- Преподавателю
- Другое
- Интеграция общего и дополнительного образования
Интеграция общего и дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондратенко Е.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интеграция - это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.
Цель: в рамках системы образования - создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.
Основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности.
Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам - личностям:
-
Уровень
Характеристика уровня
уровень
личности ребенка
Формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка
на дополнительное образование; при этом цели, содержание, масштаб
и формы интеграции должны определяться самим ребенком
уровень
педагога
формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции
уровень
органа управления
формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления
Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования
2. По образовательным пространствам
Уровень
Характеристика уровня
уровень
предмета
формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета; цели, содержание, масштаб, формы интеграции определяются педагогом и оформляются в виде однопредметной дополнительной образовательной программы
уровень
комплексной
образовательной программы
формирование межпредметных связей; оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами
уровень
учреждения
образования
формирование образовательного пространства учреждения; программы учреждения оформляется в виде программы учреждения
Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию
Уровень
Характеристика уровня
Внутренняя интеграция
Создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом
Внешняя интеграция
Создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы )
Внешняя интеграция ОУ:
1. С учреждениями образовательной сферы в целях:
организации культурно-массовых мероприятий; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского творчества; создания
совместных концертных, досуговых программ; создания
совместных творческих проектов.
2. С учреждениями социальной сферы - (больницы, поликлиники, дома-интернаты) в целях проведения
благотворительных акций, концертов и т.д.
3. С учреждениями культуры и спорта в целях: участия в соревнованиях, турнирах, фестивалях, концертных программах; проведения детских праздничных программ; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского
творчества и т.д.
4. С административными учреждениями, организациями (отделом молодежи) в целях:
поддержки молодежных инициатив; предоставления концертных программ к календарным датам; проведения районных праздников.
Характеристика уровней внутренней интеграции
в образовательных учреждениях
Уровень ситуативной (формальной) интеграции:
-
интеграция осуществляется ситуативно, у субъектов отсутствуют осознанные цели необходимости осуществления интеграции;
-
отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;
-
не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;
-
нет системы мониторинга внутренней интеграции;
-
преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;
-
низкая мотивация педагогов на участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;
-
процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;
-
слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования.
Характеристика уровней внутренней интеграции
в образовательных учреждениях
Высокий уровень «внутренней интеграции» в ОУ:
-
цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;
-
определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию преемственности учебных и воспитательных планов и программ ОУ, организацию общих дел;
-
разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;
-
субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;
-
системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
-
осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;
-
система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;
-
разработана система управления процессами «внутренней интеграции» в ОУ;
-
сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства ОУ.
Уровни отношений
между образовательными учреждениями:
-
добрососедский (школа знает о существовании УДО и благожелательно относится к занятиям в нем своих воспитанников; происходит обмен основной информацией);
-
партнерский (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем; то и другое учреждение может рассчитывать на определенную помощь своего партнера).
-
интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство, в котором два автономных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).
Формы сотрудничества УДО и школы
-
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;
-
проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
-
создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
-
проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
-
организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
-
обогатить содержание и формы учебной деятельности;
-
сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
-
предоставить выбор индивидуального маршрута;
-
создать условия для достижения обучающимися успеха;
-
решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии
детской одаренности.
Формы работы:
-
участие в творческих конкурсах, олимпиадах;
-
обучение исследовательской деятельности;
-
формирование навыков самостоятельной работы;
-
развитие творческих способностей.
Результаты интеграции для обучающихся:
-
Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;
-
Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
-
Расширяет тематику изучаемого материала;
-
Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;
-
Увеличивает спектр учебных предметов;
-
Повышает роль самостоятельной работы;
-
Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции
для образовательного учреждения:
-
Адекватность современным требованиям образования и воспитания;
-
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
-
Широкий выбор деятельности;
-
Появление новых перспектив развития;
-
Получение качественного педагогического результата.
ВЫВОД:
Интеграция общего и дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг, придает системе работы с детьми новый качественный уровень, позволяет детям выбирать свой индивидуальный маршрут обучения, воспитания и творческого развития.