Роль дополнительного образования в организации работы с одареннми учащимися

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль дополнительного образования в организации работы с одаренными и талантливыми учащимися

Авдеева С.А., методист

ГУ «Отдел образования

акимата г. Лисаковска»


Государством взят курс на расширение состава образовательных возможностей населения страны. Сделано это совсем не только потому, что так кому-то хочется, а потому, что формирование рынка образовательных услуг (нравится или не нравится это кому-то) есть объективная реальность. Сфера образовательных услуг будет расширяться, обусловливая прогрессивное развитие конкуренции.

Создание системы поддержки талантливых детей - одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Целью программ является создание системы целенаправленного выявления потенциальных способностей одаренных детей, их развития, психолого-педагогического сопровождения и поддержки.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам - 30-40%, а к 17 годам - 15-20%. А тесты на творческую активность выявили, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых - 2 %; подросток- 11%; 7-летних -17%, 6-летних - 37%.

Надо помнить, что существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности: склонность к искусству проявляется раньше, чем к наукам. Особенно рано она проявляется в области музыки, изобразительного искусства, хореографии. В науке раньше всего формируется одаренность в математике.

По каким параметрам можно выявить врожденные задатки учашихся?

В хореографии это - слух, ритм, гибкость, шаг, прыжок.

В музыке - интонация, ритм, слух, память, диапозон и качество певческого голоса.

В изобразительном искусстве- наблюдательность, чувство цвета, образное мышление.

В театре - речевые особенности, темперамент, эмоциональность, способность к публичным выступлениям.

У детей младшего школьного возраста происходит значительное

расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

У обучающихся среднего и старшего возраста происходит углубление знаний в отрасли, интересующей его больше других, что приводит к профессиональному выбору и росту, как профессионала.

В системе дополнительного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка и одаренной личности в частности.

В Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей четко сформулировано, что главное предназначение учреждений дополнительного образования - реализация дополнительных образовательных программ в целях творческого развития личности.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов.

Для успешного решения развития творческих способностей у своих обучающихся педагогу необходимо знать, какие факторы педагогической практики и при каких условиях ведут к желаемому развитию творческих способностей.

При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро и даже при неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому задача педагогов - создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, насколько это возможно.

Дополнительное образование (применительно к детям) понимается как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Отличительной чертой УДОД является многообразие направлений их деятельности, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В самой идее дополнительного образования уже давно существуют гибкие содержательные «рамки» обучающих программ, обеспечивающих возможность от стандартного до глубокого изучения различных тематических разделов. Для обычных учеников, занимающихся в детских объединениях, главной задачей является приобщение их к разным видам искусств или спорту, воспитание активных участников художественной самодеятельности, любительского спорта, пропагандистов культурного и здорового образа жизни. Программы для таких детей нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений, навыков в интересующих его дисциплинах. Использовать для обучения одаренных детей стандартную программу нецелесообразно, так как она будет тормозить развитие такого ребенка. Дети с неординарными способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии должны учиться по программам ускоренного или расширенного содержания. Такие индивидуальные программы достаточно легко реализовать в системе дополнительного образования, в частности в музыкальной школе, где большинство уроков - индивидуально, а группы немногочисленны. Придерживаясь точки зрения Л.С. Выготского, где речь идет о так называемой зоне ближайшего развития.

Обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Необходимо определить два уровня развития ребенка. Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития.

Второе условие, что развитие ребенка проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве с взрослыми, и лишь затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнять самостоятельно.

То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. С помощью этой точки зрения можно учесть и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются. То обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

Основные требования к такой педагогической технологии, следующие из изложенных:

  1. обучение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика;

  2. время обучения каждого ученика индивидуально;

  3. вовлечение ученика в поиск и "открытие новых" знаний;

  4. четкая организация контроля и самоконтроля;

  5. использование системы упражнений;

  6. отслеживание усилий ученика при выполнении данного задания, а не его способностей в целом;

  7. сравнение ученика только с самим собой вчерашним.

