• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Актуальность работы заключается в следующем: Наиболее благоприятной для развития творческих способностей дошкольника является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. С их помощью  можно развивать у детей интеллект, умение мыслить, а также  побуждать к творческой  активности. Я считаю, что  методы нетрадиционного рисования – это возможность для ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»



Педагогический опыт работы

Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



Выполнила:

Чешук Марина Петровна,

воспитатель 1 кв. категории





п.Лобва

2013

Рисуют дети

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки - маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

(Т.Щербачёва)



Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Актуальность работы заключается в следующем:

Наиболее благоприятной для развития творческих способностей дошкольника является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. С их помощью можно развивать у детей интеллект, умение мыслить, а также побуждать к творческой активности.

И как говорят психологи : «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью». Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен.

Я считаю, что методы нетрадиционного рисования - это возможность для самовыражения детской личности. Они помогают преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Цель моей работы: развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

В своей работе ставила следующие задачи:

  • Научить детей использовать многообразие нетрадиционных техник рисования, аппликации в своём творчестве.

  • Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать сенсорные впечатления на уровне ощущений и восприятия цвета.

  • Формировать эстетический вкус детей.

  • Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; воспитывать умение работать в коллективе дружно, с удовольствием.

Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, с использованием оригинальных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Каждому ребенку очень интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать: какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительнее.

В процессе работы я шаг за шагом от простого к сложному учила детей использовать нетрадиционные способы изображения в своих рисунках.

Для каждой возрастной группы я использовала в работе следующие виды нетрадиционных техник:

  • 1-ая и 2-ая младшая группа: точечный рисунок (рисование ватными

палочками), пальчиковая живопись, рисование ладошками, оттиск, печатание, объёмная аппликация;

  • средняя группа: комбинированное рисование (восковые мелки и

акварель, свеча и акварель), кляксография, печатание листьями, рисование песком;

  • старшая группа: печать по трафарету, монотипия, граттаж,

кляксография;

  • подготовительная группа: цветной граттаж, пластилинография,

рисование мыльными пузырями.





Пальчиковая живопись

Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества и свою углублённую работу я начала с детьми раннего возраста. Мы учились рисовать пальчиками, что для самых маленьких удобнее всего. Малышу гораздо легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки.

Пальчиковая живопись развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движение, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый он заставляет трудиться и второй.

Рисовали и ладошками, каждый раз убеждаясь, что они волшебные, необыкновенные. Создавали рисунки: «Грибы на пеньке», «Петушок», «Лебедь», «Осьминог», «Синичка», «Рыбка». Рисование пальчиками и ладошками - это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами в целом. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения организма в целом.

От рисования и пальчиковых игр малыши получали много положительных эмоций, развивалась мелкая моторика пальцев, что очень важно в раннем возрасте, так как сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.

Как сказал Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Значит слабую руку дошкольника необходимо развивать.

Могу отметить, что игровая организация деятельности детей повысила речевую активность детей. Дети узнавали знакомые образы в рисунках, называли их, проговаривали потешки и стихи. Очень много рисовали пальчиками в младших группах: «Муравейник», «Рябина для снегиря», «Подсолнухи», «Поляна цветов», создавая коллективные работы, и даже книгу «Рисую сам». Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Подсолнухи"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Лебедь"

Работа с бумагой. Аппликация

Традиционно считается, что аппликация - это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества.

При обучении детей двух и трёх лет технике аппликации я использовала простейшие приёмы работы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых форм. Такими приёмами выполнили следующие коллективные работы: «Льдины на реке», «Осенняя берёза», «Арбузик», «Кисть рябины», «Овощи в корзине», «Весёлый снеговик», «Барашек», «Рябина для снегиря».

