• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе Размышления и выводы о процессе обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе

Эссе Размышления и выводы о процессе обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Размышления и выводы о процессе обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе».

Результативная деятельность учителя зависит от его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность - многофакторное явление. В нее входят и специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки (они являются ядром профессионализма), и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной, но более от общей культуры педагога, ценностных его ориентаций, представления о смысле своей деятельности и себе как специалисте. Способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников, уважение и доверие к ним, артистизм, широкая гуманитарная культура, эрудированность в ней, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные профессиональные качества учителя русского языка и литературы. Непрерывное образование и самообразование учителя-словесника должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке. Осознание себя как специалиста - условие совершенствования профессиональной деятельности учителя. Практическая деятельность учителя по воспитанию и обучению учащихся на уроке и во внеклассной работе состоит из стандартных и нестандартных ситуаций. Стандартные ситуации требуют знания и умения поступить по уже существующим принципам и правилам, апробированным Наукой, практикой, то есть педагогического мастерства. Нестандартные - педагогического творчества, умения найти новое решение задач. Педагогическое творчество пронизывает всю практическую деятельность учителя.

Качество обучения и воспитания зависит от : 1) уровня усвоения учителем проверенных наукой и практикой решений; 2) способности учителя к новым, не освоенным им лично или еще не разработанным решениям традиционных или новых задач. Это все составляет творческий потенциал учителя, складывающийся из системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность учителя.

Новый подход к своей деятельности в целом, новые, современные подходы к своей научно-теоретической компетентности, потребность в новой системе приемов, сочетающей традиционные и инновационные, дают хорошие результаты. Например, выбор общего из путей изучения произведения зависит не только от этого произведения. Класса и склонностей учителя, но и от места его в системе самих путей, потому что они все могут сформировать к выходу ученика из школы его гармоническую систему аналитических литературных умений.

Творчество основывается на обобщенной теории : чем яснее главная, ведущая цель, тем учителю легче следовать ей в конкретном воплощении, при конструировании нового опыта. Для реализации творческих решений учителю нужен хороший запас конкретных литературных, методических, психологических, педагогических и общекультурных знаний. Накопление и пополнение знаний есть путь к творчеству. Развитие профессиональной компетентности учителя - залог успеха его самого и его учеников.

Личностно-ориентированное образование предполагает создания условий для развития учащихся. Педагогический процесс не может состояться, если обучение, воспитание, развитие и образование не рассматриваются в неразрывном единстве. Что значит внутренний мир человека, какие внешние условия и как его развивают - это предмет пристального профессионального анализа и внимания.

Мы, учителя, должны сделать все для того, чтобы школа, где юный человек приобретает социальный опыт, обеспечила ему возможность пройти два пути: любить и быть любимым, получить хорошее образование и, таким образом, поверить в себя. Ученик и учитель учатся быть неравнодушными и помогать в решении школьных проблем.

Чем более учеба ученика заходит в тупик, тем сильнее развивается комплекс неполноценности, который мы часто принимаем за обыкновенные психические расстройства.

Мы делаем непростительные ошибки, вместо того, чтобы внушить обучаемым, что успех во многом зависит от их собственных усилий, только они ответственны за выбор такой линии поведения, которая приведет их к ощущению собственной значимости.

Школа обладает уникальной возможностью избавить детей от неудач и одиночества.

Убеждена, что именно школа может обеспечить главные составляющие для обретения учеником уверенности в себе: знания и умения мыслить. Учебный процесс организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельности, к решению проблем как академического, так и социального характера. Только тогда, когда между учителем и учениками сложились дружеские отношения, когда те и другие в равной степени заинтересованы в успехе учебного процесса. Когда они решают вместе все проблемы, качество и эффективность образования возрастают.

Для того, чтобы добиться успеха ребенка, мы, учителя, должны внушить ученику необходимость анализировать и оценивать свои поступки. Если он сам не убедится, что причины неудач кроются в нем самом, никто не сможет ему помочь.

Слабоуспевающие ученики не только педагогическая проблема, но и проблема во многом психологическая. Для решения проблемы неуспеваемости нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и особенности организации условий, в которых протекает учебная деятельность.

Школа должна содействовать раскрытию и развитию личности ученика, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, что потребуется ему в практической деятельности.

Роль школы в процессе гармонического развития личности заключается в охране и развитии основных духовных сил учащихся, в сообщении детям всего того, что они путем личного опыта не могли бы добыть в надлежащее время, в надлежащей полноте.

Школа должна обучать - это задача главная, но процесс приобретения знаний не может определять ее основную функцию.