Обогащенные программы углубленного типа получили широкое распространение именно в системе дополнительного образования . Только здесь, учитывая индивидуальные уроки и малокомплектные группы ускоренное прохождение учебной программы с одаренными детьми осуществляется очень естественно и позитивно, в условиях же обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы.

Дополнительное образование способствует развитию творческих способностей младших школьников, поскольку здесь фактически реализуется вариативное образование, учитываются в полной мере способности и возможности ребенка, создается ситуация выбора и успеха для каждого ребенка.

Методика «Развитие воображения и творчества» (И. Н. Волоцкова).

Цель: выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

  1. Материал: неоконченные тексты. Участники прослушивают начало рассказа «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем- то разговаривали. Вдруг…» (необходимо продумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут). Критерии оценки: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, неожиданность концовки.

  2. Материал: отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Обучающиеся записывают слова, затем используя их составляют логический рассказ.

  3. начертите в тетради кружок диаметром 2 см. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок. После окончания некоторые рисунки демонстрируют. Далее начертите такой же круг, но поместите справа и слева по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. Вопрос: При каком варианте задача решается легче и почему?

Методика «Развитие детского воображения, детской фантазии». (И. Н. Волоцкова).

Цель: Развивать у обучающихся интерес к творчеству.

  • Вопросы. Какая у вас любимая сказка? Какое ваше любимое животное? Каким животным вам хотелось стать?

  • Тест- игра. Напишите пожалуйста четыре названия животных (н-р: кошка, собака, петух, дятел). Расшифровка: ты дома; ты в школе; ты думаешь; на самом деле.

  • Творческое задание из книги «Грамматика фантазии. Сказки по телефону» Джанни Родари. (Идея, лежащая в основе книги, проста, она сводится к тому, что воображение не есть привилегия не многих выдающихся индивидов, что им наделены все.).

Методика «Что было бы, если...» (К. Фопель).

Цель: развивает творческие способности детей, помогает лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Использовать по окончанию работы или в конце дня.

Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы если бы ты превратился в какое- нибудь животное? Каким бы животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину. Назвать это животное, показать как оно движется, как «разговаривает». На вопросы типа «Что было бы, если бы…» не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотели просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре:

  • Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

  • Куда ты полетишь, если у тебя ковер- самолет?

  • Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

  • Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь? и т. д.

На мой взгляд, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития, познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенка видов деятельности.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися:

-Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.

-Создание и постоянное совершенствование методической системы.

-Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:

-педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;

-педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

-педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Поэтому критериями готовности педагогов к работе с

одаренными детьми являются:

-Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей

-Стремление к самообразованию и самосовершенствованию

-Профессиональная компетентность

-Умение найти подход к нестандартным детям

-Доброжелательность, чуткость, педагогический такт

-Знание возрастной психологии

Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы дополнительного образования:

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;

- укрепление здоровья;

- коммуникативные и иные тренинги.

Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

-Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)

-Формирование внутренней мотивации.

-Организация образовательного процесса при "субъект - субъектных отношениях".

-Предоставление "веера выбора", что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

-Рефлексия.

-Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.

-Соблюдение принципов - "право на ошибку", "ситуация успеха", "не сравнивать с другими" и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

-Интегративный подход.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Выделяют четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к учебным программам для одаренных детей.

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики, а также иностранных языков, где и ведется обучение по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т. п.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Подобные программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), а являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

Ведь действительно большинство детей в чем-то талантливо, и поэтому надо дать каждому ребенку возможность отыскать свою нишу, ту область познавательной деятельности, где его способности окажутся наиболее яркими. А предназначение учителей школ и педагогов учреждений дополнительного образования заметить эти таланты, помочь им развиваться в полной мере, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Вот еще одно интересное исследование на эту тему: зарубежными психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который в своё время дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев - оказалось что почти все они в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда юные увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией.

Поэтому суть всех школьных реформ должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество детей имело возможность получить разностороннее, полноценное образование, которое обеспечит им в будущем достойный уровень жизни. Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут возможно в состоявшихся талантливых специалистов является стратегической задачей нашей системы образования.


© 2010-2022