• Преподавателю
  • Другое
  • «В чудесной песочной стране» Цикл занятий по адаптации к ДОО с детьми третьего года жизни

«В чудесной песочной стране» Цикл занятий по адаптации к ДОО с детьми третьего года жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В чудесной песочной стране» Цикл занятий по адаптации к ДОО с детьми третьего года жизни








«В чудесной песочной стране»

Цикл занятий по адаптации

к ДОО с детьми третьего года жизни





















2015 год

В чудесной песочной стране: Цикл занятий по адаптации к ДОО с детьми третьего года жизни.


Составитель: Моргунова Ирина Валерьевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории.



Содержание данного цикла занятий, направленно на выявление психолого-педагогические особенности адаптации детей третьего года жизни; оказать помощь вновь поступившим детям и их родителям в период адаптации, используя приемы песочной терапии (рисование на песке, лепка из песка).



Пояснительная записка

Основным условием успешного развития ребенка является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. Эти потребности в каждом возрасте свои, и от того, как и в какой мере, они удовлетворяются, зависит, будет ли ребенок развиваться нормально, отстанет ли от своих сверстников или же развитие его пойдет по нежелательному пути.

Отсюда вытекает следующий вывод: поступление ребенка в детский сад является одним из главных составляющих успешного развития его в современном социальном мире.

Детство - страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности.

Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

Первый приход в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен еще привыкнуть, приспособиться к незнакомой обстановке, не имея за спиной прежнего эмоционального тыла и родных, надежных людей. Здесь все зависит от типа личности ребенка, от того, насколько он привязан к своим близким, а те в свою очередь к ребенку. Важно здесь и то, способен ли ребенок уже понимать новую обстановку, насколько он общителен, как реагирует на поведение взрослых, впервые вступающих с ним в контакт, - словом насколько развит ребенок и физически, и духовно. Разумеется, очень многое зависит при этом и от самих воспитателей, от того, как они примут ребенка, какую обстановку ему создадут, насколько тесный контакт установят с другими детьми в группе и таким образом помогут ему преодолеть страх и неуверенность.

Жизнь в детских садах во многом отличается от жизни в семье. Дома, как правило, все приспосабливаются к ребенку, максимально учитывают его желания и наклонности, в зависимости от него устанавливают распорядок дня. В детских садах же, напротив, распорядок дня существует один для всех детей и исходит из общих требований гигиенистов, эпидемиологов, психологов, педагогов и д.р.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к дошкольному обучению и адаптации в детском саду.

В основу данного цикла занятий положены разработки по игре с песком в период адаптации Л. Б. Дерягина «Лепим куличики, пускаем кораблики».

Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формирование сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, физического развития.

Поэтому, в системе подготовки детей к поступлению в ДОО очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей значимые навыки, адаптировать их к ДОО. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 14 занятий.

Цель: оказать помощь вновь поступившим детям и их родителям в период адаптации, используя приемы песочной терапии (рисование на песке, лепка из песка).

Задачи:

  1. Подбор диагностического инструментария по адаптации детей третьего года жизни к ДОО.

  2. Разработка системы игр с песком с детьми третьего года жизни в период адаптации к ДОО.

Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми третьего года жизни, состоит из 14 занятий.

Продолжительность занятия 15 мин, проводятся два раза в неделю с подгруппой 5 - 7 человек.

Структура занятий:

1. Приветствие

2. Основная часть занятия

3. Прощание

Ожидаемый результат:

Успешная адаптация детей третьего года жизни к ДОО.

Механизм оценивания результатов:

  1. Лист наблюдения в период адаптации

  2. Анкеты для педагогов и родителей

При подготовке и проведении адаптационных игр-занятий

педагог-психолог придерживается следующих рекомендаций:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.


Тематическое планирование цикла занятий

с детьми третьего года жизни «В чудесной песочной стране»


Занятие

Кол - во часов

1.

«Песочные человечки»

20 мин

2.

«Следы на песке»

20 мин

3.

«Песочные часы»

20 мин

4.

«Игрушки-потеряшки»

20 мин

5.

«Мышонок»

20 мин

6.

«Матрёшки»

20 мин

7.

«Я пеку, пеку, пеку»

20 мин

8.

«Козлик»

20 мин

9.

«Речка и ручеёк»

20 мин

10.

«Тигр в клетке»

20 мин

11.

«Поварёнок»

20 мин

12.

«Железная дорога»

20 мин

13.

«Стадион»

20 мин

14.

«Песочный праздник»

20 мин

Итого:

14 занятий


Содержание цикла занятий с детьми третьего года жизни

«В чудесной песочной стране»


Занятие

Цель

Краткое содержание

1.

«Песочные человечки»

Познакомить с песочным столом, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; снизить психофизическое напряжение.

Упр. «Песочные человечки»

2.

«Следы на песке»

Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; развитие тактильной чувствительности и воображения.

Упр. «Следы на песке»

3.

«Песочные часы»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

Упр. «Песочные часы»

4.

«Игрушки-потеряшки»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Упр. «Игрушки-потеряшки»

5.

«Мышонок»

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие умений выполнять действия по инструкции.

Упр. «Мышонок»

6.

«Матрёшки»

Научить ребенка выкладывать камешки по контуру на песке, установление закономерностей.

Упр. «Матрёшки»

7.

