- Преподавателю
- Другое
- Информационный проект по экономике на темуПенсионное законодательство
Информационный проект по экономике на темуПенсионное законодательство
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наздрачева Е.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информационный проект «Пенсионное законодательство. Что нужно знать о накопительной пенсии?»
Атоян Ангелина Альбертовна
Ставропольский край, село Красногвардейское,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12», 10 класс.
Проект проводится в рамках предмета «Экономика», работа рассчитана на учащихся 10-11 классов.
Тип проекта: информационный проект.
При подготовке проекта выявлена проблема: отсутствие заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных накоплений и отсутствие знаний по данной теме.
Цель проекта:
формирование алгоритма информационно-поисковой деятельности,
совершенствование умений, использования и представления информации, в традиционном и нетрадиционном форматах,
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, оценки, обработки и использования информации,
провести анализ информированности населения о своих пенсионных правах,
подготовить раздаточный материал для проведения разъяснительной работы.
Задачи проекта развивать:
познавательные навыки и способность к самообразованию;
способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Вопросы проекта:
изучить алгоритм формирования накопительной пенсии;
рассмотреть с учащимися 10-11 классов информационный материал,
провести беседы с группами работающих молодых людей о способах формирования своих пенсионных прав;
проведение опроса среди населения по теме проекта.
Содержание:
-
Историческая справка 5
-
Виды пенсий 8
-
Добровольная пенсия 10
-
Накопительная пенсия 10
-
Инвестирование пенсионных накоплений 11
-
Выбор пенсионного плана 13
-
Сохранность пенсионных накоплений 14
-
Социологический опрос 15
-
Выводы 17
-
Используемая литература 18
1. Историческая справка
Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости.
До 17 века Российская империя оказывала эпизодическую помощь нуждающимся, включая пожилых людей.
17 января 1720 г. - указом Петра I утверждены первые положения пенсионного обеспечения морских чинов. Положения Морского устава постепенно были распространены на прочие отрасли государственной службы. Кроме того, действовали такие социальные институты, как: благотворительность, опека и попечительство, государственное презрение для беднейших.
9 января 1758 г. - указом императрицы Елизаветы Петровны издано положение для чинов сухопутных войск.
24 ноября 1827 г. - Николаем I утвержден «Устав о пенсиях и единовременных пособиях». Согласно Уставу все чины гражданского ведомства были разделены на 9 разрядов, из которых некоторые разделены еще на степени, и каждому из них присвоен особый пенсионный оклад (от 4 тыс. руб. до 300 руб.). Пенсионное обеспечение других категорий работников устанавливалось местными органами и за счет частных владельцев предприятий.
6 ноября 1853 г. - указом изменен Пенсионный устав 1827 года и определен двоякий срок выслуги пенсии - 25 и 30 лет. Первый давал право на пенсию в половинном окладе, второй - в полном.
1901 г. - правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность.
1903 г. - пенсии потерпевшим от несчастных случаев тех же рабочих. Это была не пенсия в нашем понятии, а компенсация в связи с трудовым увечьем за счет средств работодателя.
1912 г. - целый ряд законов: страхование от несчастных случаев на производстве, обеспечение на случай болезни, и др.
Закон распространялся только на Европейскую часть и Кавказский край, на предприятия с численностью не менее 20 - 30 чел. Общий охват - 15% от общего числа рабочих. Особенность - появляется принцип общего страхования, а не индивидуальной ответственности.
Взносы уплачивались в больничные кассы: 1 - 2% из зарплаты, остальная сумма - за счет предпринимателей. Пособие в размере от 50 - 75 % заработка в зависимости от количества иждивенцев. Пенсия и пособия выплачивались предпринимателями.
При полной потери трудоспособности от несчастного случая - 75% + продукты + квартира.
1917 г. - для трудящихся установлено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.
31.10.1918 - Положение о социальном обеспечении трудящихся - для наемного пролетариата и самостоятельных производителей. Ремесленники, кустари, крестьяне - за рамками страхования или самостоятельно добровольно уплачивать взносы. В 1919 году все отменили и объединили в один Всероссийский фонд.
1928 г. - для рабочих отдельных отраслей введены пенсии по старости, которые позже были распространены на всех рабочих, а к 1937 году - на служащих.
