Коуч-сессия на тему: Обучение талантливых и одаренных

Данный материал содержит план проведения коучинга для учителей. Служит для внедрения в педагогическую практику новых форм и приемов обучения талантливых и одаренных детей.При проведении коуч-сессии учителя познакомятся с различными формами, приемами и стратегиями обучения талантливых и одаренных детей, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Узнают о возрастных особенностях этой категории учащихся.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО: Слаткова О.М

Стаж работы: 23года

Место работы: КГУ «Первый Темиртауский классический лицей»

Должность: учитель математики

Категория/уровень: высшая, сертифицированный учитель I уровня


План коуч-сессии

Тема: «Обучение одаренных и талантливых детей»

Категория слушателей

учителя фокус - группы



Дата проведения: 13.10.14

Место проведения: ПТКЛ, кабинет №14

Цель

Внедрение в педагогическую практику новых форм, приемов и стратегий обучения талантливых и одаренных детей.

Ключевые идеи

Развитие и обучение талантливых и одаренных детей

Результаты обучения

Узнают о различных формах, приемах и стратегиях для урочной и внеурочной деятельности, возрастные особенности при обучении талантливых и одаренных детей.

время

Содержание коуч-сессии

Деятельность коуча (техника ведения вопросов)

Деятельность слушателей

Мои наблюдения с пометкой

Организационный этап

Цель: создание коллаборативной среды для погружения в процесс обучения.

5-8 мин

Психологический мини-тренинг «Упражнение «Ветер дует на того, кто…»

Смысл упражнения: упражнение способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает уровень сплочённости группы и знакомства с ней), даёт возможность больше узнать друг о друге, способствует мобилизации внимания группы.

Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой - либо признак участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т.д. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах). После того как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.

В начале упражнения участники чувствовали себя скованно, после трех названных признаков стали более приветливыми и активными.

2 мин

Деление на группы

«по наличию общих признаков» (на последних этапах игры тренер выделяет группы, указывая определенное сходство или признак)

Делятся на группы «по наличию общих признаков».

Некоторые участники, поняв к чему ведет коуч, подыграв самоопределились.

2-3 мин

  1. Целеполагание

Сообщает тему коучинга.

Задает вопросы:

Что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным?

В чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью?

Все ли дети обладают вышеперечисленным или только некоторые?

Можно ли развить в ребенке гениальность или это врожденное качество, которым обладают лишь единицы?

Уважаемые коллеги «Что Вы хотите вынести из нашей встречи под таким названием?»

Представляя, слайды 1-2 презентации, просит сформулировать цель коучинга, а за тем задачи.

Участники/слушатели выдвигают идеи.

Участники/слушатели выдвигают идеи.

Участники/слушатели выдвигают идеи.

Участники/слушатели выдвигают идеи.

Участники/слушатели выдвигают идеи.

Участники/слушатели формулируют цель и задачи коучинга

Видно было, что участники целенаправленно пришли на эту коуч-сессию и знают, что хотят узнать по заявленной теме.

3-5 мин

  1. Введение

Показывает в чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью?

Представляя, слайды 3-10 презентации, знакомит с понятиями: способность, одаренность, талант и гениальность.

Выясняют в чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью?

Многие участники не знают как провести грань между этими понятиями.

10-15 мин

  1. Презентация

1) Что такое - детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным?



2) Факторами, влияющие на развитие одаренности.

1) Предлагает определить участникам коучинга, что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным?

(стратегия «Мозговой штурм»).

Коуч записывает мнения участников на флипчарте. За тем подводит итог, демонстрируя слайды 11-16.

2) Предлагает познакомиться с факторами, влияющие на развитие одаренности.

Демонстрирует слайд 17 и обсуждает с коллегами.

С помощью стратегии «Мозговой штурм» выясняют, что такое, детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным?


Участники/слушатели выдвигают идеи и приходят к общему мнению.

Очень неохотно выдвигали свои идеи, хотя мыслили правильно, приходилось немного направлять.


10 мин



20 мин


  1. Основная часть

1) Формы и направления работы с одаренными детьми.



2) Адаптация одаренных детей.

На экране демонстрируются слайды18-20, содержащие формы и направления работы с одаренными детьми. Коуч предлагает, участникам обдумать и предложить, на какие виды деятельности можно разделить всю педагогическую работу с одаренными детьми.

Участникам предлагается таблица, содержащая информацию по возможным формам поведения одаренных детей и соответствующим причинам поведения. Коуч дает задания всем участникам коуч - сессии, познакомится с содержим материалом таблицы, если нужно обсудить его и внести в таблицу своих учащихся подходящих по описанию.

Участники слушают, обсуждают в группах и предлагают свои варианты ответов (заслушиваются спикеры групп).


