Методическая разработка профориентационного мероприятия ЭКСКУРСИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»








Ярмарка профессий в Беловском техникуме железнодорожного транспорта


Методическая разработка профориентационного мероприятия

Экскурсия


Разработчик: Копылова Ольга Викторовна,

Руководитель службы содействия трудоустройства выпускников





Белово

2015


Паспорт мероприятия

Наименование мероприятия

"Ярмарка профессий в Беловском техникуме железнодорожного транспорта"- экскурсия для абитуриентов техникума

Разработчики программы

О.В.Копылова, руководитель службы содействия выпускников

Цель экскурсии

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Задачи экскурсии

- оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- содействовать формированию у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

- пропаганда условий ведения образовательной деятельности в техникуме;

Ожидаемые результаты

-повышение качества контингента обучающихся;

- обоснованный выбор между альтернативами средних и высших учебных заведений выпускниками школ города и района ;

- демонстрация возможностей учебного заведения перед школьниками города и района;

- комплектование групп 1 курса;

Материалы и оборудования

музей, экранг, электронная презентация об ОУ, аудитории учебного заведения, столовая, бланки заявлений на поступление, шариковые ручки

Категория участников

учащиеся 9х классов, школ городов Белова, Гурьевск, а так же Беловского и Гурьевского районов

Время проведения

1,5 часа

Источник финансирования

Внебюджетные средства

Этапы поведения экскурсии

Первый этап

«Знакомство с прошлым образовательного учреждения»

Второй этап

«Знакомство с настоящим»

Третий этап

«Очное знакомство с ОУ»

Четвертый этап

Подведение итога экскурсии


Введение

Актуальность внимания к проблемам профориентации обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Последние годы общеобразовательные учреждения ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто среднее образование - это путь только в сферу умственного труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих рабочих специальностей.

В России существует мощная и всеохватывающая система общего образования, обеспечивающая высокий общеобразовательный уровень населения, практически поголовную грамотность. Традиционно очень высок уровень фундаментального профессионального образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов инженерного образования. Вместе с тем успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от выявления и развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте 3-6 лет. В последующем это не может быть компенсировано. Поэтому требуется создание системы раннего выявления и развития склонностей детей к определенному типу профессиональной деятельности. Это позволит последовательно, начиная с раннего возраста, в течение всего периода обучения в школе формировать будущего профессионала. Сейчас школа занимается развитием только общих способностей человека, хотя уже требуется одновременно выявлять и совершенствовать специальные, на базе которых возможен обоснованный выбор будущей профессии.

Профессиональная агитация ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника. В этой работе следует, прежде всего, использовать индивидуальный подход к каждому человеку, с учётом его интересов и психофизиологических особенностей

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека

Профессиональное воспитание включает в себя развитие и формирование склонностей, профессиональных интересов и профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою будущую профессию и др. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, к активному освоению профессиональных проб. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.

Консультация психологическая - одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Консультация профессиональная - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи людям (главным образом молодежи) при выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и потребностям общества.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических, индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможностей трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов - это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление, закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.

Предварительная подготовка:

Руководитель Службы Содействия трудоустройству выпускников

- рассылает приглашения посетить ОУ на электронные адреса школ городов Белово, Гурьевск, а так же Беловского и Гурьевского районов;

- обзвонить школы, согласовать время их прибытия, составить график посещений и ознакомить службы ОУ (работника музея, зам директора по ВР, заведующих кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими, работников столовой) занятые в подготовке и проведении экскурсии;

- найти и пригласить с ознакомительным рассказом о своей профессии или специальности представителей предприятий.

Ход мероприятия


На мероприятие приглашаются учащиеся 9х классов школ города и района. Знакомство начинается с музея ГБОУ СПО "БТЖТ" при входе раздаются брошюры (Приложение 1).

Ведущий: - Мы находимся в музее государственного бюджетного образовательного учреждения "Беловский техникум железнодорожного транспорта". Об истории техникума расскажет работник музея. (Приложение 2).

Работник музея: рассказывает о годе создания образовательного учреждения и о развитии за 82 года существования, рассказ сопровождается презентацией, показом накопленного материала и экспонатов музея.

Историческая справка


Ведущий: - Ребята вместе мы побывали в прошлом, давайте вернемся в настоящее. О том чем живет сейчас техникум покажут участники агитбригады. ( обучающиеся техникума рассказывают про профессии и специальности ОУ, о внеурочной жизни студентов) Приложение 2,3

Ведущий: - Расскажите, пожалуйста нам, у кого родственники, соседи или знакомые работают на железной дороги и кем. Это очень интересно? (рассказы школьников).

Ведущий: - Как много интересного и полезного мы с вами услышали, но лучше чем работающий человек, никто не расскажет о своей профессии. И я приглашаю работника ….

Ведущий предлагает разделиться на 2группы и пройти посмотреть наши аудитории и учебные мастерские, где педагоги расскажут о своей специальности.

После осмотра и очного знакомства с ОУ все встречаются в столовой, где за чашечкой чая Ведущий спрашивает: Что запомнилось больше всего? Какие впечатления остались у школьников? Хотели бы они здесь обучатся? Может кто-то выбрал для себя профессию или специальность (для того чтобы ответить грамотно предлагается посмотреть в брошюры, розданные в начале знакомства, где имеется перечень профессий и специальностей). Далее школьники, сделавшие свой выбор)заполняют заявления на поступлении.


Заключение

В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 15 - 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация.

Очень важное значение для образовательного учреждения какое сложится первое впечатление о техникуме у потенциальных студентов. Для этого необходимо очень ответственно подойти к организации первого посещения выпускниками школ техникума

Список литературы

Оформляется по ГОСТ 7.1 - 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Пример:

  1. Килина, И. А. постинтереатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях [Текст] : методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахаровой. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. - 150 с.

  2. ПРОФориентир [Электронный ресурс] : сборник работ участников областного конкурса / cост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. - 650 Мб.




Приложения

Вложены отдельными файлами.


© 2010-2022