Выступление Работа над развитием мелкой моторики

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданну...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МС(К)ОУ «Бардымская специальная (коррекционная) школа- интернат 8 вида»












«Работа над развитием мелкой моторики у детей с овз»

Халилова Анфиса Габдулаухатовна

















Бардымский муниципальный район

Над темой «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития» я работаю несколько лет. Эта тема очень актуальна в условиях нашей специальной коррекционной школы-интерната, в которой обучаются дети с нарушениями в развитии мелкой моторики рук. У них очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Некоторые дети не посещали дошкольные образовательные учреждения, пришли в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных классов.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Коррекционная работа в данном направлении проводится на каждом уроке (физкультминутки, физкультпаузы, соблюдение режима).

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у умственно отсталых детей не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

На уроках и занятиях в нашей школе мы проводим игры с песком, водой, с различными природными материалами, выполняются упражнения с бумагой, крупами, пластилином, бисером, нитками, веревочками, проводится обучение приемам самомассажа с использованием разных видов массажеров, пуговиц, песка, губки и воды. Для получения "максимального коэффициента полезного действия" упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:

-сочетались сжатие, растяжение расслабление кисти;

-использовались изолированные движения каждого пальца.

Средства развития мелкой моторики.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Для детей с нарушением координации движений, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

Игры с бумагой

Этот комплекс игр поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть малыш сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

Игры с крупой, бусами, песком.


Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Игры с природным материалом.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование

Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Шитье, вязание, плетение

Шитье, вязание, плетение из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Куклотерапия .

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.

Куклы специально изготавливаются руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, созданная руками любящих взрослых, обладает особой привлекательностью для ребенка и производит значительный терапевтический эффект.

Счетные палочки. геометрические фигуры…

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, геометрические фигуры, кострукторы. карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку.

Игры с веревочкой, шнуровки.

Многим детям и взрослым известно любопытное развлечение с веревочкой. Оно связывается длинной петлей, которая надевается на руки. Затем с помощью несложных манипуляций в воздухе возникает нечто вроде гамачка. Второй партнер снимает его с рук, и между его ладонями возникает уже другая комбинация линий.

Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности.

Массаж кистей рук и пальцев

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень тяжело даются подчас самые, казалось бы, простые движения. Они быстро утомляются. Поэтому полезно обучить детей приемам самомассажа рук, чтобы снимать напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Пальчиковая гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Учитель знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности.

Народные пальчиковые игры

Раньше существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже забытых или полузабытых.

Заключение

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

© 2010-2022