«Я пеку, пеку, пеку»

Развитие и расширение представлений ребенка о рукотворном мире человека.

Упр. «Я пеку, пеку, пеку»

8.

«Козлик»

Закрепление сенсорных эталонов и представлений «высокие - низкие».

Упр. «Козлик»

9.

«Речка и ручеёк»

Познакомить со свойствами мокрого песка, научить пользоваться мокрым песком, стабилизация эмоционального состояния.

Упр. «Речка и ручеёк»

10.

«Тигр в клетке»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

Упр. «Тигр в клетке»

11.

«Поварёнок»

Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

Упр. «Поварёнок»

12.

«Железная дорога»

Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Упр. «Железная дорога»

13.

«Стадион»

Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

Упр. «Стадион»

14.

«Песочный праздник»

Развитие моторики рук, тактильного восприятия, воображения.

Упр. «Песочный праздник»








Занятие 1

«Песочные человечки»

Цель: Познакомить с песочным столом, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; снизить психофизическое напряжение.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь играть в песочницу, можно сказать ребенку «Мы идем в гости к песочным человечкам» или «Мы идем играть с песочными человечками».



Занятие 2

«Следы на песке»

Цель: Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; развитие тактильной чувствительности и воображения.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.











Занятие 3

«Песочные часы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь, динь, динь! Пора вставать!»

«Тик-тик-так! Пора гулять!»

«Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные

Часики песочные»

Вам понадобятся две воронки - большая и маленькая. Их можно сделать своими руками из пластиковых бутылок. Воронки разного размера позволяют объяснить ребенку, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их - из одной песок уже высыпался, а из другой все еще сыпется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.



Занятие 4

«Игрушки-потеряшки»

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Где ж у нас игрушки

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую нужно вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.) Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз.



Занятие 5

«Мышонок»

Цель: Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади,

Мышонок, выходи!

При словах «Ночь на дворе, мышонок в норе» - ребенок засовывает руку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке - потихонечку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться ее («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка - «Ночь позади, мышонок, выходи!». Отряхните с ладошки ребенка остатки песка - «Вот он, мышонок!»












Занятие 6

«Матрешки»

Цель: Научить ребенка выкладывать камешки по контуру на песке, установление закономерностей.

У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.).

Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки».

Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.

Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.










Занятие 7

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: Развитие и расширение представлений ребенка о рукотворном мире человека.

Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Занятие 8

«Козлик»

Цель: Закрепление сенсорных эталонов и представлений «высокие - низкие».


Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там».

Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек.

Затем возьмите «козлика».

Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.

Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами.

Главное для малыша в этой игре - научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

Занятие 9

«Речка и ручеек»

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка, научить пользоваться мокрым песком, стабилизация эмоционального состояния.

Вот большая река -

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк -

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком - «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький - в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий-низкий», «большой-маленький», «широкий-узкий», «длинный- короткий».



Занятие 10

«Тигр в клетке»

Цель: Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки...

А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.














Занятие 11

«Поваренок»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки -

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки -

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек -

Пончиков да пышек!

Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.




Занятие 12

«Железная дорога»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо? Мчится поезд по пескам -

Кто-то едет в гости к нам! Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий -

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков -

Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

Занятие 13

«Стадион»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

Вот идёт футбольный матч,

Высоко взлетает мяч. Гол забит! Ура, ура!

Продолжается игра.

Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футбольные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стенку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» - мелкие игрушки. Перебрасывайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «волейбола» можно сделать из фольги.

Занятие 14

«Песочный праздник»

Цель: Развитие моторики рук, тактильного восприятия, воображения.

Отмечает детвора

- день рожденья! Лепим с самого утра

Песочное печенье,

Торт песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Список литературы


  1. Андриенко, О. А. Понятие о социально-психологической адаптации личности [Текст]: методическое пособие/ О. А. Андриенко. - Магнитогорск: 2005.- 70с.

  2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст]: методическое пособие /Т. М. Бабунова. - Москва: «Академия», 2004.- 400с.

  3. Белкина, В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст]: методическое пособие/ В. Н. Белкина. - Ярославль: Академия, 2001.

  4. Мещерякова, Б. Г. Большой педагогический словарь [Текст]: методическое пособие / Б. Г.Мещерякова. - Санкт - петербург: «Прайм-Еврознак»,2006.

  5. Гуткина, Н. И. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний [Текст]: методическое пособие/Н. И. Гуткина: Москва, 1995.

  6. Захаров, А. И. Неврозы у детей [Текст]: методическое пособие/ А. И. Захаров. - Санкт - петербург, 1996.

  7. Андриенко, О. А. К вопросу о социально-психологической адаптации личности в производственном количестве [Текст]: методическое пособие/ О. А. Андриенко. - Магнитогорск, 2006. -65-69 с.

  8. Козлов, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: методическое пособие / С. А. Козлов. - Москва: Академия, 2000.

  9. Кочетова, Н. П. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст]: методическое пособие/ Н. П. Кочетова. - Москва: Просвещение, 2000. - 256с.

  10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие/ Е. И. Рогов. - Москва, 1996.

  11. Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. В.Сафонова. - Москва: Академия, 2006. - 224С.

  12. Соснин, В. А. Социальная психология [Текст]: учебник /В. А. Соснин. - Москва: Форум-Инфа - М,2005. - 336с.

  13. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие/ Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2001. - 336 с.







© 2010-2022