Рабочая программа внеурочной деятельности Первые шаги в медицину (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Согласовано Принято Утверждено

Руководитель МО на заседании педагогического приказом директора

Нагорная М.И совета МБОУ «МОШ №31» МБОУ «СОШ №31»

Протокол № от 2015 Протокол № от 2015 № от 2015

Рабочая программа внеурочной деятельности

для 5А,5Б,5В,5Г классов

«Первые шаги в медицину»


Возраст учащихся, на которых рассчитана программа - 11-12 лет.

Срок реализации программы - 1 учебный год

Количество учащихся в группе: от 15 человек

Количество часов в год - 34 часа

Общий объем программы - 34 часа

Автор-составитель: Гаврилова Татьяна Александровна,

учитель биологии.

г. Череповец

2015


Содержание

I. Пояснительная записка

II.Общая характеристика учебного предмета, курса

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

V.Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

VI.Содержание учебного предмета, курса

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (использование кабинета ФГОС НОО)

VIII. Календарно - тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся

IX Литература

3

4

5

5

7

8

11

12

29































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г., № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012;

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 №373;

  • закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16);

  • Письма Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Письма МО и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;

  • Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы».

  • Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16;

  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» (далее- Учреждение)

  • основной общеобразовательной программы основного общего образования Учреждения;

Программа разработана с учётом:

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • учебного плана Учреждения на 2015-2016 учебный год.

  • годового учебного календарного графика Учреждения на 2015-2016 учебный год;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.

Возраст детей: с 11 лет.

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Численный состав группы не менее 15 человек.

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (текст, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, работа с рисунки , работа с лупой и микроскопом, работа с наглядными пособиями). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, научная литература, справочники по медицине, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер.

Формы подведения итогов: творческая работа

2.Общая характеристика учебного предмета, курса

В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно - духовного организма. Программа «Первые шаги в медицину» решает одну из самых актуальнейших задач современного образования - формирование здорового образа жизни школьников. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре, на овладение определенными практическими навыками.

В процессе занятий по основам медицинских знаний, ученики усваивают основные медицинские термины и понятия, расширяют область знаний по биологии, овладевают определенными практическими навыками, учатся выполнять необходимые медицинские мероприятия.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, медицины и ОБЖ.

Богатый теоритический материал и практические занятия способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся, развитию образного и логического мышления, системы духовно-нравственных ценностей, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества.

В рамках программы «Первые шаги в медицину» учащиеся приобретают опыт личного осмысления медицинских и биологических понятий, учатся работать самостоятельно.

Программа «Первые шаги в медицину» построена таким образом, что воспитательная и обучающая часть не разделены, а наоборот взаимопроникают друг в друга, составляя единое целое, что позволяет реализовать важнейший педагогический принцип единства воспитания, развития и обучения.

Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных модальностей восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе

обучения;

• организация самостоятельной работы в парах и группах;

• тематическая связь с другими предметами.

Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Школа - важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Самое ценное у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, и практически, жизненно необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни дорого обходится тем, кто своевременно не заботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

От того, насколько осознанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного применения. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является профилактика заболеваний населения, работа по формированию здорового образа жизни.

Программа «Первые шаги в медицину» относится к образовательной области «Естествознание». Данная программа предназначена для углубления и расширения знаний учащихся по предметам образовательной области и для ориентации в мире профессий (в данном случае - в профессиях, связанных с медициной).

Программа рассчитана на детей 11 - 12 лет, т. учащихся 5 классов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

Современные социально- экономические сложности, переживаемые страной, снижение роли государства в области социальных гарантий оказывают отрицательное влияние на состояние здоровье детей. Сегодня Россия стоит на 68-м месте в мире по состоянию здоровья, а низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности негативно оказываются на уровне воспроизводства населения. В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны, принятой в Российской Федерации, одной из наиболее острых проблем называется медико-социальная. А значит, проблемы охраны репродуктивного здоровья населения приобретают особую социальную значимость. В настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50% приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных, и российских специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

  • 50%- образ жизни;

  • 20%- условия внешней среды;

  • 20%- особенности организма, наследственность;

  • 8-12%- система здравоохранения.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье - у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».

Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных,- здоровья.

Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных конфессиональных и других отличий.

Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Здоровье - это неприходящая общечеловеческая ценность. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога - создать все условия для этого, организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом.

5.Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Изучение курса «Первые шаги в медицину» способствует развитию у учащихся следующих видов УУД:

Личностные УУД

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

  • формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

  • развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

  • составление плана и последовательности действий;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре, в группе);

  • умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

  • развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурирование знаний;

  • развитие умения сравнивать;

  • развитие умения систематизировать знания, обобщать и делать выводы;

  • развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

  • рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни;

  • оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

  • формирование умения анализировать с целью выделения существенных признаков;

  • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

  • умение строить доказательство;

Коммуникативные УУД

  • формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

  • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

  • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

  • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;

  • давать оценку и корректировать действия лидера.

6.Содержание программы, курса

Программа курса «Первые шаги в медицину» охватывает период обучения в 5 классе, рассчитана на 34 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

Введение (1 час).

Создание положительного настроя на обучение. Гигиена - наука, изучающая условия для сохранения здоровья, правильной организации его быта, труда и отдыха. Значение и применение правил личной гигиены.

Тема 1. Инфекционные болезни (9 часов).

Знакомство с основными возбудителями инфекционных заболеваний, с классификацией возбудителей. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Понятия «эпидемия», «пандемия» и «карантин». Знакомство с основными группами инфекций, с мерами профилактики инфекционных болезней.

История борьбы человечества с инфекциями. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Возбудители и переносчики инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Открытие антибиотиков. Жизнь и деятельность И.И. Мечникова. Работы Л. Пастера, А. Флеминга.

Инфекционные заболевания дыхательных путей. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Заболевания: грипп, туберкулез, рак легких.

Гигиена органов пищеварения. Правила приема пищи. Кишечные инфекции и их предупреждение.

Болезни кожи. Основные причины кожных заболеваний: неправильное питание, недостаток витаминов, гормональные нарушения, травмы, инфекции. Грибковые заболевания кожи. Лишаи. Инфекции наружных покровов. Чесоточный клещ - возбудитель чесотки. Локализация возбудителя, пути передачи инфекции, профилактика.

Заболевания человека, вызванные паразитическими червями (гельминтами.) Пути проникновения в организм. Меры профилактики.

Тема 2. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при ранениях (4 часа).

Виды медицинской помощи. Первая медицинская помощь. Задачи первой медицинской помощи. Порядок оказания помощи. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Понятие «рана». Виды ран: ушибленные, резаные, колотые, укушенные, рваные, рубленые, огнестрельные. Меры профилактики заражения ран. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Демонстрация и комментирование способов наложения повязок на разные области тела.

Отработка умения учащихся накладывать повязки на раны, подбирать перевязочный материал, самостоятельно делать необходимые подручные перевязочные средства.

Тема 3. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при кровотечениях (2 часа).

Понятие о кровотечении. Виды кровотечений. Характеристика кровотечений. Определение вида кровотечения по признакам. Оказание первой медицинской помощи. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения жгута. Ошибки при использовании жгута. Отработка умения учащихся оказывать первую помощь при различных видах кровотечений. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Тема 4. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при переломах (2 часа).

Переломы, их основные признаки. Классификация переломов. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая работа «Первая медицинская помощь при переломах».

Тема 5. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (2 часа).

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. Понятие «клиническая смерть». Признаки остановки сердца. Мероприятия по восстановлению сердечной деятельности.

Практическая работа «Первая медицинская помощь приостановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»

Тема 6. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при ожогах (2 часа).