1930 - установлен пенсионный возраст: 60 лет - мужчины, 55 - женщины. Соответственно обязательный стаж: 25 и 20 лет. Для подземных рабочих и водолазов - льготные условия. Позже льготы для работников просвещения, медицины, научных, гражд. возд. флота. Утрачен страховой случай, выплата дотационная за счет госбюджета.
1940 - введены пенсии военнослужащим.
1956 - закон «О государственных пенсиях», 1964 - «О пенсиях и пособиях членов колхозов», 1967 - значительно увеличены размеры пенсии.
1964 г. - закон СССР «О государственных пенсиях» установил единую систему пенсионного обеспечения всех трудящихся и членов их семей.
1980 г. - возобладали уравнительные тенденции, отсутствие непосредственной связи между размером пенсии и утраченным заработком, снижение размера пенсии к зарплате. Например, ср. пенсия в 1988 г. - 86 руб. у рабочего и 54 руб. у крестьянина. Фиксированный размер пенсии не повышался в связи с ростом цен.
1990 г. - постановлением Верховного Совета РСФСР образован Пенсионный фонд.
Пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им пенсии, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью, в случае наступления инвалидности или потери кормильца. Страховые взносы за счет средств работодателей - 28%, за счет работников - 1%, предприниматели - 5%(20,6%), крестьянские и сельхозхозяйства - 20,6%.
Результатом проведенных в конце 1990-х - начала 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.
Пенсионное законодательство до 31.12.2001 года:
- работающие пенсионеры получали пенсию в небольшом размере;
- неработающим пенсионерам пенсия рассчитывалась исходя из стажа работы и заработка за последние 2 года или любые 5 лет подряд, но при этом ограничивалась:
- стаж сверх необходимых 20 (25) не более + 20 лет, если больше, то уже не учитывалось;
- заработок ограничивался установленным коэффициентом 1,2 к средней зарплате по стране.
- из-за ограничений стажа и заработка пенсия на 31.12.2001 не могла быть выше 1595 руб.
- часто дворник, ученый, руководитель получали одинаковую пенсию.
Необходимость проведения пенсионной реформы:
- снижение доходной части бюджета - главное, что взносы начисляются;
- увеличение расходной части бюджета - стаж и заработок подтверждается справками, без подтверждения деньгами, справки не проверяются, легко выйти на максимальный размер;
- увеличиваются списки льготных профессий - рост пенсионеров и продолжительности выплаты пенсий;
- отсутствие заинтересованности увеличивать зарплату;
- отсутствие заинтересованности уплачивать взносы;
- дефицит бюджета - снижение размера пенсии относительно уровня жизни;
- увеличение численности пенсионеров, снижение работающих. На одного пенсионера - 1,2 работающего.
2.Виды пенсий:
-
по старости;
-
по инвалидности;
-
по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из: базовой страховой и накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из: базовой и страховой.
Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов, которые работодатели (страхователи или плательщики страховых взносов) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников и за себя в Пенсионный фонд России.
Общий тариф взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%. Часть тарифа страховых взносов на ОПС, 6% - солидарный тариф. Он предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Остальная часть тарифа страховых взносов, 16% - индивидуальный тариф. Средства, поступившие по этому тарифу, отражаются на индивидуальном лицевом счете человека в ПФР, но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством. Эти средства автоматически пересчитываются в пенсионные баллы, а реальные взносы (деньги) направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Такая система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, называется солидарной.
Чтобы пенсионные права будущих пенсионеров не обесценивались, государство ежегодно увеличивает стоимость пенсионного балла на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Таки образом происходит увеличение страховой пенсии - ежегодная индексация.
Социальная пенсия.
Не у всех получается заработать право на страховую пенсию. Это может произойти по разным причинам. Например, если человек является инвалидом с детства и не может работать или в силу жизненных обстоятельств не приобрел необходимый страховой стаж и пенсионные баллы для получения страховой пенсии. Такие люди имеют право на социальную пенсию.
Социальная пенсия назначается по достижению 60 лет женщинам и 65 лет мужчинам, а инвалидам - с даты установления инвалидности. При этом никаких требований относительно страхового стажа или пенсионных баллов для получения социальной пенсии нет.
Социальная пенсия является пенсией по государственному обеспечению и выплачивается из средств государственного бюджета.
3. Добровольная пенсия.
Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать еще одну, добровольную, пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фонда и в течение определенного времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.
