Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (гончарное дело)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КС(К)ОУ « Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»

Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики





Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (гончарное дело)



Составил: Терентьева А.П.



2015 г.

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования для 9 класса «Гончарное дело» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы, разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по гончарному делу.

Программа рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).

Гончарное дело - это вид декоративно-прикладного искусства, освоить который может практически каждый.

Настоящая программа составлена для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и рассчитана на формирование навыков гончарного мастерства.

Занятия по гончарному делу способствуют решению коррекционных задач: развитию наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, зрительной и двигательной памяти.

Освоивший технологию изготовления простых изделий ученик может продолжить дальнейшее обучение изготовлению более сложным изделиям.

Умение изготавливать гончарные изделия даёт возможность не только иметь красивые предметы быта, но принести практическую пользу в плане дополнительного заработка, что немаловажно для дальнейшей самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности учащихся.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

В качестве процедур оценивания также можно использовать следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках, форумах.

Цель программы: обучение детей основам гончарного мастерства, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством народного ремесла.

Задачи :

  1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.

  2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.

  3. Формирование навыков и приёмов работы с глиной.

  4. Формирование доступных учащимся технико-технологических знаний и умений, которые служат опорными в до производственном обучении.

  5. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей.

Для эффективного достижения целей при организации уроков трудового обучения используются вербальные методы (рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек, наглядные методы (макетов, рисунков, таблиц, фильмов, презентаций),практические методы ( упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий).

Уроки трудового обучения организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа:

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.)

По содержанию теоретические занятия делятся на следующие гркппы:

  1. Изучение устройства орудий труда.

  2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

  3. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Происходит усвоение известных ранне технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений ( начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), ксваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы- это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и конролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти.

Межпредметная интеграция

занятий по трудовому обучению осуществляется с :

Математикой (инструменты при работе на гончарном круге,линейки);

Русский язык (обогащение словарного запаса, развитие речи);

История (история возникновения гончарного дела и т. д. )

Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьреры;

-овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к делвому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Обществоведением (кодексы о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).

Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения.

Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средство общения и как способа уоррекции их мыслительной деятельности.

Содержание обучения трудовому обучению имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по трудовому обучению учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

После окончания первого года обучения, обучающиеся должны знать:

  • виды обработки глины;

  • ассортимент изделий из глины ;

  • этапы изготовления изделий из глины ;

  • требования ТБ и правила личной гигиены при гончарных работах;

уметь:

  • заготавливать, обрабатывать, сортировать материал;

  • изготавливать шаблоны;

  • самостоятельно изготавливать элементарные предметы из глины.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс.

Тема

Количество часов

теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

1

2

2

Промин глины. Скатывание шара.

4

4

3

Прикрепление глины к планшайбе. Центровка глины на планшайбе.

4

4

4

Динамический промин глины. Вдавливание и углубление отверстия в центре.

4

4

5

Формирование дна сосуда

2

2

6

Вытягивание стенок сосуда. Оформление нижней части сосуда.

4

4

7

Формовка верхнего края сосуда. Сужение сосуда.

4

4

8

Проточка низа сосуда.

2

2

9

Срезание и снятие изделия с планшайбы. Проточка изделия после подсыхания.

4

4

10

Элементы декорирования гончарных изделий. Основные правила при декорировании.

1

1

2

11

Насечка на вращающейся форме. Тиснение штампиком.

1

1

2

12

Роспись ангобами.

1

1

2

13

Дефекты при формовке на гончарном круге. Устранение дефектов при формовке на гончарном круге.

1

1

2

14

Обжиг в муфельной печи.

1

1

15

Исторические сведения возникновения промысла «Русская керамическая игрушка». Региональные особенности русской игрушки.

1

1

2

16

Подготовка глины к лепке. Изготовление гончарной заготовки.

1

1

2

17

Изготовление национальной игрушки.

4

4

18

Обжиг игрушек в муфельной печи.

1

1

19

Роспись национальной игрушки чувашским орнаментом.

1

1

2

20

Подготовка глины для изготовления свистульки на гончарном круге.

1

1

21

Получение гончарной заготовки свистульки.

2

2

22

Проминка, протяжка, сужение верхнего валика.

2

2

23

Формирование тулова и мундштука внизу заготовки. Оформление носика свистульки.

2

2

24

Придание произвольной декоративной формы. Закрытие (сужение). Затирка. Удаление жижи.

1

1

2

25

Изготовление механизма получения звука.

2

2

26

Нанесение налепов. Декорирование свистульки способом тиснения.

1

1

2

27

Обжиг свистульки в муфельной печи

1

1

28

Самостоятельное изготовление изделия на гончарном круге, применяя полученные знания и навыки.

2

2

29

Обжиг изделий в муфельной печи.

1

1

30

Подготовка работ к выставке.

1

1

10

58

68

Прогнозируемый результат

На занятиях дети изучают историю гончарного дела. Научатся различным приемам формования. Освоят технику работы на гончарном круге. Изучат приемы росписи гончарных изделий. Познакомятся с основами композиции и цветоведения. Начнет формироваться интерес к народному искусству. Научаться бесконфликтному общению. Образуются творческие группы.



Список литературы.

1. В мире увлечений. Чесноков Л. А., Киев: «Реклама», 1986,

2. Глина и керамика Федотов Г Я М: Эксмо- Пресс,2002

3. Волшебная глина. Е. Каменева, ​ М: Эксмо- Пресс,2004
4. Техника работы на гончарном круге. Хоаким Чаварра, М:Астрель 2003 5. Уроки мастерства на гончарном круге. С. Горбань Киев "Реклама"2009

























© 2010-2022