Рефлексия после прохождения 3 месячных курсов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексия учителя после прохождения 3 базового уровня.


По окончанию курсов повышения квалификации педагогических работников я постаралась изменить свой подход к педагогической деятельности. Я стала по-другому смотреть на своих детей. Не только на детей, но, и вообще, в корне на свой урок. Это теперь не просто урок, а целый сценарий новых знаний. Учащиеся четвертого класса стали самомотивированными, увлеченными, уверенными и ответственными. У детей немотивированных на учебу появилось желание работать на уроке, выступать в роли докладчика (чего раньше не было). Теоретические основы Кембдриджского подхода к преподаванию сыграли важную роль для меня как учителя начальных классов. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников.
В своей практике использую все семь модулей планируя урок:
1. Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Обучение критическому мышлению.

3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании.

5. Обучение талантливых и одаренных детей.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

7. Управление и лидерство в обучении.

На уроках математики, русского языка, литературы и познания мира все учащиеся вовлечены в процесс по изучению темы урока. Также на протяжении ряда уроков учащиеся отмечают настроение (была выбрана цветограмма, смайлики).

Чем же в первую очередь технология привлекает учащихся? Тем, что она позволяет развивать скорость мышления, память, словарный запас, логику, критику, творчество, информационную выносливость. Начавшийся в школе эксперимент вызвал большой интерес у учащихся к выбору разноуровневого домашнего задания. На каждом уроке присутствует элемент данной технологии, так как ученик должен уметь работать в паре, в группе, что в свою очередь побуждает его быть активным и внимательным. В начале моей практики, которая проходила в прошлом году в октябре, выяснилось то, что, ученики со слабой мотивацией, пробуют брать на себя ответственную роль работы в группе. В связи с тем, что ученик имеет возможность наглядно увидеть качество своей работы на уроке, получаемая им оценка не зависит от учителя.

Важную роль при внедрении новых подходов в преподавании и обучении на уроке играет диалог. Причем диалог может состояться как учитель - ученик, так и ученик-ученик.
Главным инструментом в процессе диалога является речь. Я старалась на протяжении урока вовлекать ученика в процесс обучения. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых теперь выступают одноклассники. В своей практической работе в школе я использую диалогическое обучение, оно всегда присутствует на любом уроке.
Большинство учащихся поняли, что необходимо предлагать в обсуждении уместную информацию, ценные идеи, старались задавать друг другу вопросы, обосновывали свою точку зрения, стремились достичь согласия.

Исходя из моего нового опыта, я пересмотрела свой взгляд, прежде всего на структуру вопросов для учеников. В нее теперь входят вопросы не только низкого уровня, но и высокого. Я старалась тщательно продумывать их формулировку, так как ответ ученика строится из вопроса учителя. При подготовке к урокам я составляла для каждого ребёнка оценочный лист, в котором определялись задания, критерии их оценивания. Это позволяет снимать напряженность при опросе, создавать благоприятную рабочую атмосферу.
Для более эффективной организации диалогового обучения и формирование необходимых для общения навыков провожу консультирование до начала урока: «Работу в паре, группе», «Тонкие и толстые вопросы», предлагаю применять языковые карточки в соответствии с ролью в группе. Консультирую лидеров по теме «Вовлеки в беседу товарища», «В нашей группе все говорят», высказываю похвалу медленно работающим учащимся за малейший успех в работе, некоторым учащимся даю дополнительное время на разбор заданий.

Стиль моего классного руководства - демократический - общение организовано на основе общей увлечённости. Основной вид деятельности - учеба, почти все мои ученики заинтересованы в получении новых знаний. Проведенные мною уроки и посещенные уроки коллег показали, как много положительного в такой организации учебной деятельности:
1. Нет проблемы с дисциплиной, так как каждый ученик заинтересован получить положительную оценку на уроке и занят своим делом;

2. Отпала проблема выставления четвертных оценок и повысилась объективность оценивания результатов работы на уроке;

3. Улучшилась техника чтения, так как ученики должны прочитать и понять задание, а потом прочитать и обработать информацию учебника;