Программа государственного софинансирования пенсий
стартовала в 2008 году. В соответствии с ее условиями участник ежегодно делает отчисления в размере от 2 ООО руб. на накопительную пенсию. Государство удваивает взнос в пределах 12 ООО руб. в год.
Для семей с двумя и более детьми законом РФ установлены дополнительные меры государственной поддержки - материнский (семейный) капитал (МСК). В 2014 году его сумма составляет 429 408,5 рубля. Сертификат на материнский капитал выдает Пенсионный фонд России. Одна из возможностей использования материнского капитала - направление средств или части средств на формирование накопительной пенсии мамы.
4. Накопительная пенсия.
Еще одним видом пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования является накопительная пенсия. В отличие от страховой пенсии, накопительная формируется по желанию будущего пенсионера.
Граждане 1967 года рождения и моложе имеют право выбрать - формировать только страховую часть пенсии по обязательному пенсионному страхованию или часть взносов работодателя направить на накопительную пенсию. Молодые люди, не имеющие стажа работы, будут иметь право сделать свой выбор в течение первых 5 лет своей трудовой жизни.
5. Инвестирование пенсионных накоплений.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями. Они в большей степени, чем средства, формирующие страховую пенсию, похожи на средства, формирующие страховую пенсию, похожи на средства банковского вклада. Пенсионные накопления не идут в солидарную систему на выплату текущих пенсий. Они передаются Пенсионным фондом России в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд - по выбору будущего пенсионера. Затем они инвестируются на рынке ценных бумаг для получения инвестиционного дохода.
Инвестирование пенсионных накоплений, т.е. вложением этих средств в различные финансовые активы (акции, облигации и т.п.) занимаются управляющие компании (УК).
Управляющая компания - это юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по инвестированию финансовых средств на фондовом рынке.
В России действует одна государственная управляющая компания Внешэкономбанк и частные управляющие компании.
Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц - разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности. Доходы от управления принадлежат застрахованному лицу за вычетом заранее определенной комиссии в пользу управляющей компании. Инвестирование пенсионных накоплений через управляющую компанию называется доверительным управлением.
Главной причиной, по которой граждане передают свои пенсионные накопления из одной управляющей компании в другую, является разный уровень их инвестиционной доходности.
Управляющая компания вправе предложить гражданину на выбор несколько инвестиционных портфелей.
Инвестиционный портфель - определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банках), в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений. Список этих активов определен Правительством Российской Федерации.
Если гражданин выбрал управляющую компанию, он должен подать заявление о своем выборе в Пенсионный фонд России. После этого ПФР переведет его пенсионные накопления в выбранную управляющую компанию.
Помимо передачи пенсионных накоплений между управляющими компаниями, участники системы ОПС могут переводить свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фон (НПФ).
Негосударственный пенсионный фонд - это организация, занимающаяся пенсионным обеспечением граждан по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной пенсии. Если гражданин переводит пенсионные накопления в НПФ, то именно он впоследствии и будут выплачивать их в виде накопительной пенсии.
НПФ берут на себя обязанности по ведению индивидуального пенсионного счета, извещают о состоянии этого счета, определяют вид и размер пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств, своих клиентов. Эта информация в том числе представлена на их сайтах в интернете. Анализируя доходность разных страховщиков и управляющих компаний, можно принять взвешенное решение, кому доверить свои пенсионные накопления
В случае, если ты решишь формировать не только страховую, но и накопительную пенсию по ОПС, необходимо подать в Пенсионный фонд России заявление с указанием управляющей компании или НПФ.
6. Выбор пенсионного плана
В течение 2014-2015 годов каждый гражданин 1697 года рождения и моложе может выбрать вариант пенсионного обеспечения.
Вариант 1:
Формирование только страховой пенсии.
Вариант 2:
Формирование страховой и накопительной пенсии.
Принимая решение о выборе варианта пенсионного обеспечения, нужно помнить о том, что страховая пенсия формируется в пенсионных баллах, стоимость которых ежегодно устанавливается и увеличивается государством на уровень не ниже инфляции в предшествующем году. Таким образом, она гарантированно растет.
Накопительная пенсия - это ежемесячная выплата за счет средств пенсионных накоплений, которые формируются по выбору гражданина в Пенсионном фонде России или негосударственном пенсионном фонде путем инвестирования этих средств государственной или частными управляющими компаниями. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае возникновения убытков гражданам гарантируется выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию по ОПС. Накопительная пенсия не индексируется государством, не защищена от инфляции.
