Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»

  Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана всоответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса студентов и закреплению изученного материала. Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения нецелесообразно.  Знания, полученные на занятии, помогут  при изучении практи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»










Методическая разработка урока

Дисциплина «Основы бухгалтерского учёта»

Тема урока: «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»


Разработала:

Рязанцева Екатерина Викторовна преподаватель I квалификационной категории



с. Борское 2014г


Тема урока: «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»

Тип урока: комбинированный.

Метод ведения: словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса студентов и закреплению изученного материала. Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения нецелесообразно. Методическое обеспечение занятия: бланки бухгалтерского баланса; карточки «Состав имущества предприятия и его источников», «Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций», «Типы изменений в бухгалтерском балансе».

ТСО: микрокалькуляторы.

Цели урока:

обучающая - сформировать понятие бухгалтерского баланса и типов изменений в нем под влиянием хозяйственных операций;

развивающая - формировать умение составлять бухгалтерский баланс и отражать в нем изменения под влиянием хозяйственных операций посредством выполнения практических заданий; развивать логическое мышление; умения сравнивать, обобщать, анализировать;

воспитательная - развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за выполняемое дело, внимательность, аккуратность при составлении бухгалтерских документов.

Задачи урока:

разобрать понятие бухгалтерского баланса;

изучить структуру баланса;

научиться составлять баланс;

освоить порядок определения типов изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

Внутридисциплинарные связи: тема «Общая характеристика бухгалтерского учета». Основные понятия: объекты бухгалтерского учета, классификация имущества предприятия по виду, составу, размещению и по источникам формирования.

Этапы опережающего обучения: самостоятельный поиск в словаре терминов «баланс», «актив», «пассив».

Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию (обученности): готовность студентов к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях студентов.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая студентами на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность заполнения баланса, таблиц. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.

Ход урока

  1. 1. Организационный момент.

  • приветствие

  • проверка явки студентов

  • заполнение преподавателем классного журнала

  • проверка готовности студентов к уроку (тетради, ручки)

  • настрой студентов на работу.

2. Постановка задач урока.

Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых главных вопросов бухгалтерского учета - бухгалтерскому балансу. Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Экономка», «Организация и технология розничной торговли», и, конечно же, практическая деятельность любого бухгалтера, коммерсанта немыслима без знания бухгалтерского баланса. Поэтому наша задача на сегодня - разобрать, что такое бухгалтерский баланс и научиться его составлять, а для этого мы выполним несколько практических заданий.

3. Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы)

3.1. С понятием «Баланс» мы встречаемся довольно часто. Скажите, а вы где встречали этот термин?

Ответы: баланс витаминов в организме; балансировка шин автомобиля; баланс весов в магазине и т.д.

А как вы думаете, что означает слово «баланс»

Ответ: балансировка, равновесие определенных частей.

Сам термин баланс возник от латинского «bilanx», что дословно переводится: «bis» - дважды, «lanx» - чаша весов. Таким образом «bilanx» - двучашие. Значит, баланс означает равенство двух чаш, на которых располагаются какие-то объекты. А теперь напомните мне, что является основными объектами бухгалтерского учета.

Ответ: имущество организации и ее обязательства.

Значит, на чашах весов бухгалтерского баланса будут находиться что?

Ответ: его объекты - имущество и обязательства.

И теперь мы подошли к определению - что такое бухгалтерский баланс. Это способ экономической группировки имущества предприятия по его составу, размещению и источникам формирования на определенную дату в денежном выражении.

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левая часть которой называется Актив, а правая - Пассив. В активе располагаются хозяйственные средства предприятия по своему виду, составу и размещению, а в пассиве - источники формирования хозяйственных средств в денежном выражении. Итоговые значения актива и пассива баланса называют валютой баланса. Валюта актива всегда равна валюте пассива баланса, в этом и состоит основное назначение баланса - добиться равенства между объектами бухгалтерского учета. Обратите внимание на структуру баланса. Каждое наименование определенного вида хозяйственного средства или его источника в бухгалтерском балансе выделенное отдельной строкой называется статьей баланса. Статьи объединены в группы, а группы - в разделы. Например, статьей актива баланса являются касса, расчетный счет. Они объединены в группу «денежные средства», а эта группа принадлежит второму разделу баланса - оборотные активы. Теперь подчеркните 3 статьи актива баланса, затем 3 статьи пассива баланса, затем группы статей актива и пассива, и наконец, разделы актива и пассива.