Причины возникновения ожогов. Термические и химические ожоги. Степень тяжести ожогов. Приемы оказания первой медицинской помощи при термических и химических ожогах.

Тема 7. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при обморожениях кожи(2 часа).

Причины возникновения обморожений. Признаки обморожения. Степень тяжести обморожения. Приемы оказания первой медицинской помощи при обморожениях. Общее охлаждение организма. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.

Тема 8. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при электротравмах, ударе молнией (1 час)

Правила поведения во время грозы. Признаки удара молнией или электрическим током. Приемы оказания первой медицинской помощи при электротравмах.

Тема 9. Травматический шок и противошоковые мероприятия (1 час).

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Тема 10. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе (1 час)

Причины теплового удара, солнечного удара. Признаки теплового и солнечного удара. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе.

Тема 11. Личная и общественная гигиена. Гигиена труда и отдыха (6 часов).

История табака. Ядовитые вещества, входящие в состав табака. Вред, наносимый организму, курением.

Алкоголь. Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголизм.

Работа над осанкой. Основные причины нарушения осанки. Их выявление, предупреждение и исправление.

Сводчатая стопа. Основные причины, приводящие к плоскостопию. Их выявление, предупреждение и исправление.

Гигиена органов зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Гигиена органов слуха. Предупреждение заболеваний уха, его травм. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Первые шаги в медицину» (1 час).

Творческие работы учащихся в форме презентации.

Главными целями курса в 5-м классе являются:

  1. Создание условий для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями, применение их на практике.

  2. Расширение области знаний по биологии.

  3. информационно-просветительская подготовка школьников в вопросах культуры здоровья.

  4. Формирование интереса к профессиям, связанным с медициной.

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

  • Влияние физической культуры и спорта на здоровье человека

  • Вредное влияние алкоголя, курения на организм человека

  • Меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

  • Меры профилактики нарушения осанки и плоскостопия

  • Меры профилактики инфекционных заболеваний

  • Меры профилактики глазных болезней, травм глаза; предупреждение близорукости и дальнозоркости

  • Предупреждение заболеваний уха, его травм. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

  • Основные медицинские термины и понятия

  • Пути проникновения в организм инфекции, гельминтов, чесоточного клеща

Распознавать:

  • Клетки бактерий на микропрепаратах

  • Признаки инфекционных заболеваний (гриппа, дизентерии, туберкулеза)

  • Признаки гельминтных заболеваний

  • Признаки чесотки.

  • Виды кровотечений, переломов (по признакам)

Применять знания на практике:

  • Способы наложения повязок на разные области тела

  • Подбор перевязочного материала, самостоятельно делать необходимые подручные перевязочные средства.

  • Оказание первой помощи при различных видах кровотечений. Правила наложения жгута.

  • Приемы оказания первой медицинской помощи при термических и химических ожогах.

  • Приемы оказания первой медицинской помощи при обморожениях, при общем охлаждении организма, солнечном и тепловых ударах.

Наблюдать:

  • Результаты опытов по изучению жизнедеятельности организма

Соблюдать правила:

  • Здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики заражения инфекционными и гельминтными заболеваниями.

Систематизировать материал, обобщать и делать выводы.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для преподавания курса используются возмрожности цифровой интеративной лаборатории (ЦИЛ) ФГОС НОО: портативный программно-технический комплекс (ноутбук ученика); портативный программно-технический комплекс (ноутбук учителя); мультимедийный проектор; экран; доска интерактивная; цифровые микроскопы.

Условия реализации программы

Основными видами деятельности на занятиях являются информационно-рецептивная, практическая и репродуктивная.

Информационно - рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение различных видов заданий.

Практическая- выполнение практических работ, тренингов, творческих работ.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно - познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении заданий педагога.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог использует следующие наглядные пособия: компьютерные презентации, видеоролики, реквизит, тематические подборки материалов.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

8.Календарно - тематическое планирование

5 класс.

