Конспект урока по биологии в рамках ФГОС, 5 класс. Тема урока: Лишайники

Конспект  урока по развитию критического мышления по биологии в рамках ФГОС, 5 класс. Тема урока: Лишайники Автор: Нурдавлетова Рушания Минхазиевна, учитель химии и  биологии. Место работы: МБОУ СОШ №8  ЕМР РТ Тип урока: изучение нового материала. Технология построения: технология развития критического мышления Тема урока: Лишайники Цель: определить место лишайников в царстве растений.  Задачи:  Образовательные:  • углублять знания о многообразии живых организмов; • выделить своеобразие организм...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию критического мышления по биологии в рамках ФГОС, 5 класс

«Лишайники»

Автор: Нурдавлетова Рушания Минхазиевна, учитель химии и биологии.
Место работы: МБОУ СОШ №8 ЕМР РТ

Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: технология развития критического мышления

Тема урока: Лишайники Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
• углублять знания о многообразии живых организмов;
• выделить своеобразие организма лишайников;
• познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
• рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
•способствовать развитию критического мышления,
•развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.
Воспитательные: •способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
•создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, парная

Методы: частично - поисковые
Оборудование: УМК, таблица "Лишайники", гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.

Ход урока
1.Мотивация, вызов

На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов, водорослей. Вспомните,

1. Какой тип питания характерен для грибов?

Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

2.Какой тип питания характерен для водорослей?Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.

Автотрофное - создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное - всасывание растворов питательных веществ.

3.Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.

4.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

Такой симбиоз называется микориза, в переводе с греческого - «грибокорень»)


Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (Лишайники).

1вариант: 8 минут «Корзина идей»

1 этап запишите в течении 2 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник

2 этап 2 минуты обмен информацией в паре

3этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного

Встречали ли вы эти организмы в природе? Эти удивительные существа называют лишайниками. Лишайники-загадали ученым множество загадок. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов? 0 видео сюжет

2. Осмысление.

Учитель: для того чтобы решить эти загадки мы с вами изучим строение лишайников, размножение, роль в природе ив жизни человека(Запись темы урока в тетради, формулирование учителем целей урока.)

Прием «Перепутанные логические цепи»7 минут

Перед вами листочки с утверждениями. Вам необходимо индивидуально отметить какие утверждения вы считаете верными до и после прочтения текста.

1 задание. Прочитайте утверждения :

1.Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.

2. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

3.За год средний прирост лишайников составляет 10сантиметров.

4. Лишайники произрастают на всех континентах.Лишайники встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д

5.Накипные лишайники самые сложные виды

6.Лишайники однолетние, очень прихотливые растения

7.Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить могут

8. Цвет слоевища лишайников может быть только серым.

9. Лишайники размножается вегетативно

10. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

11. Тело лишайника называется слоевище

Выберите правильные утверждения до и после прочтения текста

Номера правильных утверждений до чтения текста

Номера правильных утверждений после чтения текста

1,2,4,7,9,10,11

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в паре, уточняют, исправляют

Текст для чтения
На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
Лишайники многолетние растения, состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно .Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Слоевище лишайников может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые. Накипные: лецидея скученная, леканора разнообразная. Листоватые: пармелия козлиная, пельтигера собачья, нефрома арктическая, гипогимния вздутая, цетрария исландская. Кустистые: кладония пальчатая, к. альпийская, уснея длиннейшая, эверния сливовая, алектория бледноохрянная

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.).

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников - медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

2 задание. Посмотрите видео-сюжет и заполните таблицу(2 видео)2 минуты

Функции гриба

Функции водоросли

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, защита от перегревания и засыхания

клетки водоросли синтезируют органические вещества

Значение лишайников в природе.(Работа с учебником с.102-106) 5 минут

1.

ПОЧВО-ОБРАЗОВАНИЕ

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

2.

К О Р М

В тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники, последние являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.


3.

П И Щ А

В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!
4.

ЛЕКАРСТВО

В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются - лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием.

Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.

5.

ПАРФЮМЕР-

НАЯ

ПРОМ - СТЬ

Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.

КРАСИТЕЛИ

Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7.

АРХЕОЛОГИЯ

Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста субстрата. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 г.г. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.

8.

ЛИХЕНО-ИНДИКАЦИЯ

Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними - накипные. Учитель может попросить объяснить почему именно в такой последовательности.

(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).


Закрепление.

Работа по тестам 5 минут

Тест по теме «Лишайники»

1 вариант

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Наука о лишайниках называется

А) Ботаника

Б) Альгология

В) Бриология

Г) Лихенология.

2. Лишайники - это

А) Растения

Б) Животные

В) Особая группа симбиотических организмов

3.Слоевище лишайников состоит из

А) Водорослей и бактерий

Б) Бактерий и грибов

В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

4. Лишайники могу селиться

А) На любом неподвижном субстрате

Б) Только на почве

5. Что получает водоросль от гриба?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

Г) Минеральные вещества.

6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

7.Самостоятельно может существовать

А) Водоросль, отделенная от гриба

Б) Гриб, отдельно от водоросли

8.Как размножаются лишайники

А) Нитями грибницы

Б) Семенами

В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.

9.Каков прирост слоевища ягеля за год

А) 1-3 мм

Б) 5 мм.

В) 10 мм.

Тест по теме «Лишайники»

2 вариант

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Лишайники - это

А) Растения

Б) Животные

В) Особая группа симбиотических организмов

2. Наука о лишайниках называется

А) Ботаника

Б) Альгология

В) Бриология

Г) Лихенология.

3. Что получает водоросль от гриба?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

Г) Минеральные вещества.

4.Слоевище лишайников состоит из

А) Водорослей и бактерий

Б) Бактерий и грибов

В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

5.Каков прирост слоевища ягеля за год

А) 1-3 мм

Б) 5 мм.

В) 10 мм.

6. Лишайники могу селиться

А) На любом неподвижном субстрате

Б) Только на почве

7.Как размножаются лишайники

А) Нитями грибницы

Б) Семенами

В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника

8.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

9.Самостоятельно может существовать

А) Водоросль, отделенная от гриба

Б) Гриб, отдельно от водоросли

Рефлексия
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами»?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6.Домашнее задание
Всем: §19, стр.:105, вопросы 1-7 письменно на стр.106 подумайте
Повышенный уровень:
1.Сообщение «Лишайники Татарстана».
2.Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»

Список литературы:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2.Цифровые образовательные ресурсы.



© 2010-2022