Учитель должен прийти на помощь подростку более всего в том, чем он особенно уязвим и беспомощен. В каждом ученике необходимо развивать его творческие силы.

Одна из важнейших задач учителя - организовать деятельность ученика по овладению уже созданными понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, научном термине. Активизация мыслительной деятельности учащихся осуществляется разными способами, которые одновременно содействуют развитию их внутренней мотивации.

Учитель включает в занятия следующие виды работ:

1) обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи;

2) знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу, анализ предложенных позиций;

3) предложение учащимся задания, направленного на поиск интеллектуальных задач;

4) обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач;

5) создание ситуаций выбора задач различной степени трудности для решения.

Успешность одной из главных задач школы - целенаправленного формирования мышления школьников - зависит от методов обучения и того, какие из них будут преобладать.

Урок начинается с определения темы и постановки триединой дидактической цели: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно - мотивационной.

Изучение предмета должно идти не от готовой информации к использованию этих знаний, а от решения практических задач по изменению и преобразованию предмета, к выделению его скрытых свойств и их обобщению, к обобщенному знанию о предмете.

Формирование творческих способностей личности - главная цель обучения и воспитания.

Цель изучения русского языка и литературы в школе - воспитание человека, умеющего думать, говорить, писать.

Личность учителя, уровень его культуры, а также природный интеллект ученика влияют на результаты обучения.

Зачем нужен предмет «литература» в современной школе? Чтобы научить человека мыслить. А для этого следует научить читать художественный текст. Для восприятия единичного художественного произведения нужен широкий контекст - исторический, культурологический, социологический, художественный, идеологический - и чем этот контекст шире, тем полнее, глубже и тоньше понимание данного произведения.

На уроках литературы произведения искусства являются объектом изучения, поэтому для обеспечения более глубокого проникновения учащихся в художественный мир того или иного писателя. Учителю-словеснику нужно попытаться открыть тайны психологии искусства.

Сложность психологической природы языковой способности. Несовершенство методики преподавания русского языка - все это вызывает невостребованность способности ученика к языковому творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости семантики на всех языковых уровнях. Поэтому обучение формализуется, школьники заучивают лингвистические определения и правила, не понимая сущности языковых явлений, не могут построить связное монологическое высказывание на языковую тему, не владеют тропами, эмоциональными средствами выразительности, невосприимчивы к комическому в языке, не чувствуют нравственной силы слова. Поэтому на уроках русского языка важно улучшать работу в этом плане. Важно развивать образное мышление, умение сопоставлять словесные, живописные образы.

На уроках литературы можно проводить упражнения на составление словесных образов. Например, зачитывается стихотворный текст, ученики сосредоточенно слушают и пытаются вообразить услышанное и затем описать своими словами все представленное в ходе чтения.

Далее текст читается еще раз, и учащиеся сопоставляют, сравнивают красоту, образность и яркость стихотворного текста со своим описанием в прозе.

В настоящее время происходит переосмысление роли учителя в учебно-воспитательном процессе.

Учитель должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика и сделать урок высокоэффективным.

На мой взгляд, учитель должен изучать и найти приемы и подходы, направленные на дальнейшее развитие самостоятельности учащихся.

Умение самостоятельно работать - это главное, чему ученик должен научиться в школе.

Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей.

Учебная мотивация определяется самой образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося, субъектными особенностями педагога и системой его отношений к ученику, к делу, спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему.

Существенный фактор интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска.

Основным критерием эффективности процесса обучения является его результат, выраженный в количестве и качестве знаний, умений учащихся, в формировании их познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческих позиций. По этим результатам можно судить об удачности используемых в процессе обучения методических решений, дидактических средств, общих способов организации урока и его отдельных фрагментов.

Организация процесса усвоения знаний является одной из главных задач преподавателя и предусматривает довольно жесткую последовательность его действий на всех этапах организации этого процесса.

Настоящий учитель - «властитель дум», мудрец, психолог и ученый, артист и организатор, заботливый друг и строгий наставник. Только такой учитель останется в памяти, в душе , в мыслях и делах своих питомцев.

Учитель! Каким вспомнят тебя твои ученики? Улыбайся детям почаще, спорь с ними, обсуждай, задавай вопросы, слушай их… и удивляйся. ..

Да какие же они, оказывается, умные, доверчивые, забавные, взрослые и наивные, увлеченные и бескомпромиссные - какие неожиданные дети! Если вы интересны друг другу - тебя можно поздравить: ты тот учитель, который им так необходим, которого с нетерпением ждет сегодня наша школа!


© 2010-2022