Тема урока

Базовые категории

Содержание

УУД планируемые результаты:

АФО (форма контроля)

Введение (1 час).



1.

Здоровье - самое ценное в жизни человека

Гигиена, гигиенические правила, здоровье, закаливание организма, успех

Создание положительного настроя на обучение. Гигиена - наука, изучающая условия для сохранения здоровья, правильной организации его быта, труда и отдыха. Значение и применение правил личной гигиены.

Личностные УУД: самоопределение, формирование поведенческого компонента

Регулятивные УУД: самоконтроль, составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем

Познавательные УУД: логические (анализ объектов с целью выделения признаков; систематизация знаний, обобщение и умение делать выводы

Ресурсный круг «Будем знакомы».

Активное занятие в паре.

Задание: собрать из слов гигиеническое правило.

Тема 1. Инфекционные болезни (9 часов).

1.(2)

Возбудители инфекционных заболеваний. Причины возникновения инфекционных болезней.

Возбудители: бактерии, вирусы, болезнетворные грибки, паразитические черви. Эпидемия, пандемия, карантин

Знакомство с основными возбудителями инфекционных заболеваний, с классификацией возбудителей. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Понятия «эпидемия», «пандемия» и «карантин».

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Регулятивные УУД: определение цели и задачи занятия;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: находить отличия; составление схем-опор;

работа с информационными текстами, с микроскопом;

объяснение значения новых слов;

сравнивать и выделять признаки;

уметь работать с инструкцией, использовать символы, схемы для структурирования информации;

сравнивать и выявлять положительное и отрицательное значение бактерий в нашей жизни.

Практическая работа

«Рассматривание под микроскопом строения бактерий (на примере сенной палочки)»

Работа в парах.

Взаимопроверка.

2.(3)

Группы инфекций. Профилактика инфекционных болезней.

Группы инфекций: инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции; кровяные инфекции, инфекции наружных покровов. Меры профилактики.

Знакомство с основными группами инфекций, с мерами профилактики инфекционных болезней.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации;

умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Познавательные УУД: работа с информационными текстами;

объяснение значения новых слов;

сравнивать и выделять признаки;

уметь работать с инструкцией, составлять таблицы для структурирования информации.

Индивидуальная работа:

Составление таблицы «Группы инфекций»

3.(4)

Защитные свойства крови.

Иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка, прививки.

История борьбы человечества с инфекциями. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Возбудители и переносчики инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации;

умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Познавательные УУД: работа с информационными текстами;

объяснение значения новых слов;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Работа в парах и в группе

Задания по группам.

4.(5)

Воспаление. Открытие антибиотиков.

Воспаление, иммунитет, антибиотики, пенициллин, защитные факторы организма.

Открытие антибиотиков. Жизнь и деятельность И.И. Мечникова. Работы Л. Пастера, А. Флеминга.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение свои версии.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации;

умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Познавательные УУД: Развитие навыков составления плана своей работы. Добывание нового знания. Постановка гипотезы, обоснование своей точки зрения

Работа в малых группах

Задания по группам.

5.(6)

Невидимые враги в воздухе.

Микробы, вирусы, бактерии, насморк, простуда, грипп, туберкулез.

Инфекционные заболевания дыхательных путей. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Заболевания: грипп, туберкулез, рак легких.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение свои версии.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации;

умение слушать товарища и обосновывать свое мнение;

сотрудничество в поиске информации;

умение выражать свои мысли и идеи.

Познавательные УУД:

Развитие навыков составления плана своей работы. Добывание нового знания. Постановка гипотезы, обоснование своей точки зрения

Работа в группах

Задания по группам.

6.(7)

Гигиена питания. Инфекционные заболевания органов пищеварения, их профилактика.

Правила приема пищи. Кишечные инфекции, споры бактерий, заболевания: ботулизм, холера, дизентерия; диарея.