4. Не надо контролировать занятость учеников, а так как задание получил каждый, то работают все;

5. Все больше учеников успевают выполнить задания 3 и 4 уровней;

6. В зависимости от состояния здоровья или настроения (все мы люди) ученики могут самостоятельно регулировать объем выполненных заданий;

7. Ни один ученик не обделен вниманием учителя: по меньшей мере, 5-6 раз к нему учитель подойдет и оценит его труд;

8. Ученики учатся самостоятельно оценивать свой труд и в конце урока уже знают, какую оценку получили, многие знают свои недочеты, пробелы в знаниях;

9. Улучшились результаты успеваемости и качества обучения в классе;

10. Повысился интерес к изучению основных учебных дисциплин.

Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Всем известно, что успешное обучение и воспитание возможно только тогда, когда отношения между педагогом и учащимися носят демократический характер. Демократизация отношений между педагогами и детьми является первым главным условием перехода к сотрудничеству. Если эта работа не будет сделана, то выполнение других условий просто невозможно.

Поэтому, я считаю, что для достижения благоприятной атмосферы сотрудничества необходимо, чтобы в классе были демократические отношения как между учителем и учениками, так и между учениками. Но для достижения необходимо применять новые положения: уделять внимание формированию навыков, необходимые в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление.

Прежде чем провести уроки в 4 «Д» классе, я, работая с этими детьми на протяжении трех лет, имею представление об интересах, увлечениях детей. Класс состоит из 24 учащихся разного уровня обучения, поэтому наиболее важной для меня как учителя была задача правильно рассадить детей, с учетом их потребностей и желания. Мною было проведено анкетирование состоящее из 10 вопросов и одним из вопросов был такой:
- С кем бы ты хотел работать в паре, группе? (запиши имена 3 одноклассников)
После проверки анкетирования я рассадила детей по их выбору, указанному в анкете, после составления схемы рассадки детей было сформировано 6 групп в составе (2 сильных и 2 медленно работающих). Но на первых уроках стоял шум, приходилось повторять задание несколько раз, часто проводились консультации, из - за шума, некоторые ученики не слышали задание. Часто работа не ладилась, так дети не хотели работать с кем либо в группе. Тогда я предлагала на следующий урок поработать в другой группе и с учетом их желания, выход из данной ситуации был найден. Наблюдая за учащимися, я увидела, что при выполнении заданий, связанных с групповой работой, слабомотивированные дети стали активнее включаться в работу, помогать в составлении вопросов: «Мозговой штурм».

На уроках, когда идет обсуждение в группах между учениками, они учатся друг у друга добывать и использовать полученные знания для реализации их в своей умственной деятельности. Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Порой не раз говорила ребятам одно высказывание: «Сколько людей, столько мнений». И мне кажется, что с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно: терпению и нахождению задач проблемных ситуаций, поставленными перед ними учителем.

Если в процессе обучения основное внимание учителя обращается на развитие умений самообразования, то и учебная самостоятельность детей не заставит себя долго ждать. С достижением этого и начнется сотрудничество - учитель направляет, консультирует и контролирует, дети самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают.

Самой главной моей ошибкой до курсов было то, что я не предоставляла возможность детям самостоятельно оформлять мысли до конца. Постоянно торопила их с высказыванием или ответом на мой поставленный вопрос, что скорее всего причиной являлось хроническая боязнь упущенного времени на уроке. Отсюда и вытекали нереализованные ответы учеников. Мне кажется, что это самая большая ошибка практикующих учителей.

Таким образом, ученики:
- включены в общение;
- учатся вести деловой спор, составлять вопросы разных уровней и отвечать на них;
- учатся выражать свои мысли;
- происходит активизация «медленных» учеников;
- расширяют свои знания и кругозор, обогащают словарный запас;
- развивают коммуникативные навыки и КМ;
- развивают чувство сопереживания.
Мною был сделан вывод, раз есть результаты и учащимся нравится, значит, буду продолжать работу над ней и дальше.


Горбачёва Н.Ю.

учитель начальных классов



© 2010-2022