• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по теме Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация

Методическая разработка урока по теме Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация.Методическая разработка урока по теме Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация.Методическая разработка урока по теме Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация.Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно - технологический техникум

им. П.И. Сюзева»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора Директор КГАОУ СПО

____________Е.А. Шевырина «ДГТТ им. П.И. Сюзева»

«___»____________2015г. ____________Р.Г. Шилов

«___»____________2015г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла

Катаевой Елены Ивановны







г. Добрянка, 2015

АННОТАЦИЯ



Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.01 Медико- биологические и социальные основы предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальности "Дошкольное образование" (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью Раздела I «Здоровье и болезнь».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.



девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация.

Цель урока: Познакомить обучающихся с признаками инфекционных заболеваний, условиями и механизмами передачи инфекции.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить обучающихся классифицировать инфекционные заболевания, изучить признаки и периоды развития инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

  • Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.

    • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;

    • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока:

Лекция с использованием ИКТ.

Вид урока:

комбинированный с применением ИКТ (изучение и первичное закрепление знаний).

Метод урока:

лекция с элементами практического и творческого занятия.

Приемы преподавания:

Лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.

Принципы преподавания:

  • Дифференцированный подход;

  • Прочность усвоения знаний и умений;

  • Наглядность;

  • Доступность;

Межпредметные связи:

  • Биология;

  • Литература;

  • История

Планируемый результат:

  • Обучающиеся должны знать классификацию инфекционных заболеваний;

  • Знать признаки инфекционных заболеваний;

  • Знать периоды инфекционных заболеваний.

  • формирование элементов общих компетенций:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оборудование:

  • раздаточный материал: папки с таблицами для самостоятельной работы;

  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку "Биологические факторы среды. Инфекционные заболевания детей, их классификация";

  • таблица " Основные инфекционные заболевания ".

Используемая литература:



  1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. - М.: Академический проект, 2008

  2. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. - (Университетская серия).

  3. Мисюк М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юрайт, 2011. - (Бакалавр. Гуманитарное направление).

  4. Тонкова-Ямпольская. Ради здоровья детей. - М.: Просвещение, 1990.

  5. Овчиникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. - СПб., 2006.



Ход урока(время 40 минут):



№ п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Компетенции, развиваемые на данном этапе

Результат

1.

Вводно-мотивационный этап

1. Ввод в тему учебного занятия.

2. Расширение целевого компонента.

1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Беседа с обучающимися.

1. Участие обучающихся в беседе.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Принятие познавательной цели

2.

Актуализация знаний обучающихся.

Повторение опорных знаний

1. Беседа с обучающимися.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

1. Участие обучающихся в беседе.

2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.


  • Понимание закономерности в классификации микроорганизмов

3.

Формирование новых знаний

Знакомство с классификацией инфекционных заболеваний.

1. Слово преподавателя об инфекции, о классификации инфекционных заболеваний, их периодах, признаках и путей передачи.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Пояснение схем.

4. Организация деятельности обучающихся:

- работы с таблицей.

1. Внимательно слушают.

2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях.

3. Заполняют таблицы по заданной форме.

4. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Понимание закономерности в классификации микроорганизмов Закрепление знаний в классификации инфекционных заболеваний на примере составления соотношения названия болезней и их категорий

4.

Контролирующий этап

Определение степени усвоения материала.

Инструктирование обучающихся по работе над новой теме

1. Внимательно слушают задание.

2. Составляют соотношения.

3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.


  • Демонстрация знаний первоначального уровня усвоения.

5.

Итоги учебного занятия

1. Рефлексия.

2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия.

Заключительное слово преподавателя. Составление синквейна

1. Активное слушание.

2. Участие в рефлексии.

Понимание и принятие особенностей классификации инфекционных заболеваний

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Вводно-мотивационный этап

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный момент

Отметить отсутствующих,

1мин

2

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока

5мин

3

Беседа

Изложение материала урока

15мин

4

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем материала урока

8мин

5

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1мин

Проверка домашнего задания:

Правильно определить микроорганизм.

кокки (шаровидные) - одиночные

диплококки (собраны по два)

стрептококки ( в виде цепочки)

стафилококки (в виде виноградной грозди)

сарцины (в виде плотных пачек)

бациллы (палочковидные)

извитые - вибрионы (в виде запятой)

спириллы (один или несколько

правильных завитков)

Спирохеты- тонкие, длинные, извитые, штопоробразной формы бактерии.

Создание проблемной ситуации преподавателем: "Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?".(слайд 1)

Запись на доске:

  • Стрептококки

  • Стафилокикки

  • Вибрионы

  • Бациллы

  • Вирус гриппа

  • Вирус гепатита

  • Плазмодии

  • Грибок

  • Мальчишки

  • Девчонки

  • А так же их родители

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.(слайд 2)

Постановка цели и задач. Актуализация темы.

Какова же цель урока, исходя из его названия? (преподаватель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед обучающимися и преподавателем на уроке). (слайд 3)

Преподаватель

Сегодня на уроке мы познакомимся с инфекционными заболеваниями детей, их классификацией, периодами и признаками.

(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого обучающегося)

2. Изучение нового материала:

Начнем изучение нового материала с определения термина - «инфекция». Записываем:

(слайд4)

Инфекция - это проникновение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, которое приводит к развитию инфекционного заболевания, бактерионосительству или гибели микроорганизмов.

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, лежит в основе существования особого рода болезней - инфекционных.

(слайд 5)

Инфекционные болезни - это группа болезней, вызываемых специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, простейшими, грибами, которые , проникая в организм человека (иногда с пищей), вступают в контакт с клетками и тканями организма.