"Корзина с овощами"

"Кисть рябины"

"Арбузик - девочка"

"Весёлый снеговик"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Кисть рябины"«Прижми и отпечатай»

Рисование это не только одна из радостей детей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребёнка. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Оказывается, рисовать можно спичечным коробком, катушкой, мелкими игрушками, мятой бумагой. Это всё, как штампик - нужно опустить в краску и прижать к бумаге. Таким способом создавали необычные коллективные работы: «Цветы на поляне», «Теремок», «Маки», «Букет в вазе». Смешными и очень кудрявыми получались «Зайчики», «Барашки». Отпечатывали осенние листья на бумаге и получались новые шедевры: «Портрет осени», «Осенний букет». Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»











Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Маки"

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

"Теремок"

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Портрет осени"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



















Рисование ватными палочками

Очень интересными получаются рисунки из точек. В своей работе я использовала особую технику рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек и приобретает мозаичный вид. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы, удивительно красочными получаются «Рыбки в аквариуме».Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Сирень"

"Веточка мимозы"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Аквариум"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»





Рисование свечой, мыльными пузырями, восковыми мелками

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достижением таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна, как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому эти методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

Вместе с детьми рисовали свечой и восковыми мелками «Зимние узоры на окне», «Снеговик».

Научились рисовать мыльными пузырями и сами удивлялись результату - красивым розам. Дети испытали незабываемые положительные эмоции от самого процесса рисования. Результат был очень эффективный - сюрпризность и удивление. Дети становились маленькими волшебниками. Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Снеговик"

"Зимние узоры на окне"

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



"Розы для мамы"

Монотипия

Детские работы поражают своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Дети очень любят рисовать бабочек и, чтобы они получались всегда красивыми и необычными, мы использовали технику рисования «Монотипия». Название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток. Рисуем на одной стороне листа, затем сгибаем лист и отпечатываем на другой стороне. Получается очень красивое, зеркальное отражение бабочек, осенних листьев, цветов.Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Бабочка"

"Букет"



Техника рисования «тычком»

Метод «тычка» увлекательный способ рисования, который любят дети. При таком рисовании нужна жёсткая щетинная кисточка и густая гуашь. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Чем меньше краски на кисточке, тем пушистее точка.

«Кисточка пошла тычком,

Застучала каблучком».

В процессе закрашивания «тычками» рисунки получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри его. Таким способом очень здорово получались животные и кроны деревьев.

Рисовали на темы: «Выставка котов», «Зайцы на поляне», «Семья ежей»,

« Мишка косолапый», «Летние берёзки», «Осенний пейзаж», «Зимний лес».Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

"Выставка котов"Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



"Зимний лес"

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



"Берёзки"



Техника «Граттаж»

Техника рисования - «Граттаж», от французского «гратте» - царапать. Рисунок выполняется процарапыванием острой палочкой по покрытой свечой и тушью поверхности. Эта техника популярна у детей т.к. у нее большие художественно-выразительные возможности: проступающий на темном фоне светлый мерцающий подмалевок, который придает работам таинственность и сказочность. Техника граттажа позволяет детям легко выполнять колористические и графические задания, а воспитателям в ходе работы создавать необычные игровые ситуации.

Техника граттажа подразумевает три этапа подготовки к нанесению самого рисунка, и всё это дети делали дружно с удовольствием:

1 этап - граттажный подмалевок.

2этап - закрепление подмалевка. Создание прозрачного водоотталкивающего слоя. Дети сами натирают рисунок свечой.

3 этап - рисунок покрывают однородным слоем гуаши.

4 этап - соскабливание поверхностного слоя гуаши острой деревянной или пластмассовой палочкой. Ребенок убирает все лишнее - создает графический образ. Созданный на 1 этапе подмалевок «расцвечивает» его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы соединяя в одно целое графическое и цветовое начала.

Рисовали на темы: «Полёт в космос», по сказке «Серебряное копытце», «Подводный мир», «Деревья в инее», «Новогодняя ночь».

Такое рисование вызвало много положительных эмоций. Дети проявляли своё воображение, собственную фантазию.



Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»





Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»



"Новогодняя ночь"

Рисование песком

В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Особый интерес у детей вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная

"Верблюд"

"Колобок"



чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Дети рисовали песком на темы: «Домик в лесу», «Колобок», «Верблюд в пустыне», «Аквариум» и многое другое.
Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Пластилинография

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства. Все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей - усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (бусинки, яичную скорлупу) и природный (шишки, ракушки, семена) материалы.

Особенно детям понравились темы: «Ежи на поляне», «Цветы в корзине», «Овощи и фрукты», «Бабочки».

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Вывод

Все мы знаем, что рисование - одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Работая с детьми по данной теме, я пришла к выводу, что ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творческих способностей, проявлению самостоятельности, инициативы, выражении индивидуальности, а также - это незабываемые положительные эмоции. Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»




© 2010-2022