Итак, сколько разделов содержит актив баланса?

Ответ: два актива

Назовите их.

Ответ: Внеоборотные активы, оборотные активы.

А сколько разделов содержит пассив баланса?

Ответ: три раздела

Назовите их.

Ответ: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

3.2. Закрепление изученного материала:

Выполнение самостоятельной работы по составлению бухгалтерского баланса с использованием изученного материала по заданию преподавателя.

А теперь проведем небольшую практическую работу. Я раздаю вам таблицы, в которых представлены виды хозяйственных средств и источники их формирования на 1 января в денежном выражении. Ваша задача за 15 минут произвести группировку этих данных и осуществить записи в баланс по статьям, рассчитать суммы по группам статей и по разделам. Кроме того, необходимо подсчитать валюту баланса.

3.3. Анализ выполненной работы и оценка уровня усвоения новой темы.

Итак, время вышло. Все успели справиться с работой? Теперь проверим правильность решения. Сравните ваш баланс с тем, который видите на доске, и самостоятельно исправьте ошибки, если такие имеются. (В это время контролирую, какие производят исправления, и отмечаю распространенные ошибки. По окончании проверки озвучиваю результаты, разбираю ошибки).

4. Решение производственных ситуаций по изменениям в балансе под влиянием хозяйственных операций

На любом предприятии ежедневно происходит огромное количество различных хозяйственных операций. Например, поступают материалы о поставщиков, отгружается готовая продукция покупателям, оплачиваются налоги в бюджет и многие другие. Каждая операция вызывает определенные изменения в составе и размещении хозяйственных средств и источников их формирования. Так как хозяйственные средства составляют актив баланса, а источники их формирования - пассив, то изменения в средствах и источниках вызовут, соответственно и изменения и в статьях бухгалтерского баланса. Давайте посмотрим, каким изменениям подвергнется баланс под влиянием хозяйственных операций.

Рассмотрим операцию: «С расчетного счета в кассу получены наличные деньги». Прежде всего, нам необходимо определить, какие статьи баланса будут изменяться в результате совершения этой операции?

Ответ: статьи «Расчетный счет» и «Касса».

Вопрос: Данные статьи принадлежат к какому разделу баланса - Активу или Пассиву?

Ответ: обе статьи активные, расположены в Активе баланса.

Вопрос: А в какую сторону - увеличения или уменьшения средств произойдет изменение?

Ответ: статья «Расчетный счет» уменьшится, а статья «Касса» увеличится на сумму операции.

Рассматриваемая операция вызовет изменение по статьям актива баланса, одна статья увеличится, а другая уменьшится на сумму хозяйственной операции, что же при этом произойдет с валютой баланса? Она изменится?

Ответ: нет, валюта баланса останется без изменения.

Введем дополнительные обозначения. Статьи Актива будем называть заглавной буквой «А», статьи Пассива - буквой «П», а сумму хозяйственной операции - «Х». Используя данные условные обозначения составим схему изменения в баланса под влияние нашей операции.

Ответ: А+Х-Х=П

Теперь рассмотрим еще одну операцию: «С расчетного счета оплачено поставщику». Что необходимо определить в первую очередь?

Ответ: какие статьи баланса изменятся.

Назовите эти статьи.

Ответ: статьи «Расчетный счет» и «Расчеты с поставщиками».

Вопрос: Что происходит с этими статьями?

Ответ: на обоих статьях происходит уменьшение средств и источников.

К каким разделам баланса принадлежат статьи?

Ответ: статья «Расчетный счет» - активная, статья «Расчеты с поставщиками» - пассивная.

Вопрос: Данная операция вызывает уменьшение одной статьи актива и одной статьи пассива, а как это отразится на валюте баланса?

Ответ: валюта баланса уменьшится на сумму хозяйственной операции.

Вопрос: Теперь составим формулу изменения в балансе по операции.