Учителя работают с таблицей и таким образом по-новому посмотрят на своих учеников, откроют для себя причины их поведения, некоторые даже выделят для себя одаренных учащихся, на которых они не обращали особого внимания. За тем совместно обсуждают свои результаты.

В нашем лицее используются различные формы работы с одаренными детьми, поэтому участники довольно активно работали на этом этапе.

Как я и рассчитывала, некоторые молодые педагоги смогли открыть для себя новых учащихся , которых можно причислить к одаренным детям, проанализировав с помощью таблицы их поведение.

10 мин

V. Тренинг «Упражнение «Найди свою пару»» (подведение итога занятия).

Коуч предлагает участникам найти свои пару, т.е. собрать фразу целиком и объяснить её смысл.

Участники, передвигаясь по кругу, ищут свою пару, с помощью части фразы, предложенной им на листе бумаги. Найдя свою пару, объясняют смысл полученной фразы, сначала в паре, за тем в четверке, шестерке, и т.д участников. В конце упражнения участники выстраиваются в один круг и объясняют смысл своих фраз всем участникам.

Практически все участники точно дали объяснения каждому термину, затруднения возникли при формулировке актуальной одаренности.

5 мин

REFL: Коуч предлагает участникам отрефлексировать свою деятельность на занятии, используя стратегию «Ладошка».

(Слайд 24)

Участники обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют:

  • Большой - для меня было важным и интересным…

  • Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

  • Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

  • Мизинец - для меня было недостаточно…


Оценивание:

участники отметили, что для них важно было провести грань между понятиями - способность, одаренность, талант и гениальность;

важно было узнать, как по поведенческим признакам можно обратить внимание на талантливого ребенка (что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным);

конкретную рекомендацию получили о том, что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным (как по поведенческим признакам можно обратить внимание на талантливого ребенка);

отметили, что было трудно сосредоточится, после 7 проведенных в этот день уроков в начале коучинга, но коллаборативная обстановка позволила принять активное участие в занятии;

все участники отметили доброжелательную обстановку и продуктивно использованное время;

предложили провести коучинг-сессию для проведения научно -исследовательской деятельности с одаренными и талантливыми детьми.

Эвалюация: участники более активно принимают участие в коучинг-сессии и не жалуются на то, что они устали после проведенных уроков и у них есть другие дела.

Возможные формы поведения одаренных детей

Вероятные причины и возможные объяснения

Неприязнь к школе

Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п.

Протестные формы поведения

Когда одна из причин может рассматриваться как несоответствие учебного плана способностям ребенка.

Изоляция, уход в себя

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлечены их сверстники.


Приложение 1. Таблица «Адаптация одаренных детей»

Конфликтность

Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы).

Погружение в сложные философские проблемы

Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная. Жизнь во вселенной и т.п.

Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми.

Несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном.

Перфекционизм (стремление к совершенству)

Для одаренных детей характерна ярко выраженная потребность совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате.

Переживание неудовлетворенности

Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.

Выбор нереалистических целей

Одаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование.

Повышенная чувствительность и уязвимость

Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими.

Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)

Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.

Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых.

В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания.

Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым.

Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение.

Приложение 2. Раздаточный материал.

Общие признаки одаренности:

Высокая любознательность и исследовательская активность;

Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Способность классифицировать, категоризировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

Отличная память;

Большой словарный запас;

Повышенная концентрация внимания на чем-либо;

Упорство в достижении результата.

Факторы, влияющие на развитие одаренности:

Неравномерность возрастного развития одаренных детей;

Семья одаренного ребенка;

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми;

Личность одаренного ребенка.

Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения, социального поведения;

- дислексия - слабое развитие речи;

- нарушение мелкой моторики рук;

- эмоционального развития;

- десинхронизация развития;

- физического развития;

- саморегуляции;

- дезадаптации.

Формы работы с одаренными детьми:

индивидуальный план работы или работа в малых группах по программе творческого развития, исследовательская и проектная деятельность, каникулярные сборы, лагеря, дифференциация заданий, система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад , детские научно - практические конференции и семинары и т. д.

Направления работы с одарёнными детьми



образовательная деятельность

научно-исследовательская деятельность

сценическая деятельность

экскурсионно-туристическая деятельность

физкультурно-спортивная деятельность

литературное творчество

проектная деятельность

изобразительное творчество

Приложение 3. Тренинг «Упражнение «Найди свою пару»»

Одаренный ребенок

Общие признаки одаренности

Проблемы одаренных детей

Актуальная одарённость

Формы работы с одаренными детьми

Направления работы с одарёнными детьми

Факторы, влияющие на развитие одаренности

Интеллектуальная одаренность

Академическая одаренность

Творческая одаренность

Социальная одаренность

Специальная одарённость (талантливость)

Потенциальная одарённость

Общая одарённость

Адаптация одаренных детей



© 2010-2022