Тяжесть течения болезни, клинические особенности и исход болезни в большой степени зависит от состояния организма человека, его физиологических особенностей, иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.(слайд 6)

Из предедущих уроков вы знаете, что микроорганизмы делятся на виды

(слайд 7)

Патогенные - не вызывают заболевания

Условно - патогенные - могут вызывать инфекцию

Патогенные - вызывают инфекционные заболевания

(слайд 8)

Рассмотрим классификацию основных инфекционных болезней человека Различают 4 вида:

1. Кишечная инфекция - к которой относятся вирусный гепатит А, дизентерия, холера, ботулизм и др.

2. Инфекция дыхательных путей - к которой относятся грипп, корь, краснуха, туберкулез и др.

3. Кровяные инфекции - сыпной тиф, чума, желтая лихорадка и т.д.

4. Инфекция наружных покровов - ВИЧ - инфекция, вирусный гепатит В,С,Д сибирская язва и др.

Все эти болезни имеют общие признаки:

(слайд 9)

Записываем - Признаки инфекционных болезней:

  • Повышение температуры

  • Озноб

  • Разбитость в теле

  • Головная боль

  • Кашель

  • Чихание

  • Выделения из носа

  • Рвота

  • Жидкий стул

  • Боли в животе

  • Сыпь

(слайд 10-11)

Все эти признаки проявляются в определенный период болезни.

Для инфекционных болезней характерны следующие (Записываем: )периоды развития болезни

  • Инкубационный

  • Начальный

  • Период основных проявлений болезни

  • Период угасания симптомов болезни

Выздоровление будет полным, если все функции организма восстанавливаются.

Поэтому для предотвращения заболевания населения ведется регистрация всех случаев заболевания инфекционными болезнями. Кроме регистрации проводится ряд мероприятий, направленных на повышения иммунитета организма человека. Обычно инфекционные заболевания распространяются из района их природного обитания через транспортные пути и при массовых миграциях животных - переносчиков заболеваний. Когда процент заболевших, намного превышает обычные показатели, говорят об эпидемии.

(слайд 12)

Записываем: Эпидемия - массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

(слайд 13)

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков

Механизм передачи инфекции неодинаков при различных заболеваниях

(слайд 14)

Механизм передачи инфекции

  • От больного к здоровому

  • От здорового , но бациллоносителя к здоровому.

(слайд 15)

Пути передачи инфекции могут быть разными:

  • Фекально - оральный путь ( через кал, рвоту ---- грязные руки---- посуда, продукты---рот---желудок----кишечник ( так передается дизентерия)

  • Воздушно- капельный путь - (чихание ----вдох---верхние дыхательные пути, так передается грипп)

  • Жидкостный - (кровососущие насекомые(вши) -здоровый человек, так передается чума, сыпной тиф)

  • Зоонозный - (от диких или домашних животных при укусе здорового человека, заражается бешенством)

  • Контактный и контактно - бытовой ( через постель, обувь передаются грибковые заболевания)

Запишем определения некоторых понятий :

(слайд16)

Бациллоноситель - человек, в организме которого присутствует патогенный микроб. (Человек при этом здоров, но является носителям и распространителем инфекционного заболевания)

Условия передачи инфекции могут быть разные, различают три вида:

  • Природные - которые зависят от климата, животного и растительного мира, природных очагов инфекционных заболеваний (например - в Амурской области проживают энцефалитные клещи , переносчики инфекционных заболеваний - тифы, чумы, энцефалита)

  • Социальные - при большой плотности населения, плохих санитарно- коммунальных условиях, неразвитого здравоохранения - страны Африки

  • Личные -при способности организма отвечать на внедрение , размножение патогенных микробов (местные жители Восточных стран заболевают некоторыми видами болезней , не присущими Западным странам)

Для того чтоб не заразится и не заболеть инфекционными заболеваниями в нашем организме, вырабатывается иммунитет.

Иммунитет - невосприимчивость к болезни. Способ защиты внутреннего организма от генетически чужеродной информации.(Антигенам)

Антигены- патогенные микроорганизмы.

Где же «находится» наша иммунная система?

(слайд13)

Органы иммунной системы:

  • Костный мозг

  • Печень

  • Селезенка

  • Лимфатическая система

Каким же образом у нас «появляется» иммунитет?

-Через прививки

- По наследству

- Приобретается после болезни

Поэтому различают следующие виды иммунитета:

  • Наследственный

  • Естественно приобретенный

  • Искусственно приобретенный

    • Активно приобретенный (вакцины)

    • Пассивно приобретенный (сыворотки с антителами)

(слайд14)

Рассмотрим таблицу «Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней, оказание первой помощи больному»

(слайд 15)

  • Дизентерия

(слайд 16)

  • Инфекционный гепатит

(слайд17)

  • Ботулизм

(слайд 18)

  • Грипп

(слайд 19)

  • Дифтерия

(слайд 20)

  • Краснуха

(слайд 21)

  • Скарлатина

(слайд 22)

  • Эпидемический паротит

(слайд 23)

В случае возникновения заболевания вводится карантин

Карантин - система мер для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага.

4. Подведение итогов урока:

  1. Что такое инфекция?

  2. Какие болезни называются инфекционными?

  3. Что такое иммунитет и какие органы отвечают за иммунитет?

  4. Кто такой бациллоноситель?

  5. Чем отличается эпидемия от пандемии?

Составить синквейн по теме

5. Домашнее задание: Заполнить таблицу - заболевание «грипп»,

Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.

Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .

© 2010-2022