Гигиена органов пищеварения. Правила приема пищи. Кишечные инфекции и их предупреждение.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение своих версий.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Постановка гипотезы, обоснование своей точки зрения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Занятие в паре.

Составление гигиенических правил.

Само- и взаимопроверка.

7.(8)

Болезни кожи.

Грибковые заболевания кожи: стригущий лишай, грибок стопы. Гигиена кожи, одежды, обуви.

Болезни кожи. Основные причины кожных заболеваний: неправильное питание, недостаток витаминов, гормональные нарушения, травмы, инфекции. Грибковые заболевания кожи. Лишаи.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение свои версии.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Постановка гипотезы, обоснование своей точки зрения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Занятие в паре.

Составление гигиенических правил.

Само- и взаимопроверка.

8.(9)

Инфекции наружных покровов. Чесотка.

Чесоточный клещ. Меры профилактики.

Инфекции наружных покровов. Чесоточный клещ - возбудитель чесотки. Локализация возбудителя, пути передачи инфекции, профилактика.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение свои версии.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Постановка гипотезы, обоснование своей точки зрения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Занятие в паре.

Высказывание гипотез (предположения, о пути попадания клеща в кожу человека)

Составление гигиенических правил.

Само- и взаимопроверка.

9.(10)

Гельминтные заболевания.

Паразиты, паразитические черви (гельминты), сосальщики, ленточные черви.

Заболевания человека, вызванные паразитическими червями (гельминтами.) Пути проникновения в организм. Меры профилактики.

Занятие в малых группах.

Высказывание гипотез (предположения, о пути попадания в организм человека паразитических червей).

Составление гигиенических правил.

Само- и взаимопроверка

Тема 2. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при ранениях (4 часа).

1.(11)

Введение. Значение первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь, само и взаимопомощь.

Виды медицинской помощи. Первая медицинская помощь. Задачи первой медицинской помощи. Порядок оказания помощи. Основные правила оказания первой медицинской помощи.

Форма контроля - индивидуальная (по билетам)

2.(12)

Раны. Виды ран. Правила наложения повязок.

Рана, виды ран, повязка, перевязка, перевязочный материал, правила наложения повязок.

Понятие «рана». Виды ран: ушибленные, резаные, колотые, укушенные, рваные, рубленые, огнестрельные. Меры профилактики заражения ран. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: самооценка, оценка, контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Форма контроля - тестирование по теме «Правила наложения повязок»

3.(13)

Первая помощь при ранениях.

Рана, виды ран, повязка, перевязка, перевязочный материал, правила наложения повязок.

Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Демонстрация и комментирование способов наложения повязок на разные области тела.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: самооценка, оценка, контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельная практическая работа учащихся по наложению повязок:

  • Работа в группе

  • Работа в паре

  • Работа индивидуальная (в качестве проверяющего или консультирующего)

4.(14)

Первая помощь при ранениях.

Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Демонстрация и комментирование способов наложения повязок на разные области тела. Отработка умения учащихся накладывать повязки на раны, подбирать перевязочный материал, самостоятельно делать необходимые подручные перевязочные средства.

Тема 3. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при кровотечениях (2 часа).

1.(15)

Кровотечения, их виды и характеристика. Остановка кровотечения.

Кровотечение, кровопотеря, виды кровотечений, давящая повязка, наложение жгута. Наружное кровотечение, внутреннее кровотечение.

Понятие о кровотечении. Виды кровотечений. Характеристика кровотечений. Определение вида кровотечения по признакам. Оказание первой медицинской помощи. Основные способы временной остановки кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: самооценка, оценка, контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Занятие в группах.

Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе дается своё задание (по характеристике кровотечения определить вид этого кровотечения, опасность его для жизни и порядок оказания первой помощи)

2.(16)

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Кровотечение, кровопотеря, виды кровотечений, давящая повязка, наложение жгута. Наружное кровотечение, внутреннее кровотечение

Способы временной остановки кровотечений различными средствами. Правила наложения жгута. Ошибки при использовании жгута. Отработка умения учащихся оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа по группам из 3 -4 человек. Один из группы - консультант, другой - выполняет задание на практике, третий выполняет роль помощника или «пострадавшего»

Тема 4. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при переломах (2 часа).

