Программа мониторинга качества образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УТВЕРЖДАЮ:




Директор МБОУ « Аргуновская ОШ№11»




_________________ И.В.Баракшина




«____» 2015 г.



ПРОГРАММА



Мониторинга качества образования

МБОУ« Аргуновская ОШ №11»















на 2015 - 2016

учебный год



Паспорт программы

Наименование программы

Программа мониторинга

МБОУ« Аргуновская ОШ №11»

Основания для разработки программы

1.Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2019 г.

2. Национальная образовательная инициатива

Наша новая школа»

3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления качества образования в школе.

3. Решение педагогического совета школы от ___________

Основные исполнители программы

Администрация МБОУ« Аргуновская ОШ №11»

, педагогический коллектив

Разработчики программы

И.В. Баракшина- директор ОУ, Ю.Н. Боталова- заместитель директора по УВР.

Сроки реализации программы

2015г. - 2019г.

Контроль за исполнением программы

И.В. Баракшина- директор ОУ, Ю.Н. Боталова- заместитель директора по УВР.



Обоснование программы

На современном этапе развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является достижение нового уровня качества образования. Создание условий для повышения качества образования - это одна из основных задач образовательной политики государства. Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею. Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации мониторинга качества образования не дают желаемых результатов.

В школе собирается достаточно большой объем информации по разным направлениям деятельности образовательного учреждения, полученная информация анализируется и по итогам делаются выводы, принимаются управленческие решения. Однако, та форма, в которой предоставляется информация, не всегда доступна для пользования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. Самой существенной проблемой является то, что вся информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной между собой, и, механически суммируя её, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы. Разрозненность собираемой информации, фрагментарность не дают возможности оценить результативность деятельности школы, выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений.

Ориентация школы на достижение качественно новых образовательных результатов приводит к необходимости перейти от традиционного способа внутришкольного контроля к управлению качеством образования, где контроль является одной из функций. Информационной основой управления качеством образования является мониторинг, направленный на получение оперативной и достоверной информации о качестве достигаемых результатов на разных ступенях образовательного процесса, о качестве условий, в которых достигаются эти результаты, и о том, какова цена достижения этих качественно новых образовательных результатов. Таким образом, назрела необходимость создания в образовательном учреждении программы мониторинга качества образования.

Очень важно оценить степень готовности к переходу на новый уровень управления качеством образования и реализации мониторинга, т.е. выявить сильные и слабые стороны управления качеством образования.

Анализ исходного состояния проблемы

В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.

Имеющиеся противоречия:

- Между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.

- Между заявленным в ФГОС подходами к оценке эффективности системы образования на разных уровнях и отсутствием в школе практики реализации новых подходов к оценке качества образования на уровне образовательного учреждения.

- Между требованием открытости образовательного учреждения и несовершенством системы информирования о деятельности школы и её результатах.

Проблемная ситуация:

1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.

2. Недостаточный уровень мотивации педагогического коллектива на освоение и внедрение в практику работы новых подходов к оценке качества образования.

3. Недостаточное использование ресурса современных средств информирования субъектов образовательной практики о процессах и результатах деятельности школы.

4. Отсутствие системы критериев и показателей оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

5.Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс и результаты образования в образовательном учреждении.

Проблема:

Как создать систему информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования в образовательном учреждении как условие достижения новых образовательных результатов?

Цель программы

Разработка в образовательном учреждении механизмов информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования, соответствующим государственному и социальному заказу.

Задачи:

1. Обосновать необходимость разработки системы педагогического мониторинга качества образования, разработать подходы к внедрению её в практику работы школы.

2. Разработать Программу мониторинга качества образования в школе.

3. Подготовить нормативно-методические документы для реализации Программы мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении;

5. Создать информационный банк мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

6. Апробировать систему педагогического мониторинга качества образования в условиях работы образовательного учреждения.

7. Освоить и внедрить в практику работы современных средств информирования субъектов образовательной практики о процессах и результатах деятельности школы.

Ожидаемые результаты:

1. Разработана Программа мониторинга качества образования в школе.

2. Сформирован пакет нормативно-правовой и методической документации для реализации Программы мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

3. Создана информационно-экспертная система сбора, обработки, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.

4. Действует система информирования всех участников образовательного процесса и общественности о процессах и результатах деятельности образовательного учреждения.

Критерии измерения результатов

Уровень разработки концептуальных оснований системы

Уровень разработки технологии системы, степень ее соответствия предъявляемым требованиям

Регионально-муниципальная ориентированность системы

Динамичность, гибкость и творческий подход к построению системы

Целостность и системность (согласование целей, задач и содержания)

Профессионализм кадров

Уровень организационной культуры

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.

Ценностно-смысловая компетенция.

Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.

Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационные компетенции.

При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция.

Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Ценностно-смысловая компетенция.

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.

Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Информационные компетенции.

При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую.

Научно-методическое обеспечение

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные работы в области теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Онищук), теоретические положения, касающиеся исследования проблемы подготовки педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков), работы исследователей профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, А.А. Бытеев, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, В.И. Никифоров, Г.М. Романцев, Б.А. Соколов, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкин), труды по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.Я. Наин).


Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, научно-методической, дидактической, методологической литературы, синтез, обобщение, классификация), эмпирические (анкетирование, беседы, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов исследования.


Приложение «Критерии оценки качества образования»

Приложение «График мониторинговых процедур в ОУ на учебный год»

Приложение «Распределение функциональных обязанностей среди работников ОУ»

Приложение «Мероприятия по информированию участников образовательного процесса о результатах мониторинга»



© 2010-2022