Интеграция общего и дополнительного образования

Интеграция – это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.Цель: в рамках системы образования – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.Основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования


Интеграция общего и дополнительного образования





Интеграция общего и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования


Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования


Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образования

Интеграция общего и дополнительного образования

Интеграция - это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.

Цель: в рамках системы образования - создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.

Основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности.

Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования

Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования


1. По субъектам - личностям:


Уровень

Характеристика уровня

уровень

личности ребенка

Формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка

на дополнительное образование; при этом цели, содержание, масштаб

и формы интеграции должны определяться самим ребенком

уровень

педагога

формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции

уровень

органа управления

формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления



Интеграция общего и дополнительного образования

Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования

2. По образовательным пространствам

Уровень

Характеристика уровня

уровень

предмета

формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета; цели, содержание, масштаб, формы интеграции определяются педагогом и оформляются в виде однопредметной дополнительной образовательной программы

уровень

комплексной

образовательной программы

формирование межпредметных связей; оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами

уровень

учреждения

образования

формирование образовательного пространства учреждения; программы учреждения оформляется в виде программы учреждения

Уровни интеграции
дополнительного и других сфер образования

3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию


Уровень

Характеристика уровня

Внутренняя интеграция

Создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом

Внешняя интеграция

Создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы )

Внешняя интеграция ОУ:

1. С учреждениями образовательной сферы в целях:

организации культурно-массовых мероприятий; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского творчества; создания

совместных концертных, досуговых программ; создания

совместных творческих проектов.

2. С учреждениями социальной сферы - (больницы, поликлиники, дома-интернаты) в целях проведения

благотворительных акций, концертов и т.д.

3. С учреждениями культуры и спорта в целях: участия в соревнованиях, турнирах, фестивалях, концертных программах; проведения детских праздничных программ; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского

творчества и т.д.

4. С административными учреждениями, организациями (отделом молодежи) в целях:

поддержки молодежных инициатив; предоставления концертных программ к календарным датам; проведения районных праздников.

Характеристика уровней внутренней интеграции
в образовательных учреждениях


Уровень ситуативной (формальной) интеграции:


  • интеграция осуществляется ситуативно, у субъектов отсутствуют осознанные цели необходимости осуществления интеграции;

  • отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;

  • не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;

  • нет системы мониторинга внутренней интеграции;

  • преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;

  • низкая мотивация педагогов на участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;

  • процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;

  • слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования.

Характеристика уровней внутренней интеграции
в образовательных учреждениях

Высокий уровень «внутренней интеграции» в ОУ:

  • цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;

  • определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию преемственности учебных и воспитательных планов и программ ОУ, организацию общих дел;

  • разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;

  • субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;

  • системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;

  • осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;

  • система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;

  • разработана система управления процессами «внутренней интеграции» в ОУ;

  • сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства ОУ.

Уровни отношений
между образовательными учреждениями:

  • добрососедский (школа знает о существовании УДО и благожелательно относится к занятиям в нем своих воспитанников; происходит обмен основной информацией);

  • партнерский (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем; то и другое учреждение может рассчитывать на определенную помощь своего партнера).

  • интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство, в котором два автономных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).

Формы сотрудничества УДО и школы

  • создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;

  • проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;

  • создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;

  • проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;

  • организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;

  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

  • предоставить выбор индивидуального маршрута;

  • создать условия для достижения обучающимися успеха;

  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии

детской одаренности.


Формы работы:


  • участие в творческих конкурсах, олимпиадах;

  • обучение исследовательской деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной работы;

  • развитие творческих способностей.

Интеграция общего и дополнительного образованияИнтеграция общего и дополнительного образования

Результаты интеграции для обучающихся:



  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;

  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;

  • Расширяет тематику изучаемого материала;

  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;

  • Увеличивает спектр учебных предметов;

  • Повышает роль самостоятельной работы;

  • Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции

для образовательного учреждения:



  • Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

  • Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

  • Широкий выбор деятельности;

  • Появление новых перспектив развития;

  • Получение качественного педагогического результата.

ВЫВОД:

Интеграция общего и дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг, придает системе работы с детьми новый качественный уровень, позволяет детям выбирать свой индивидуальный маршрут обучения, воспитания и творческого развития.




© 2010-2022