Как работать с трудными детьми (из личного опыта молодого педагога)

Как известно молодым педагогам, решившим связать свою судьбу со школой, всегда бывает трудно. Это связано с такими факторами как : неуверенность в собственных знаниях, сможет ли он найти нужный подход к детям и многое другое. Данный доклад поможет начинающему специалисту не совершать необдуманных действий по отношению к учащимся. Материал включает в себя классификацию ошибок, совершаемых педагогами различных возрастных групп при работе с "трудными детьми". В работе также представлены собстве...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Владикавказская негосударственная средняя общеобразовательная школа














Доклад


на тему: «Как работать с трудными детьми»

(из личного опыта )

























Подготовила: Кокоева И.В.




2014 - 2015 г.

В современных условиях резко возросла роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений, несовершеннолетних надо рассматривать как часть целостной системы педагогического процесса, осуществляемого школой.

Подход, основанный на педагогике ненасилия, предполагает знание и тщательное изучение в определенной системе типичных ошибок, совершаемых учителями. Поведение человека всегда ситуативно. Одна ситуация вызывает у человека улыбку, смех, другая вынуждает его к борьбе, третья приводит к взрыву негодования, четвертая заставляет кинуться на помощь. Наблюдая поведение учителя, мы можем легко понять. С кем имеем дело. У каждого человека, в том числе у учителя и ученика, своя неповторимая манера поведения, так же, как у каждого из них свой неповторимый мир внутренних ценностей. Учитель, работая с детьми, особенно с педагогически запущенными, должен уметь держать себя в рамках общепринятых правил, не принимать необдуманных решений, не поддаваться эмоциям.

Работа представлена в виде классификации ошибок, совершаемых не только учителями с большим педагогическим опытом, но и молодыми педагогами.

Ошибкой в работе с «трудными» детьми считаются действия, порождающие отрицательные учебно-воспитательные последствия. Ошибки учителя - это использование им средств педагогической деятельности или общения, которые приводят к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов.

Первая ошибка, совершаемая учителем, - незнание или игнорирование возрастных или индивидуальных особенностей учащихся. Ребенок неповторим в своей индивидуальности. Без всестороннего знания его индивидуальных особенностей невозможно рационально организовать учебно-воспитательную работу и дать учащимся прочные знания. Многие учителя испытывают определенные затруднения при диагностике учащихся.

Вторая ошибка - недоучет особенностей мыслительных процессов, происходящих у детей, недоучет темпа усвоения ими знаний, ориентация в учебном процессе на среднего ученика, неумение учитывать особенности нервной системы каждого из детей. Одни дети хорошо ориентируются в обстановке, быстро решают задачи, другие - медлительны, скованы в движениях, у третьих - замедленный темп усвоения знаний и т.д.

На практике можно наблюдать множество случаев, когда учитель, склонный усматривать в медлительности рассуждений школьника неразвитость ума, нетерпеливо обрывает его, гасит мысль и в итоге выставляет несправедливую отметку. Это приводит к тому, что даже способных ребят начинают причислять к неспособным, отстающим, что отрицательно влияет на психическое состояние детей и может привести к невротическим срывам. Длительное неблагоприятное положение педагогически запущенного ребенка не только приводит к дальнейшей деформации его личности, но и значительно ослабляет влияние на него даже хорошо организованного и положительно направленного коллектива.

Одной из типичных педагогических ошибок - предубеждение к трудному ученику. Оно коренится в эмоционально отрицательной установке учителя на оценку поведения отдельных учащихся или класса в целом. Вот типичные реплики такого учителя на уроке: «Руку не поднимай, я знаю, что ты все равно правильно не ответишь» или «Сиди, помалкивай, толку от тебя никакого!» и т.д. педагогическое предубеждение - это заранее сформированное, устойчивое, предвзятое, ложное представление учителя об ученике, его способностях и возможностях. Предубежденность учителя обычно субъективна, не отвечает реальному состоянию дела и неприемлема в человеческих отношениях. Она отрицательно сказывается на поведении ученика, приводит к длительным конфликтам.

Так же ошибкой в проведении воспитательной работы, значительно снижающей ее эффект, являются нравоучения, которые постоянно звучат на уроках некоторых учителей. Формальное проведение различных воспитательных мероприятий вынуждает детей становится пассивными слушателями и исполнителями. Если усвоение норм морали происходит без закрепления их в качестве устойчивых умений и навыков в повседневной деятельности, налицо отрыв воспитательной работы от учебной, трудовой и других видов деятельности. Причиной этих ошибок, как правило, являются формальное отношение к воспитательному процессу, либо незнание его закономерностей. Нередко педагог подменяет кропотливую воспитательную работу массовостью, при этом мало внимания уделяет индивидуальной работе с детьми.

Следующая распространенная ошибка состоит в том, что в качестве основного воспитательного средства педагог считает обычно себя, свое личное влияние, свое воздействие на воспитанников, проводимую им работу. При этом он совершенно забывает о том, что основным воспитывающим фактором является деятельность, выполняемая воспитанниками, полноценность ее содержания, ее соответствие индивидуальным особенностям и возможностям детей. Отсюда и планирование деятельности воспитателя, а не воспитанников. Молодые педагоги испытывают большие трудности в организации внеучебной творческой деятельности детей. А ведь именно участие в интересующей учеников деятельности в различных областях науки, техники, искусства, спорта дает им возможность расширять свой кругозор, углублять знания.

Распространенной ошибкой учителя является также неумение правильно и быстро потушить конфликт в детском коллективе, не унижая при этом ссорящиеся стороны. Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и тем, кто является их свидетелем. Напряженные конфликтные ситуации очень вредны школе, создают ненормальную нравственную и психологическую обстановку. Конфликт возникает тогда, когда нарушена справедливость, когда задеваются личностные мотивы: самолюбие, чувство собственного достоинства и т.д. В работе учителей, как правило, преобладает авторитарный стиль общения с детьми. В таких случаях требуются целенаправленные усилия педагогов по исправлению статуса отдельных ребят в коллективе. К сожалению, с «трудными» детьми такая работа часто проводится неадекватно, что ведет к психологическому отчуждению отдельных учеников от классного коллектива. В целом же, отставание в учебе, расстройство личных взаимоотношений «трудных» детей со сверстниками в ученическом коллективе, а также с учителями приводят к тому, что школа теряет свое воспитывающее влияние на них. Групповые формы становятся для ребенка эталоном. К сожалению, молодые педагоги зачастую пытаются исправить поведение ученика, не учитывая влияние на него неформальных групп, и терпят неудачу в работе. Очень важно знать состав, состояние, этапы развития такой группы, ценности, культивируемые в ней.

И, наконец, еще одной ошибкой в работе с детьми является равнодушие части педагогов к судьбам «трудных» детей. Грубость учителей способствует отчуждению ученика от учителя, от школы в целом. Некоторые педагоги не утруждают себя достаточными знаниями о сущности, причинах и формах проявления педагогической запущенности детей, вследствие чего не в состоянии работать эффективно по их перевоспитанию. Отдельные педагоги не знают, что далеко не всех «трудных» детей можно наказывать; не понимают, что ребенок иногда просто ошибается, совершает поступки, не задумываясь над их смыслом и последствиями. К сожалению, достаточно часто учителя не проявляют уважения к личности

В целом, способность учителя предупреждать и преодолевать свои ошибки, тесно связана с уровнем педагогического мастерства.

Все же главной сложностью в работе молодого специалиста с такими детьми, на мой взгляд, является проблема совершения ошибок, описанных выше.

Как работать с трудными детьми (из личного опыта молодого педагога)

© 2010-2022