Рабочая программа учебной дисциплины «Основы геологии и геоморфологии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РТ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Казанский строительный колледж»

«Одобрено»

на заседании ПЦК «ИСОГД»

Протокол №_1___ от _28.08.2015 г._

Председатель _Бойчук___ И.Г. Бойчук

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе

«__» _________20____г.

____________ О.В. Вахонина















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ И ГЕОМОРФОЛОГИИ




по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

21.02.06 Информационные системы обеспечения

градостроительной деятельности

(базовой подготовки)















КАЗАНЬ

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанский строительный колледж»

Разработчик:

Бойчук И.Г., преподаватель спец. дисциплин, высшей категории, ГБОУ СПО Казанский строительный колледж

Рецензент: Мифтахова Э.И, преподаватель высшей категории, ГБОУ СПО Казанский строительный колледж





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

Основы геологии и геоморфологии


1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

классификацию горных пород и грунтов;

принципы классификации почв;

характеристику почвенного покрова основных зон

уметь:

  • читать геологическую и почвенную карту,

  • определять геоморфологические элементы и формы рельефа,

  • . определять виды почв

При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерений в соответствии с действующими СНиПами, ГОСТами и инструкциями.

Для лучшего усвоения материала необходимо использовать технические, аудиовизуальные и программные средства обучения.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

1.5. Программа направлена на получение общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

А также профессиональных компетенций:

ПК 4.1. Выполнять градостроительную оценку территории поселения..

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

лабораторные работы

6

практические занятия

14

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

индивидуальное проектное задание


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геологии и геоморфологии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ

48

Введение

Предмет и задачи дисциплины. Связь инженерной геологии с геоморфологией и почвоведением

1

1

Тема 1.1. Предмет и задачи инженерной геологии

Предмет инженерной геологии. Основные задачи инженерной геологии, решаемые в целях градостроительства, освоения новых территорий, промышленного, дорожного и подземного строительства, поиска и разведки строительных материалов. Историческое развитие инженерной геологии как науки и проблемы современной инженерной геологии. Инженерная геология и защита геологической среды.

1

1

Тема 1.2. Геологическое строение и возраст горных пород

Происхождение и строение Земли. Геологическая хронология

2

1

Абсолютный и относительный возраст горных пород. Условия залегания горных пород. Виды дислокаций горных пород

2

Стратиграфия, литология, сейсмическая активность и условие залегания пород в сфере взаимодействия сооружений с геологической средой

2

Понятие о геологической карте и разрезе. Значение представлений о возрасте горных пород при инженерно-геологических работах.

1

Практическое занятие

2


Изучение геологической карты

Тема 1.3. Минералы горных пород

Понятие о минералах как о природных телах, обладающих определенным составом, совокупностью морфологических признаков и физических свойств.

2

1

Экзогенные и эндогенные процессы формирования минералов и горных пород в земной коре. Классификация минералов. Происхождение, химический состав, строение и свойства. Диагностические признаки.

1

Лабораторные работы

2


Изучение основных породообразующих минералов по образцам.

Изучение диагностических признаков минералов.

Тема 1.4. Горные породы

Понятие о горных породах как о совокупности минералов. Классификация горных пород по происхождению.

Магматические породы: происхождение и классификация по химическому составу, структуре и текстуре. Условия и формы залегания магматических пород. Инженерно-геологическая характеристика магматических горных пород.

Осадочные горные породы: происхождение и классификация осадочных пород. Минеральный состав, структурно-текстурные особенности и свойства осадочных пород. Инженерно-геологическая оценка осадочных горных пород обломочного, химического и органического происхождения.

Метаморфические горные породы: происхождение и классификация метаморфических пород. Условия и формы залегания, структура и основные свойства метаморфических пород.

4

2

2

2

2

Лабораторные работы

4


Изучение магматических горных пород по образцам.

Изучение осадочных горных пород химического и органического происхождения по образцам.

Изучение метаморфических горных пород по образцам.

Тема 1.5. Грунты

Понятие и классификация грунтов. Характеристики скальных и нескальных грунтов. Состав, состояние и свойства крупнообломочных, песчаных, пылеватых и глинистых грунтов. Основные классификационные показатели. Искусственные грунты.

2

2

Практическое занятие

2

Построение геологического разреза с отображением литологии, стратиграфии.

