• Преподавателю
  • Другое
  • Внеклассное занятие на тему «Московские театры во время Великой Отечественной Войны »

Внеклассное занятие на тему «Московские театры во время Великой Отечественной Войны »

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие: «Московские театры во время Великой Отечественной Войны ».

Цель: познакомить обучающихся с работой московских театров во время Великой Отечественной Войны;

Задачи:

Образовательная: дать представление о искусстве периода Великой Отечественной войны. Познакомиться, совместно с обучающимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.

Воспитательная: Вызвать у обучающихся чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу, расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;

Развивающая: Позволяет формировать следующие умения: вести диалог, выражать собственное мнение об увиденном.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Никто не забыт

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья - гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

(А. Шамарин)

Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет. И вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело - бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась Великая Отечественная война…

2. Основная часть.

О том, какая ситуация творилась в стране в эти годы, и в какой обстановке приходилось жить и творить театральным деятелям, писать не имеет смысла, одним словом это можно описать как катастрофу. Казалось бы: когда над головой свистят снаряды, а на соседние дома падают бомбы, мысли об искусстве должны улетучиться сами собой, а в голове должна засесть одна идея - как прокормиться и выжить. Однако главное, в чем просчитались фашисты - они не смогли разрушить моральный дух и единство русского народа, человек остался человеком и, как ни пафосно это прозвучит, искусство ему в этом помогло. Ведь именно в моменты просмотра фильмов, спектаклей, концертов, можно было на секунду забыться и погрузиться в предлагаемый, придуманный мир. Очень точно военного зрителя описал режиссер МХАТ И.М.Раевский: "Мы обращались к обыкновенному зрителю, который силою обстоятельств оказался оторван от семьи, от своего предприятия и вынужден был взяться за оружие. В то же время зритель этот был необыкновенным! Нужно было показывать ему высокое искусство, говорящее ему о торжестве жизни, правды, справедливости".

Сейчас не перестают снимать фильмы и выпускать документальные программы, в театрах то и дело появляются премьеры, затрагивающие тему ВОВ. Однако не так уж часто задумываются о том, что и во время войны люди оставались, прежде всего, такими же людьми, какими были и до трагического дня 22 июня 1941 года жаждущими веселья, развлечений и хотя бы маленьких культурных радостей. Именно эту функцию - доносить до воинов, борющихся за человеческую Жизнь, частичку этой самой жизни, гражданской, отдельной от политических распрей и убийств, взяли на себя театральные деятели сороковых годов, организовав фронтовые театры , бригады. Они выезжали, проглатывая страх, в самые горячие точки и несмотря ни на что развлекали солдат.

Все артисты московских театров, эстрады, цирка входили в составы концертных бригад.

Бригады артистов выезжали с концертами на боевые корабли, на фронт, в учебные полки, в госпитали и батальоны выздоравливающих, на заводы и в домохозяйства. Порой, давая по два-три концерта в день, веселой шуткой, острым словом, патриотической и лирической песней поднимали настроение, вдохновляли на подвиги и труд. Только в 1941 году и только силами знаменитого Центрального Дома работников искусств было дано 32 400 концертов. Большой театр за время войны дал 5000 концертов, фронтовой филиал Малого - 2 000, Театр Станиславского и Немировича-Данченко - 1 000. На передовой действовало 25 специально созданных фронтовых театральных трупп, а также 3800 фронтовых бригад ; на фронт выезжали 42 000 артистов . В общей сложности, за годы войны силами театральных, танцевальных, эстрадных коллективов было дано полтора миллиона концертных выступлений.

В стационарных московских театрах в этот период репертуар наполнился актуальными новыми пьесами отечественных драматургов, посвященных войне и победе над фашизмом. Также популярны были классические русские и зарубежные комедии. Поначалу в драматургии и, соответственно, в театральном репертуаре преобладали настроения легкой победы. А.Сурков говорил: "До войны мы часто дезориентировали читателя насчет подлинного характера будущих испытаний. Мы слишком облегченно изображали войну ". Но постепенно, к 1942 году, писатели и артисты стали осваивать более сложный материал, в котором открывались вся тяжесть и боль военного времени.

С первых дней войны фронтовые бригады образовались из шефской бригады Центрального театра Красной Армии и из военно-шефской актеров Малого театра.

Первой актерской бригадой, специально сформированной для поездки на фронт была бригада московских актеров разных театров уже в июле 1941 года выехавшая в район Вязьмы. Среди артистов, активных участников художественных бригад на фронтах, были И.Москвин, В.Качалов, Н.Хмелев, Б.Добронравов, М.Тарханов, А.Тарасова, А.Зуева, В.Ершов, Н.Дорохин (МХАТ), А.Яблочкина, П.Садовский, А.Остужев, Е.Турчанинова, В.Пашенная, М.Царев, С.Межинский, Н.Анненков (Малый театр ), Е.Корчагина-Александровская, Н.Черкасов (Ленинградский театр драмы им. Пушкина), Л.Макарьев (Ленинградский ТЮЗ), В.Хенкин, Д.Кара-Дмитриев ( Театр Сатиры), А.Орочко, А.Абрикосов, А.Ремизова ( Театр им. Вахтангова). Цельно составленного репертуара не было, он складывался из различных спектаклей, концертных программ, скетчей, сценок.