1.(17)

Переломы. Их основные признаки.

Перелом, классификация переломов, закрытые и открытые переломы, признаки переломов, иммобилизация

Переломы, их основные признаки. Классификация переломов. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: самооценка, оценка, контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Занятие в группах.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе дается своё задание (по картинке определить вид перелома, опасность его для жизни человека и порядок оказания первой помощи)

2.(18)

Первая медицинская помощь при переломах.

Перелом, классификация переломов, закрытые и открытые переломы, признаки переломов, иммобилизация.

Объяснение и показ основных правил иммобилизации. Оказание первой помощи при переломах.

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа по группам из 3 -4 человек. Один из группы - консультант, другой - выполняет задание на практике, третий выполняет роль помощника или «пострадавшего»

Тема 5. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (2 часа).

1.(19)

Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, клиническая смерть.

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. Понятие «клиническая смерть». Признаки остановки сердца. Мероприятия по восстановлению сердечной деятельности.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение своих версий.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Форма контроля - тестирование по теме «Мероприятия по восстановлению дыхания и сердечной деятельности»

2.(20)

Первая медицинская помощь приостановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, клиническая смерть.

Практическая работа «Первая медицинская помощь приостановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(целесообразно повторить материал. Для этого составляются комбинированные билеты с разными типами заданий; на практике закрепляются навыки по оказанию первой медицинской помощи. При подведении итогов отмечается не только количество допущенных ошибок, но и их причины)

Тема 6. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при ожогах (2 часа).

1.(21)

Ожоги, их виды. Первая медицинская помощь при термических ожогах.

Ожог, термический и химический ожоги, степень тяжести ожога

Причины возникновения ожогов. Термические и химические ожоги. Степень тяжести ожогов. Приемы оказания первой медицинской помощи при термических ожогах.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение своих версий.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Форма контроля - тестирование по теме «Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при ожогах»

2.(22)

Ожоги, их виды. Первая медицинская помощь при химических ожогах.

Ожог, термический и химический ожоги, степень тяжести ожога, ожоговый шок.

Причины возникновения ожогов. Термические и химические ожоги. Степень тяжести ожогов. Приемы оказания первой медицинской помощи при термических ожогах

Практическая работа с показом первой медицинской помощи при ожогах (подведение итогов и исправление ошибок)

Тема 7. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при обморожениях кожи(2 часа).

1.(23)

Первая медицинская помощь при обморожениях.

Обморожения, степень тяжести обморожения, признаки обморожения.

Причины возникновения обморожений. Признаки обморожения. Степень тяжести обморожения. Приемы оказания первой медицинской помощи при обморожениях.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение своих версий.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками и учителем.

Познавательные УУД: Добывание нового знания. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Форма контроля - тестирование по теме «Ожоги и обморожения»

2.(24)

Общее охлаждение организма. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.

Обморожение, степень тяжести обморожения, признаки обморожения, общее охлаждение организма.

Причины возникновения обморожений. Признаки обморожения. Степень тяжести обморожения. Приемы оказания первой медицинской помощи при обморожениях. Общее охлаждение организма. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.

Занятие в паре.

Само- и взаимопроверка.

Тема 8. Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при электротравмах, ударе молнией (1 час)

1.(25)

Первая медицинская помощь при электротравмах, ударе молнией.

Электротравма, электрическая метка на теле.

Правила поведения во время грозы. Признаки удара молнией или электрическим током. Приемы оказания первой медицинской помощи при электротравмах.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

определение проблемы, выдвижение своих версий.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Познавательные УУД: логические (анализ объектов с целью выделения признаков; систематизация информации и представление её в виде текста, таблицы.