Тема 1.6. Основные понятия гидрогеологии

Круговорот воды в природе. Виды воды в горных породах. Происхождение и движение подземных вод. Питание и разгрузка подземных вод. Понятие о коэффициенте фильтрации грунтов. Верховодка, грунтовые и напорные воды. Подтопление территорий. Гидрогеологические карты.

4

2

1

Практическое занятие

2


Построение гидрогеологической карты

Тема 1.7. Зональные элементы инженерно-геологических условий

Региональные элементы инженерно-геологических условий. Инженерно-геологические регионы и области на территории России. Принципы разделения территории на инженерно-геологические регионы, области и районы.

Инженерно-геологические изыскания. Задачи и стадийность инженерно-геологических изысканий. Методы, состав и объем инженерно-геологических работ. Техническое задание и программа на проведение инженерно-геологических изысканий.

3

2

2

Контрольная работа по теме «Основы инженерной геодезии»

1


Самостоятельная работа:

выполнение домашних заданий по разделу 1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Геохронологическая таблица

Физические свойства горных пород.

Механические свойства горных пород.

Искусственное изменение инженерно-геологических свойств горных пород.

Определение направления и скорости движения подземных вод.

Понятие о минеральных, промышленных и термальных водах.

Физические свойства и характеристики подземных вод.

Состав подземных вод.

Показатели, характеризующие состояние воды.

Химический анализ подземных вод и формы выражения его результатов.

16

Раздел 2. ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ

36


Тема 2.1. Общие сведения

Понятие о геоморфологии как науки о строении, происхождении, истории развития и современной динамике рельефа земной поверхности. Рельеф как совокупность неровностей земной поверхности, образовавшихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов. Цели и задачи геоморфологии: морфография и морфометрия, генезис рельефа, возраст рельефа, история развития рельефа, динамика современного рельефа. Влияние рельефа на условия обитания человека и его деятельности. Общие сведения о геоморфологических условиях.

2

1

Тема 2.2. Рельеф и его формы

Геоморфологические элементы, формы и особенности рельефа. Классификация рельефа. Общие закономерности. История развития рельефа, его связь с тектоническими структурами. Гипсометрическая и бакиметрическая характеристика морфологической карты. Категории рельефа.

2

1

Практическое занятие

2


Построение геоморфологического профиля по линии, заданной на геологической карте масштаба 1:10000.

Определение морфометрических характеристик каждого геоморфологического элемента.

Тема 2.3. Рельефы, обусловленные деятельностью эндогенных сил

Эндогенные процессы. Колебательные тектонические движения. Тектонические деформации горных пород.

Землетрясение. Общие понятия о землетрясениях и методы их изучения. Интенсивность, энергия и амплитудно-частотная характеристика землетрясений. Глубина очагов и повторяемость землетрясений. Сейсмическое районирование.

Тектонические структуры (складчатые и разрывные)

Магматизм.

2

1

Тема 2.4. Рельефы, обусловленные деятельностью экзогенных сил

Общие понятия экзогенных процессов и их роль в формировании рельефа Земли.

18

1

Процесс выветривания. Понятие, факторы и виды выветривания. Кора выветривания. Зоны выветривания. Борьба с процессами выветривания.

2

Геологическая деятельность ветра и эоловый рельеф. Процесс выдувания и коррозии.

1

Эрозионно-аккумулятивные формы рельефа: деятельность текучих поверхностных вод, плоскостного стока и временных русловых потоков. Строение речных долин. Образование аллювия, рельеф речных долин. Направленность и цикличность. Денудационные и аккумулятивные равнины. Борьба с эрозией рек. Процесс эрозии, деятельность атмосферных вод. Образование и характеристика делювиальных и пролювиальных отложений. Оврагообразование, сели.

2

Ледниковые формы рельефа. Разрушительная деятельность ледников. Рельефообразующая деятельность ледников и водно-ледниковых потоков. Гляциальные и флювиогляциальные отложения и связанные с ними формы рельефа.

2

Криогенный рельеф. Сезонная и многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота, ее распространение. Явления, связанные с многолетней мерзлотой: наледи, пучения, термокарст, солифлюкция, мари.

2

Склоновые процессы. Понятие склона. Причины образования склонов. Классификация склонов. Морфологические или внешние признаки склонов. Формы и типы склонов. Характеристика осыпей, обвалов. Коллювиальные отложения. Оползни, механизм и причины возникновения. Элементы и формы оползней. Принципиальная схема определения устойчивости склонов.