Фронтовой концерт

Бой затих. Остыли пушки.
Самолетов в небе нет.
На березовой опушке
Фронтовой идет концерт.

Под березой обгорелой
При погонах баянист…
На полянку в блузке белой
Вышла девушка-артист.

Мнут платочек белы руки,
Баянист начать готов:
- Что же спеть мне?
О разлуке?
Или все же про любовь?

Сотня глаз солдатских, жгучих
По плечам ее скользит…
- Про любовь - оно бы лучше! -
Кто-то басом говорит.

- А еще, для интереса,
Спойте «Синенький платок»!
И разносится по лесу
Колокольчик-голосок.

«Не брани меня, родная,
Что я так люблю его…» -
Песня, душу задевая,
Не обходит никого.

Ни безусого сержанта.
Ни полковника в рубцах,
Ни сердягу-интенданта -
Бередит у всех сердца.

Только песня отзвучала.
Загудел походный зал:
- Хорошо! Спасибо! Мало!
- Баянист бы поиграл!

Баянист берет с разгона.
Весь азартом обуян,
От погона до погона
Ходит новенький баян.

Улыбаются солдаты,
Не стерпел, вскочил майор:
- Черт возьми! И я когда-то
Не последний был танцор!

Лучше всех плясал в округе,
И теперь - плясать резон!
Ну, поддерживайте, други! -
И пошел работать он!

- Мне на месте не стоится,
Я спляшу, а ты запой!
- Ну-ка, гостьюшка-певица,
Выходи на круг за мной!

Косы за спину отбросив.
Не спеша пошла на круг,
А в глазах - улыбки просинь,
Плечиком тряхнула вдруг:

- Пойте, реки, пойте, села,
Лейся песня на простор!
Вы, видать, весьма веселый.
Хоть и гвардии майор!

И, притопнув лихо ножкой,
Повернулась, поплыла…
Помолчал майор немножко,
Поискал в ответ слова:

- Вы шутите, не шутите,
Некуда вам деться!
Не губите, полюбите
Молодца-гвардейца!

Дует ветер над рекою,
Гнутся ивы неспроста…
Полюбила б всей душою,
Только поздно - занята!

Долго оба не сдавались,
Вытворяя чудеса.
У майора показались
Росинки на усах.

А у девушки сердечку
Тесно сделалось в груди…
Нависал туман над речкой.
Что-то было впереди?

Может, больше на рассвете
Кипяточку не попить,
Распростишься с белым светом?..
Только что тут говорить!

Кто-то крикнул:
- Эй, солдаты!
Нам ли загодя тужить!
Веселись! А до утра-то
Можно дважды жизнь прожить.

Это верно: Это точно!
Каждый знает наперед -
Как ни грозно бой грохочет.
Жизнь, она - свое берет!

Какими бы многочисленными не были фронтовые бригады, а только в Москве за годы войны их было создано более семисот, они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 - в 1942 году начали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры . В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах. При всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они переняли традиции передвижных театров , выезжавших на передовые позиции и в части Красной Армии

А.П.Васильев создавал простые, но при этом крайне удачные декорации, которые позволяли спектаклям даже в полевых условиях сценографически не выглядеть примитивно.

Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место…

Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит, укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас начинается спектакль. Проверять некогда".

Солдаты считали своим долгом обеспечить безопасность приехавшим к ним выступающих, а артисты, в свою очередь, понимали, насколько важно не обделить частичкой радости, которую они привезли, всех воинов, и зачастую показывали подряд несколько раз одни и те же номера для того, чтобы все солдаты смогли присутствовать.

Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса, без костюмов. Как-то бригада театра миниатюр "Огонек" решила, что надо бы приодеться на выступление, "по специальным эскизам сшили полуопереточную униформу. Но стоило артистам появиться в ней в прифронтовой зоне в сопровождении красноармейского патруля, как жители недавно освобожденного села забросали их комьями земли, приняв не то за итальянских, не то за румынских военнопленных. Пришлось тотчас же отказаться от униформы".

Приходилось выступать и шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по телефону - бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт.

Театральный коллектив фронтового театра, в составе которого было от двенадцати до двадцати пяти человек, строился по особому принципу. Все работники театра были артистами и в то же время выполняли другие функции: от директора до рабочего сцены. Каждый из сотрудников театра имел по две и три обязанности, например, артиста и парикмахера, артиста и костюмера, артиста и рабочего сцены, артиста и администратора, артиста и директора театра. В каждом коллективе обязательно были артисты - баянисты и танцоры.