Занятие в паре.

Само- и взаимопроверка.

Заполнение таблицы.

Тема 9. Травматический шок и противошоковые мероприятия (1 час).

1.(26)

Травматический шок и противошоковые мероприятия.

Травматический шок, первичный шок и вторичный шок, фазы травматического шока.

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Личностные УУД: Развитие уважения и при работе в парах; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации.

Тема 10. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе (1 час)

1.(27)

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе.

Тепловой и солнечный удар.

Причины теплового удара, солнечного удара. Признаки теплового и солнечного удара. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе.

Познавательные УУД:

находить отличия в причинах теплового и солнечного ударов;

работа с информационными текстами; объяснение значения новых слов; сравнивать и выделять признаки.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, диалоговое общение, умение слушать друг друга, проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения, приходить к единому мнению.

ЛУУД: Развитие самоуважения и взаимоуважения при работе в группах.

Работа в паре.

Сравнение причин и признаков теплового и солнечного ударов.

Тема 11. Личная и общественная гигиена. Гигиена труда и отдыха (6 часов).

1.(28)

Вредные привычки человека. Табакокурение.

Табачный дым, никотин, табачный дёготь, ядовитые вещества, рак легких.

История табака. Ядовитые вещества, входящие в состав табака. Вред, наносимый организму, курением.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, диалоговое общение, умение слушать друг друга, приходить к единому мнению.

Личностные УУД: Развитие самоуважения и взаимоуважения при работе в группах.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа по группам из 3 -4 человек. Учащиеся составляют памятку о вреде курения)

2.(29)

Вредные привычки человека. Алкоголь.

Алкогольные напитки,

Обезвоживание и гибель клеток мозга, перерождение тканей.

Алкоголь. Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголизм.

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа по группам из 3 -4 человек. Учащиеся составляют памятку о вреде употребления алкогольных напитков).

3.(30)

Осанка человека

Осанка, искривление позвоночника.

Работа над осанкой. Основные причины нарушения осанки. Их выявление, предупреждение и исправление.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, диалоговое общение, умение слушать друг друга, приходить к единому мнению.

Личностные УУД: Развитие самоуважения и взаимоуважения при работе в группах.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Практическая работа «Выявление нарушений осанки».

4.(31)

Плоскостопие. Выявление, предупреждение и исправление.

Плоскостопие, тугая стопа, свод стопы.

Сводчатая стопа. Основные причины, приводящие к плоскостопию. Их выявление, предупреждение и исправление.

Практическая работа «Выявление плоскостопия» (работа выполняется дома)

5.(32)

Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

Гигиена зрения, близорукость, дальнозоркость.

Гигиена органов зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, диалоговое общение, умение слушать друг друга, приходить к единому мнению.

Личностные УУД: Развитие самоуважения и взаимоуважения при работе в группах.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа в парах. Учащиеся составляют памятку «Правила для учащихся. Сохранение зрения»).

6.(33)

Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Гигиена слуха, тугоухость, глухота.

Гигиена органов слуха. Предупреждение заболеваний уха, его травм. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение

Самостоятельная практическая работа учащихся:

  1. Работа в группе

(каждому дается индивидуальное задание или организуется работа в парах. Учащиеся составляют памятку «Правила для учащихся. Сохранение слуха»).

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Первые шаги в медицину» (1 час)

1.(34)

Итоговое занятие.

Творческие работы по заданным темам.

Личностные УУД: личностное, профессиональное самоопределение.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в общении.

Регулятивные УУД: Оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, обобщать и делать выводы.

Творческие работы учащихся в форме презентации.


9.Лиратура

1. Анисимова В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя/ В.С. Анисимова, Е.П. Бруновт, Л.В. Реброва. - М.: Просвещение, 1987.

2. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ сост. И.П. Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. - М.: Просвещение, 1989.

4.Колесов Д.В. и др. Биология. Человек: Учебн. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.


© 2010-2022