Программа элективного курса деловое общение

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества. Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор - одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Культурой делового разговора должен обладать каждый работающий, будь то врач ученый, педагог или государственный деятель. Эта культура универсальна и потому обязательна для всех, кто связан отношениями дела. Она не только разумная основа делового общения, но и надежный шанс на его успех.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.).

Материал курса "Культура делового общения" условно может быть разделен на две части. Первая часть - это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.

Место и роль данного курса.

Данный курс позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебное совещание, служебный телефонный разговор и прием посетителей с позиций их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально-делового стиля, а также с лексико-грамматической и стилистической спецификой деловой речи как в устной, так и в письменной формах.

Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 8 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля речи.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: помочь всем желающим овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи, а также познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора. Кроме этого практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок, по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг.

Задачи курса

Рассмотреть деловой разговор в сфере предпринимательской деятельности с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры, а также на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта научить основным его формам (деловой беседе, коммерческим переговорам, ведению деловых совещаний, служебных телефонных разговоров, приему посетителей и сослуживцев и общению с ними, заполнению документов).

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 17,5 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала

Обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

Методы обучения

Касаясь технологии обучения культуре делового общения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера, связанных с профессиями.

Приоритетными методами являются работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями.

Форма обучения

Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование; изучение не только трудов отечественных лингвистов, но и зарубежных специалистов, использование сравнительного анализа. Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: "Познай себя", "Какой вы слушатель?", "Качества, важные для общения".

Предполагаемые результаты

  • в результате изучения курса "Культура делового общения" учащиеся должны:

  • понимать назначение официально-делового стиля речи; уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;

  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;

  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;

  • ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием "культура делового общения";

  • познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Инструментарий для оценивания результатов

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных юридических навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведением зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах.

Примерное тематическое планирование по курсу

"КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ".

Название темы

Количество часов

Форма

проведения

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

план

факт

1.

Введение. Цели и задачи курса.

3

2

1

Конспектирование

12.01

19.01

26.01

2.

Первая часть. Теоретическая основа. Речевая культура делового разговора.

3

2

1

Тестирование

02.02

09.02

16.02

3.

Логическая культура делового разговора.

2

1

1

Редакция текста

02.03

09.03

4.

Психологическая культура делового разговора.

2

1

1

Анкетирование

16.03

23.03

5.

Невербальная культура делового разговора.

2

1

1

Защита творческой работы

30.03

06.04

6.

Вторая часть. Практика. Ведение деловой беседы.

2

1

1

Составление документов

13.04

20.04

7.

Оформление деловых бумаг. Ведение коммерческих переговоров.

3,5

2

1,5

Составление документов

27.04

04.05

11.05

Программное содержание.

Тема 1.

Введение. Цели и задачи курса.

Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.

Тема 2.

Речевая культура делового разговора.

Деловой разговор как особая разновидность устной речи.

Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Риторический инструментарий. Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность. Риторические факторы, влияющие на действенность общения: состав аудитории, содержание и характер выступления. Психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Коммуникационные эффекты.

Техника речи. Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза.

Речевой этикет. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.

Тема 3.

Логическая культура делового разговора.

Основные логические законы и их применение. Закон тождества. Закон

противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Умозаключения и их использование. Логические методы. Индукция умозаключение от частного к общему. Дедукция - умозаключение от общего к частному.

Логические правила аргументации. Аргументирование. Построения тезиса. Способы опровержения доводов оппонента. Критика.

Типичные алогизмы деловой речи. Логические правила деления понятий. Правило соразмерности.

Тема 4.

Психологическая культура делового разговора.

Создание благоприятного психологического климата. Законы памяти. Закон впечатления. Второй закон памяти - повторение. Закон ассоциации.

Создание хорошего впечатления о себе. Общепринятые правила поведения. Приемы формирования положительных отношений. Комплименты. Пейсинг (отражение чувств). Раппорт (взаимная симпатия).

Изучение внутреннего состояния собеседника. Громкость речи. Скорость речи. Выслушивание собеседника как психологический прием. Активный слушатель. Прием перефразирования. Резюмирование.

Постановка вопросов и техника ответов на них. Типы вопросов.

Поведение с собеседниками различных психологических типов. Типы характеров собеседников. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Разновидности замечаний.

Поведение в конфликтных ситуациях. Приемы защиты от некоторых собеседников. Конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) конфликты. Варианты решения спорных вопросов.

Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.

Тема 5.

Невербальная культура делового разговора.

Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.

Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей.

Тема 6.

Вторая часть. Практика. Ведение деловой беседы. Оформление деловых бумаг. Ведение коммерческих переговоров.

Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.

Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др.

Ведение коммерческих переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.

Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.

Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Шесть правил Р.Фишера и У. Юри.

Национальные стили ведения переговоров.

Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом.

Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.

Итого:

  • 10 часов на теоретическую часть программы.

  • 7,5 часов на практическую часть программы.

Примерная тематика проектов.

1. Риторический инструментарий деловой речи.

2. Речевой этикет в деловом общении.

З. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.

4. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.

5. Вербальные и невербальные средства делового общения.

6. Роль невербальных средств в общении людей.

7. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.

8. Русский язык. Деловые бумаги.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Каковы специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей?

2. Что такое "коммуникативный голод", и какими средствами он преодолевается?

З. Расскажите об основных функциях и компонентах общения.

4. Что общего у вербальных и невербальных средств общения? Чем они отличаются друг от друга?

5. Расскажите о том, как классифицируют виды общения лингвисты (психологи)?

6. Что такое "бытовое общение"? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы оно было эффективным?

7. В чем суть кодекса делового общения?

8. Какую роль в деловых контактах играет национальная принадлежность партнеров? Расскажите об известных вам особенностях делового общения коммуникантов разных национальностей.

9. Какова структура деловой беседы? Какие задачи решают партнеры на каждом из ее этапов?

10. Дайте характеристику активному, пассивному и агрессивному слушателю.

Каким слушателем должен быть деловой человек, стремящийся к успеху?

11. Какие психологические методы воздействия вы можете применить в различных ситуациях делового общения?

12. Какова роль невербальных средств в общении людей?

По итогам деятельности учащиеся представляют презентацию.



© 2010-2022