Если гражданин в 2014-2015 годах отказывается от формирования накопительной пенсии, то все ранее сформированные пенсионные накопления сохраняются, продолжают инвестироваться и будут выплачены после назначения пенсии в размере не меньше суммы уплаченных работодателем страховых взносов.
Участники Программы государственного софинансирования пенсий также могут отказаться от формирования накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию, но смогут и дальше участвовать в Программе: уплачивать добровольные взносы, получать софинансирование от государства и инвестиционный доход. Владельцы сертификата на материнский (семейный) капитал тоже могут выбрать вариант пенсионного обеспечения без формирования накопительной пенсии, однако они все равно вправе направить средства МСК или их часть на формирование пенсионных накоплений.
7. Сохранность пенсионных накоплений
Что касается 2014 года, то новые поступления страховых взносов, которые сейчас идут на накопительную часть, будут временно перечисляться на страховую часть. Пауза в переводе пенсионных накоплений в 2014 году взята для того, чтобы повысить защищенность пенсионных накоплений, гарантировать их сохранность. В 2014-2015 годах проводится реорганизация НПФ и создается система гарантирования сохранности пенсионных накоплений. В действовавшей ранее системе все финансовые риски возлагались на государство, Пенсионный фонд России и само застрахованное лицо. Поэтому когда пенсионные накопления гражданина «уходили в минус», НПФ не могли исполнить свои обязательства перед гражданами. В новой системе гарантирования сохранности пенсионных накоплений при банкротстве НПФ или его убытках на финансовом рынке средства пенсионных накоплений будут компенсироваться за счет гарантийного фонда.
Кроме того, чтобы иметь возможность и дальше работать со средствами пенсионных накоплений граждан, НПФ должны пройти процедуру акционирования, то есть стать акционерными обществами (до сих пор они являлись некоммерческими организациями - НКО), и получить положительное заключение от Банка России о соответствии всем установленным Законом требованиям. Требования предъявляются не только к самому негосударственному пенсионному фонду, но и к его руководителю: он должен иметь соответствующий опыт работы, высшее юридическое или финансово-экономическое образование и соответствовать всем остальным квалификационным требованиям Банка России. Право работать с пенсионными накоплениями граждан получат только те НПФ, которые пройдут процедуру акционирования и войдут в систему гарантирования. Если негосударственный пенсионный фонд не пройдет указанную процедуру и не войдет в систему гарантирования, то пенсионные накопления граждан, доверивших ему свои накопления, будут переданы в Пенсионный фонд России, а НПФ прекратит заключать с гражданами новые договоры обязательного пенсионного страхования. В дальнейшем гражданин сможет решить: оставить эти средства в государственной управляющей компании Внешэкономбанк или перевести в другой НПФ, получивший разрешение от Банка России и вступивший в систему гарантирования.
Граждане в 2014-2015 годах не только не потеряют в пенсионных правах, но в условиях замедления роста экономики и прогнозируемого снижения доходности от инвестирования пенсионных накоплений с большой долей вероятности получат больше пенсионных прав.
-
Социологический опрос.
Одной из задач проведения данного проекта было проанализировать степень информированности граждан о возможности формирования своих пенсионных накоплений. В ходе проекта проведен социологический опрос, в котором приняли участие 15 человек 1967 года рождения и моложе и 15 человек более старшего поколения, но имеющих уплаченные вносы на накопительную пенсию (участвовали учащиеся старших классов и родители). Опрос подтвердил, что граждане не задумываются о необходимости участия в формировании будущей пенсии, не знакомы с вопросами пенсионного законодательства и соответственно не могут защитить свои права при формировании своих пенсионных накоплений. На диаграмме приведены данные опроса до и после проведения разъяснительной работы.
9.Выводы:
-
Недостаточное информирование граждан о пенсионном законодательстве.
-
Недостаточно сформированные пенсионные права граждан.
-
Необходимо грамотное информирование населения в вопросах пенсионного законодательства.
Используемая литература:
-
Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах» (измен. №182-ФЗ от 18.07.2009)
-
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (измен. №182-ФЗ от 18.07.2009).
-
Интернет-ресурсы pfrf.ru.
18