На фронте каждый спектакль был индивидуален, каждый раз была маленькая премьера. Зачастую актеры, двигаясь вместе с войсками, сами до последнего не представляли, где будет следующее выступление, на какой площадке, поэтому коллектив всегда сопровождал режиссер, способный на месте адаптировать сценографию и грим в зависимости от того, дневной свет или электрический, а также моментально развести мизансцены.

В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны: Окончание войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945, балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946, балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

Московский Художественный театр им. Горького привез на гастроли в Минск спектакли «На дне», «Дни Турбиных», «Школа злословия» и «Тартюф». В помещении Центрального клуба Красной Армии 21 июня 1941 года мхатовцы играли «Тартюфа», ничто в Минске не указывало на приближение трагедии. Посмотреть на игру московских актеров пришли первые лица республики - гражданские и военные. Среди них - первый секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Пономаренко и командующий Западным Особым Военным округом генерал армии Дмитрий Павлов.

22 июня 1941 года в 12 часов в театральном зале ДКА начался дневной спектакль «Школа злословия» гастролировавшего в Минске МХАТа . Участвовали выдающиеся актеры Андровская, Яншин, Кторов, Массальский. После антракта на авансцену вышел военный и, сообщив о начале войны, предложил военнообязанным направиться в свои военкоматы. Прочие остались в зале, спектакль продолжился и закончился как положено. А уже на следующий день, 23 июня 1941 года, фашисты бомбили Минск… Мхатовцы дают еще два спектакля, несмотря на угрозу остаться в оккупированном Минске.

Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 театр вернулся в Москву [1]

Вопрос эвакуации москвичей решил как самую первую боевую задачу батальонный комиссар Н.А.Григорьев - 25 июня 1941 года на шести грузовиках коллектив МХАТа отправили в Смоленск, 29 июня Немирович-Данченко с труппой уже в Москве.

«В воскресение 22 июня 1941 года для офицеров и курсантов военного училища был организован культпоход в город Ворошиловград на спектакль гастролировавшего Московского театра имен Тема: «Московские театры во время Великой Отечественной Войны»

и Моссовета - « Богатая невеста». С самого утра автомашины, трамваи, шедшие в город, были заполнены курсантами и офицерами. Светило лучистое и горячее солнце, сияло голубое небо. Спектакль был в разгаре. В антракте между первым и вторым актом было объявлено: « Всем военнослужащим немедленно явиться в часть!».

Через час все были на «Острой могиле» . Так назывался поселок, где было расположено училище. Это название было дано двум холмам еще во времена гражданской войны» (Иосиф Яковлевич Боярский, «Литературные коЛЛажи»)

В июне 1941-го года Малый театр выехал на гастроли на Украину, разделившись там на две большие группы. Одна часть труппы начала гастрольную поездку в Днепропетровске, другая - на Западной Украине. 21 июня 1941 года очередная военно-шефская бригада Малого театра давала концерт в красноармейских лагерях, расположенных на Западной Украине, под Ковелем, недалеко от польской границы. Завершить концерт не удалось, поскольку командование получило известие о надвигающейся опасности. Зрители прерванного концерта - бойцы и командиры армии включились в военные действия.

Летом 1941 года Театр Советской Армии выехал на гастроли на юго-западную границу СССР. Там труппу застала война, началось формирование фронтовых бригад, выступления перед бойцами - первое состоялось уже 22 июня 1941 года . Попов считал принципиально важной для себя работу над спектаклем «Давным-давно» по пьесе А.Гладкова - в острый момент войны театр обратился к событиям 1812, к легендарной личности Н.Дуровой, «кавалерист-девицы», полной патриотических чувств и рвущейся на фронт. Роль Шуры Азаровой замечательно воплотила Л.И.Добржанская. Для Театра Российской армии эта героическая комедия - страница великой истории, такая же, как «Учитель танцев» и «Смерть Иоанна Грозного», положившей начало большого стиля и мгновенно превратившейся в театральную легенду.

3. Итог. Роль фронтовых театров в культурном обслуживании армии была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы. Первое место в этом смотре занял филиал Театра им.Евг.Вахтангова. Он прошел всю войну , как и военные филиалы Малого театра и МХАТа. Свыше трех тысяч работников искусства награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. По завершении войны многие артисты и режиссеры стали лидерами своих профессий, их имена значимы для театральной летописи уже других, более поздних ролей и постановок. И нельзя не брать в расчет тот опыт, через который им пришлось пройти, который оставил четкий отпечаток на характере, на манере работы. Кто знает, может, отчасти, и этот факт повлиял на формирование театрального поколения, принесшего российской сцене такое количество талантливых деятелей.

Что такое День Победы

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы -

Это значит - нет войны.


© 2010-2022