2

Карст и суффозия. Условия их развития. Природные условия и техногенные воздействия. Значение деятельности подземных вод. Горные породы, подверженные карстообразованию. Карстовые формы рельефа. Классификация районов по карстовой устойчивости.

2

Плывуны. Общая характеристика. Истинные и псевдоплывуны. Просадочные явления. Общие представления о лессах и лессовидных фунтах: особенности состава, структуры и текстуры. Природа и типы просадочности.

2

Рельеф береговой зоны морей и крупных озер. Трансгрессия и регрессия морей. Морфология шельфа, материкового склона. Влияние деятельности человека на рельеф

2

Самостоятельная работа: выполнение индивидуального проектного задания по разделу 2 «Макет»

12


Раздел 3. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

18


Тема 3.1. Общие сведения

Предмет и задачи почвоведения как науки о почвах, их происхождении, свойствах, географическом распространении, о путях рационального использования. История развития почвоведения.

2

2

Тема 3.2. Почвообразовательные процессы

Факторы почвообразования: почвообразующие породы и их свойства, влияющие на почвообразование; климат и его влияние, рельеф и его влияние; биологический фактор - процесс формирования почв растительным и животным миром; возраст почв, абсолютный и относительный, антропогенный фактор.

Плодородие почв. Гумус и его влияние на формирование структуры почв. Энергетика почвообразования Формирование почвенного профиля и морфологические признаки почв. Принципы классификации почв. Номенклатура и диагностика почв

2

2

2

Практическое занятие

2


Построение почвенных профилей

Определение наличия горизонтов почвенного профиля по геологическому разрезу (по описанию шурфов).

Тема 3.3. Зональность почвообразования

Закономерности физико-географической дифференциации и пространственного размещения почвенного покрова.

Почвы арктической и тундровой зон, почвы таежно-лесной зоны. Зоны подзолистых почв. Болотные почвы, серые лесные почвы. Чернозем лесостепной и степной зоны. Каштановые почвы. Засоленные почвы и солоди. Бурые полупустынные почвы. Пески и песчаные почвы. Почвы предгорных и горных областей. Почвы речных долин

2

2

Тема 3.4. Учет и бонитировка почв

Понятие бонитировки почв. Принципы и методы бонитировки. Критерии бонитировки почв. Шкала классов бонитета почв.

Почвенные карты, классификация, содержание, масштабы. Методика почвенного картографирования.

2

1

Практическое занятие

2


Работа с почвенной картой

Определение типа почвы, факторов почвообразования и их свойства

Самостоятельная работа:

выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Принципы оценки экологического состояния городских земель.

Народнохозяйственное использование различных типов почв.

6

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы геологии и геоморфологии».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Геология и геоморфология»;

  • объемные модели различных рельефов местности;

  • образцы минералов;

  • образцы горных пород (магматического, осадочного, метаморфического происхождения).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением (CredoГеология) и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Н.А.Платов «Основы инженерной геологии», М - 2007г.,

  2. 2. В.П. Ананьев, А.Д. Потапов «Инженерная геология», М - 2002

  3. 3. Н.В.Короновский, Н.А.Ясамонов «Геология»,М - 2003г.

  4. 1.В.П.Бондарев «Геология. Практикум», М-2002г.

  5. 2.С.Н.Чернышов, А.Н.Чумаченко, И.Л. Ревелис «Задачи и упражнения по инженерной геологии» М - 2002г

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять минералы по диагностическим признакам;

лабораторная работа

определять структурно-текстурные особенности горных пород.

лабораторная работа

читать геологическую карту и разрез

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

определять геоморфологические элементы, формы рельефа и его морфологические особенности.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

определять геоморфологические элементы и формы рельефа,

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

определять визуально параметры геологической среды,

практические занятия

читать почвенную карту.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

применять методы учета и бонитировки почв.

построить почвенный профиль,

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

классификации минералов и их свойства

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

классификации горных пород по происхождению

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

геологической хронологии,

контрольная работа, практические занятия

стратиграфии,

контрольная работа, практические занятия

видов дислокации горных пород

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

условий залегания горных пород

контрольная работа

истории развития рельефа

внеаудиторная самостоятельная работа

классификации форм рельефа;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

классификации, режима и движения подземных вод;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

морфологических признаков почв

практические занятия

факторов почвообразования

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

принципов почвенного картографирования

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

принципов и методики оценки качества почв

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

генезиса, состава и свойств почв

практические занятия

классификации почв

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий


© 2010-2022