выдвигает перед обучающимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Выработать критерии проверки совместно с обучающимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)

Как видите, разница существенна!

В современном уроке учитель ведет детей по пути субъективного открытия, преобладает проблемно-поисковый или исследовательский метод.

На традиционном же уроке применяется сенсуалистический подход, - «слушать и смотреть только на меня».

Итак, совершенно очевидно, что на урок надо взглянуть по-новому, «включить» свои неиспользованные резервы.

Традиционный урок неактуален для решения новых образовательных задач, которые стоят перед школой, где в основе урока лежит системно - деятельностный подход!

Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя детей знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным учителем.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то в след

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал,

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!


© 2010-2022