Ответ: А-Х=П-Х

Вопрос: А теперь составим алгоритм по определению изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Что необходимо определить, прежде всего?

Ответ: на каких статьях, происходит изменение; в какую сторону - увеличения или уменьшения данное изменение, к каким разделам баланса относятся статьи; что происходит с валютой баланса и составляем формулу изменения.

Алгоритм понятен всем? Тогда переходим к очередной самостоятельной работе.

4.1. Выполнение самостоятельной работы по определению изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

Сейчас я раздам вам таблицы, в которых приведены различные хозяйственные операции. Ваша задача, используя рассмотренный только что алгоритм определить формулу изменения в балансе по этим операциям и записать ее в таблицу. На выполнение этого задания отводится 15 минут.

4.2. Анализ самостоятельной работы и формулирование вывода о структуре изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

Теперь возьмите цветные карандаши, и в таблице выделите одинаковым цветом одинаковые формулы. У меня получилась вот какая картина Внимание: сколько цветных карандашей вы использовали?

Ответ: 4.

Значит сколько типов изменения в балансе под влиянием различных хозяйственных операций возможно?

Ответ: 4.

Для того чтобы правильно определить и сформулировать типы изменений в бухгалтерском балансе, воспользуемся еще одной таблицей. Сейчас давайте заполним эту таблицу. Какая формула соответствует первому типу изменений?

Ответ: А+Х-Х=П

Вопрос: Операции, соответствующие данной формуле какое влияние оказывают на статьи баланса?

Ответ: Изменяются только статьи актива: одна увеличивается, а другая уменьшается на сумму операции.

Вопрос: Что при этом происходит с валютой баланса?

Ответ: валюта баланса не изменяется.

Остальные типы изменений заполните самостоятельно.

Настало время проверить, правильно ли вы выполнили задание. Внимание на доску. Если имеются ошибки, или неточности, то исправляем и комментируем все типы изменений.

5. Подведение итогов урока, выводы.

Итак, наш урок подходит к концу.

Вопрос: Что вы узнали нового за урок?

Ответ: что такое баланс, его структуру, какие изменения происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Вопрос: А чему вы научились за урок?

Ответ: научились составлять баланс и определять типы изменений.

Выставляю оценки за урок в зависимости от правильности и полноты выполненных заданий.

6. Самостоятельная работа.

На основании хозяйственных операций, по которым вы определяли изменения в балансе, отразите изменения по статьям и составьте бухгалтерский баланс с учетом этих изменений. На этом урок закончен.

До свидания.



Задание «Определение типа изменения баланса»


Вариант 1

1Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 5000 руб.

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

2Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 25000 руб.

Кредит 50 «Касса»

Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»

3. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 7000 руб.

Кредит 51 «Расчетные счета»

4Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 51 «Расчетные счета» 8000 руб.

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

5Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 84 «Нераспределенная прибыль» 19000 руб.

Кредит 82 «Резервный капитал»

Вариант 2

1Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 41 «Товары» 3000 руб.

Кредит 42 «Торговая наценка»

2Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 20 «Основное производство» 40000 руб.

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

3Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 84 «Нераспределенная прибыль» 90000 руб.

Кредит 80 «Уставный капитал»

4Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 50 «Касса» 90000 руб.

Кредит 51 «Расчетные счета»

5Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание». Дебет 99 «Прибыли и убытки» 50000 руб.

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»



Список использованной литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7344.
2. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2012. - 240 с.
3. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. - М.: Рид Групп, 2011. - 608 с.
4. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
5. Губарец М.А. Зарплатные налоги. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 187 с.
6. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. - М.: АБАК, 2013. - 864 с.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2012. - 656 с.
8. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. - М.: Проспект, 2013. - 280 с.
9. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
10. Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет. - М.: Кнорус, 2011. - 520 с.

11. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ». 12.12.2011. № 50, ст. 7344.
12. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // «Экономика и жизнь». № 46. 2000.
13. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета. - Ростов на/Д: Феникс, 2013. - 336 с.
14. Жуков В.Н. Основы бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
15. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г., Савин А.А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. - М.: Кнорус, 2010. - 592 с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2010. - 656 с.


© 2010-2022